Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие языка как объективный процесс .
Беседа: - Назовите ближайших «родственников» русского языка? «Язык есть самая живая, самая обильная И прочная связь, соединяющая отжившие, Живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…» К.Д. Ушинский. - Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? -Может, кто-то сможет назвать тему урока? Тема нашего урока – «Развитие языка как объективный процесс». Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать об одном из необычных свойств языка. Ведь язык – это не просто средство передачи информации, орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку. Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам. Давайте послушаем легенду « Язык мой - друг мой»
Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее на свете блюдо. Когда Эзоп подал гостям язык, гости удивились. Эзоп сказал: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, мы изучаем науки, люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, мириться, приветствовать… Поэтому нужно знать, что нет ничего лучше языка». Против такого объяснения не нашлось возражений. В другой раз Ксанф приказал Эзопу приготовить самое худшее блюдо. Когда Эзоп вновь приготовил языки, все удивились и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лгать, лицемерить, хитрить, ссориться. Он может вызвать войну. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!».
Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету. - На каких явлениях основана эта легенда?(Омонимия, многозначность). - Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях? - С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка? - Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»? (Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств. Речь – способность говорить, говорение. Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)
- Да, «язык» мы рассматриваем часто как синоним слова «речь».
-Ребята, а сейчас я попрошу вас вспомнить фразеологизмы, пословицы, загадки со словом «язык». Пишем 1.Длинный язык, язык без костей (о болтливости). 2.Язык на плече, высунув язык (об усталости) 3.Найти общий язык (договориться). 4.Язык не повернется (не осмелится). 5.Держать язык за зубами, придержать язык (молчать). 6.Проглотить язык (лишиться дара речи). 7.Прикусить язык (пожалеть о сказанном). Устно 8.Язык развязался, язык распустил (разговорился) 9.Язык чешется (хочется высказаться). 10.Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном) 11.Язык сломаешь (о трудно произносимом) 12.Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо) 13.Говорить на разных языках (не понимать друг друга). 14.Вертится на языке (о невозможности вспомнить). 15.Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу).
Орфоэпическая минутка. Расставьте ударения. (письменно) ДоговОр. столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, партЕр, алфавИт, ржАветь, позвонИт, облегчИть, тОрты,досУг, кУхонный, балОванный,жалюзИ,завИдно, ломОть, бАрмен, фОрзац, срЕдства, слИвовый. Фонетический разбор: язык. Определите способ связи словосочетаний: Язык Пушкина (управл), древнегреческий язык (согласов), преемственное накопление (управл)), современный язык (согласов), языковые явления (согласов)
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 1613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.005 с.) |