Оценка эффективности инвестиционного проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности инвестиционного проекта



С позиции экономического подхода инвестиционный проект планируемая и осуществляемая система мероприятий по вложению капитала в создаваемые или модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, а также в различные виды предпринимательской деятельности в целях ее сохранения и расширения [13].

В нормативно-правовой литературе инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответ- ствии с законодательством Российской Федерации и утвержден- ными в установленном порядке стандартами (нормами и прави- лами), а также описание практических действий по осуществле- нию инвестиций (бизнес-план) [23].

Методическими рекомендациями по оценке эффективно-


сти инвестиционных проектов определены три вида эффектив- ности [5]:

  коммерческая (финансовая) эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Может рассчи- тываться как для проекта в целом, так и для отдельных участни- ков с учетом их вкладов. В качестве эффекта выступает поток реальных денег.

  бюджетная эффективность отражает влияние ре- зультатов осуществления проекта на доходы и расходы соответ- ствующего (федерального, регионального или местного) бюд- жета. Основным показателем является бюджетный эффект как превышение доходов бюджета над расходами в связи с реализа- цией проекта.

  народнохозяйственная эффективность характеризует эффективность проекта с точки зрения интересов народного хо- зяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов РФ), отраслей, организаций.

В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и едино- временные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Поэтому в расчет не включаются:

 затраты организаций – потребителей некоторой про- дукции на приобретение ее у изготовителей – других участни- ков проекта;

 амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемыми другими участниками проекта;

 все виды платежей российских организаций – участ- ников проекта в доход государственного бюджета, в том числе налоговые.

 проценты по кредитам ЦБ РФ и коммерческих банков, включенных в число участников проекта;

 затраты иностранных участников.

Прежде чем перейти к рассмотрению показателей оценки эффективности инвестиционных проектов, приведем следую- щие определения.

Экономический эффект это результат осуществления инвестиций (капитальных вложений). Экономический эффект


может выражаться в виде экономии от снижения себестоимости продукции, в приросте прибыли или национального дохода.

Экономическая эффективность – это экономический эффект, приходящийся на один рубль инвестиций (капитальных вложений), обеспечивших этот эффект. Различают абсолютную (общую) и сравнительную (относительную) экономическую эф- фективность.

Абсолютная (общая) экономическая эффективность определяется как отношение экономического эффекта ко всей сумме капитальных вложений, вызвавших этот эффект.

Сравнительная экономическая эффективность опреде- ляется при выборе наилучшего варианта капитальных вложе- ний.

Если при равенстве капитальных вложений один из вари- антов обеспечивает наибольшее снижение текущих издержек производства (себестоимости), то этот вариант будет наиболее выгодным. При равной себестоимости эффективным признается вариант, для осуществления которого требуются меньшие капи- тальные вложения.

Зачастую сравниваемые варианты отличаются не только суммами капитальных вложений, но и себестоимостью продук- ции, поэтому для выбора наиболее эффективного варианта при- ходится рассчитывать ряд показателей сравнительной экономи- ческой эффективности [23]:

1. Приведенные затраты на единицу продукции (Зпрi) для

i -го варианта капитальных вложений определяются так:

Зпрi = Сi + Ен*Кудi, (103)

где Сi – себестоимость единицы продукции при реализации i-го варианта капитальных вложений, руб.;

Ен – нормативный коэффициент эффективности;

Кудi – удельные капитальные вложения по i-му варианту,

руб.

 

(104)

где Кi – капитальные вложения по i-му варианту, руб.;

Ni – выпуска продукции по i-му варианту в натуральном выражении, шт.

В некоторых случаях рассчитывают приведенные затраты на годовой выпуск продукции:

Зпрi = Сгодi + Ен*Кi, (105)

где Сгодi – себестоимость годового объема выпуска про-


дукции по i-му варианту, руб.

Наиболее эффективным считается тот вариант, при кото- ром обеспечивается минимальная величина приведенных затрат.

2. Условно-годовая экономия (Эуг) определяется так:

Эуг = (С1 - С2)* N2, (106)

где С1,С2 – себестоимость единицы продукции по базо- вому и внедряемому вариантам, руб.;

N2– годовой выпуск продукции по внедряемому варианту,

шт.

