A.1.1 Что означает «анархия»? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

A.1.1 Что означает «анархия»?



Приставка «а»/«ан» означает «не», «нехватка», «отсутствие». Слово «архос» значит «правитель», «вождь», «начальник» или «авторитет». Или, как отмечал П. Кропоткин, анархия происходит от греческих слов, означающих «против власти». [ Anarchism, стp. 284]

Греческие слова anarchos и anarchia используются в значении «не иметь правительства» или «существовать без правительства», но смысл анархизма не только в отсутствии правительства. «Анархия» означает «без господина», или если смотреть шире — «безвластие», в этом смысле анархисты употребляют это слово. Например, мы находим у Кропоткина, что анархизм «отрицает не только капитал, но также и главные источники власти капитализма: закон, власть, и государство». [ Там же, стp. 150] Для анархистов анархия это «не отсутствие порядка, как многие думают, но отсутствие правления». [Benjamin Tucker, Instead of a Book, стp. 13] Дэвид Вэйк превосходно сформулировал:

«Анархизм может быть представлен как универсальная социальная и политическая идея, которая выражает отрицание любой власти, господству, подчинению, иерархическому разделению, и желание их уничтожить… Анархизм поэтому больше, чем антиэтатизм… [даже если] государство… центральный предмет анархистской критики». [ Reinventing Anarchy, стp. 139]

По этой причине анархизм не просто антиправительственное и антигосударственное движение, но, прежде всего, движение против иерархии. Почему? Потому что иерархия — организационная структура, которая воплощает и реализует власть. Так как государство — «высшая» форма иерархии, то анархисты, по определению, антигосударственники; но это не достаточное определение анархизма. Анархисты оппозиционно настроены ко всем формам иерархической организации, а не только к государству. Брайан Моррис утверждал:

«Термин “Анархия” греческого происхождения, в переводе он означает “отсутствие правителя”. Анархисты — люди, которые отрицают все формы правительственной или принудительной власти, все формы иерархии и подчинения. Они выступают против государства, капитала и церкви, “мрачной троицы” по словам мексиканского анархиста Флореса Мэгона. Таким образом, анархисты враждебно настроены по отношению и к капитализму, и к государству, и ко всем формам религиозной власти. Но анархисты также стремятся к установлению анархии, то есть децентрализованного общества без принудительных учреждений; общества, организованного через федерацию добровольных ассоциаций». [«Anthropology and Anarchism,» С. 35-41, Anarchy: A Journal of Desire Armed, №45, стp. 38]

Отсылка к «иерархии» в этом контексте довольно недавнее развитие учения, «классические» анархисты вроде Прудона, Бакунина и Кропоткина редко употребляли это слово (они обычно предпочитали термин «власть», используя его как синоним «диктатуры»). Однако, и это следует из их творчества, их философия была направлена против иерархии, против любого неравенства, власти или привилегий в отношениях между людьми. Бакунин говорил об этом, когда критиковал «официальную» власть, но поддерживал «естественные отношения» и добавлял:

«Вы хотите лишить возможности любого угнетать его собрата? Тогда удостоверьтесь, что никто не должен обладать властью» [ The Political Philosophy of Bakunin, стp. 271]

Джефф Драун обращает внимание на то, что «эта тенденция всегда была скрытой частью “революционного проекта” и только недавно она реализовалась в более широком антииерархическом понимании. Но ее источник явно видим в греческих корнях слова “анархия”». [ Between Anarchism and Libertarianism: Defining a New Movement ]

Мы подчеркиваем, что это неприятие иерархии для анархистов не ограничивается только государством или правительством. Оно включает все авторитарные экономические, социальные или политические отношения, особенно связанные с капиталистической собственностью и наемным трудом. Из аргументов Прудона: «Капитал … в политическом плане аналогичен правительству … Экономическая идея капитализма, политика правительства или власти и теологическая идея церкви есть три сходные идеи, связанные различными способами. Что капитал делает с трудом, государство – со свободой, то церковь делает с разумом. Это триединство абсолютизма на практике столь же губительно, сколь и в философии. Эффективнее всего порабощение человека следует по пути одновременного подчинения его воли, тела и мышления». [цитируется по: Max Nettlau, A Short History of Anarchism, С. 43-44] Эмма Голдман, исследуя капитализм, пишет, что «человек должен продавать его труд», следовательно, «потребности рабочего и его суждения подчинены желанию капиталиста». [ Red Emma Speaks, стp. 50] За сорок лет до нее Бакунин сделал тот же вывод, утверждая, что при существующей системе «рабочий продает свой труд и свою свободу на определенное время» капиталисту в обмен на заработную плату. [ Там же, стp. 187]

Итак «анархия» значит гораздо больше, чем просто «отсутствие правительства», она означает сопротивление всем формам авторитарной власти и иерархии. Говоря словами Кропоткина: «Понятие анархистского общества происходит из… критики… иерархических организаций и авторитарных концепций общества; и… анализа тенденций, которые были замечены в прогрессивном развитии человечества». [ Там же, стp. 158] По Малатесте, анархизм «был рожден моральной революцией против социального неравенства», и «специфические причины социальной болезни» могут быть найдены в «капиталистической собственности и государстве». Когда угнетенные «попытались свергнуть государство и собственность – тогда был рожден анархизм». [ Errico Malatesta: His Life and Ideas, стp. 19]

Следовательно, говорить, что анархизм является лишь антигосударственным движением, значит не понимать смысла слова и идей, в которых оно использовалось и используется анархистским движением. Как считает Брайан Моррис: «В произведениях классических анархистов… а так же особенностях анархистского движения… прослеживается, что анархизм никогда не имел такого ограниченного видения [выступать только против государства] Анархизм всегда бросал вызов всем формам власти и эксплуатации, и был одинаково враждебен и капитализму и религии, поскольку они поддерживают государство». [ Там же, стp. 40]

Таким образом, анархия не хаос, а анархисты не стремятся создать хаос или беспорядок. Вместо этого, мы желаем создать общество, основанное на индивидуальной свободе и добровольном сотрудничестве, то есть порядок, организованный снизу вверх, а не беспорядок, навязанный властями сверху вниз. Такое общество было бы настоящей анархией.

Перед тем как мы рассмотрим в подробностях структуру анархического общества разделе I, необходимо привести слова Ноама Хомского, который объединил все ключевые аспекты того, как может выглядеть анархия, предположив, что в по-настоящему свободном обществе «любые, помимо личных, человеческие взаимоотношения – то есть те отношения, которые подразумевают институциональную форму – в общине, на работе, в семье, в обществе в целом, без разницы какими они могут быть, должны находиться под прямым контролем их участников. Что подразумевает рабочие советы в промышленности, прямую демократию в коммунах, взаимодействие между ними, то есть свободные ассоциации в больших группах, вплоть до организации интернационального общества». [ Anarchism Interview ] Общество более не будет разделено на иерархии боссов и рабочих, управляющих и управляемых. Вместо этого, анархическое общество будет основано на свободных ассоциациях самоуправляемых организаций и принципах прямой демократии. Анархисты, нужно заметить, пытаются создать как можно больше таких обществ сегодня, в своих организациях и своей борьбой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.005 с.)