Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала жемчужины восточнобережного Крыма Г. Феодосии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала жемчужины восточнобережного Крыма Г. Феодосии



Быстров С.А. Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала жемчужины восточнобережного Крыма г.Феодосии. [34] В работе рассматриваются вопросы современного состояния туристской индустрии г. Феодосии, оценивается туристско-рекреационный потенциал дестинации и уровень его развитости для задействования в организации массового туризма. Выявляются основные проблемы и перспективы развития г. Феодосии, как ведущего привлекательного туристского центра, как Восточного побережья Крыма, так и Республики Крым в целом.

Bystrov S.A. Problems and perspectives of development of tourist and recreational potential of pearl east coast Crimean city of Feodosia. The paper examines the current state of the tourism industry Feodosia, estimated tourist and-recreational potential destination and level of sophistication for engaging in mass tourism organization. Identify the main problems and prospects of development of the city of Feodosia, as a leading tourist center attractive as the East Coast of the Crimea, and the Republic of Crimea as a whole.

Постановка проблемы. Туристская отрасль и ее развитие в Республике Крым является одним из приоритетов федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года", что во многом обусловлено тем фактом, что регион обладает не только богатейшим туристско-рекреационным потенциалом, но и тем, что туризм вносит существенный вклад в экономику республики Крым (доля торговли и ресторанно-гостиничного бизнеса в ВРП оставляет 23,1%, без учета транспортной составляющей, сельского хозяйства, пищевой промышленности и частично строительства, которые, во многом, ориентированы на туристический поток) [6]. Однако, для эффективного развития туризма в Крыму необходимо не только преодолеть объективную проблему фактора сезонности туристских потоков путем его сглаживания, но и проблему диспропорции туристских потоков внутри региона. Решение второй проблемы крайне важно с позиции целостного и устойчивого развития туризма во всех частях Крыма, что позволит снять избыточную туристскую нагрузку в одних областях Крыма и сделать отдых туристов более комфортным и одновременно стимулировать рост туристского спроса на те области и курорты полуострова, которые сегодня по разным причинам являются менее востребованными у туристов. 

 Анализ последних исследований и публикаций. В научной литературе развитию туристско-рекреационной сферы Крыма посвящено множество работ и публикаций. В частности, отметим труды Атлуева Р.В., Олифира Д.И., Сайбель Н.Ю., Потаповой А.Е. и др. Практически во всех работах основное внимание уделено проблемам развитости рекреационно-туристической сферы Крыма, что во многом характерно и для г. Феодосии, как знакового курорта Восточного побережья Крыма.

Цель статьи заключается в оценке туристско-рекреационного потенциала, выявлении и оценке проблемных аспектов препятствующих развитию массового организованного и самодеятельного туризма в г. Феодосии, как ключевого центра Восточнобережного Крыма, и в предложении, на основе полученных результатов исследования, основных направлений деятельности местных органов власти по их ликвидации и повышению туристской активности в дестинации. 

Изложение основного материала. Динамический анализ структуры туристских потоков в Республике Крым по территориальному (географическому) критерию, показал имеющуюся на протяжении длительного периода времени диспропорцию, где отчетливо наблюдаются лидерские позиции и регионы аутсайдеры по приему туристов (в частности, таким регионом является Восточное побережье Крыма) [3, 4, 7, 8].

Таблица 1 - Динамика региональной дифференциации въездного туристского потока в Крыму

Регион Крыма 2013 2014 2015 2016 (январь-июль)
ЮБК 54% 56% 59% 40%
Западное побережье Крыма 26% 24% 17% 39%
Восточное побережье Крыма 13% 11% 17% 17,5%
Другие части Крыма 7% 9% 9% 3,5%
Общий туристский поток Крыма 5,9 млн. 3,8 млн. 4,598 млн. 3,012 млн.

 

Следует отметить, что все курорты Восточного побережья Крыма сталкиваются с двумя основными проблемами: невысоким уровнем туристского потока и низким уровнем продолжительности пребывания туристов, при том, что данный регион Крыма обладает значительным туристским потенциалом. Особенно ярко это прослеживается на примере г. Феодосии, где средняя продолжительность отдыха туристов составляет 8 дней (в Ялте - 10, в Алуште - 12, в Саках и Евпатории - 17), а туристские потоки хоть и растут, но достаточно медленными темпами в сравнении с городами ЮБК и Западного побережья Крыма [1, 8]. 