В некоторых случаях условно-годовую экономию опреде-

ляют следующим образом:

Эуг = (П2 – П1) * N2, (107)

где П1, П2 – прибыль от реализации единицы продукции по базовому и внедряемому вариантам, руб.

3. Годовой экономический эффект (Эг) показывает общую экономию годовых затрат по сравниваемым вариантам с учетом величин капитальных вложений:

Эг = [(С1 + Ен *Куд1) – (С2 + Ен* Куд2)]* N2 = (Зпр1 –Зпр2)* N2, (108)

или

Эг = (С1 – С2) *N2 – Ен* (К2 –К1) = Эуг – Ен* (К2 –К1) = Эуг–Ен

*DК, (109)

где DК (К2 –К1) дополнительные капитальные вложения по сравнению с базовым вариантом.

Внедряемый вариант может быть признан эффективным, если выполняется условие Эг≥0.

4. Расчетный коэффициент эффективности (Ер) – пока- затель, характеризующий экономию, приходящуюся на один рубль дополнительных капитальных вложений:

 


 

или


(110)


 

, (111)

где К1, К2 – капитальные вложения по базовому и вне- дряемому вариантам, руб.;

Куд1, Куд2 – удельные капитальные вложения по базово- му и внедряемому вариантам, руб.

Внедряемый вариант признается более выгодным при ус-

ловии, если  ≥.


5. Расчетный срок окупаемости (Тр) это период, в тече- ние которого дополнительные капитальные вложения окупают- ся в результате получения условно-годовой экономии:

 


 

или


(112)


 

. (113)

Внедряемый вариант признается более выгодным при ус- ловии, если Тр ≤ Тн, где Тн = 1/Ен.

Для оценки эффективности инвестиционных про- ектов используются следующие показатели [5; 23]:

1. NPV (Net Present Value) – чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяемый как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному году, или как превышение интегральных результатов над интегральными за- тратами:

 

, (114)

где Rt – результаты (доход, выручка от реализации про- дукции) в t-м году;

Зt – затраты, осуществляемые в t-м году (включают в себя инвестиции, произведенные в t-м году и текущие затраты).

В текущие затраты З2t включают: затраты на сырье и ма- териалы, топливо, электроэнергию, заработную плату с отчис- лениями на социальные нужды, амортизацию и другие расходы.

Если NPV < 0, то проект неэффективен. Чем NPV больше, тем эффективнее проект.

2. IRиндекс доходности, позволяющий определить, сможет ли текущий доход от проекта покрыть капитальные вложения (ИД):

 

, (115)

где К – дисконтированные инвестиции.

Если IR < 1 – проект не эффективен. Если IR ≥ 1, то про- ект рентабелен.

3. IRR (Internal Rate of Return) – внутренняя норма доход- ности (ВНД) - представляет собой ту норму дисконта, при кото- рой величина NPV равна 0; характеризует максимальную от- дачу, которую можно получить от проекта, т. е. норму при- были на вложенный капитал. Иными словами, IRR является


решением уравнения:

 

. (116)

Рассчитанная величина нормы доходности сравнивается с требуемой инвестором величиной нормы доходности на капи- тал. Если IRR равна или больше требуемой нормы доходности (IRR >= Е), то проект считается эффективным.

4. Cрок окупаемости инвестиций (Payback Period PBP, Ток) – это срок, за который можно возвратить инвестированные в проект средства, т.е. это период времени начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инве- стиционным проектом, покрываются суммарными результатами от его осуществления.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «инвестиции». Чем инве- стиции отличаются от капитальных вложений?

2. Каковы источники финансирования капитальных вло- жений?

3. Какие виды инвестиций существуют?

4. Назовите основные нормативно-правовые акты, регу- лирующие осуществление инвестиционной деятельности в Рос- сии.

5. Назовите этапы разработки и реализации инвестици- онного проекта.

6. Что представляют собой экономический эффект и эко- номическая эффективность?

7. С помощью каких показателей можно оценить эффек- тивность инвестиционного проекта?

8. Для чего используется показатель срока окупаемости при выборе проекта?

9. Как можно повысить эффективность капитальных вложений при реализации какого-либо проекта?

Тестовые задания

12.1. Какие из перечисленных позиций можно отнести к вещественным инвестициям:

а) акции и другие ценные бумаги; б) машины, оборудование;

в) здания, сооружения; г) земельные участки;


д) денежные средства; е) лицензии.

