Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическая культура как средство социализации личностиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Введение Спорт — значимое социальное явление, которое давно уже попало в область внимания специалистов-социологов многих стран. И только Россию можно считать страной, отсталой в этой области знаний. Только в России существует мнение, что спорт – прерогатива спортивных наук. В современном мире спорту уделяется серьёзное внимание со стороны государственных и общественных организаций, СМИ, со стороны частных лиц. Невозможно отрицать оздоровительного воздействия физической культуры и спорта на широкие социальные слои общества. В феномене спорта есть нечто парадоксальное. С одной стороны, все больше людей занимаются спортом, спортивные новости давно превратились в постоянную тему каждодневных бесед, так что спорт кажется неотъемлемой частью современной жизни; с другой стороны, спорт можно с таким же основанием назвать явлением, принадлежащим всем эпохам и всем культурам. Кроме того, каждый из нас, живущих в начале третьего тысячелетия, испытывает сильнейшее культурное давление, заставляющее нас вести спортивный образ жизни и «играть» в какие-либо спортивные игры: за последние четверть века спорт в мире подчинил своему влиянию все население, включая и те социальные меньшинства, которые прежде были ему откровенно враждебны. Поэтому вполне оправданной представляется попытка проследить, как спорт впитывал древние и даже архаические мифы, и внимательно вглядеться в многовековую эволюцию этой странной деятельности, которая основывается на более чем традиционных структурах мышления, но при этом способна интегрировать новые ценности. Изучить процесс укоренения спорта в наших обществах — задача особенно актуальная в силу чрезвычайности идеологической пластичности этого феномена. В изучении социологии спорта учёные сталкиваются с рядом проблем, т.к. вопрос этот лежит в межпредметной области: спортивной и социологической. Взаимодействие этих областей можно проследить в историческом аспекте развития спорта или развития отдельных видов спорта в зависимости от социальной среды, возрастных групп физкультурников и спортсменов. Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей. Человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией.
Спорт, мораль, право Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Вместе с тем историческая роль спорта состоит в том, что он способствует созданию в обществах, где традиционные религиозные ценности и людские узы ослабевают, новой морали, регулирующей отношения между людьми в конфликтных ситуациях. Среди спортсменов-любителей распространяется своеобразная «этика порядочности», которая исключает нечестные уловки и ставит выше всего индивидуальные достижения — плод усиленной тренировки и самосовершенствования. Начинается эпоха, когда по окончании спортивного состязания каждый считает своим долгом продемонстрировать «скромность победителя или достоинство побежденного»: люди учатся сдерживать свои чувства и соблюдать правила «честной игры» (fair play) в спорте.. Спорт стал всеобъемлющим социальным явлением, поскольку способен оказывать воздействие на все общество в целом и на все общественные установления; он имеет отношение ко всем сторонам общественной жизни — политическим, экономическим, культурным, социальным, технологическим — и в то же самое время влияет на повседневную жизнь индивидов, составляющих современное общество. Впрочем, сегодня вера в «единение молодежи всего мира» во время международных спортивных состязаний пошатнулась; сам тезис об идеальном спорте, который не зависит ни от политических партий, ни от финансовых магнатов и стоит выше межнациональных различий, подвергается сомнению и нуждается в уточнениях. Дело в том, что начиная с 1970-х годов спорт в целом стал все теснее взаимодействовать с экономикой и политикой; национальный же спорт утратил свою автономию и стал куда сильнее подчиняться влиянию политическому, экономическому и финансовому, не говоря уже о влиянии крупнейших средств массовой информации.
Появление этих новых проблем и новых целей обезоружило разом и пламенных защитников спорта, и его убежденных противников; традиционная спортивная этика явно переживает кризис: слишком уж многие формы спортивной жизни выходят в наши дни из-под контроля федеральных чиновников и институтов, слишком очевидным становится повсеместное главенство экономических факторов. «Нетехнократические» (до поры до времени) спортивные технологии, появившиеся недавно во французской и европейской индустрии досуга, составляют конкуренцию традиционным спортивным мероприятиям; публика по-прежнему интересуется грандиозными зрелищами, но сделалась более равнодушной к крупным политическим манифестациям; при этом люди, занимающиеся спортом, сделались более активными и менее сговорчивыми, а зрители — более требовательными и придирчивыми. Итак, современный спорт столь многообразен и многофункционален, что ускользает от однозначного определения; он находится в процессе постоянной социальной легитимации, решает важные социальные и институциональные задачи, а кроме того, выполняет существенную нормативную функцию. Заключение Изучая физическую культуру и спорт как социальное явление и фактор социализации личности мы пришли к следующим выводам: 1. спорт и физическая культура помогают формировать социально-адаптированную личность 2. спорт помогает формировать профессионально ориентированную личность 3. физическая культура и спорт позволяют организовать досуговую деятельность в её многообразных формах и проявлениях 4. физическая культура и спорт способствуют становлению здоровъя молодёжи, помогает внедрять здоровый образ жизни в широкие слои населения 5. спорт формирует норму поведения, приближающие личность к идеалу Спорт как социокультурный фактор разнообразием спортивных интересов и неуклонным использованием правил даёт толчок современной культуре, сохраняя и укрепляя традиционные формы и социокультурные связи.
