Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка эффективности инвестиционного проекта
С позиции экономического подхода инвестиционный проект – планируемая и осуществляемая система мероприятий по вложению капитала в создаваемые или модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, а также в различные виды предпринимательской деятельности в целях ее сохранения и расширения [13]. В нормативно-правовой литературе инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответ- ствии с законодательством Российской Федерации и утвержден- ными в установленном порядке стандартами (нормами и прави- лами), а также описание практических действий по осуществле- нию инвестиций (бизнес-план) [23]. Методическими рекомендациями по оценке эффективно- сти инвестиционных проектов определены три вида эффектив- ности [5]: коммерческая (финансовая) эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Может рассчи- тываться как для проекта в целом, так и для отдельных участни- ков с учетом их вкладов. В качестве эффекта выступает поток реальных денег. бюджетная эффективность отражает влияние ре- зультатов осуществления проекта на доходы и расходы соответ- ствующего (федерального, регионального или местного) бюд- жета. Основным показателем является бюджетный эффект как превышение доходов бюджета над расходами в связи с реализа- цией проекта. народнохозяйственная эффективность характеризует эффективность проекта с точки зрения интересов народного хо- зяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов РФ), отраслей, организаций. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и едино- временные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Поэтому в расчет не включаются: затраты организаций – потребителей некоторой про- дукции на приобретение ее у изготовителей – других участни- ков проекта; амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемыми другими участниками проекта;
все виды платежей российских организаций – участ- ников проекта в доход государственного бюджета, в том числе налоговые. проценты по кредитам ЦБ РФ и коммерческих банков, включенных в число участников проекта; затраты иностранных участников. Прежде чем перейти к рассмотрению показателей оценки эффективности инвестиционных проектов, приведем следую- щие определения. Экономический эффект – это результат осуществления инвестиций (капитальных вложений). Экономический эффект может выражаться в виде экономии от снижения себестоимости продукции, в приросте прибыли или национального дохода. Экономическая эффективность – это экономический эффект, приходящийся на один рубль инвестиций (капитальных вложений), обеспечивших этот эффект. Различают абсолютную (общую) и сравнительную (относительную) экономическую эф- фективность. Абсолютная (общая) экономическая эффективность определяется как отношение экономического эффекта ко всей сумме капитальных вложений, вызвавших этот эффект. Сравнительная экономическая эффективность опреде- ляется при выборе наилучшего варианта капитальных вложе- ний. Если при равенстве капитальных вложений один из вари- антов обеспечивает наибольшее снижение текущих издержек производства (себестоимости), то этот вариант будет наиболее выгодным. При равной себестоимости эффективным признается вариант, для осуществления которого требуются меньшие капи- тальные вложения. Зачастую сравниваемые варианты отличаются не только суммами капитальных вложений, но и себестоимостью продук- ции, поэтому для выбора наиболее эффективного варианта при- ходится рассчитывать ряд показателей сравнительной экономи- ческой эффективности [23]: 1. Приведенные затраты на единицу продукции (Зпрi) для i -го варианта капитальных вложений определяются так: Зпрi = Сi + Ен*Кудi, (103) где Сi – себестоимость единицы продукции при реализации i-го варианта капитальных вложений, руб.; Ен – нормативный коэффициент эффективности;
Кудi – удельные капитальные вложения по i-му варианту, руб.
