Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состав и структура цены. Виды цен
Любая цена состоит из определенных элементов. При этом в зависимости от вида цен и характера обслуживаемого оборота этот состав может меняться, так как в цену входят раз- личные элементы. Набор элементов, выраженных в стоимост- ных единицах измерения, будет представлять состав цены. Со- отношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или в долях единицы, представляет собой структуру цены. Пропорции между элементами цены подчиняются рыночным закономерностям, зависят от конъюнктуры рынка, одновремен- но испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и административного регулирования уров- ня цен. Цены различаются в зависимости от того, на какой стадии то- вародвижения они формируются. Обычно товар проходит три ста- дии товародвижения [19]: 1) предприятие - оптовая торговля; 2) оптовая торговля - розничная торговля; 3) розничная торговля - потребители. Схема формирования розничной цены имеет следующий вид (рис. 19) [28].
Рис. 19 - Механизм формирования и состав цены Как видно на рис. 19, существуют четыре вида цен: оптовая цена предприятия-изготовителя - цена изго- товителя продукции, по которой предприятие реализует про- изведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. Реализуя свою продукцию по опто- вым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой раз- мер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Оптовая цена предприятия включает полную себестои- мость (С) и прибыль (П) [22]: ОЦизг = С + П. (98) оптовая цена отпускная - отпускная цена формируется на основе оптовой цены с учетом НДС (налога на добавленную стоимость) и акциза (на подакцизные товары) [23]: ОЦопт = С + П + НДС. (99) оптовая цена закупки - цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо- сбытовым (оптовым) организациям. Функции по оптовым закуп- кам, хранению и продаже продукции потребителям- предприятиям или розничным продавцам осуществляют снаб- женческо-сбытовые, заготовительные предприятия, оптово- посреднические фирмы, торгово-закупочные предприятия. Все перечисленные субъекты сферы обращения несут соответст- вующие расходы по закупкам товаров, их реализации. Возме- щение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помо- щью снабженческо-сбытовых надбавок. Последние, по сущест- ву, есть цена за услуги оптового звена. Как любая цена, снаб- женческо-сбытовая наценка содержит три элемента:
- затраты посредника или издержки обращения (ТЗсб); - прибыль (Псб); - косвенные налоги (НДС). Оптовая цена сбытовых организаций рассчитывается по формуле [28]: ОЦсб = ОЦопт + ТЗсб + Псб + НДС. (100) По мере развития конкуренции цепочка посредников уменьшается. В абсолютном выражении посреднические скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница ме- жду ценой, по которой посредник закупает товар, и ценой, по которой его продает. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в процентном вы- ражении: 100%-ная база для исчисления надбавки - цена, по ко- торой посредник приобретает товар, а 100%-ная база для исчис- ления скидки - цена, по которой посредник реализует этот то- вар. В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности. Если предприятия-изготовители отпускают продукцию по свободной отпускной цене, то снабженческо-сбытовые надбавки также ус- танавливаются самостоятельно субъектами оптового звена с учетом сложившегося спроса и предложения на соответствую- щем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств продукции, товаров. розничная цена - цена, по которой товар реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и органи- зациям, она является конечной; по этой цене товар выбывает из сферы обращения и потребляется в домашнем хозяйстве или в производстве. Расходы, связанные с реализацией товаров розничными торговыми предприятиями населению, возмещают- ся через торговую надбавку.
Уровень торговой скидки определяется величиной необ- ходимых затрат для реализации данным звеном своей функции в процессе товародвижения, а также желаемым уровнем рента- бельности, объемом продаж. Торговая надбавка – денежная сумма, на которую продавец увеличивает продажную цену по сравнению с ценой приобретения для себя. Расчет продажной розничной цены производится по формуле [13]: РЦ = ОЦсб * (1 + а), (101) где РЦ – продажная розничная цена, руб.; а - торговая надбавка на цену приобретения, в долях еди- ницы.
