Социолингвистика и неограмматизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социолингвистика и неограмматизм



Родоначальником описательной лингвистики считается Ф. де Соссюр. Известен как автор идеи синхронизма и системного подхода к языку, хотя, по свидетельству исследователей, относил языкознание к области психологии.

Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.Значение теории Ф. де Соссюра заключается в следующем:

1. Внутри языкознания выявил семиологию – науку, призванную изучать знаковую систему. И лингвистику – изучающую язык, как особую знаковую систему.

Langage – язык вообще – объект изучения лингвистики.

Выделил внешнюю и внутреннюю лингвистику. Предмет внешней – вопросы экономического, географического и исторического бытования языка. Предмет внутренней лингвистики – устройство языка.

Соссюр призывал изучать только внутреннюю лингвистику. Она расчленяется на лингвистику языка и на лингвистику речи. Объектом лингвистики языка является язык, а объектом лингвистики речи – речь.

2. Соссюр разорвал язык и речь, так как язык социален, а речь индивидуальна (основания). Язык не наблюдаем, речь наблюдаем. Язык – нечто общее, инвентарь слов и правил, а речь реализуется у каждого по-разному. Язык – это норма, а речь – нет. Поэтому важнее изучать язык.

3. Соссюр считал язык системой знаков. Языковой знак – психическое обоснование, произвольное, условное, не навязанное природой, причинно-следственное соединение двух сторон: акустического образа и понятия.

Признаки языкового знака:

1. Условная связь между означаемым и означающим. В самом слове нет указания на предмет.

2. Линейный характер.

3. Изменчивость/не изменчивость.

4. Договорённость.

4. Соссюр считал язык системой единиц. Задача языкознания – изучение отношений между единицами. Два типа отношений:

1. Ассоциативные (линейные) – отношения взаимодействия (синтагматические отношения).

2. Сосуществования – сходства и различия, на основании которых единицы могут группироваться на определённые классы (парадигматические отношения).

Объект языкознания – чисто языковые отношения, парадигматические.

5. Единицей языка он назвал ту, которая обладала значением и значимостью. Значимость – то, какое место единица занимает в системе, относительно другой единицы.

6. Соссюр расчленил лингвистику на синхроническую (статическое изменение языка) и диахроническую (рассматривал язык в историческом изменении).

Приоритетным он считал языкознание. Это было для него важным положением.

Соссюр первым выявил такие объекты лингвистики, как язык; система знаков; ввел разграничение языка и речи; призвал к изучению внутреннего устройства языка.  

Новый предмет в языкознании связан с понятием структуры языка. В конце XIX – начале XX веков появился структурализм.

Структуралисты взяли у Ф. де Соссюр как ведущее – синхронное изучение языка. Структура языка – разные элементы вступают в отношения. Задачи: узнать, до каких пор языковая единица оказывается тождественна сама себе, каким набором дифференцированных признаков обладает языковая единица; каким образом языковая единица зависит от языковой системы в целом и других языковых единиц в частности.

I этап – 30-40 г.г. XX века – зарождение структурализма. Школы: пражский лингвистический кружок, копенгагенская школа, датский структурализм, американская, лондонская школы.

Московскую и ленинградскую школы интересовало не содержание, а выражение этих единиц. Большое внимание обращалось на отношения между единицами языка.

II.этап – 50-70 г.г. В это время школ как таковых не выделяется, разрабатываются авторские программы Л.Блумфилда, Н.Хомского. Генеративистов стало интересовать и содержание (то есть значение) языковых единиц.

Пражская лингвистическая школа (Трубецкой, Якобсон, Карцевский, Скаличка, Матезиус). Это школа функциональной лингвистики. Участники призывали изучать функции языковых единиц. Во многом пражцы следовали за Соссюром. Разработанные фонологические исследования (важное звено).

В своей работе “Основы фонологии” Трубецкой выделил положения:

1. Разграничил фонетику и фонологию. Он это сделал на основании единиц речи (фонетику) и языка (фонологию).

2. Определил фонему как научную абстракцию, реализуемую в своих произносительных вариантах. Выработал систему правил разграничения звука и фонемы.

3. У фонем выделил различительные (дифференциальные) признаки. Они составляют содержание фонем.

Дифференциальные признаки фонем проявляются с помощью метода оппозиции:

1. Отношения между членами оппозиции: привативная, градуальная, эквиполентная. Привативная – когда у одного члена оппозиции есть признак, а у другого нет. Градуальная – один признак может проявляться в большей или меньшей степени (долгота и краткость звука). Эквиполентная – у членов совершенно разный набор признаков. Члены оппозиции образуют коррелятивную пару.

2. Основание по объёму смыслоразличительной силы: постоянные и нейтрализуемые. Нейтрализуемые – в определённом окружении фонемы теряют свои признаки и сохраняют только общие признаки.

Эти оппозиции перенесены и на другие уровни изучения языка. Важным является изучение синтаксиса.

Матезиусу удалось создать теорию актуального членения предложения. Порядок слов в предложении помог изучить именно актуальное членение.

Важное место занимает изучение функциональной стороны языка.

Пражцы выделили функции языка: 1) общения (теоретический и практический язык); 2) поэтическая функция.

Выделили стили языка: 1) разговорный; 2) научный (теоретическая); 3) деловой (практическая); 4) художественный (поэтическая). И выводили поэтический язык за рамки художественного.

Одним из самых прославленных лингвистов Пражской лингвистической школы стал С.Карцевский, предложивший модель развития языка, в статье, посвященной асимметрии языкового знака.

Датский структурализм (глоссемантика)

Главной идей Соссюра являлась идея о том, что язык представляет собой идею чистых отношений. По Ельмслеву – соединение математики и лингвистики. Он пытался построить алгебру языка. Для лингвиста важны только отношения между языковыми знаками. Если выявить все отношения, то язык можно представить как систему этих отношений. Цель – не в членении единиц, а в установлении зависимости одних единиц от других.

Три типа отношений:

1. Взаимозависимость – когда одна единица предполагает существование другой.

2. Отношения детерминации – один член предполагает существование другого, а другой не предполагает.

3. Констелляция – ни один из членов не предполагает существование другого.

Цель – выявление и регистрация отношений внутри языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.177.14 (0.007 с.)