(104) где Кi – капитальные вложения по i-му варианту, руб.; Ni – выпуска продукции по i-му варианту в натуральном выражении, шт. В некоторых случаях рассчитывают приведенные затраты на годовой выпуск продукции: Зпрi = Сгодi + Ен*Кi, (105) где Сгодi – себестоимость годового объема выпуска про- дукции по i-му варианту, руб. Наиболее эффективным считается тот вариант, при кото- ром обеспечивается минимальная величина приведенных затрат. 2. Условно-годовая экономия (Эуг) определяется так: Эуг = (С1 - С2)* N2, (106) где С1,С2 – себестоимость единицы продукции по базо- вому и внедряемому вариантам, руб.; N2– годовой выпуск продукции по внедряемому варианту, шт. В некоторых случаях условно-годовую экономию опреде- ляют следующим образом: Эуг = (П2 – П1) * N2, (107) где П1, П2 – прибыль от реализации единицы продукции по базовому и внедряемому вариантам, руб. 3. Годовой экономический эффект (Эг) показывает общую экономию годовых затрат по сравниваемым вариантам с учетом величин капитальных вложений: Эг = [(С1 + Ен *Куд1) – (С2 + Ен* Куд2)]* N2 = (Зпр1 –Зпр2)* N2, (108) или Эг = (С1 – С2) *N2 – Ен* (К2 –К1) = Эуг – Ен* (К2 –К1) = Эуг–Ен *DК, (109) где DК (К2 –К1) – дополнительные капитальные вложения по сравнению с базовым вариантом. Внедряемый вариант может быть признан эффективным, если выполняется условие Эг≥0. 4. Расчетный коэффициент эффективности (Ер) – пока- затель, характеризующий экономию, приходящуюся на один рубль дополнительных капитальных вложений:
или (110)
, (111) где К1, К2 – капитальные вложения по базовому и вне- дряемому вариантам, руб.; Куд1, Куд2 – удельные капитальные вложения по базово- му и внедряемому вариантам, руб. Внедряемый вариант признается более выгодным при ус- ловии, если ≥. 5. Расчетный срок окупаемости (Тр) – это период, в тече- ние которого дополнительные капитальные вложения окупают- ся в результате получения условно-годовой экономии:
или (112)
. (113) Внедряемый вариант признается более выгодным при ус- ловии, если Тр ≤ Тн, где Тн = 1/Ен. Для оценки эффективности инвестиционных про- ектов используются следующие показатели [5; 23]: 1. NPV (Net Present Value) – чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяемый как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному году, или как превышение интегральных результатов над интегральными за- тратами:
, (114) где Rt – результаты (доход, выручка от реализации про- дукции) в t-м году; Зt – затраты, осуществляемые в t-м году (включают в себя инвестиции, произведенные в t-м году и текущие затраты). В текущие затраты З2t включают: затраты на сырье и ма- териалы, топливо, электроэнергию, заработную плату с отчис- лениями на социальные нужды, амортизацию и другие расходы. Если NPV < 0, то проект неэффективен. Чем NPV больше, тем эффективнее проект. 2. IR – индекс доходности, позволяющий определить, сможет ли текущий доход от проекта покрыть капитальные вложения (ИД):
, (115) где К – дисконтированные инвестиции. Если IR < 1 – проект не эффективен. Если IR ≥ 1, то про- ект рентабелен. 3. IRR (Internal Rate of Return) – внутренняя норма доход- ности (ВНД) - представляет собой ту норму дисконта, при кото- рой величина NPV равна 0; характеризует максимальную от- дачу, которую можно получить от проекта, т. е. норму при- были на вложенный капитал. Иными словами, IRR является
решением уравнения:
. (116) Рассчитанная величина нормы доходности сравнивается с требуемой инвестором величиной нормы доходности на капи- тал. Если IRR равна или больше требуемой нормы доходности (IRR >= Е), то проект считается эффективным. 4. Cрок окупаемости инвестиций (Payback Period PBP, Ток) – это срок, за который можно возвратить инвестированные в проект средства, т.е. это период времени начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инве- стиционным проектом, покрываются суммарными результатами от его осуществления. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятия «инвестиции». Чем инве- стиции отличаются от капитальных вложений? 2. Каковы источники финансирования капитальных вло- жений? 3. Какие виды инвестиций существуют? 4. Назовите основные нормативно-правовые акты, регу- лирующие осуществление инвестиционной деятельности в Рос- сии. 5. Назовите этапы разработки и реализации инвестици- онного проекта. 6. Что представляют собой экономический эффект и эко- номическая эффективность? 7. С помощью каких показателей можно оценить эффек- тивность инвестиционного проекта? 8. Для чего используется показатель срока окупаемости при выборе проекта? 9. Как можно повысить эффективность капитальных вложений при реализации какого-либо проекта? Тестовые задания 12.1. Какие из перечисленных позиций можно отнести к вещественным инвестициям: а) акции и другие ценные бумаги; б) машины, оборудование; в) здания, сооружения; г) земельные участки; д) денежные средства; е) лицензии. 12.2. Какие из названных вариантов относятся к объектам инвестиционной деятельности: а) вновь создаваемые основные фонды; б) модернизируемые основные фонды; в) ценные бумаги; г) научно-технические исследования; д) покупка путевок в санаторий; е) приобретение лицензий. 12.3. Какие из названных позиций относятся к собственным источникам финансирования инвестиционной деятельности: а) прибыль предприятия; б) амортизационные отчисления; в) банковские кредиты; г) страховые выплаты; д) средства, полученные от продажи акций; е) накопления предприятий. 12.4. Какие из названных затрат входят в состав капи- тальных вложений: а) на строительно-монтажные работы; б) приобретение машин и оборудования; в) приобретение сырья и материалов;