Литература: 1. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). Челябинск, 1995. 2. Ковалева А.И. Социализация личности. Норма и отклонение. М., 1996. 3. Мильштейн О.А. Социальные проблемы формирования личности в спорте // Лекция для студентов институтов физ. культуры. М.,1980. 4. Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995. 5. Столяров В.И. Социальные проблемы спорта // Философские науки. 1980, № 4.
Введение Спорт — значимое социальное явление, которое давно уже попало в область внимания специалистов-социологов многих стран. И только Россию можно считать страной, отсталой в этой области знаний. Только в России существует мнение, что спорт – прерогатива спортивных наук. В современном мире спорту уделяется серьёзное внимание со стороны государственных и общественных организаций, СМИ, со стороны частных лиц. Невозможно отрицать оздоровительного воздействия физической культуры и спорта на широкие социальные слои общества. В феномене спорта есть нечто парадоксальное. С одной стороны, все больше людей занимаются спортом, спортивные новости давно превратились в постоянную тему каждодневных бесед, так что спорт кажется неотъемлемой частью современной жизни; с другой стороны, спорт можно с таким же основанием назвать явлением, принадлежащим всем эпохам и всем культурам. Кроме того, каждый из нас, живущих в начале третьего тысячелетия, испытывает сильнейшее культурное давление, заставляющее нас вести спортивный образ жизни и «играть» в какие-либо спортивные игры: за последние четверть века спорт в мире подчинил своему влиянию все население, включая и те социальные меньшинства, которые прежде были ему откровенно враждебны.
Поэтому вполне оправданной представляется попытка проследить, как спорт впитывал древние и даже архаические мифы, и внимательно вглядеться в многовековую эволюцию этой странной деятельности, которая основывается на более чем традиционных структурах мышления, но при этом способна интегрировать новые ценности. Изучить процесс укоренения спорта в наших обществах — задача особенно актуальная в силу чрезвычайности идеологической пластичности этого феномена. В изучении социологии спорта учёные сталкиваются с рядом проблем, т.к. вопрос этот лежит в межпредметной области: спортивной и социологической. Взаимодействие этих областей можно проследить в историческом аспекте развития спорта или развития отдельных видов спорта в зависимости от социальной среды, возрастных групп физкультурников и спортсменов. Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей. Человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией.
Физическая культура как средство социализации личности Именно благодаря социализации каждый человек, обретая свою социальную сущность, включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему. В современной западной социологии утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности, которые проявляются, прежде всего, в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Известно, что другим важным элементом социализации являются выполняемые личностью роли. Изучение и освоение каждой конкретной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и т.д.), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде), каждая из которых характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения. Анализируя факторы формирования личности, можно определить эти основные элементы как социокультурный аспект социализации личности, где спорт выступает как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. А как социальный институт он формирует определенные "профессиональные статусы", в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности. Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения. Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости от "модели поведения" человека до "смысла успеха", которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам. Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. Чрезвычайное разнообразие существующих в настоящее время форм спортивной деятельности позволяет каждой социальной группе избрать себе определенный вид спорта и приспособить его к своему существованию, а это обуславливает необходимость по-новому взглянуть на место спорта в так называемой высокой культуре. Нынешняя трансформация системы спортивного досуга привела к существенной переоценке символических ценностей и заставила иначе отнестись к традиционным видам спорта, унаследованным от англо-саксонского мира. Тем не менее, все, даже самые маргинальные из новых форм спортивной деятельности, постепенно встраиваются в старую «соревновательную» систему, и постоянство, с которым это происходит, не может не удивлять. Старая институция подчиняет себе даже те новшества, которые, казалось, самым радикальным образом претендовали на полную независимость.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.01 с.) |