12.2. Какие из названных вариантов относятся к объектам инвестиционной деятельности:

а) вновь создаваемые основные фонды; б) модернизируемые основные фонды; в) ценные бумаги;

г) научно-технические исследования; д) покупка путевок в санаторий;

е) приобретение лицензий.

12.3. Какие из названных позиций относятся к собственным источникам финансирования инвестиционной деятельности:

а) прибыль предприятия;

б) амортизационные отчисления; в) банковские кредиты;

г) страховые выплаты;

д) средства, полученные от продажи акций; е)  накопления предприятий.

12.4. Какие из названных затрат входят в состав капи- тальных вложений:

а) на строительно-монтажные работы; б) приобретение машин и оборудования; в) приобретение сырья и материалов;

г) НИОКР;

д) проектно-изыскательские работы.

12.5. Какие из названных позиций относятся к важнейшим направлениям использования капитальных вложений:

а) новое строительство;

б) расширение действующего предприятия;

в) реконструкция действующего предприятия; г) приобретение акций;

д) техническое перевооружение предприятия.

12.6. Какие инвестиции называются реальными:

а) осуществляемые за счет собственных средств;

б) вложение финансовых средств в физический капитал предприятия (средства производства);

в) капиталовложения в объекты недвижимости.

12.7. Какие инвестиции называются портфельными:

а) осуществленные за счет заемных средств;

б) вложения капитала на расширение портфеля заказов;

в) вложения финансовых средств в портфель ценных бумаг и других активов на фондовом рынке?


12.8. Дополните перечисленные этапы недостающими этапа- ми разработки и реализации инвестиционного проекта:

а) формирование инвестиционного замысла (идеи);

б) исследование условий реализации инвестиционного проекта;

в) технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта; г) приобретение, аренда или отвод земельного участка; д) подготовка контрактной документации.

12.9. Какие из названных показателей используются при оценке эффективности инвестиционных проектов:

а) чистый дисконтированный доход; б)   индекс до- ходности;

в) внутренняя норма доходности; г) производительность труда;

д) срок окупаемости.

12.10. Какие из названных факторов обусловливают риски инвестиций:

а)  нестабильность экономической ситуации в стране; б) неопределенность политической ситуации;

в) колебания рыночной конъюнктуры; г) колебания валютных курсов;

д) нехватка строительной техники.

12.11. Чем обусловлена необходимость оценки эффектив- ности инвестиционных проектов:

а) определением необходимого объема инвестиционного ка- питала;

б) определением экономической целесообразности вложения капитала и сравнением альтернативных вариантов инвестицион- ных проектов;

в) рекламой бизнес-плана.

12.12. В чем суть определения чистой текущей стоимо- сти проекта:

а) определение совокупного дохода от реализации проекта; б) определение совокупных инвестиционных издержек, не-

обходимых для реализации проекта;

в) сравнение денежных поступлений от реализации проекта инвестиционными расходами, необходимыми для его реализации.

12.13. В чем суть метода дисконтирования:

а) получение скидки (дисконта) при кредитовании инве- стиционного проекта;

б) расчетное уменьшение дохода от инвестиционного про- екта на величину инфляции;

в) приведение разновременных доходов и расходов к единому моменту времени.


12.14. Что такое окупаемость проекта:

а) период времени, за который первоначальные финансо- вые вложения, связанные с инвестиционным проектом, покрыва- ются суммарными результатами от его осуществления;

б) период времени, за который ожидается расходование всех инвестиционных ресурсов;

в) период времени, за который получены доходы, превы- шающие вложенные средства.

12.15. Какие из предложенных вариантов можно на- звать новшеством:

а)  новый вид продукции; б) новый вид услуг; в) новая технология;

г) новый обычай; д) изобретение;

е) новый порядок.

12.16. Назовите правильные варианты из перечис- ленных, что И. Шумпетер понимал под нововведениями:

а) использование новой техники; б) изобретения;

в) использование нового сырья;

г) изменения в организации производства; д) появление новых рынков сбыта;

е) открытия.

12.17. Какие из названных вариантов включает ин- новационная деятельность:

а) выявление проблем предприятия; б) поиск инновационных идей;

в) оценка финансовых возможностей предприятия; г) осуществление инновационной деятельности;

д) повышение квалификации персонала;

е) организация инновационной деятельности.