г) НИОКР; д) проектно-изыскательские работы. 12.5. Какие из названных позиций относятся к важнейшим направлениям использования капитальных вложений: а) новое строительство; б) расширение действующего предприятия; в) реконструкция действующего предприятия; г) приобретение акций; д) техническое перевооружение предприятия. 12.6. Какие инвестиции называются реальными: а) осуществляемые за счет собственных средств; б) вложение финансовых средств в физический капитал предприятия (средства производства); в) капиталовложения в объекты недвижимости. 12.7. Какие инвестиции называются портфельными: а) осуществленные за счет заемных средств; б) вложения капитала на расширение портфеля заказов; в) вложения финансовых средств в портфель ценных бумаг и других активов на фондовом рынке? 12.8. Дополните перечисленные этапы недостающими этапа- ми разработки и реализации инвестиционного проекта: а) формирование инвестиционного замысла (идеи); б) исследование условий реализации инвестиционного проекта; в) технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта; г) приобретение, аренда или отвод земельного участка; д) подготовка контрактной документации. 12.9. Какие из названных показателей используются при оценке эффективности инвестиционных проектов: а) чистый дисконтированный доход; б) индекс до- ходности; в) внутренняя норма доходности; г) производительность труда; д) срок окупаемости. 12.10. Какие из названных факторов обусловливают риски инвестиций: а) нестабильность экономической ситуации в стране; б) неопределенность политической ситуации; в) колебания рыночной конъюнктуры; г) колебания валютных курсов; д) нехватка строительной техники. 12.11. Чем обусловлена необходимость оценки эффектив- ности инвестиционных проектов: а) определением необходимого объема инвестиционного ка- питала; б) определением экономической целесообразности вложения капитала и сравнением альтернативных вариантов инвестицион- ных проектов; в) рекламой бизнес-плана. 12.12. В чем суть определения чистой текущей стоимо- сти проекта: а) определение совокупного дохода от реализации проекта; б) определение совокупных инвестиционных издержек, не- обходимых для реализации проекта; в) сравнение денежных поступлений от реализации проекта инвестиционными расходами, необходимыми для его реализации. 12.13. В чем суть метода дисконтирования: а) получение скидки (дисконта) при кредитовании инве- стиционного проекта; б) расчетное уменьшение дохода от инвестиционного про- екта на величину инфляции; в) приведение разновременных доходов и расходов к единому моменту времени. 12.14. Что такое окупаемость проекта: а) период времени, за который первоначальные финансо- вые вложения, связанные с инвестиционным проектом, покрыва- ются суммарными результатами от его осуществления; б) период времени, за который ожидается расходование всех инвестиционных ресурсов;
в) период времени, за который получены доходы, превы- шающие вложенные средства. 12.15. Какие из предложенных вариантов можно на- звать новшеством: а) новый вид продукции; б) новый вид услуг; в) новая технология; г) новый обычай; д) изобретение; е) новый порядок. 12.16. Назовите правильные варианты из перечис- ленных, что И. Шумпетер понимал под нововведениями: а) использование новой техники; б) изобретения; в) использование нового сырья; г) изменения в организации производства; д) появление новых рынков сбыта; е) открытия. 12.17. Какие из названных вариантов включает ин- новационная деятельность: а) выявление проблем предприятия; б) поиск инновационных идей; в) оценка финансовых возможностей предприятия; г) осуществление инновационной деятельности; д) повышение квалификации персонала; е) организация инновационной деятельности. 12.18. Какие из перечисленных позиций относятся к внутренним источникам инноваций: а) успех, неудача в деятельности предприятия; б) неконкурентность; в) демографические изменения; г) нововведения, основанные на потребностях процесса; д) новые знания. 12.19. Какие из перечисленных положений необходимо учесть при организации эффективной инновационной дея- тельности: а) создание в структуре предприятия обособленного инновационного подразделения; б) формирование команды из лучших работников пред- приятия, освобожденных от текущей работы; в) назначение работника, персонально ответственного за успех инноваций; г) проведение оценки эффективности вложений в раз- работку инноваций одновременно с анализом эффективно- сти вложений в текущее производство; д) формирование в коллективе атмосферы воспри- ятия нового как благоприятной возможности. Список литературы 1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инве- стиционной деятельности в Российской Федерации, осуществ- ляемой в форме капитальных вложений» // Правовая справочно- информационная система «Консультант Плюс». 