Родной (русский) язык, 9-Б класс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родной (русский) язык, 9-Б класс



Родной (русский) язык, 9-Б класс

Тетрадь

по родному(русскому языку)

обучающегося 8-В класса

МБОУ «Школа № 1 г. Енакиево»

___ФИ ________________________

 

 Пишем

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен.

Повторяем

Пишем

  Фразеологизмы - устойчивые словосочетания, которые употребляются в переносном значении.

Фразеологизмы - это плод народной мудрости)

Читаем

2. Какой раздел языкознания изучает фразеологизмы? (Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов).

3. Какова роль фразеологизмов в речи? (Они украшают нашу речь, делают её яркой, выразительной, образной)

4. Где чаще всего используются фразеологизмы? (в разговорной речи)

5. В каких словарях разъясняются фразеологизмы? (фразеологических)

6. Объяснить значение фразеологизма:

Примерные ответы:

Нос: вешать нос – отчаиваться, водить за нос – обманывать, задирать нос – зазнаваться,

зарубить себе на носу –  , с гулькин нос –.

Рукой  подать –  , на скорую руку –  , отбился от рук –  , золотые руки –  , разводить руками –.

  Преподаватель: Для чего нужны фразеологизмы? (Чтобы выразить свое собственное отношение к происходящему)

Действительно, часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо точнее, эмоциональнее. И мы часто в повседневной речи используем фразеологизмы, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд. Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи.

УСТНО

 5 выражений, среди которых есть афоризмы из произведений и есть выражения из кинофильмов:

Счастливые часов не наблюдают (А. Грибоедов)

У сильного всегда бессильный виноват (М. Крылов)

Жить хорошо! А хорошо жить еще лучше!

Какой русский не любит быстрой езды (Н. Гоголь)

Наши люди в булочную на такси не ездят!

Преподаватель: Ребята, что это за выражения? Откуда они, где могли прозвучать? (Здесь есть слова из книг – «Горе от ума», басни Крылова «Волк и ягненок», из поэмы «Мертвые души», а есть слова из к/ф: «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука»)

Преподаватель:

–А как называются такие выражения? (афоризмы или крылатые выражения).

– Какие выражения у вас вызвали затруднения? (из к/ф, не могли определить, откуда они взяты). Значит, это для вас что-то новое.

– Как думаете, какова тема нашего урока? Попробуйте ее сформулировать (Тема: Крылатые выражения из кинофильмов в нашей жизни)

– Запишите тему урока в опорный конспект.

– Сегодня у нас необычный урок. От вас потребуются ваши знания из русского языка, а также ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение и знания из такого вида искусства, как кино.

–  Зачем мы будем говорить об этой теме? Чтобы  узнать, что такое крылатые выражения из кинофильмов и как их употреблять в речи).

Пишем

       Крылатое выражение - устойчивый фразеологизм, который вошел в широкое речевое употребление из культурных или литературных источников.

 Устно

    Крылатые фразы из кинофильмов (но без названия к/ф):

«Надо, Федя, надо!» («Операция «ы» и другие приключения Шурика»)

«Птичку… жалко» («Кавказская пленница»)

«Гюльчатай, открой личико!» («Белое солнце пустыни»)

«Какая гадость, эта ваша заливная рыба!» («Ирония судьбы, или с лёгким паром»)

Преподаватель:

– Ребята, попробуйте вспомнить, где вы первый раз услышали эти выражения? (в кино)

– Очень часто, посмотрев хороший фильм, мы подхватываем несколько выражений оттуда. И эти цитаты из фильмов вживаются в нашу речь и следуют вместе с нами по жизни. Крылатые выражения из любимых, ставших легендарными фильмов, прочно вошли в нашу речь. Некоторые из них «ушли в народ» и живут отдельной, не зависимой от их авторов жизнью. Порой, вставляя в свою речь ту или иную фразу, мы уже не всегда можем вспомнить что это – народная мудрость или цитата из любимого фильма.

– В жизни мы часто используем крылатые фразы из советских кинофильмов 20 века. Почему? (Они несут в себе ценные уроки. Многие из них – это добрые комедии, они веселят и забавляют нас).

