Спортивная деятельность как механизм социальных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спортивная деятельность как механизм социальных отношений



Основной и непосредственный носитель механизмов социальных отношений - спортивная деятельность. Следует подчеркнуть, что быть включенным в социальные отношения через спортивную деятельность и заниматься социально организованной деятельностью - физической культурой - это не одно и то же. Различие состоит в том, что субъектом спортивной деятельности являются не только отдельные личности, но и общности и общественные организации, в которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в общении. Утверждение, что спорт является предметно выраженной сферой общих социальных интересов и фактором, укрепляющим целостность общества, говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности.

Особенности этих отношений состоят в том, что они возникают и, проходя предварительно через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношений личности и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества.

Данные отношения по своему статусу в системе общественных отношений являются надстроечными. И, подобно политическим, правовым, моральным и другим отношениям, они в своем развитии определяются среди прочих факторов природой и типом господствующего материального базиса. Это означает, что сфера спорта не имеет полной самостоятельности. Равно как и другие надстроечные явления, как, например, интеллектуальная или культурная среда формирования личности, она имеет относительную самостоятельность, сущность которой заключается в том, что помимо зависимости от базиса, она имеет собственные, только ему присущие законы и закономерности развития и функционирования. Французский социолог Пьер Будье писал: "…пространство спортивной деятельности не есть мир, замкнутый в себе самом. Оно включено в мир практики и потребления, в свою очередь, структурированный в специфическую воспитательную систему. Имеются все основания рассматривать виды физической активности как относительно автономное пространство, но не следует забывать, что оно является фактором гармоничного развития личности".

Успешная социализация кроме всего прочего обусловлена определением социальной нормы, что позволяет оценить реальное поведение как приемлемое и обязательное, терпимое, нежелательное и т.д. Эта оценка поведения связана с соответствием или несоответствием реального поведения идеалу или нормативу и выделяет следующие типы норм:

· реальные, отражающие реальное поведение, как оно должно проявляться в статистическом большинстве случаев;

· должные, т.е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности;

· идеальные, т.е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала.

Мы знаем, что социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, а результат социализации - положительное социальное обучение и образование. Но не надо забывать, что она не всегда бывает успешной.

Вообще процесс социализации через спортивный фактор имеет особое значение и содержание, так как здесь он выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и как фактор освоения и передачи общих культурных ценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса.

Спорт как социокультурный фактор модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и формирует его как социально компетентную личность.

Спорт, мораль, право

Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни.

Вместе с тем историческая роль спорта состоит в том, что он способствует созданию в обществах, где традиционные религиозные ценности и людские узы ослабевают, новой морали, регулирующей отношения между людьми в конфликтных ситуациях. Среди спортсменов-любителей распространяется своеобразная «этика порядочности», которая исключает нечестные уловки и ставит выше всего индивидуальные достижения — плод усиленной тренировки и самосовершенствования. Начинается эпоха, когда по окончании спортивного состязания каждый считает своим долгом продемонстрировать «скромность победителя или достоинство побежденного»: люди учатся сдерживать свои чувства и соблюдать правила «честной игры» (fair play) в спорте..

Спорт стал всеобъемлющим социальным явлением, поскольку способен оказывать воздействие на все общество в целом и на все общественные установления; он имеет отношение ко всем сторонам общественной жизни — политическим, экономическим, культурным, социальным, технологическим — и в то же самое время влияет на повседневную жизнь индивидов, составляющих современное общество.

Впрочем, сегодня вера в «единение молодежи всего мира» во время международных спортивных состязаний пошатнулась; сам тезис об идеальном спорте, который не зависит ни от политических партий, ни от финансовых магнатов и стоит выше межнациональных различий, подвергается сомнению и нуждается в уточнениях. Дело в том, что начиная с 1970-х годов спорт в целом стал все теснее взаимодействовать с экономикой и политикой; национальный же спорт утратил свою автономию и стал куда сильнее подчиняться влиянию политическому, экономическому и финансовому, не говоря уже о влиянии крупнейших средств массовой информации.

Появление этих новых проблем и новых целей обезоружило разом и пламенных защитников спорта, и его убежденных противников; традиционная спортивная этика явно переживает кризис: слишком уж многие формы спортивной жизни выходят в наши дни из-под контроля федеральных чиновников и институтов, слишком очевидным становится повсеместное главенство экономических факторов. «Нетехнократические» (до поры до времени) спортивные технологии, появившиеся недавно во французской и европейской индустрии досуга, составляют конкуренцию традиционным спортивным мероприятиям; публика по-прежнему интересуется грандиозными зрелищами, но сделалась более равнодушной к крупным политическим манифестациям; при этом люди, занимающиеся спортом, сделались более активными и менее сговорчивыми, а зрители — более требовательными и придирчивыми.

Итак, современный спорт столь многообразен и многофункционален, что ускользает от однозначного определения; он находится в процессе постоянной социальной легитимации, решает важные социальные и институциональные задачи, а кроме того, выполняет существенную нормативную функцию.

Заключение

Изучая физическую культуру и спорт как социальное явление и фактор социализации личности мы пришли к следующим выводам:

1. спорт и физическая культура помогают формировать социально-адаптированную личность

2. спорт помогает формировать профессионально ориентированную личность

3. физическая культура и спорт позволяют организовать досуговую деятельность в её многообразных формах и проявлениях

4. физическая культура и спорт способствуют становлению здоровъя молодёжи, помогает внедрять здоровый образ жизни в широкие слои населения

5. спорт формирует норму поведения, приближающие личность к идеалу

Спорт как социокультурный фактор разнообразием спортивных интересов и неуклонным использованием правил даёт толчок современной культуре, сохраняя и укрепляя традиционные формы и социокультурные связи.

 

Литература:

1. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). Челябинск, 1995.

2. Ковалева А.И. Социализация личности. Норма и отклонение. М., 1996.

3. Мильштейн О.А. Социальные проблемы формирования личности в спорте // Лекция для студентов институтов физ. культуры. М.,1980.

4. Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.

5. Столяров В.И. Социальные проблемы спорта // Философские науки. 1980, № 4.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.009 с.)