2. ПБУ 10/99 «Расходы организации» // Правовая спра- вочно-информационная система «Консультант Плюс». 3. ПБУ 9/99 «Доходы организации» // Правовая справоч- но-информационная система «Консультант Плюс». 4. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» // Право- вая справочно-информационная система «Консультант Плюс». 5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477) // Правовая справочно- информационная система «Консультант Плюс». 6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ.. - М.: «Дело Лтд», 1994. – 720 с. 7. Гайфутдинова О. С. Теория инноваций. - Пермь: Пермский гос. ун-т, 2009. - 193 с. 8. Грекова Г. И. Предпринимательство в инновационной экономике: [монография] / Г. И. Грекова, Р. В. Любимов. - Ве- ликий Новгород: Новгородский гос. ун-т, 2008. – 118 с.. 9. Инновации: учебное пособие / Под общ. ред. А. В. Ба- рышевой. – М.: Дашков и К°, 2009. – 379 с. 10. Исхакова А. М. Методы активизации инновационной деятельности промышленных предприятий: монография / А. М. Исхакова, А. М. Мухамедьяров. - Уфа: Акад. ВЭГУ, 2009. – 134 с. 11. Курочкина А. А. Управление организационными изме- нениями на предприятиях оптовой торговли / А. А. Курочкина, В. Н. Слатвинский. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт- Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2008. - 154 с. 12. Латкин А. Г. Управленческие нововведения. – М.: Макс Пресс, 2008. – 123 с. 13. Лахметкина Н. И. Инвестиционная стратегия предпри- ятия: учебное пособие. – М.: КноРус, 2008. - 230 с. 14. Левчаев П. А. Актуальные проблемы экономики Рос- сии в инновационном периоде развития: монография / Под на- уч. ред. П. А. Левчаева. - Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2009. - 159 с. 15. Маренков Н. Л. Инноватика: менеджмент, инвестиции, антикризисное управление. – М.: URSS, 2009. - 300 с. 16. Марьяненко В. П. Заметки об инновациях / В. П. Марь- яненко, М. Г. Толстобров, В. И. Черенков. - СПб: Изд-во Санкт- Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2009. - 79 с. 17. Марьяненко В. П. Вопросы развития и изучения фено- мена инновации: [монография]. - СПб: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2009. - 161 с. 18. Новицкий Н. А. Инновационная экономика России: теоретико- методологические основы и стратегические приори- теты: [монография]. - М.: URSS, 2009. - 326 с. 19. Пермичев Н. Ф. Управление инновационным потен- циалом предприятия / Н. Ф. Пермичев, А. М. Барыков, О. А. Па- леева. - Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2008. – 83 с. 20. Телятникова В. С. Инновационный потенциал как ос- нова конкурентоспособного развития предприятий. - Волгоград : Волгоградское науч. изд-во, 2009. – 76 с. 21. Харсеева А. В. Понятие и сущность инвестиций: про- блема определения термина // Теория и практика общественного развития. – 2010. - №1 (http://www.teoria- practica.ru/index.php/2010-1/203-2010-03-30-04-36-26/388-2010- 03-30-11-09-19) 22. Шепель Р. А. Инновации как фактор устойчивого разви- тия предприятия: монография. – М.: Маркетинг, 2009. - 174 с. 23. Шишкин И. А. Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов: учебное пособие / И. А. Шишкин. - Воронеж: Воронежский гос. технический ун-т, 2008. - 130 с. 24. Щербаков В. А. Оценка стоимости предприятия (биз- неса) / В. А. Щербаков, Н. А. Щербакова. – М.: Омега-Л, 2009. – 298 с. 25. Ястребинский М. А. Инновации в оценке стоимости бизнеса компании / М. А. Ястребинский, И. Э. Эрнандез Гуаль- терос. – М.: Горная книга, 2009. – 38 с. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ) 13.1. Сущность и принципы планирования На современном этапе развития рыночных отношений в России выживание и развитие хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономиче- ской деятельности. Планирование осуществляется на уровне планирования деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирования хозяйственных отношений. По мнению боль- шинства ведущих российских экономистов, планирование охва- тывает систему принципов, методов, форм и приемов регулиро- вания рыночного механизма в области использования ограни- ченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта. В современной экономике существуют два подхода к оп- ределению понятия «планирование» [24]: 1. Общеэкономический подход с точки зрения общей тео- рии фирмы (планирование как процесс). 