 

Таблица 2 – Динамика туристского потока в г. Феодосия

Показатель

Период времени

2013 2014 2015 2016 (январь-июль) план 2016
Количество туристов, тыс. чел 157,2 75,2 171,6 100,5 196,6

 

При этом, Феодосия обладает значительными туристско-рекреационными ресурсами:

· благоприятные климатические ресурсы. Высокая продолжительность солнечного сияния - 2265 часов в год (по этому показателю Феодосия опережает Ялту), длительный купальный сезон с мая по октябрь, с температурой воды 17◦C и более - 146 дней, а с температурой 20◦C и более - 74 дня. В медико-климатическом плане, Феодосия выступает как регион, благоприятный для лечения заболеваний органов дыхания нетуберкулезного характера, системы кровообращения и нервных заболеваний;

· большая протяженность пляжной береговой полосы - 58 км., высокая емкость пляжей - предельная нагрузка - 280 тыс. чел. и разнообразие пляжной территории - наличие галечных, песчано-галечниковых и ракушечных пляжей [1];

· уникальность и неповторимость ландшафтной территории, что связано с расположенностью на границе восточной гряды Крымских гор и Керченской холмистой равнины. Знаковым природным достоянием является Карадаг - древний, единственный в Крыму потухший вулканический массив, своеобразный минералогический природный музей, возраст которого насчитывает около 150 млн. лет;

· обширное культурно-историческое и архитектурное наследие, принадлежащее к разным эпохам, что объясняется тем фактом, что Феодосия является одним из древнейших городов России и Европы (ее возраст составляет более 2500 лет). Данный факт особенно важен в связи с постепенно изменяющимися мотивами совершения туристских поездок в Крым со стороны туристских потоков. Так, по данным исследования географического факультета МГУ им. М.Ломоносова при поддержке Минкурортов, если в 2015 г. культурно-познавательное направление интересовало 17% людей приезжающих в Крым, то в 2016 г. этот показатель составил уже 26% [7, 8]. Территория региона включает в себя: 11 памятников археологии, 50 памятников архитектуры, 18 памятников истории и культуры, 5 культовых объектов, 45 памятников монументального искусства. Знаковыми объектами туристской притягательности (аттракторами) являются: историко-архитектурный заповедник «Генуэзская крепость», национальная картинная галерея И.К. Айвазовского (содержит 416 работ художника), дом-музей поэта и художника М.А. Волошина, литературно-мемориальный музей А.С. Грина, музей древностей, музей дельтапланеризма (единственный в Европе);

· развитая досугово-развлекательная инфраструктура. В районе Большой Феодосии функционируют следующие туристско-ориентированные объекты: 3 дельфинария, концертный зал «Звездный» с современным световым и звуковым оборудованием, где проходят выступления ведущих артистов отечественной эстрады, аквапарк "Коктебель", расположенный на территории 4,43 га, способный принимать до 3 тыс. человек ежедневно;

· обширная и разнообразная культурно-развлекательная программа. На территории муниципального образования городской округ Феодосия проводится ряд следующие мероприятия: фестиваль рыбной кухни «Барабулька», международный фестиваль «Авиаигры», международный Джазовый Фестиваль «Live In Blue Bay», международный винный фестиваль «WineFeoFest», международный фестиваль воздухоплавателей «Воздушное братство».

Однако, несмотря на имеющийся обширный туристско-рекреационный потенциал г. Феодосии, можно выделить целый ряд существенных проблем, которые препятствуют активному развитию города, как одного из ведущих туристских центров Крыма:

1. Низкий уровень осведомленности российских туристов о туристско-рекреационном потенциале г. Феодосия, в виду недостаточности организации рекламной кампании города на российском туристском рынке, как привлекательного крымского города-курорта.

Во многом проблема низкой степени осведомленности туристов о г. Феодосии и его туристско-рекреационном потенциале обусловлена изменившейся за последний период структурой самого туристского потока. Так, до присоединения Крыма в состав России по географии прибытий туристов в Крым доминировали туристы из Украины, на которых приходилось - 65,6% общего турпотока, в то время, как на граждан Российской Федерации - 26,1% (8,3% граждане иных зарубежных стран). После вхождения Крыма в состав России около 88% всех туристов полуострова - граждане Российской Федерации, и только 10% - граждан Украины (2% - граждане стран дальнего и ближнего зарубежья) [4, 7]. Кроме того, значительный удельный вес в современном туристском потоке занимают жители Дальнего Востока и Урала, для которых Крым, до сих пор остается относительно далекой неизведанной в туристском плане территорией и ассоциируется главным образом с Ялтой и ЮБК (проведенный в Крыму опрос, в отношении, что является главным символом Крыма показал, что 31% респондентов назвали замок Ласточкино гнездо, что во многом связано с тем фактом, что все плакаты о Крыме в советское время, которые распространялись и за пределами СССР, были с изображением Ласточкиного гнезда). При этом, во многом проблема низкой степени узнаваемости города лежит в недостаточной маркетинговой активности местных органов власти.