  Самостоятельная работа в командах. Сделать записи в опорных конспектах

На экране кадры из фильмов:

1) «Наши люди в булочную на такси не ездят!»

2) «Дитям - мороженое, бабе - цветы. Гляди, не перепутай, Кутузов!»

3) «- Положь трубку! - Не полОжу!..»

4) «Ты почто боярыню обидел, смерд?!»

5) «Что же ты делаешь, царская морда?!»

6) «- Мне надо принять ванну, выпить чашечку кофе...

- Будет тебе и ванна, будет тебе и кофа, будет и какава с чаем…»

Преподаватель:

– Найти на экране среди крылатых выражений из к/ф историзмы, просторечия, жаргоны, неправильное произношение слов.

– Записать в опорный конспект, выражение из к/ф, где есть историзм (просторечие, жаргон и...), далее записать лексическое значение историзма. (За каждый правильный ответ – красная карточка команде)

  Так какова же роль крылатых выражений?

(Запись в опорный конспект:

1. снимают напряжённость ситуации в общении

2. поднимают настроение

3. помогают задержать внимание собесеедника

4. делают разговорную речь эмоциональнее)

 Спасибо за создание конспекта!

Первое ноября

Домашняя работа

 

К.Д. Ушинский.

- Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Может, кто-то сможет назвать тему урока?

Тема нашего урока – «Развитие языка как объективный процесс».

Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать об одном из необычных свойств языка. Ведь язык – это не просто средство передачи информации, орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.

Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам.

Давайте послушаем легенду « Язык мой - друг мой»

 

Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее на свете блюдо. Когда Эзоп подал гостям язык, гости удивились. Эзоп сказал: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, мы изучаем науки, люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, мириться, приветствовать… Поэтому нужно знать, что нет ничего лучше языка».

Против такого объяснения не нашлось возражений. В другой раз Ксанф приказал Эзопу приготовить самое худшее блюдо. Когда Эзоп вновь приготовил языки, все удивились и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лгать, лицемерить, хитрить, ссориться. Он может вызвать войну. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!».

Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету.

- На каких явлениях основана эта легенда?(Омонимия, многозначность).

- Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

- С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка?

- Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»? (Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств. Речь – способность говорить, говорение.

Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

 

- Да, «язык» мы рассматриваем часто как синоним слова «речь».

 

-Ребята, а сейчас я попрошу вас вспомнить фразеологизмы, пословицы, загадки со словом «язык».

Пишем

1.Длинный язык, язык без костей (о болтливости).

2.Язык на плече, высунув язык (об усталости)

3.Найти общий язык (договориться).

4.Язык не повернется (не осмелится).

5.Держать язык за зубами, придержать язык (молчать).

6.Проглотить язык (лишиться дара речи).

7.Прикусить язык (пожалеть о сказанном).

Устно

8.Язык развязался, язык распустил (разговорился)

9.Язык чешется (хочется высказаться).

10.Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном)

11.Язык сломаешь (о трудно произносимом)

12.Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо)

13.Говорить на разных языках (не понимать друг друга).

14.Вертится на языке (о невозможности вспомнить).

15.Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу).

 

Орфоэпическая минутка. Расставьте ударения. (письменно)

ДоговОр. столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, партЕр, алфавИт, ржАветь, позвонИт, облегчИть, тОрты,досУг, кУхонный, балОванный,жалюзИ,завИдно, ломОть, бАрмен, фОрзац, срЕдства, слИвовый.

Фонетический разбор: язык.

Определите способ связи словосочетаний:

Язык Пушкина (управл), древнегреческий язык (согласов),

преемственное накопление (управл)),

современный язык (согласов), языковые явления (согласов)

Лекция.

Язык как объективное явление изменяется и развивается по своей внутренней логике, которая остается неизвестной говорящим. И только ученые, исследующие эволюцию языковой системы, в той или другой мере открывают тенденции развития языка, его направление и логику. Своеобразие этого развития заключается в том, что объектив­ный его ход слагается из субъективных намерений речевой деятельности участвующих в общении людей. Вспомним весьма при­мечательное суждение о том, что язык, будучи орудием сознания, сам по себе создание бессознательное. Говорящие на том или другом языке сознательно не участвовали в образовании имен существительных, прилагательных, наречий, фонем, определенного строя предложения и т. д. Все это образовалось в процессе эволюции языка объективно и стихийно, независимо от воли и намерений говорящих, отвечая потребностям человеческого общения, отражения и познания действительности, развития языка и мышления.