2. Управленческий подход (планирование как функция менеджмента). Рассмотрим каждый из подходов. Обобщение представленных в современной экономиче- ской литературе определений и мнений специалистов-практиков позволяет дать следующее определение понятию планирование. Итак, планирование – это разработка и установление руково- дством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, определяющих темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем перио- де, так и на перспективу. Сущность планирования заключается в научном обос- новании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилуч- ших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления та- ких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производст- венных ресурсов могут привести к достижению прогнозируе- мых в будущем качественных и количественных результатов [9]. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководите- ли предприятий обеспечивают направление усилий всех работ- ников, участвующих в процессе производственно- хозяйственной деятельности, на достижение поставленных це- лей. Методология планирования на предприятиях охватыва- ет совокупность теоретических выводов, общих закономерно- стей, научных принципов, экономических положений, совре- менных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов [24]. Методика планирования характеризует состав приме- няемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а так- же содержание, форму, структуру и порядок разработки плана [24]. Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различ- ные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие. К задачам планирования как к процессу практической деятельности ведущие специалисты и экономисты-практики от- носят [13]: формулирование состава предстоящих плановых про- блем, определение системы ожидаемых опасностей или предпо- лагаемых возможностей развития предприятия; обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации; планирование основных средств достижения постав- ленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему; определение потребности ресурсов, планирование объ- емов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступле- ния; проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением. Принципы планирования отражают основные прави- ла организации системы планирования и требования к про- цессу принятия плановых решений. Основными принципами являются [25; 28]: научность планирования - использование инженерных и экономических расчетов, системы норм и нормативов, ме- тодики и технологии планирования; комплексность - план должен отражать взаимосвязь основных сфер деятельности предприятия: научно-технической, маркетинговой, производственной, экономической и социаль- ной; информативность - принятие всех плановых решений на основе объективной информации; гибкость, предусматривающая постоянную адапта- цию к изменениям среды функционирования предприятия. Это требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды; непрерывность, предполагающая скользящий ха- рактер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, точность - все планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, которая требуется с учетом внешних и внутренних условий функционирования предприятия; участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предпри- ятия; оптимальность - план должен ориентироваться на мак- симальное использование внутренних резервов предприятия. Этот принцип предполагает оптимизацию параметров производственной программы предприятия, ассортиментной политики, затрат, на- правленных на экономное расходование финансовых ресурсов; многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сцена- риев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценарии развития окружающей среды; итеративность, предусматривающая неоднократность увязку уже составленных разделов плана (итерации). Это обуслов- ливает творческий характер самого процесса планирования. С точки зрения менеджмента, планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключа- ется в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последователь- ность их реализации. Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предпри- ятия, для своевременного предотвращения их на стадии возник- новения в случае их негативного влияния. Следовательно, мож- но сказать, что планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутрен- ние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанав- ливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Таким образом, планирование служит началом любой на- правленной экономической деятельности человека или пред- приятия во время ведения личной хозяйственной деятельности или коллективного бизнеса. Поэтому внутрифирменное плани- рование является составной частью современной экономической науки, которая изучает проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими. Современное планирование состоит в определении буду- щего желательного состояния всего предприятия, экономиче- ских показателей или конечных результатов, которых необхо- димо достичь. Механизм планирования при этом основывается на взаимосвязи процессов микроэкономического исследования действительного состояния предприятия и моделирование про- гнозируемого уровня его развития в будущем. 