2. Дефицит качественных и категорийных средств размещения в г. Феодосии, в связке с неэффективной ценовой политикой в индустрии гостеприимства. На сегодняшний день, многие гости города вместо гостиниц и иных аналогичных средств размещения выбирают частный сектор, что во многом негативно сказывается на доходах предприятий гостиничного бизнеса города и городском бюджете ввиду недополучения средств в городскую казну [5]. Важно отметить, что проблема здесь заключается не столько в дефиците номерного фонда и численности средств размещения, число которых постепенно увеличивается (по данным профильного ведомства Феодосии, перечень официальных объектов размещения региона насчитывает в 2016 г. - 104 объекта, в то время, как в сезоне 2015 года функционировало только 66 объектов размещения), сколько в низком уровне качества и высокой ценовой политики даже в сравнении с иными регионами Крыма [8]. Так, в федеральном перечне классифицированных гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей, аккредитованных организаций и органов по аккредитации в субъектах Российской Федерации только 2 объекта размещения прошли классификацию в Феодосии, в то время, как в городах конкурентах этот показатель намного выше (в Ялте - 15, в Евпатории - 8, В Алуште и Саках - по 5 объектов).

Кроме того, средняя стоимость номера на двоих в мини отелях на восточном берегу Крыма выше, чем на западном (2604 руб. против 2326 руб.), та же ситуация и в сегменте 3* отелей (3850 руб. на востоке Крыма против 3666 руб. на западе полуострова) [7].

Важно отметить, что ценовая политика и уровень сервиса крайне важны для сегодняшнего потребителя, у которого есть опыт путешествий заграницу (в Турцию, Грецию, Болгарию и т.д.) и которому есть с чем сравнивать.

3. Низкий уровень оборудования рекреационных объектов и слабый контроль со стороны местных органов власти [5]. В первую очередь, это касается качества пляжной территории, в последние пару лет город систематически запаздывает с подготовкой пляжной территории к началу летнего сезона. Это во многом обусловлено тем, что многие пляжи переданы городом пользователям на основании договоров благоустройства пляжей для открытия которых необходимо получить два разрешительных документа: санитарно-эпидемиологическое заключение и акт технического освидетельствования и которые не укладываются в отведенные сроки. В частности, в середине июня 2016 г. в Феодосии, было открыто только 9% пляжных территорий [8]. Кроме того, арендаторы не всегда добросовестно выполняют свои обязанности, в частности, на многих пляжах не оборудованы спасательные посты и нет спасателей, практически на всех пляжах наблюдается дефицит кабин для переодевания, а сами пляжные территории убираются очень плохо, что особенно заметно после штормов, когда выброшенную на берег тину не убирают по несколько дней.

Проблемы неподготовленности города к сезону выражаются также многих вещах, например в запуске городских фонтанов на центральной набережной города, которые половину лета находились в неподобающем состоянии после зимнего периода и были отремонтированы и введены в действие только к концу июля и т.д.

4. Проблемы транспортной доступности г. Феодосия и внутренние логистические проблемы в муниципальном образовании. На сегодняшний день, около 50% туристов прибывают на территорию полуострова авиавоздушным транспортом, но в отличии от ЮБК, сообщение г. Феодосии с аэропортом Симферополя налажено достаточно плохо, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы гостей города. В частности только 20% автобусов по маршруту Феодосия-Симферополь идут в аэропорт, у остальных же конечные пункты - это ж/д вокзал и автовокзал (без заезда в воздушную гавань). Кроме того, даже в тех маршрутах которые идут в аэропорт достаточно большой временной разрыв, что отнимает много времени у туристов ожидающих своего отбытия. При этом, наблюдаются проблемы в отношении безопасности перевозок, поскольку автотранспортные средства заходящие в аэропорт не имеют достаточного багажного отделения, в связи с чем часть багажа размещается в салонах автобуса создавая определенные дискомфорт и угрозу безопасности пассажиров.