12.18. Какие из перечисленных позиций относятся к внутренним источникам инноваций:

а) успех, неудача в деятельности предприятия; б) неконкурентность;

в) демографические изменения;

г) нововведения, основанные на потребностях процесса; д) новые знания.

12.19. Какие из перечисленных положений необходимо учесть при организации эффективной инновационной дея- тельности:

а) создание в структуре предприятия обособленного инновационного подразделения;

б) формирование команды из лучших работников пред-


приятия, освобожденных от текущей работы;

в) назначение работника, персонально ответственного за успех инноваций;

г) проведение оценки эффективности вложений в раз- работку инноваций одновременно с анализом эффективно- сти вложений в текущее производство;

д) формирование в коллективе атмосферы воспри- ятия нового как благоприятной возможности.

Список литературы

1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инве- стиционной деятельности в Российской Федерации, осуществ- ляемой в форме капитальных вложений» // Правовая справочно- информационная система «Консультант Плюс».

2. ПБУ 10/99 «Расходы организации» // Правовая спра- вочно-информационная система «Консультант Плюс».

3. ПБУ 9/99 «Доходы организации» // Правовая справоч- но-информационная система «Консультант Плюс».

4. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» // Право- вая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477) // Правовая справочно- информационная система «Консультант Плюс».

6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ.. - М.: «Дело Лтд», 1994. – 720 с.

7. Гайфутдинова О. С. Теория инноваций. - Пермь: Пермский гос. ун-т, 2009. - 193 с.

8. Грекова Г. И. Предпринимательство в инновационной экономике: [монография] / Г. И. Грекова, Р. В. Любимов. - Ве- ликий Новгород: Новгородский гос. ун-т, 2008. – 118 с..

9. Инновации: учебное пособие / Под общ. ред. А. В. Ба- рышевой. – М.: Дашков и К°, 2009. – 379 с.

10. Исхакова А. М. Методы активизации инновационной деятельности промышленных предприятий: монография / А. М. Исхакова, А. М. Мухамедьяров. - Уфа: Акад. ВЭГУ, 2009. – 134 с.

11. Курочкина А. А. Управление организационными изме- нениями на предприятиях оптовой торговли / А. А. Курочкина, В. Н. Слатвинский. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт- Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2008. - 154 с.

12. Латкин А. Г. Управленческие нововведения. – М.: Макс Пресс, 2008. – 123 с.


13. Лахметкина Н. И. Инвестиционная стратегия предпри- ятия: учебное пособие. – М.: КноРус, 2008. - 230 с.

14. Левчаев П. А. Актуальные проблемы экономики Рос- сии в инновационном периоде развития: монография / Под на- уч. ред. П. А. Левчаева. - Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2009.

- 159 с.

15. Маренков Н. Л. Инноватика: менеджмент, инвестиции, антикризисное управление. – М.: URSS, 2009. - 300 с.

16. Марьяненко В. П. Заметки об инновациях / В. П. Марь- яненко, М. Г. Толстобров, В. И. Черенков. - СПб: Изд-во Санкт- Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2009. - 79 с.

17. Марьяненко В. П. Вопросы развития и изучения фено- мена инновации: [монография]. - СПб: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2009. - 161 с.

18. Новицкий Н. А. Инновационная экономика России: теоретико- методологические основы и стратегические приори- теты: [монография]. - М.: URSS, 2009. - 326 с.

19. Пермичев Н. Ф. Управление инновационным потен- циалом предприятия / Н. Ф. Пермичев, А. М. Барыков, О. А. Па- леева. - Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2008. – 83 с.

20. Телятникова В. С. Инновационный потенциал как ос- нова конкурентоспособного развития предприятий. - Волгоград

: Волгоградское науч. изд-во, 2009. – 76 с.

21. Харсеева А. В. Понятие и сущность инвестиций: про- блема определения термина // Теория и практика общественного развития. –       2010. -      №1  (http://www.teoria- practica.ru/index.php/2010-1/203-2010-03-30-04-36-26/388-2010- 03-30-11-09-19)

22. Шепель Р. А. Инновации как фактор устойчивого разви- тия предприятия: монография. – М.: Маркетинг, 2009. - 174 с.