13.2. Виды и методы планирования В современной экономической литературе выделяют сле- дующие виды планирования [18; 19; 24; 26]: По срокам планирования: оперативное (до года) - определение конкретных дейст- вий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.; краткосрочное (один год) - формирование производст- венных, коммерческих, административно-хозяйственных пла- нов, бюджет предприятия; среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприя- тий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план; долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические планы. По функциональным направлениям и назначению: производства и реализации продукции; материально-технического обеспечения; капитальных вложений и капитального строительства; труда, кадров и заработной платы; издержек производства и реализации продукции; развития науки и техники; повышения экономической эффективности производства; социального развития коллектива предприятия; охраны природы; финансов. другие планы по функциям и сферам деятельности. По уровням управления предприятием: общефирменные планы; планы структурных подразделений (филиал, производ- ство, цех); планы работ функциональных отделов; планы работ участков и бригад. По объектам планирования: по видам деятельности; по конкретным продуктам, видам работ и услуг; план выпуска новых изделий; план по видам продукции, находящейся в процессе ос- воения и т.д. Также различают следующие виды [9; 10]: последовательное планирование - новый план составля- ется по истечении срока действия предыдущего; скользящее планирование - по истечении части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических дан- ных; гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возник- новения неоднозначных условий, гибкое планирование для на- кладных расходов. При разработке планов используются следующие ме- тоды [11]: Балансовый метод увязывает потребности в ресурсах с источниками их покрытия; предусматривает составление раз- личных балансов (материальных, производственных мощностей, полуфабрикатов, трудовых ресурсов и рабочих мест, балансов дохо- дов и расходов предприятия). Экономико-математический метод дает возможность многовариантного анализа деятельности предприятия и выбора наи- лучшего планового решения (выбора оптимальной партии вы- пуска продукции, закрепления ассортимента выпускаемой про- дукции за оборудованием, оптимизации транспортных потоков). Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. Программно-целевой метод увязывает частные плани- руемые задачи и мероприятия с нацеленностью на достижение необходимого результата. Этот метод предназначен для разработ- ки сложных научно-технических программ развития, экологиче- ских программ, финансовых программ и программ антикризисного управления, т.е. исходя из стратегических целей развития пред- приятия. Графо-аналитический метод устанавливает в наглядной графической форме тенденции в изменении объемных показателей, а также качественных (фондоотдача, производительность труда, ма- териалоемкость) показателей и позволяет оценить общий характер результатов работы. Разновидностью графо-аналитических методов является сетевое планирование, координирующее в пространстве и времени управление сложными производственными процессами Нормативный метод означает использование в качестве инструмента планирования систему норм и нормативов. Одни из них устанавливаются федеральными органами управления (напри- мер, предельно допустимые нормы загрязнения окружающей сре- ды, нормы амортизации, нормы отчислений от прибыли в бюджет). Другие - органами исполнительной власти субъекта Федерации (тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги, ставки аренд- ной платы на землю, налога на имущество). Ряд нормативов разраба- тывается самими предприятиями на основе изучения передового опыта в целях рационализации затрат. Формы планов торговой организации представлены в прил. 12.
13.3. Стратегическое планирование Стратегическое планирование - относительно молодой вид плановой деятельности предприятия. Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес начал применять в 50-е гг. ХХ века. Само долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно дало возможность фирме расши- рить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую дея- тельность с более масштабными задачами. В конце 60-х гг. ХХ века на смену долгосрочному приходит стратегическое плани- рование, в котором по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономики организации, так и внешние аспекты. Социальные и политиче- ские факторы, вкусы и потребности покупателей, действия кон- курентов и т. д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стра- тегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде предпри- ятия. В процессе развития стратегического планирования соз- дано большое число методов и моделей стратегического анали- за, формальных способов решения задач.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.179 с.) |