Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности политики украинизации в Донбассе
XII съезд РКП(б), в апреле 1923г., объявил курс партии в национальном вопросе на «коренизацию», а проходившая в Харькове VII конференция КП(б)У заявила о политике «украинизации», как составной части общей национальной политики «коренизации». Было принято решение об украинизации госструктур и промышленных предприятий. Планировалось это важное дело завершить к 1 января 1926 года. Два фактора изначально осложняли восприятие провозглашенного в 1923 г. курса в Донбассе: во-первых, Донбасс – многонациональный регион со значительной долей русскоязычного населения, во-вторых, индустриальный центр, в котором развитие национальной культуры или национально- кадровый вопрос не являлись приоритетными задачами. Несмотря на это украинизировались все от служащих до дворников. Не желавшие украинизироваться и не сдавшие экзамен по украинскому языку увольнялись без права получения пособий по безработице. 3 ноября 1923 г. бюро Донецкого губкома КП(б)У утвердило«План поукраинизации по социальному воспитанию» (общеобразовательных школ). Были намечены два направления работы: украинизация педагогического персонала и украинизация учащихся. Для первых устанавливался срок – один год подготовки на инструктивно-проверочных курсах. Каждый был обязан не только овладеть литературным языком, но и ознакомиться с терминологией, образцами украинской литературы, знать историю и экономическую географию Украины. Было запланировано создание сети украинских школ в губернии: в Бахмутском округе – 198 30 школ, Таганрогском – 13, Шахтинском – 10, Юзовском – 21, Мариупольском – 11, Луганском – 16, Старобельском – 28. На 1 апреля 1924 г. в губернии была украинизирована 181 школа (в 1913 г. украинских школ было всего 7), а в 1924-1925 гг. украинская словесность была введена практически во всех школах Донбасса.
Особенно усилилась украинизация после избрания в 1925 году на пост первого секретаря ЦК КП(б)У Лазаря Кагановича, при котором пост наркома (министра) просвещения УССР занял Александр Шумский. Вводились платные курсы по украинскому язык у и культуре, на которые загоняли жителей края после работы. В 1932 году в Мариуполе, одном из самых интернациональных городов Донбасса, не осталось ни одного русского класса в школах. На 1 декабря 1932 года из 2239 школ Донбасса 1760 (78,6%) были украинскими, а еще 207 (9,3%) – украинско-русскими. То есть, количество украинских школ увеличилось за 11 лет на 174, а за год план был перевыполнен на 52 школы. К 1933 году в Донбассе были закрыты все русские педагогические техникумы – русскоязычных учителей негде было готовить. Русскоязычное образование было фактически разгромлено и запрещено.
Значительно хуже было положение с украинизацией просветительных учреждений (включая ликбезы) и учреждений профессионального образования. Это объяснялось отсутствием достаточного количества педагогов. Была подана заявка на Харьковскую биржу труда. Начался своеобразный «поход на Донбасс» учителей-специалистов Подольской,
предложение губисполкома и губернского совета профсоюзов о переносе сроков украинизации в Донбассе на один год. Ситуация требовала кардинальных решений.
Ø июле 1930 года президиум Сталинского окрисполкома принял решение «привлекать к уголовной ответственности руководителей организаций, формально относящихся к украинизации, не нашедших способов украинизировать
199 подчиненных, нарушающих действующее законодательство в деле украинизации».
К качестве результатов насильственной украинизации Донбасса можно рассмотреть следующие цифры: в русскоязычном Донбассе в 1923 году издавалось 7 журналов, из которых 5 выходили на русском языке, и 9 газет, из которых 8 издавались на русском. Уже в 1934 году из 36 местных газет 23 были полностью украиноязычными, 8 были на 2/3 украиноязычными, 3 издавались на греко-эллинском языке. Русских газет осталось всего лишь две.
На Всеукраинской конференции, проходившей в 1927 году в украинской столице, которой в то время был Харьков, были предложены новые нормы языка, утвержденные в сентябре 1928 года Николаем Скрыпником. Так возникло правописание, вошедшее в историю под названием «харьковский правопис». Отныне все типографии УССР обязаны были использовать только этот вариант правописания, максимально приближенный к галицкому диалекту.
Кадр из д/ф «Симфония Донбасса» реж. Дзига Вертов, 1931 г
Система народного просвещения в Донбассе Ø качестве одной из своих важнейших задач большевики ставили осуществление так называемой «культурной революции». Необходимо было начинать с азов, добиваясь поголовной грамотности. В 1921 г. в Донецкой губернии создаются пункты и школы по ликвидации неграмотности (ликпункты и школы ликбеза).
200 апреле 1924 г. журнал «Просвещение Донбасса» сообщал, что ликвидация неграмотности проходит очень слабо: из 35 тыс. неграмотных членов профсоюзов обучено всего 7 тыс. На селе ситуация была еще хуже: из 475 тыс. неграмотных крестьян было обучено только 5 тыс. Помимо нехватки средств, сказывалось то, что многие шахтеры, строители, химики были сезонными рабочими, прибывшими
К Донбасс, чтобы заработать на покупку лошади или инвентаря. Они не видели необходимости даже в начальном образовании. Именно поэтому члены общества «Долой неграмотность» не только искали средства для содержания ликпунктов и школ ликбеза, а и вели пропаганду необходимости обучения.
Одновременно с ликвидацией неграмотности было решено создать сеть школ для малограмотных взрослых, которых было до 90 тыс. Предусматривалось, что в городе будут обучаться ежегодно по 5 раз 800 групп из 25-30 человек, а в селе – 3 раза.
