Тематика рефератов и курсовых работ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика рефератов и курсовых работ.



1. Социолингвистика в системе социальных наук

2. Теория антиномий М.В. Панова о механизмах функционирования языка

3. Проблема функционирования языка в концепции Е.Д. Поливанова

4. Проблема языка и социума в концепции Улана Лабова

5. Речь и социальный статус человека.

6. Вариант как проявление многообразия языка.

7. Диалект как источник вариативности.

8. Арго и литературный язык.

9. Сленг и язык городского населения.

10.  Роль жаргонов в литературном языке.

11.  Функциональные стили как коммуникативные подсистемы языка.

12.  Языковое общение в эволюции человека.

13.  Коммуникация и социальный статус личности.

14.  Речевое поведение и коммуникативная ситуация.

15.  Социальные роли в коммуникации.

16.  Социальные отношения в коммуникации.

17.  Речь и профессия человека.

18.  Речь и образование.

19.  Язык мужчин и женщин: сходства и различия.

20.  Речь детей.

21.  Роль социума в языковой социализации.

22.  Природное в языке.

23.  Влияние культуры на язык.

24.  Влияние культуры на речевое поведение.

25.  Влияет ли язык на культуру?

26.  Язык индустриального общества.

27.  Язык постиндустриального общества.

28.  Демократические реформы и язык в современной России.

29.  Социальный статус языка и языковые изменения.

30.  Критерии прогресса в развитии языка.

31.  Основные направления развития русского языка.

32.  Языковая и этническая картина мира.

33.  Языковой контакт как фактор языковой эволюции.

34.  Психолингвистические механизмы смешения языков.

35.  Модели смешения языков.

36.  Дивергенция и конвергенция в языковом контакте.

37.  Языковая политика как отражение национальной.

38.  Языковая политика в СССР.

39.  Принципы национальной политики в современной России.

40.  Языки малочисленных народов и проблема их защиты.

41.  Языковые конфликты и механизмы их регулирования.

 Итоговые вопросы для самоконтроля

1. Каков объект и предмет социолингвистики?

2. Каковы научные задачи социолингвистики как науки?

3. В чем различие между микро и макросоциолингвистикой?

4.Каков статус социолингвистики как научной дисциплины?

5. Каковы связи социолингвистики с общей социологией и социологией коммуникации?

6. Каковы межпредметные связи социолингвистики с другими науками?

7. На каком этапе развития языкознания появилась идея о социальной дифференциации языка?

8. Какой ученый впервые ввел термин «социолингвистика»?

9. Каковы особенности развития социолингвистики в начале XX века?

10. Назовите ученых и основные достижения французской школы социолингвистики.

11. Назовите ученых и основные достижения российской школы социолингвистики.

12. Назовите ученых и основные достижения американской школы социолингвистики?

13. Каковы особенности развития социолингвистики во второй половине XX века?

14. Как взаимосвязано развитие языка и общества с точки зрения Е.Д. Поливанова?

15. От чего, по мысли Е.Д. Поливанова, зависит направление развития языка?

16. Какие виды антиномий развития языка выделил М.В. Панов?

17. Каковы этапы и особенности динамики языковых изменений с точки зрения У. Лабова?

18. Как, по мысли У. Лабова, связано речевое поведение индивида с характером мобильности?

19. Каковы недостатки методов наблюдения и включенного наблюдения?

20. Каковы причины перехода к методам направленного наблюдения?

21. Каковы критерии формирования группы интервьюеров?

22. Каковы типы и роль интервью в социолингвистическом исследовании?

23. Каковы правила разработки анкеты социолингвистического исследования?

24. Какова роль тестов в социолингвистическом исследовании?

25. Какие существуют уровни и единицы языка?

26. Какие отношения существуют между единицами языка?

27. Каковы особенности символа как знака?

28. Как слово связано с процессом мышления?

29. Что такое когнитивный стиль мышления и какие типы выделяются?

30. Каковы основания выделения понятий языка и речи?

31. В чем источники единства и различия языка и речи?

32. Какие можно выделить функции языка как системы?

33. В чем различия между нормой в узком и широком смысле слова?

34. Как соотносится норма и варианты?

35. Какие факторы влияют на вариативность?

36. Какова роль отношений функциональной дополнительности  в построении языка как коммуникативной системы?

37. В чем состоит различие между жаргоном и арго?

38. Как взаимодействуют элементы некодифицированной подсистемы языка с литературным языком?

39. Что такое сфера использования языка?

40. Каковы факторы коммуникативной ситуации?

41. Почему тональность общения считается наиболее важным фактором коммуникативной ситуации?

42. Всегда ли место общения является значимым фактором коммуникативной ситуации?

43. Какие  типы речевых актов можно выделить?

44. Что такое ситуативная грамматика?

45. Почему ситуативная грамматика является основой коммуникативной компетенции?

46. Что такое языковое сообщество?

47. В чем состоят особенности коммуникации в условиях двуязычного и многоязычного общества?

48. Что такое интерференция и как она проявляется в речи билингвов?

49. Какие отношения между кодами лежит в основе социально-коммуникативной системы?

50. Как влияют социальные характеристики личности на речевое поведение личности?

51. В чем различия между симметричной и ассиметричной коммуникацией?

52. Как двуязычие влияет на речевое поведение личности?

53. Каковы этапы языковой социализации?

54. Какова роль общества в процессе языковой социализации?

55. Как социальная среда влияет на языковую социализацию?

56. В чем общность и различия в коммуникации человека и животных?