23. Шишкин И. А. Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов: учебное пособие / И. А. Шишкин. - Воронеж: Воронежский гос. технический ун-т, 2008. - 130 с.

24. Щербаков В. А. Оценка стоимости предприятия (биз- неса) / В. А. Щербаков, Н. А. Щербакова. – М.: Омега-Л, 2009. – 298 с.

25. Ястребинский М. А. Инновации в оценке стоимости бизнеса компании / М. А. Ястребинский, И. Э. Эрнандез Гуаль- терос. – М.: Горная книга, 2009. – 38 с.


ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)

13.1. Сущность и принципы планирования

На современном этапе развития рыночных отношений в России выживание и развитие хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономиче- ской деятельности. Планирование осуществляется на уровне планирования деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирования хозяйственных отношений. По мнению боль- шинства ведущих российских экономистов, планирование охва- тывает систему принципов, методов, форм и приемов регулиро- вания рыночного механизма в области использования ограни- ченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

В современной экономике существуют два подхода к оп- ределению понятия «планирование» [24]:

1. Общеэкономический подход с точки зрения общей тео- рии фирмы (планирование как процесс).

2. Управленческий подход (планирование как функция менеджмента).

Рассмотрим каждый из подходов.

Обобщение представленных в современной экономиче- ской литературе определений и мнений специалистов-практиков позволяет дать следующее определение понятию планирование. Итак, планирование это разработка и установление руково- дством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, определяющих темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем перио- де, так и на перспективу.

Сущность планирования заключается в научном обос- новании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилуч- ших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления та- ких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производст- венных ресурсов могут привести к достижению прогнозируе- мых в будущем качественных и количественных результатов [9]. На нынешнем этапе развития для большинства российских


предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководите- ли предприятий обеспечивают направление усилий всех работ- ников, участвующих в процессе производственно- хозяйственной деятельности, на достижение поставленных це- лей.

Методология планирования на предприятиях охватыва- ет совокупность теоретических выводов, общих закономерно- стей, научных принципов, экономических положений, совре- менных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов [24].

Методика планирования характеризует состав приме- няемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а так- же содержание, форму, структуру и порядок разработки плана [24].

Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различ- ные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности ведущие специалисты и экономисты-практики от- носят [13]:

  формулирование состава предстоящих плановых про- блем, определение системы ожидаемых опасностей или предпо- лагаемых возможностей развития предприятия;

  обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

  планирование основных средств достижения постав- ленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

  определение потребности ресурсов, планирование объ- емов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступле- ния;

проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Принципы планирования отражают основные прави- ла организации системы планирования и требования к про- цессу принятия плановых решений. Основными принципами являются [25; 28]:

научность планирования - использование инженерных


и экономических расчетов, системы норм и нормативов, ме- тодики и технологии планирования;

  комплексность - план должен отражать взаимосвязь основных сфер деятельности предприятия: научно-технической, маркетинговой, производственной, экономической и социаль- ной;

информативность - принятие всех плановых решений на основе объективной информации;

  гибкость, предусматривающая постоянную адапта- цию к изменениям среды функционирования предприятия. Это требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

   непрерывность, предполагающая скользящий ха- рактер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов,

точность - все планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, которая требуется с учетом внешних и внутренних условий функционирования предприятия; участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предпри-

ятия;

оптимальность - план должен ориентироваться на мак- симальное использование внутренних резервов предприятия. Этот принцип предполагает оптимизацию параметров производственной программы предприятия, ассортиментной политики, затрат, на- правленных на экономное расходование финансовых ресурсов;

многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сцена- риев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценарии развития окружающей среды;

  итеративность, предусматривающая неоднократность увязку уже составленных разделов плана (итерации). Это обуслов- ливает творческий характер самого процесса планирования.

С точки зрения менеджмента, планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключа- ется в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последователь- ность их реализации. Кроме того, анализируются и выявляются


факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предпри- ятия, для своевременного предотвращения их на стадии возник- новения в случае их негативного влияния. Следовательно, мож- но сказать, что планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутрен- ние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанав- ливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям.