В связи с этим возникает весьма важный не выясненный в языко­знании вопрос о том, существует ли определенная цель в этом объективном движении и развитии языка? Многие лингвисты оспари­вают самое постановку этого вопроса (А.А. Потебня, Е. Косериу и др.). В то же время эта проблема следует из всего содержания известного теоретического труда В. Гумбольдта.

Е. Косериу считает, что проводником изменений является речь. Если же мы зададимся вопросом о причине изменений языковых фактов, мы необходимо должны выяснять, для какой цели эти изме­нения произошли. «...Язык,— пишет Е. Косериу,— как объективный факт, как историческая техника речи ни к чему не стремится и не может стремиться... Телеологический подход, при котором языку приписывается стремление к внешней объективной цели, должен быть отвергнут».

Однако это суждение Е. Косериу требует уточнения. Разумеется, у языка нет какой-то внешней объективной цели или внешней тенден­ции развития. Но источник его внутреннего самодвижения, как мы хотели показать выше, есть. Источник самодвижения, надо пола­гать, определяет и направление движения и развития языка. В языке сквозь множество целей, в соответствии с которыми осуществляется речевая деятельность говорящих и образуются высказывания, в кото­рых язык и существует как явление, пробивает себе дорогу, как равнодействующая, определенное направление развития языка.Если бы в языке действовали только субъективные цели и отсутствовало детерминированное под воздействием прежде всего внутренних фак­торов закономерное развертывание и развитие языковой системы, то откуда бы могла сформироваться строгая система языка, точнее — система систем, в создании которой говорящие хотя и участвовали, но совершенно бессознательно, не догадываясь о происходящих глубин­ных процессах. Нам, разумеется, не дано знать предопределенности цели, но определение или угадывание направления движения языка на основе сравнения в синхронии и диахронии изменяющихся фактов возможно. Э. Сепир, например, писал: «У языкового движения есть свое направление... Направление это может быть в общих чертах выведено из прошлой истории языка».

Изменение — постоянно присущее языку свойство. «Язык создает­ся посредством изменения,— пишет Е. Косериу,— и «умирает» как таковой, когда он перестает изменяться». Задолго до Е. Ко­сериу сходное положение высказывал Д.Н. Ушаков: «Язык находится в постоянном изменении, в этом изменении и состоит жизнь языка». Изменение языка — это не просто модификация раз навсегда созданной, реализованной системы, а непрерывное создание системы. Система находится в постоянном движении и сози­дании, а язык тем самым пребывает в постоянном процессе система­тизации. Изменения не противостоят системе, они не могут быть восприняты вне непрерывности языка. Изменения не могут происхо­дить между двумя различными статичными состояниями языка; «со­стояние языка — это не статические этапы, а моменты непрерывной систематизации». Уже из того наблюдения, что форма изменений языка представляет собой сосуществование изофункциональных элементов, можно сделать вывод, что изменение — не изолированный факт, оно предполагает системные отношения.

2. Беседа:

-Какая существует актуальная проблема культуры речи на сегодняшний день?

Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов, забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.

 

Исследовав русскую лексику с точки зрения происхождения и употребления, я думаю, что молодые люди поймут и осознают всю прелесть русского языка, научатся более грамотно и выразительно общаться – ведь русский язык, это наш родной язык

3. Выполнение тренировочных заданий.
Изменения орфоэпических норм

- Что такое орфоэпия? (Орфоэпия – это правила литературного произношения.)

Задание 1(письменно): поставьте ударения в словах: амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.

Устно
А теперь сравните с устаревшими нормами:
амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль.

Задание 3. Изменение грамматических форм слов.
Шумит порывный ветр между дерев нагих.
И, желтый лист крутя, далеко завевает. (Н. И. Гнедич. «Осень»)

- Определите тему предложения. (Поздняя осень.)
- Назовите ключевые слова. (Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)
- Какие из названных слов не употребляются в современном русском языке? Назовите современные аналоги этих слов.
(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)

- Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?
(Изменения в образовании прилагательных – с помощью суффикса – ист.

