Банкротство предприятия: его виды, цель и последствия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банкротство предприятия: его виды, цель и последствия



 

Подробности

Категория: Антикризисное управление

Выделяют следующие виды банкротства.

1. Реальное. Связано с неспособностью организации восстановить свою платежеспособность из-за реальных потерь собственного и заемного капитала. Организация не может полноценно осуществлять деятельность по причине наличия большого объема долгов. В этом случае организация объявляется банкротом, происходит ликвидация или реорганизация юридического лица.

2. Временное (условное). Связано с наступлением неплатежеспособности из-за существенной просрочки кредиторской задолженности, однако сумма активов организации превышает объем долгов. При антикризисном управлении появляется возможность сохранить юридическое лицо и восстановить платежеспособность организации.

3. Преднамеренное (умышленное). Связано с преднамеренным созданием руководством и собственниками организации состояния неплатежеспособности. Организации причиняется экономический вред в форме хищения средств. За преднамеренное доведение организации до банкротства предусмотрена уголовная ответственность.

4. Фиктивное. Связано с ложным заявлением организации о своей неплатежеспособности. Цель фиктивного банкротства – введение в заблуждение кредиторов с целью получения отсрочки платежей, скидки с долгов или возможности погасить долги с помощью активов, которые трудно реализовать (например, передача готовой продукции, не пользующейся спросом на рынке). Виновные в фиктивном банкротстве также подвергаются уголовному преследованию.

Проведение процедуры банкротства имеет следующие цели:

1) возврат долгов юридическим и физическим лицам;

2) восстановление платежеспособности организации.

При этом главной целью является именно восстановление платежеспособности. Если в ходе анализа финансового состояния организации установлено, что платежеспособность может быть восстановлена, то погашение долгов откладывается даже при наличии у организации денежных средств. Это делается для того, чтобы дать организации возможность получить оборотные средства и использовать их в течение одного или нескольких производственных циклов для получения прибыли. Прибыль же будет использована в дальнейшем для погашения долгов.

Как любое явление, банкротство имеет свои позитивные и негативные черты. Среди позитивных сторон банкротства следует выделить:

1) ликвидацию организации-должника и погашение долгов;

2) возможность создания нового бизнеса;

3) возможность передачи бизнеса более компетентным руководителям;

Негативные стороны банкротства:

1) безвозвратная потеря кредиторами части своих денежных средств;

2) возможность возникновения цепочки банкротств (эффект «домино»);

3) ухудшение материального положения работников организации из-за задержки выплаты зарплаты;

4) сокращение числа рабочих мест;

В своем развитии банкротство проходит несколько стадий.

1. Зарождение финансовой неустойчивости. На этой стадии производственный процесс осуществляется без изменений, но уменьшается выручка, растут издержки. Появляются некоторые задержки в погашении долгов. Руководство организации предпринимает определенные шаги, маскирующие ухудшение дел. Например, для успокоения акционеров могут выплачиваться высокие дивиденды, для поддержания пошатнувшегося доверия кредиторов могут быть проданы некоторые активы с целью погашения текущих долгов.

2. Начальная стадия финансовой неустойчивости. Производственный процесс начинает давать сбои, нарушение технологии увеличивает долю бракованной продукции, возникают конфликты среди работников, растет просроченная задолженность.

3. Устойчивая (длительная) финансовая неустойчивость. Происходит дальнейшее ухудшение показателей, характеризующих деятельность организации, появляются серьезные сбои в производственном процессе, наиболее квалифицированные работники увольняются, задерживается зарплата.

4. Хроническая финансовая неустойчивость. Частичная остановка производства, зарплата не выплачивается, кредиторы активно требуют погашения долгов.

5. Банкротство организации. Почти полная остановка производства, большинство работников увольняется, банкротство организации становится очевидным.

Однако принятие адекватных мер на любой стадии данного процесса позволяет избежать банкротства организации.

Ответы на экзаменационные билеты

Варианты управленческих воздействий с целью финансового оздоровления

 

Подробности

Категория: Антикризисное управление

Рассмотрим 15 типичных вариантов управленческих воздействий на отдельные элементы хозяйственной деятельности организации. Данные варианты представляют собой наборы практических действий, предназначенные для решения тех или иных проблем организации, в конкретной ситуации могут использоваться и другие мероприятия.

