Физическая культура как средство социализации личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура как средство социализации личности



Введение

Спорт — значимое социальное явление, которое давно уже попало в область внимания специалистов-социологов многих стран. И только Россию можно считать страной, отсталой в этой области знаний. Только в России существует мнение, что спорт – прерогатива спортивных наук. В современном мире спорту уделяется серьёзное внимание со стороны государственных и общественных организаций, СМИ, со стороны частных лиц. Невозможно отрицать оздоровительного воздействия физической культуры и спорта на широкие социальные слои общества. В феномене спорта есть нечто парадоксальное. С одной стороны, все больше людей занимаются спортом, спортивные новости давно превратились в постоянную тему каждодневных бесед, так что спорт кажется неотъемлемой частью современной жизни; с другой стороны, спорт можно с таким же основанием назвать явлением, принадлежащим всем эпохам и всем культурам. Кроме того, каждый из нас, живущих в начале третьего тысячелетия, испытывает сильнейшее культурное давление, заставляющее нас вести спортивный образ жизни и «играть» в какие-либо спортивные игры: за последние четверть века спорт в мире подчинил своему влиянию все население, включая и те социальные меньшинства, которые прежде были ему откровенно враждебны.

Поэтому вполне оправданной представляется попытка проследить, как спорт впитывал древние и даже архаические мифы, и внимательно вглядеться в многовековую эволюцию этой странной деятельности, которая основывается на более чем традиционных структурах мышления, но при этом способна интегрировать новые ценности. Изучить процесс укоренения спорта в наших обществах — задача особенно актуальная в силу чрезвычайности идеологической пластичности этого феномена.

В изучении социологии спорта учёные сталкиваются с рядом проблем, т.к. вопрос этот лежит в межпредметной области: спортивной и социологической. Взаимодействие этих областей можно проследить в историческом аспекте развития спорта или развития отдельных видов спорта в зависимости от социальной среды, возрастных групп физкультурников и спортсменов. Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей. Человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией.

 

Спорт, мораль, право

Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни.

Вместе с тем историческая роль спорта состоит в том, что он способствует созданию в обществах, где традиционные религиозные ценности и людские узы ослабевают, новой морали, регулирующей отношения между людьми в конфликтных ситуациях. Среди спортсменов-любителей распространяется своеобразная «этика порядочности», которая исключает нечестные уловки и ставит выше всего индивидуальные достижения — плод усиленной тренировки и самосовершенствования. Начинается эпоха, когда по окончании спортивного состязания каждый считает своим долгом продемонстрировать «скромность победителя или достоинство побежденного»: люди учатся сдерживать свои чувства и соблюдать правила «честной игры» (fair play) в спорте..

Спорт стал всеобъемлющим социальным явлением, поскольку способен оказывать воздействие на все общество в целом и на все общественные установления; он имеет отношение ко всем сторонам общественной жизни — политическим, экономическим, культурным, социальным, технологическим — и в то же самое время влияет на повседневную жизнь индивидов, составляющих современное общество.

Впрочем, сегодня вера в «единение молодежи всего мира» во время международных спортивных состязаний пошатнулась; сам тезис об идеальном спорте, который не зависит ни от политических партий, ни от финансовых магнатов и стоит выше межнациональных различий, подвергается сомнению и нуждается в уточнениях. Дело в том, что начиная с 1970-х годов спорт в целом стал все теснее взаимодействовать с экономикой и политикой; национальный же спорт утратил свою автономию и стал куда сильнее подчиняться влиянию политическому, экономическому и финансовому, не говоря уже о влиянии крупнейших средств массовой информации.

Появление этих новых проблем и новых целей обезоружило разом и пламенных защитников спорта, и его убежденных противников; традиционная спортивная этика явно переживает кризис: слишком уж многие формы спортивной жизни выходят в наши дни из-под контроля федеральных чиновников и институтов, слишком очевидным становится повсеместное главенство экономических факторов. «Нетехнократические» (до поры до времени) спортивные технологии, появившиеся недавно во французской и европейской индустрии досуга, составляют конкуренцию традиционным спортивным мероприятиям; публика по-прежнему интересуется грандиозными зрелищами, но сделалась более равнодушной к крупным политическим манифестациям; при этом люди, занимающиеся спортом, сделались более активными и менее сговорчивыми, а зрители — более требовательными и придирчивыми.

Итак, современный спорт столь многообразен и многофункционален, что ускользает от однозначного определения; он находится в процессе постоянной социальной легитимации, решает важные социальные и институциональные задачи, а кроме того, выполняет существенную нормативную функцию.