Полногласие – ветер, -.

Образование множественного числа существительных деревья – деревьев.

Все изменения слов относятся к историческим процессам.)

Задание 4. «Заполни таблицу» Ниже ответы
- Открываем тетради. Необходимо заполнить следующую таблицу по заданию.

Часть речи Употребляется у А.С. Пушкина Современная норма
.Имя существительное    
Деепричастие    
Имя числительное    
Имя прилагательное    
Местоимение    

В приведенных ниже отрывках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» найдите грамматические формы, которые не соответствуют нормам современного русского литературного языка.

Укажите их современные нормативные варианты.

1. Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

1. Воспомня прежних лет романы,

Воспомня прежнюю любовь…

1. Он пел те дальные страны,

Где долго в лоно тишины

Лились его живые слезы;

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

1. К несчастью, Ларина тащилась,

Боясь прогонов дорогих,

Не на почтовых, на своих,

И наша дева насладилась

Дорожной скукою вполне:

Семь суток ехали оне.

Часть речи Употребляется у А.С. Пушкина Современная норма
Имя существительное В постеле В постели – в пушкинское время постеля и постель были одинаково употребительными вариантами. Таким образом, написание в постеле не является орфографической ошибкой.
Деепричастие Воспомня Вспомнив; воспомня – устаревшая форма.
Имя числительное Осьмнадцать Восемнадцать
Имя прилагательное Дальные Дальние
Местоимение Оне Они

- Вспомним, что такое историзмы? Записать правила.

(Историзмы - слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали.)

- Что такое архаизмы?

(Архаизмы - слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.)

- Что такое неологизмы?

(Неологизмы - новые слова, появляющиеся в результате возникновения новых реалий жизни.)

 

Запишите примеры.

Интернет, зреть, верста, дщерь, теневая экономика, баярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая линия, компьютер, ланиты, сайт, вран, огнь, админ, юзер, кольчуга, латы, хит, биополе, зело, пуд, фунт, наличка, десница, банкомат, вершок, саммит имиджмейкер, сажень, латы,
Проверка задания:

- Итак, какие примеры вы записали в историзмы, архаизмы, неологизмы?(выпишите 3-4 примера архаизмов, историзмов по выбору)

Архаизмы – зреть (смотреть), дщерь (дочь), пиит – (поэт), чело (синоним слова лоб), ланиты (синоним слова щеки), вран – ворон, огнь - огонь, зело (очень), десница (правая рука).

Историзмы - верста (русская единица измерения расстояния),

боярин ( крупный землевладелец),

забрало (подвижная часть шлема, которая служит защитой лица и глаз),

редут (это были четырехугольные или треугольные земляные укрепления),

пищаль (старинное огнестрельное оружие),

кольчуга (доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием),

доспех (сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием),

латы (это бронированная защита воина от холодного оружия),

пуд (устаревшая единица измерения массы русской системы мер).

Родной (русский) язык, 9-Б класс

Тетрадь

по родному(русскому языку)

обучающегося 8-В класса

МБОУ «Школа № 1 г. Енакиево»

___ФИ ________________________

 

 Пишем

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен.

Повторяем

Пишем

  Фразеологизмы - устойчивые словосочетания, которые употребляются в переносном значении.

Фразеологизмы - это плод народной мудрости)

Читаем

2. Какой раздел языкознания изучает фразеологизмы? (Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов).

3. Какова роль фразеологизмов в речи? (Они украшают нашу речь, делают её яркой, выразительной, образной)

4. Где чаще всего используются фразеологизмы? (в разговорной речи)

5. В каких словарях разъясняются фразеологизмы? (фразеологических)

6. Объяснить значение фразеологизма:

Примерные ответы:

Нос: вешать нос – отчаиваться, водить за нос – обманывать, задирать нос – зазнаваться,

зарубить себе на носу –  , с гулькин нос –.

Рукой  подать –  , на скорую руку –  , отбился от рук –  , золотые руки –  , разводить руками –.