Также в городе, в вечернее время, туристы испытывают проблемы с транспортной доступностью мест своего проживания из центральной части Феодосии. Многие автобусные маршруты заканчивают курсировать около 21.00 (иногда имеется один поздний рейс около 23.00) и туристам проживающим в дали от центра города, в пределах Большой Феодосии (п. Орджоникидзе, п. Береговое, п. Приморский и т.д.) невозможно вернуться к месту ночлега и они вынуждены либо ограничивать время своего пребывания вечером в центральной части города, или пользоваться услугами такси.

5. Отсутствие внутреннего информирования туристов о проводимых в городе культурно-досуговых и развлекательных мероприятиях. Этот момент является крайне важным по причине того, что современные туристы хотят не только проводить время на пляже, но и организовывать свой культурно-развлекательный досуг, как неотъемлемую часть отдыха. Дефицит данных услуг может способствовать тому, что туристам отдых в Феодосии может показаться довольно таки скучным и они в последствии не захотят совершать повторных туристских прибытий в данную дестинацию, а выберут иные более динамические в плане культурно-развлекательной жизни города и курорты Крыма. В городе практически полностью отсутствует оповещение гостей города о проводимой культурно-досуговой программе. За последние годы практически исчезли информационные стенды и тумбы, которые раньше предназначались для расклеивания афиш и информационных листов, а городская звуковая информационно-оповешательная система расположенная на набережной, на сегодняшний день рекламирует только единственное досуговое развлечение - аквапарк в г. Судак.

6. Низкий уровень туристской культуры местного социума. На сегодняшний день в городе отмечается недостаточно доброжелательное отношение жителей к отдыхающим, что портит впечатление от курортного города, в связи с чем мэр города даже обращался к жителям с просьбой быть добрее и внимательнее к гостям города.

 

  Выводы и предложения. Анализ туристско-рекреационного потенциала г. Феодосия показал, что курорт обладает значительными возможностями для развития пляжного, культурно-познавательного, событийного, лечебно-оздоровительного туризма, и по многим параметрам не уступает, а превосходит многие курорты Крыма. Однако, для максимальной задействованности туристско-рекреационного потенциала, обеспечения конкурентоспособности города на туристском рынке в целях привлечения значительного туристского потока необходима более активная работа, как местных органов власти ответственных за развитие в городе туризма (в частности МКУ «Управление по вопросам культуры, курортов и туризма Администрации города Феодосии Республики Крым»), так и активное участие бизнес структур ориентированных на обслуживание туристов, в связке с местным социумом. В частности необходимо предпринять первостепенные меры по следующим основополагающим направлениям:

· активизировать деятельность в сфере территориального маркетинга и брендинга туристской дестинации Феодосии. Начало этому уже положено путем принятия муниципальной Программы «Развитие курортов и туризма в городском округе Феодосия на 2016-2018 годы» и выделения на эти цели около 21,5 млн. рублей из местного бюджета на весь период ее реализации [1];

· повысить уровень контроля со стороны местных органов власти в ведению работ по подготовке городских территорий к туристскому сезону и наладить более тесные взаимодоверительные отношения с представителями туристского бизнеса в целях достижения совместных целей по привлечению массового туристского потока в город;

· осуществлять мониторинг ценовой политики отельного бизнеса иных курортов Крыма и доводить полученную информацию до отельеров с точки зрения обеспечения конкурентоспособных цен и активизировать деятельность по прохождению аккредитации средств размещения;

· решить вопросы транспортной доступности путем пролонгирования графика движения местных автобусов в период туристского сезона до 23.00, и содействовать изменению межгородского сообщения в сторону увеличения количества рейсов заходящих в воздушную гавань г. Симферополя;

· организовать городской туристско-информационный центр (ГТИЦ), и наладить коммуникационную связь с туристским потоком отдыхающим в Феодосии в вопросах их информационной поддержки и помощи;

· проводить систематическую работу с местным населением по разъяснению важности туризма для экономики города и о значимости участия жителей в этом процессе. Без послов бренда в лице жителей города он не представляется жизнеспособным как с социальной, так и с экономической точек зрения. Здесь можно воспользоваться опытом Великого Новгорода, где новгородцев ближе знакомили с историей их родного города (проводились вечерние экскурсии, в которых участвовало более 35 тыс. чел.), чтобы они лучше его знали, признали его Родиной России, на чем основам бренд города, и могли помочь сориентироваться туристу в пространстве и оказать информационную помощь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.023 с.)