Заключение

Изучая физическую культуру и спорт как социальное явление и фактор социализации личности мы пришли к следующим выводам:

1. спорт и физическая культура помогают формировать социально-адаптированную личность

2. спорт помогает формировать профессионально ориентированную личность

3. физическая культура и спорт позволяют организовать досуговую деятельность в её многообразных формах и проявлениях

4. физическая культура и спорт способствуют становлению здоровъя молодёжи, помогает внедрять здоровый образ жизни в широкие слои населения

5. спорт формирует норму поведения, приближающие личность к идеалу

Спорт как социокультурный фактор разнообразием спортивных интересов и неуклонным использованием правил даёт толчок современной культуре, сохраняя и укрепляя традиционные формы и социокультурные связи.

 

Литература:

1. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). Челябинск, 1995.

2. Ковалева А.И. Социализация личности. Норма и отклонение. М., 1996.

3. Мильштейн О.А. Социальные проблемы формирования личности в спорте // Лекция для студентов институтов физ. культуры. М.,1980.

4. Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.

5. Столяров В.И. Социальные проблемы спорта // Философские науки. 1980, № 4.

 

Введение

Спорт — значимое социальное явление, которое давно уже попало в область внимания специалистов-социологов многих стран. И только Россию можно считать страной, отсталой в этой области знаний. Только в России существует мнение, что спорт – прерогатива спортивных наук. В современном мире спорту уделяется серьёзное внимание со стороны государственных и общественных организаций, СМИ, со стороны частных лиц. Невозможно отрицать оздоровительного воздействия физической культуры и спорта на широкие социальные слои общества. В феномене спорта есть нечто парадоксальное. С одной стороны, все больше людей занимаются спортом, спортивные новости давно превратились в постоянную тему каждодневных бесед, так что спорт кажется неотъемлемой частью современной жизни; с другой стороны, спорт можно с таким же основанием назвать явлением, принадлежащим всем эпохам и всем культурам. Кроме того, каждый из нас, живущих в начале третьего тысячелетия, испытывает сильнейшее культурное давление, заставляющее нас вести спортивный образ жизни и «играть» в какие-либо спортивные игры: за последние четверть века спорт в мире подчинил своему влиянию все население, включая и те социальные меньшинства, которые прежде были ему откровенно враждебны.

Поэтому вполне оправданной представляется попытка проследить, как спорт впитывал древние и даже архаические мифы, и внимательно вглядеться в многовековую эволюцию этой странной деятельности, которая основывается на более чем традиционных структурах мышления, но при этом способна интегрировать новые ценности. Изучить процесс укоренения спорта в наших обществах — задача особенно актуальная в силу чрезвычайности идеологической пластичности этого феномена.

В изучении социологии спорта учёные сталкиваются с рядом проблем, т.к. вопрос этот лежит в межпредметной области: спортивной и социологической. Взаимодействие этих областей можно проследить в историческом аспекте развития спорта или развития отдельных видов спорта в зависимости от социальной среды, возрастных групп физкультурников и спортсменов. Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей. Человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией.

 

Физическая культура как средство социализации личности

Именно благодаря социализации каждый человек, обретая свою социальную сущность, включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему.

В современной западной социологии утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности, которые проявляются, прежде всего, в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Известно, что другим важным элементом социализации являются выполняемые личностью роли. Изучение и освоение каждой конкретной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и т.д.), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде), каждая из которых характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.

Анализируя факторы формирования личности, можно определить эти основные элементы как социокультурный аспект социализации личности, где спорт выступает как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. А как социальный институт он формирует определенные "профессиональные статусы", в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.

Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения.

Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости от "модели поведения" человека до "смысла успеха", которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам.

Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. Чрезвычайное разнообразие существующих в настоящее время форм спортивной деятельности позволяет каждой социальной группе избрать себе определенный вид спорта и приспособить его к своему существованию, а это обуславливает необходимость по-новому взглянуть на место спорта в так называемой высокой культуре. Нынешняя трансформация системы спортивного досуга привела к существенной переоценке символических ценностей и заставила иначе отнестись к традиционным видам спорта, унаследованным от англо-саксонского мира. Тем не менее, все, даже самые маргинальные из новых форм спортивной деятельности, постепенно встраиваются в старую «соревновательную» систему, и постоянство, с которым это происходит, не может не удивлять. Старая институция подчиняет себе даже те новшества, которые, казалось, самым радикальным образом претендовали на полную независимость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.01 с.)