Торговые надбавки определяются продавцом самостоя- тельно, исходя из конъюнктуры рынка. В торговую надбавку включаются издержки розничного продавца, в том числе транс- портные расходы по доставке товара от поставщика. Они зави- сят от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия-изготовителя или цене закупки продукции (товаров) и условий поставки, указанных в договоре. Включа- ются и другие расходы по закупке и реализации товаров роз- ничной торговой организацией, а также прибыль и налоги. Если по продукции и товарам применяются регулируемые торговые надбавки, предприятия торговли используют торговую надбавку установленных размеров. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают и регу- лируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты дет- ского питания (включая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия медицинского назначения; наценки на про- дукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при образовательных школах, профтехучилищах, средних спе- циальных и высших учебных заведениях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравнен- ных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов. На предприятиях общественного питания цены на реали- зуемую продукцию формируются, исходя или из свободных от- пускных цен, или цен закупки на эту продукцию и единой на- ценки (вместо торговой надбавки и наценки), или торговой над- бавки и наценки. Размеры наценок устанавливаются на сырье (продукцию), покупные товары, реализуемые предприятиями общественного питания. Определяются наценки с учетом воз- мещения издержек производства, обращения и реализации, НДС, отчислений в бюджет (кроме предприятий, освобожден- ных от уплаты с доходов этого налога) и обеспечения рента- бельной работы этих предприятий. Органы исполнительной власти России могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общест- венного питания. Величина издержек обращения связана с условиями куп- ли-продажи. Чем больше посредников участвуют в реализации товара, тем выше издержки обращения, тем выше и уровень продажной цены. Поэтому создание или возникновение в стране крупных оптово-торговых фирм будет способствовать удешев- лению товародвижения. Крупный оптовик дает крупные, выгод- ные, стабильные заказы производителям. Он выгодно отличает- ся от мелкого и розничного тем, что не завышает прибыль на единицу товара, а увеличивает массу прибыли в зависимости от массы товара. Более того, крупные оптовики чаще всего сами регулируют свою отпускную и розничную цены, определяя до- лю другого посредника или розничного продавца в этой цене. В таких случаях имеет место оптовая или торговая скидка.
Таким образом, система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен, состоит из элементов, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные их группы. В системе цен каждая отдельная цена и каждая группа цен находится во взаимосвязи со всеми други- ми ценами. Стоит только внести изменения в уровень одной це- ны, как это повлечет за собой изменения в целом ряде цен. Это обусловлено единым процессом формирования затрат на произ- водство, взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма хозяйствования и всех субъектов, дейст- вующих на рынке. В современной экономической литературе, посвященной проблемам ценообразования, выделяют различные классифи- кации цен: По характеру обслуживаемого оборота [16]: - оптовые цены, по которым предприятия реализуют про- изведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом); - закупочные цены, по которым государство покупает про- дукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров; по характеру сделок их также можно отнести к оптовым ценам; - розничные цены, по которым торговые организации реа- лизуют продукцию населению; - сметная стоимость – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения); - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (грузовые транспортные тарифы) и роз- ничной (пассажирские тарифы). По степени регулирования [21]: - свободные цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответст- вии с конъюнктурой рынка; - фиксированные цены или тарифы, устанавливаемые на определенном уровне; - регулируемые цены – цены, в отношении которых соот- ветствующие государственные органы управления устанавли- вают какиелибо ограничения. Как правило, регулируемые цены устанавливаются государством на продукты, товары и тарифы социального назначения, допускаются изменения цен в некото- рых пределах. Регулирование цен может также осуществляться с помощью установления предельного уровня рентабельности или предельных коэффициентов изменения цен;
- гарантированные цены. Их поддержание обеспечивается государственным финансированием; - рекомендуемые цены устанавливаются на важнейшие виды продукции; такая практика имеет место в некоторых за- падных странах. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендуемые; - залоговые цены выполняют функции минимальных га- рантированных цен. Например, они защищают фермеров в США в условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке. По времени действия [22]: - твердые (постоянные) цены, которые не меняются в те- чение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту, обычно в договоре делается оговорка: «цена твердая, изменению не подлежит»; - текущие цены, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка; - скользящие цены устанавливаются на изделия, требую- щие длительного срока изготовления. В договоре устанавлива- ются исходная цена и порядок внесения поправок в случае из- менения ценообразующнх факторов (издержек производства) за период, необходимый для их изготовления. Эти виды цен широ- ко используются в международной торговле. Возможен вариант, когда установлен предел в процентах к договорной цене, в рам- ках которого пересмотр цены не производится; этот предел на- зывается лимитом скольжения. Например, цена может быть пе- ресмотрена не более чем на 20% от общей суммы затрат. Скольжение также может распространяться не на всю сумму затрат, а на определенные виды затрат, указанные в договоре; - сезонные цены действуют в течение определенного пе- риода времени; - ступенчатые цены представляют собой ряд последова- тельно снижающихся (повышающихся) цен на продукцию в за- ранее обусловленные моменты времени по предварительно оп- ределенной шкале. По формам продаж [24]: - контрактные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон; - биржевые котировки – уровни цен товаров, реализуе- мых через биржу; биржа способствует формированию оптовых рыночных цен на массовые качественно однородные стандарти- зированные товары; - цены ярмарок и выставок (часто льготные); - аукционные цены отражают ход продаж на аукционе; мо- гут быть открытые аукционные торги и тендерные; - трансфертные цены применяются при реализации про- дукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, входящих в одну ассоциацию. По степени обоснованности [22]: - базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия; они представ- ляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными параметрами;