  Преподаватель: Для чего нужны фразеологизмы? (Чтобы выразить свое собственное отношение к происходящему)

Действительно, часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо точнее, эмоциональнее. И мы часто в повседневной речи используем фразеологизмы, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд. Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи.

УСТНО

 5 выражений, среди которых есть афоризмы из произведений и есть выражения из кинофильмов:

Счастливые часов не наблюдают (А. Грибоедов)

У сильного всегда бессильный виноват (М. Крылов)

Жить хорошо! А хорошо жить еще лучше!

Какой русский не любит быстрой езды (Н. Гоголь)

Наши люди в булочную на такси не ездят!

Преподаватель: Ребята, что это за выражения? Откуда они, где могли прозвучать? (Здесь есть слова из книг – «Горе от ума», басни Крылова «Волк и ягненок», из поэмы «Мертвые души», а есть слова из к/ф: «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука»)

Преподаватель:

–А как называются такие выражения? (афоризмы или крылатые выражения).

– Какие выражения у вас вызвали затруднения? (из к/ф, не могли определить, откуда они взяты). Значит, это для вас что-то новое.

– Как думаете, какова тема нашего урока? Попробуйте ее сформулировать (Тема: Крылатые выражения из кинофильмов в нашей жизни)

– Запишите тему урока в опорный конспект.

– Сегодня у нас необычный урок. От вас потребуются ваши знания из русского языка, а также ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение и знания из такого вида искусства, как кино.

–  Зачем мы будем говорить об этой теме? Чтобы  узнать, что такое крылатые выражения из кинофильмов и как их употреблять в речи).

Пишем

       Крылатое выражение - устойчивый фразеологизм, который вошел в широкое речевое употребление из культурных или литературных источников.

 Устно

    Крылатые фразы из кинофильмов (но без названия к/ф):

«Надо, Федя, надо!» («Операция «ы» и другие приключения Шурика»)

«Птичку… жалко» («Кавказская пленница»)

«Гюльчатай, открой личико!» («Белое солнце пустыни»)

«Какая гадость, эта ваша заливная рыба!» («Ирония судьбы, или с лёгким паром»)

Преподаватель:

– Ребята, попробуйте вспомнить, где вы первый раз услышали эти выражения? (в кино)

– Очень часто, посмотрев хороший фильм, мы подхватываем несколько выражений оттуда. И эти цитаты из фильмов вживаются в нашу речь и следуют вместе с нами по жизни. Крылатые выражения из любимых, ставших легендарными фильмов, прочно вошли в нашу речь. Некоторые из них «ушли в народ» и живут отдельной, не зависимой от их авторов жизнью. Порой, вставляя в свою речь ту или иную фразу, мы уже не всегда можем вспомнить что это – народная мудрость или цитата из любимого фильма.

– В жизни мы часто используем крылатые фразы из советских кинофильмов 20 века. Почему? (Они несут в себе ценные уроки. Многие из них – это добрые комедии, они веселят и забавляют нас).

  Самостоятельная работа в командах. Сделать записи в опорных конспектах

На экране кадры из фильмов:

1) «Наши люди в булочную на такси не ездят!»

2) «Дитям - мороженое, бабе - цветы. Гляди, не перепутай, Кутузов!»

3) «- Положь трубку! - Не полОжу!..»

4) «Ты почто боярыню обидел, смерд?!»

5) «Что же ты делаешь, царская морда?!»

6) «- Мне надо принять ванну, выпить чашечку кофе...

- Будет тебе и ванна, будет тебе и кофа, будет и какава с чаем…»

Преподаватель:

– Найти на экране среди крылатых выражений из к/ф историзмы, просторечия, жаргоны, неправильное произношение слов.

– Записать в опорный конспект, выражение из к/ф, где есть историзм (просторечие, жаргон и...), далее записать лексическое значение историзма. (За каждый правильный ответ – красная карточка команде)

  Так какова же роль крылатых выражений?

(Запись в опорный конспект:

1. снимают напряжённость ситуации в общении

2. поднимают настроение

3. помогают задержать внимание собесеедника

4. делают разговорную речь эмоциональнее)

 Спасибо за создание конспекта!

Первое ноября

Домашняя работа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.139 с.)