Таким образом, планирование служит началом любой на- правленной экономической деятельности человека или пред- приятия во время ведения личной хозяйственной деятельности или коллективного бизнеса. Поэтому внутрифирменное плани- рование является составной частью современной экономической науки, которая изучает проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими. Современное планирование состоит в определении буду-

щего желательного состояния всего предприятия, экономиче- ских показателей или конечных результатов, которых необхо- димо достичь. Механизм планирования при этом основывается на взаимосвязи процессов микроэкономического исследования действительного состояния предприятия и моделирование про- гнозируемого уровня его развития в будущем.

13.2. Виды и методы планирования

В современной экономической литературе выделяют сле- дующие виды планирования [18; 19; 24; 26]:

По срокам планирования:

оперативное (до года) - определение конкретных дейст- вий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.;

краткосрочное (один год) - формирование производст- венных, коммерческих, административно-хозяйственных пла- нов, бюджет предприятия;

среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприя- тий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план;

долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические планы.

По функциональным направлениям и назначению:


производства и реализации продукции; материально-технического обеспечения;

капитальных вложений и капитального строительства; труда, кадров и заработной платы;

издержек производства и реализации продукции; развития науки и техники;

повышения экономической эффективности производства; социального развития коллектива предприятия;

охраны природы; финансов.

другие планы по функциям и сферам деятельности.

По уровням управления предприятием:

общефирменные планы;

планы структурных подразделений (филиал, производ- ство, цех);

планы работ функциональных отделов; планы работ участков и бригад.

По объектам планирования:

по видам деятельности;

по конкретным продуктам, видам работ и услуг; план выпуска новых изделий;

план по видам продукции, находящейся в процессе ос- воения и т.д.

Также различают следующие виды [9; 10]:

последовательное планирование - новый план составля- ется по истечении срока действия предыдущего;

скользящее планирование - по истечении части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических дан- ных;

гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возник- новения неоднозначных условий, гибкое планирование для на- кладных расходов.

При разработке планов используются следующие ме- тоды [11]:

  Балансовый метод увязывает потребности в ресурсах с источниками их покрытия; предусматривает составление раз- личных балансов (материальных, производственных мощностей, полуфабрикатов, трудовых ресурсов и рабочих мест, балансов дохо- дов и расходов предприятия).

  Экономико-математический метод дает возможность многовариантного анализа деятельности предприятия и выбора наи- лучшего планового решения (выбора оптимальной партии вы- пуска продукции, закрепления ассортимента выпускаемой про-


дукции за оборудованием, оптимизации транспортных потоков).

  Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень.

  Программно-целевой метод увязывает частные плани- руемые задачи и мероприятия с нацеленностью на достижение необходимого результата. Этот метод предназначен для разработ- ки сложных научно-технических программ развития, экологиче- ских программ, финансовых программ и программ антикризисного управления, т.е. исходя из стратегических целей развития пред- приятия.

Графо-аналитический метод устанавливает в наглядной графической форме тенденции в изменении объемных показателей, а также качественных (фондоотдача, производительность труда, ма- териалоемкость) показателей и позволяет оценить общий характер результатов работы. Разновидностью графо-аналитических методов является сетевое планирование, координирующее в пространстве и времени управление сложными производственными процессами

  Нормативный метод означает использование в качестве инструмента планирования систему норм и нормативов. Одни из них устанавливаются федеральными органами управления (напри- мер, предельно допустимые нормы загрязнения окружающей сре- ды, нормы амортизации, нормы отчислений от прибыли в бюджет). Другие - органами исполнительной власти субъекта Федерации (тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги, ставки аренд- ной платы на землю, налога на имущество). Ряд нормативов разраба- тывается самими предприятиями на основе изучения передового опыта в целях рационализации затрат.

Формы планов торговой организации представлены в

прил. 12.

 

13.3. Стратегическое планирование

Стратегическое планирование - относительно молодой вид плановой деятельности предприятия. Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес начал применять в 50-е гг. ХХ века. Само долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно дало возможность фирме расши- рить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую дея- тельность с более масштабными задачами. В конце 60-х гг. ХХ века на смену долгосрочному приходит стратегическое плани- рование, в котором по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает


в себя как основные элементы внутренней среды экономики организации, так и внешние аспекты. Социальные и политиче- ские факторы, вкусы и потребности покупателей, действия кон- курентов и т. д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стра- тегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде предпри- ятия. В процессе развития стратегического планирования соз- дано большое число методов и моделей стратегического анали- за, формальных способов решения задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.179 с.)