- справочные цены публикуются в каталогах, прейскуран- тах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; они используются в качестве ориенти- ровочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию пли при анализе уровней и соотношений цен; - прейскурантные цены представляют собой вид справоч- ной цены и публикуются в прейскурантах фирм-продавцов; - расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по инди- видуальным заказам; - фактическая цена сделки учитывает применение раз- личных надбавок и скидок к базисной цене. По условиям поставки и продажи, в том числе по способу отражения транспортных расходов [27]: - цена-нетто – цена на месте купли-продажи; - цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки). 10.3. Методы ценообразования на предприятии Эффективность деятельности торговых организаций и пред- приятий общественного питания во многом определяется политикой в области ценообразования. Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продук- ции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов [21]. Методы ценообразования – это способы формирования цен на продукцию, товары, работы, услуги. В современной экономической литературе различают следующие методы ценообразования (рис. 20) [21]: затратные методы – объединяют группу методов це- нообразования, принимающих в качестве отправной точки фак- тические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определенные методы расчета цен, а сами цены, определѐнные таким образом, получили название - «цены с ориентацией на издержки»; рыночные методы – объединяют группу методов це- нообразования, ориентирующихся в процессе установления це- ны на конъюнктуру рынка; цены на товары и услуги устанавли- ваются в зависимости от спроса и предложения на данном рын- ке товаров и услуг;
Рис. 20 - Методы ценообразования параметрические методы – основу параметрических методов ценообразования составляют формализованные коли- чественные зависимости между ценами и основными потреби- тельскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд; основаны на учете технико-экономических параметров продукции и товаров. Условия применения параметрических методов ценообразования: широкий ассортимент однотипной продукции, отличающийся одним или несколькими качествен- ными параметрами; зависимость покупательского спроса от уровня качества продукции, отражаемого количественным зна- чением параметров; возможность сравнений цен и параметров покупателями. Ценообразование в общественном питании имеет свои особенности. В отличие от порядка формирования цен на вы- пускаемую продукцию в сфере промышленности, в обществен- ном питании цены формируются исходя из прямых затрат, кото- рые включают в себя стоимость сырья, а также торговых надба- вок и наценок, предназначенных для возмещения издержек на производство и реализацию продукции и получения прибыли. При этом все остальные виды затрат (кроме покупной стоимо- сти товаров и сырья) включаются в состав издержек на реализа- цию. Вследствие того, что цена на блюда является разновидно- стью розничной цены, но в силу специфики деятельности (реа- лизуются блюда, состоящие из различных ингредиентов) есть общие моменты со сферой производства: на каждое блюдо со- ставляется калькуляционная карточка (прил. 10) [6]. Калькуляционная карточка применяется для определе- ния цены продажи отдельно на каждое блюдо (изделие) с помо- щью калькуляции. Калькуляционная карточка может состав- ляться из расчета стоимости сырья на сто блюд для наиболее точного определения цены одного блюда (изделия). В калькуляционной карточке указаны: состав сырьевого набора блюда, норма, цена приобретения (без НДС) и рассчита- на стоимость сырьевого набора. К полной стоимости сырьевого набора блюда (Ссн) прибавляется сумма наценки (Н), рассчиты- ваемая по формуле [9]: Н = Ун * Ссн / 100, (102) где Ун – уровень наценки, %. Анализ практики ценообразования в предприятиях общест- венного питания показал, что размер наценки может дифферен- цироваться по самым разнообразным признакам (табл. 10) [9]. От уровня наценки на продукцию и товары зависит размер и уровень дохода, получаемого предприятием, за счет которого оно покрывает затраты на производство, реализацию и органи- зацию потребления продукции собственного производства и то- варов и получает прибыль. Зависимость между уровнем дохода и наценки такая же, как и в розничной торговле. Таблица 10 - Классификация наценок в общественном питании
При изменении компонентов в сырьевом наборе блюда и цены на сырье и продукты новая цена блюда определяется в по- следующих свободных графах калькуляционной карточки с ука- занием в заголовке даты произведенных изменений. В графе «Дата составления» указывается дата последней записи в кар- точке. Правильность каждого расчета цены блюда (изделия) подтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждается руководителем организации. Расшифровка подписей указывается в первой гра- фе по соответствующим строкам. Таким образом, в общественном питании путем калькуля- ции определяют не полную себестоимость, а продажную цену блюда, и все затраты предприятия покрываются за счет наценки. Цена блюда зависит от стоимости сырьевого набора и размера наценки, а стоимость сырьевого набора – от того, по каким це- нам приобретают товары и сырье (закупочным, отпускным, роз- ничным, ценам закупки). Так как на уровень этих цен оказывают влияние общий уровень и динамика цен региона, города, то воз- можности предприятия влиять на стоимость сырьевого набора ограничены выбором каналов поступления продовольственных товаров и сырья.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.154 (0.041 с.) |