57. Каковы универсальные, общечеловеческие свойства коммуникации?

58. Как влияет культура на язык?

59. Как проявляется влияние культурной традиции на речевое поведение?

60. Подтверждено ли в современной лингвистике влияние языка на культуру?

61. Каковы особенности развития языка на разных этапах развития общества?

62. Как влияет возникновение письменности и книгопечатания на развитие языка?

63. Каковы критерии прогресса и регресса в языке?

64. Каковы закономерности развития современных языков?

65. Каковы тенденции развития современного русского языка?

66. Каковы причины диспропорции между языковой и этнической картиной мира?

67. Каковы причины возникновения пинджинов как контактных языков?

68. Каковы источники креолизации пинджинов?

69. Как Вы считаете, являются ли креолы полноценными языками?

70. Каковы критерии выделения международных языков?

71. Почему в современном мире падает статус искусственных языков?

72. Каковы источники противоречивости статуса русского языка?

73. Каковы критерии разделения на справедливую и несправедливую языковую политику?

74. Каковы  виды несправедливой языковой политики?

75. Была ли языковая политика СССР справедливой, каковы ее результаты?

76. Каковы задачи языковой политики в Российской Федерации?

77. Каковы противоречия статуса русского языка в странах СНГ?

78. Происходит ли расширение социальных функций русского языка на постсоветском пространстве?

Примерные   вопросы для зачета

1) Язык как система.

2) История становления и развития социолингвистики.

3) Теория антиномий М.В. Панова

4) Концепция языковой эволюции Е.Д. Поливанова

5) Теория языковой эволюции У. Лабова.

6) Социолингвистика, ее объект и предмет, научный статус социолингвистики

7) Методы социолингвистики

8) Социолингвистика и ее связь с другими науками.

9) Язык и речь, сходства и отличия.

10) Языковая вариативность и норма.

11) Литературный язык и его стили. Понятие функционального стиля

12)  Диалект, социолект, арго, жаргон, сленг, как носители инвариантности.

13)  Проблема соотношения языка и диалекта.

14) Сферы использования языка.

15)  Коммуникативная ситуация и ее факторы.

16) Речевое общение, поведение, акт.

17) Коммуникативная компетенция носителя языка.

18)  Язык и общество. Языковая структура общества.

19) Язык и его социальная дифференциация

20)  Переключение и смешение языковых кодов.

21)  Культурная и этническая диглоссия, ее источники, особенности функционирования языков.

22)  Интерференция, сущность, особенности процесса.

23)   Национально-языковая политика и языковая ситуация

24)  Проявление социального статуса и социальной роли личности в языке.

25) Языковая социализация как социальный процесс, факторы социализации.

26) Язык и историческое развитие общества.

27) Внутренние и внешние языковые изменения в развитии языка.

28) Проблема регресса и прогресса в развитии языка. Критерии совершенства языка.

29) Закономерности языковых изменений.

30) Основные направления социальной эволюции языков

31) Язык и культура.

32) Язык и этнос. Народы мира и языки.

33) Языковая ситуация, тенденции развития русского языка в современной России.

Тестовые задания для повторения

1. Что изучает социальная лингвистика?

2. Социальная лингвистика является:

1) общественной наукой

2) гуманитарной наукой

3) лингвистической наукой

4) естественной наукой

3. Какой лингвист впервые обратил внимание на социальную дифференциацию языка?

1) Г. де Каррерас

2) Ш. Балли

3) Е.Д. Поливанов

4) Бодуэн де Куртене

4. Какие научные центры развития социальной лингвистике в 20 веке вы знаете?

5. Как взаимосвязаны между собой развитие языка и общества с точки зрения Е.Д. Поливанова (сформулируйте не менее трех утверждений)

6. Что определяет направление развития языка с точки зрения Е.Д. Поливанова?

1) идеалы, ценности общества

2) речь социально престижных групп

3) государственная политика

4) спонтанная речевая деятельность отдельных людей

5) система норм интеллигенции

7. Какие Вы можете назвать факторы, влияющие на речевую деятельность?

8. Как связана речевая деятельность с процессами социальной мобильности с точки зрения У. Лабова?

9. На каких этапах развития литературный язык подвергается влиянию некодифицированных подсистем?

10. Используя приведенные ниже слова дайте определение процессу кодификации:

процесс, создания, зашита, общество, система, норма

11. Какие виды отношений между единицами существуют в знаковой системе языка?

12. Какие факторы коммуникативной ситуации Вы можете назвать?

13. Какой лингвист ввел понятие социально-коммуникативной системы?

1) Ш. Балли 2) Е.Д. Поливанов 3) У. Лабов 4) А.Д. Швейцер

14. Используя приведенные ниже слова, дайте определение лакуны:

явление, отсутствие, значения, язык, другие языки.

15. Используя приведенные ниже слова, дайте определение просторечия:

особенности, речь, город, население

16. Используя приведенные ниже слова, дайте определение пинджина:

контакт, язык, коммуникативное понимание.

17. В каких условиях появляются контактные языки?

18. Какие языки являются международными языками-посредниками:

русский, японский, турецкий, венгерский, немецкий, китайский, хинди, суахили, английский.

19. Используя приведенные ниже слова дайте определение креолу:

государство, язык, пинждин, коммуникативные потребности общества

20. Каким образом языковая политика способна повлиять на функционирование языка?

21. Используя приведенные ниже слова, дайте определение интерференции:

процесс, взаимовлияния, билингвизм, языковые уровни

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.95.222 (0.05 с.)