Вариант 1. Повышение эффективности использования основных средств и снижение затрат на их создание.

1) составление перечня неиспользуемого или мало используемого в производственной деятельности оборудования;

2) определение круга потенциальных покупателей и пользователей излишнего оборудования;

3) продажа излишнего оборудования;

4) сдача в аренду излишнего оборудования;

5) обмен излишнего оборудования на оборудование, необходимое в данный момент времени;

6) консервация оборудования для исключения его из налогооблагаемой базы;

7) списание изношенного оборудования;

8) перезаключение договоров на арендуемое организацией оборудование на более выгодных условиях;

9) поиск возможностей альтернативного использования излишнего оборудования;

10) определение площадей, неиспользуемых или мало используемых в хозяйственной деятельности организации;

11) определение круга потенциальных покупателей и арендаторов излишних площадей;

12) продажа излишних площадей;

13) сдача в аренду излишних площадей;

14) консервация излишних площадей для сокращения энергозатрат, расходов по охране, уборке;

15) перезаключение договоров на арендуемые организацией помещения на более выгодных условиях;

16) поиск возможностей альтернативного использования излишних площадей;

17) поиск возможностей большей концентрации деятельности организации для сокращения суммарных используемых площадей;

Вариант 2. Сокращение капитальных вложений.

1) остановка инвестиционных проектов, эффективность которых снизилась из-за изменения рыночных условий, поиск возможностей возврата вложенных средств;

2) изменение графика инвестиций с целью уменьшения риска ликвидности;

3) поиск возможностей продажи объектов незавершенного строительства или привлечения сторонних инвесторов;

4) консервация объектов незавершенного строительства для уменьшения затрат по их содержанию;

5) переориентирование инвестиционного проекта на новый, более прибыльный вид деятельности.

Вариант 3. Рационализация производственных запасов.

1) уменьшение размеров неприкосновенных запасов материалов за счет договоренности о более равномерном их поступлении;

2) распределение запасов по степени их важности для стабильности хозяйственной деятельности организация, сокращение объема менее важных запасов;

3) определение перечня излишков материалов, не используемых в производстве, и готовой продукции;

4) сокращение затрат на хранение производственных запасов;

5) определение круга потенциальных потребителей излишних для организации производственных запасов;

6) продажа или передача в зачет обязательств излишних материалов и готовой продукции;

7) рассмотрение возможности распродажи излишних производственных запасов для получения дополнительных средств и сокращения затрат на хранение;

8) определение возможности переработки излишних производственных запасов для продажи их по более высокой цене.

Вариант 4. Рационализация производства.

1) закрытие нерентабельных производств;

2) применение более эффективной технологии для уменьшения длительности незавершенного производства;

3) повышение качества продукции за счет ужесточения системы контроля качества;

4) перераспределение ресурсов в пользу более рентабельных видов производства;

5) передача второстепенных видов деятельности, обслуживающих производство (ремонт, транспорт и т.д.), специализированным фирмам;

Вариант 5. Ускорение оборота денежных средств.

1) создание системы стимулов для клиентов, оплачивающих продукцию предварительно, досрочно по сравнению с договором или в срок;

2) создание системы стимулов для клиентов, увеличивающим объем закупок при своевременной оплате;

3) внедрение системы оплаты менеджеров по продажам, в которой их зарплата зависит от объема поступления денежных средств;

4) рассмотрение возможностей продажи дебиторской задолженности банку или кредиторам;

5) установление клиентам ограничений товарного кредита в зависимости от возможных рисков утраты ими платежеспособности.

Вариант 6. Снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности.

1) сокращение расходов на транспорт, командировки, представительских расходов и т.п.;

2) использование ресурсосберегающих технологий;

3) упрощение организационной структуры с целью сокращения затрат на оплату труда управленческих работников;

4) установление строгого контроля за потреблением энергоресурсов;

5) снижение затрат на приобретение материалов за счет оптимизации взаимодействия с поставщиками (закупка материалов совместно с другими организациями и т.п.);

6) сужение сферы хозяйственной деятельности за счет привлечения других организаций к осуществлению части технологического процесса или вспомогательной работы;

7) оптимизация расходов на рекламу;

8) сокращение доли ручного труда;

9) ужесточение входного контроля материалов;

10) внесение конструктивных изменений в выпускаемую продукцию с целью применения более современных или более дешевых материалов;

11) использование системы оплаты работников, обеспечивающей увязывание объема выпускаемой продукции и зарплаты;

12) сокращение отходов и поиск возможностей их дальнейшего использования.