Только за три года на эти цели было необходимо потратить 7 млн. золотых рублей – громадная по тем временам сумма. Поэтому, после длительных дискуссий приняли решение отказаться от «немедленного и полного удовлетворения нужды в просвещении решительно всех слоев населения». Губернский отдел народного образования стал на путь «ударничества»: в рабочем Донбассе в первую очередь создавались просветительные учреждения для организованного пролетариата, затем – для беднейшего крестьянства и в последнюю очередь – для остального населения.
Курсы ликбеза Школа в г. Бахмуте (бывшее Реальное училище), в 1921 г. здесь был организован
первый в Донбассе пионерский отряд
До революции 1917 г. в Донбассе имелось всего 8 профессиональных школ,
Ø которых обучалось около 700 чел. Уже в 1922 г. система профессионального образования рабочих в Донбассе включала 24 школы фабзавуча (2 340 учащихся), 7 домов подростков (360 чел.), 2 вечерних техникума (178 чел.), 34 рабочих курса (2 560 чел.) и 3 научно-физических кабинета.
201 Более высокой ступенью являлась система индустриально-технического образования, в которую входили 5 техникумов (Юзовский горно-механический, Таганрогский металлургический, Бахмутский механико-электротехнический, Горловский и Лисичанский горные). В те годы техникумы давали хотя и узкое, но высшее образование.
у Донбассе также работали кооперативный и музыкальный техникумы, 2 медицинские, 3 музыкальные и 2 художественные школы, в которых обучалось более 1 200 чел. Для получения специального сельскохозяйственного образования к 1922 г. были созданы Луганский сельхозтехникум, Каменская, Власовская и Таганрогская профшколы, четыре переходные школы, две лесных, а также землемерные курсы. В этих заведениях обучалось 620 чел.
Преподавателей не хватало, их в начале 20-х гг. готовили лишь на шести трехгодичных курсах (697 чел.) и двух краткосрочных курсах (213 чел.). Надо было учить и детей. Школы социального воспитания, предназначенные именно для этого, испытывали особенные трудности. Среднее (семилетнее) образование мог получить далеко не каждый – школам не хватало средств. В основном заканчивали первую ступень и получали начальное образование 3 или 4 группы. Ø Историческая справка
Осенью 1922 г. в газетах РСФСР и Украины проходила дискуссия: где взять деньги для школы. Предполагалось либо сделать школы платными, отказавшись от советской политики в области народного образования, либо закрыть многие из них. Выхода, казалось, не было. Донецкий губнаробраз, отражая настроения рабочего центра, нашел третий путь – ввел денежное обложение. Аргументировалось это следующим образом. В дореволюционный период плата за обучение означала получение права на образование. Новый подход – так называемые взносы обложения – означал лишь добровольное участие родителей в хозяйственном обеспечении просветительного учреждения. Если раньше неуплата родителями за обучение означала исключение ученика из школы, то по новому положению этого не стало.
В 1923 г. в Донецкой губернии
числилось 2 118 учреждений социального воспитания. Из них 1 750 трудовых школ (3,3% из них не работали). На средства родителей и населения содержались 66% школ, 14,1% получали деньги из местного бюджета, 7,3% существовали на средства профсоюзов и только 3,5% – за счет наркомата просвещения.
Урок в школе
202 Следующей важнейшей задачей Донецкого губнаробраза было просвещение беднейшего крестьянства. 2 октября 1921 г. сессия губисполкома декретировала самообложение на просветительные нужды в селе. Работники губернского и уездных отделов народного образования выехали в села для агитационной работы. Несмотря на голод, поразивший губернию, к апрелю 1922 г. было собрано 26 млрд. руб. (образца 1921 г.) и небольшое количество продуктов. Это была сумма, равная той, которую народный комиссариат просвещения УССР выделил Донбассу на 5 месяцев. Средств хватило на содержание просветительных учреждений до марта, после чего начались перебои в оплате работников школ – к 1 июня 1922 г. 16 тыс. учителей не получили зарплату.
Чтобы обеспечить средства к существованию учителей, стали внедрять так называемое «хозяйственное обрастание» – засев земельных участков при школах-семилетках и детских домах. Благодаря энергии работников просвещения
В содействию Советов и земельных органов, в первый же год в Донбассе при всех просветительных учреждениях было засеяно 2 000 десятин земли (2 200 га). Губисполком отменил погашение детскими учреждениями полученной семенной ссуды, что увеличило результаты посевной кампании.
По статистическим данным, в 1922 г. учителя сельских школ получили оплату труда хлебом, собранным по договорам у населения. Но если в Мариупольском уезде им выдавалось по 2-3 пуда в месяц, то в Шахтинском – до 11,5, а в среднем по губернии – по 7 пудов.
По разрабатывавшейся в те годы теории советского социального воспитания детский дом представлял собой ячейку общества, в которой ребенок воспитывается в духе коллективизма, с малых лет приучается к коллективным навыкам, к коллективному сознанию, приучается чувствовать себя частью единого целого. В декабре 1921 г. в Донецкой губернии был 261 детский дом, где находилось 19 792 ребенка. Примерно столько же беспризорников оставалось на улице. Поэтому создавались коллекторы-распределители по устройству этих детей, открывались дневные детские дома, детские сады при школах-семилетках, детские площадки. 71 детский дом был прикреплен к богатым хозяйственным организациям – шахтам и заводам. Беспризорных детей передавали на попечение богатым частным лицам, вначале на принципах добровольности, а затем пришлось перейти к принудительному патронированию. К началу 1923 г. около 1 500 детей в губернии имели опекунов.
Но, несмотря на все это, проблема снижения детских правонарушений и борьбы с преступностью не исчезала. Повсеместно создавались комиссии по делам несовершеннолетних, а в Таганроге, Мариуполе и Луганске были организованы так называемые полуреформатории – учреждения социальной реабилитации малолетних правонарушителей.
203
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.026 с.) |