Вариант 7. Уменьшение оттока денежных средств.

1) разделение поставщиков на категории по степени их важности для организации с целью определения приоритетности оплаты кредиторской задолженности;

2) удлинение сроков оплаты материалов менее важных поставщиков;

3) поиск альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественные материалы.

Вариант 8. Реструктуризация кредиторской задолженности.

1) определение списка кредиторов, задолженность перед которыми необходимо погасить в первую очередь;

2) определение возможности переноса срока оплаты задолженности;

3) погашение задолженности активами организации;

4) погашение задолженности в рассрочку;

5) эмиссия ценных бумаг для получения дополнительных ресурсов;

6) дифференцированный подход к кредиторам (задержка платежей одним, своевременная оплата другим);

7) соглашения об уступке со стороны кредиторов (сокращение суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов и т.д.);

8) переоформление задолженности в обеспеченные обязательства (залог) с целью сокращения суммы долга, процентов и т.д.

Вариант 9. Улучшение инкассации дебиторской задолженности.

1) подача исков в арбитражный суд для истребования задолженности у менее важных клиентов;

2) определение возможности погашения дебиторской задолженности активами дебитора;

3) переоформление дебиторской задолженности в векселя;

4) дифференциация покупателей по уровню платежеспособности для определения политики предоставления товарного кредита;

5) контроль расчетов с покупателями по просроченным задолженностям;

6) использование скидок в обмен на ускорение погашения задолженности;

7) продажа долга со скидкой третьей стороне или дебитору дебитора.

Вариант 10. Реструктуризация банковских кредитов.

1) пересмотр условий кредита (отсрочка погашения кредита, снижение процентной ставки), поиск возможности рефинансирования полученного кредита в другом банке;

2) переоформление краткосрочного кредита в долгосрочный;

3) поиск финансирования под уступку прав требования (факторинг).

Вариант 11. Увеличение объема продаж.

1) изучение рынков выпускаемой организацией и аналогичной продукции в данном и соседних регионах;

2) определение конкурентных преимуществ выпускаемой продукции и возможностей извлечения выгоды из них;

3) анализ цены и объема продаж с целью оптимизации.

Вариант 12. Повышение эффективности работы службы маркетинга для увеличения объема продаж.

1) поиск сегментов рынка выпускаемой организацией или технологически близкой продукции, на которую существует неудовлетворенный спрос;

2) информирование потребителей о качестве продукции;

3) формирование сбытовой сети;

4) заключение договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки при предоплате, скидки при своевременной оплате и т.д.);

5) перевод отношений с поставщиками на долгосрочную основу с целью повышения качества поставляемых материалов и снижения затрат;

6) повышение инвестиционной привлекательности организации.

Вариант 13. Совершенствование управления.

1) сокращение числа уровней управления;

2) централизация или децентрализация управления в зависимости от конкретных условий;

3) уменьшение дублирования функций;

4) повышение квалификации или увольнение низкоквалифицированных сотрудников системы управления;

5) повышение эффективности информационного обеспечения;

6) применение системы оплаты управленческого персонала, заинтересовывающей работников улучшать результаты деятельности организации;

7) уменьшение бюрократизации управления;

8) улучшение структуры управления.

Вариант 14. Совершенствование системы бухгалтерского учета.

1) переоценка имущества организации в связи с изменением условий;

2) составление налогового календаря;

3) использование информационных программ для обработки бухгалтерских документов и предоставления конфиденциальной информации для руководителя;

Вариант 15. Реорганизация системы производства и управления.

1) разделение организации на несколько самостоятельных фирм;

2) выделение рентабельных производств в отдельные организации и ликвидация убыточных производств;

3) присоединение организации к другому юридическому лицу;

4) слияние организации с другой организацией с образованием нового юридического лица;

 

5) изменение организационной формы.

Ответы на экзаменационные билеты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.042 с.)