Дополнительная общеразвивающая программа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительная общеразвивающая программа



Дополнительная общеразвивающая программа

Естественнонаучной направленности

«Экологический патруль»

Автор: педагог дополнительного образования

Каширина Евгения Геннадьевна

Возраст учащихся – 9 - 14 лет

Продолжительность обучения – 1 год

 

г. Сосновый Бор

2020 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Экологический патруль» естественнонаучной направленности разработана на основе:

· Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

· Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением

Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

· Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Экологический патруль» является модифицированной, общекультурного уровня. В основу её написания положена рабочая программа кружка «Зелёный патруль» МБОУ «Средняя школа г. Волгодонска», педагог Ковалёва Е.А.

 

Цель программы:  формирование экологической культуры школьников, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к природе, в соблюдении определенных нравственных норм по отношению  к окружающему миру, в  здоровом образе жизни и социальной активности.

 

Задачи:

Обучающие

· формирование элементарных экологических знаний: наука экология, её законы, связь между человеком и природой, основные экологические проблемы родного края и пути их решения и др.

· овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;

· научить учащихся пользоваться научной литературой;

· формирование навыков проектной деятельности (творческие и социальные проекты);

· формирование активной гражданской позиции по вопросам охраны природы.

Развивающие

· развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;

· развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;

· нравственное развитие личности, воспитание чувств;

Воспитательные

· воспитание понимания ценности природы;

· формирование положительного отношения к окружающему миру;

· воспитание чувства ответственности за свои поступки и действия.

 

Актуальность программы

 

Образование и воспитание школьников в области охраны окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Все выше сказанное обусловливает актуальность программы «Экологический патруль».

Практическая значимость

Практическая значимость программы заключается в возможности обучающихся предпринять реальные действия по защите окружающей среды: выпуск экологических газет и листовок, участие в агитбригадах и флешмобах, субботниках и акциях. Овладевая на практике экологической грамотностью, обучающиеся понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается.

Применяемые педагогические технологии:

· Технология развития критического мышления: анализ информации, определение проблемы, проработка альтернативных мнений и принятие продуманных решений.

· Информационно – коммуникационные технологии: использование презентаций, фотографий, анимаций различных процессов жизнедеятельности, коллекций видеозаписей, видеофрагментов.

· Технология личностно-ориентированного обучения: работа каждого обучающегося в индивидуальном темпе.

· Игровые технологии: игры, викторины, театрализация - создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся, способствуют формированию универсальных учебных действий.

· Технологии педагогики сотрудничества: демократизация отношений, отсутствие прямого принуждения, положительное стимулирование, право на ошибку и собственную точку зрения, право выбора.

· Технология коллективного творческого дела: совместное проведение субботников, экологических акций, участие в социальных проектах, подготовка выступлений агитбригад, выпуск газет, листовок, памяток и др.

 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

· Словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, чтение учебников, справочной литературы и т.д.);

· Наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ таблиц, плакатов, схем);

· Практические (упражнения, викторины, трудовые действия).

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание темы или раздела

Количество часов

теория практика всего
1. Введение. 2 - 2
2. Взаимосвязи в природе. 1 1 2
3. Природа в жизни человека. 4 6 10
4. Уникальный мир живой природы. 6 10 16
5. Охрана природы. 6 10 16
6. Зелёными тропами. 2 6 8
7. Организационно-массовая работа. - 12 12
8. Итоговое занятие. 1 1 2
  Итого: 22 46 68

Содержание программы

Введение.

Теория: Что изучает экология?Экологические организации, их значение. Значение экологического движения молодёжи. Цели, задачи и направления работы детского объединения. Техника безопасности. Правила поведения в природе. Календарь экологических дат.

2. Взаимосвязи в природе.

Теория: Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки.

Практика: Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

Природа в жизни человека.

Теория: Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Всемирный день домашних животных. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах.

Практика: Оформление выставки «Наши маленькие друзья». Изучение зелёного уголка ЦРТ. Составление памяток по уходу за растениями ЦРТ. Составление цветочного календаря.

Охрана природы.

Теория: Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и не возобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии».

Практика: Работа с литературой и интернет-источниками. Выпуск газеты «Сохраним первоцветы!». Подготовка выступлений агитбригады, постановка экологической сказки.

Зелёными тропами.                                                                                                                                                 

Теория: Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы.

Практика: Составление маршрута экологической тропы ЦРТ. Экологические тропы нашего города.

Итоговое занятие.

Теория: Круглый стол по итогам года.

Практика: экологические игры, квесты.                                                                                 

 

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

 

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 9-14 лет (3-7 классов). Минимальный возраст для зачисления на обучение – 9 лет. Набор осуществляется по заявлению родителей.

Программа рассчитана на 1 учебный год по 2 академических часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год,и предполагает общекультурный уровень освоения.

Форма обучения: очная.

Форма организации образовательной деятельности обучающихся: групповая.

Форма организации занятий: аудиторная.

Формы аудиторных занятий: учебное занятие,экскурсия, занятие-игра, акция, субботник, праздник, конкурс, круглый стол.

 

 

Перечень оборудования

Наименование оборудования Количество, шт.
Линейки 12
Простой карандаш 12
Комплект цветных карандашей 12
Ластик 12
Клей ПВА 6
Ножницы 12
Ватман 8
Бумага белая 1 пачка

Литература

 

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997.
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 1998.
  3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Ярославль: «Академия развития», 1997.
  4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995.
  5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
  6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.
  7. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 1997.
  8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М.: «Просвещение», 1971 г.
  9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
  10. Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005.
  11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
  12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г.
  13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007.
  14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
  15. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.


Интернет-ресурсы

 

  1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.

http://ecoportal.su/

  1. Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html
  2. Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
  3. Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7
  4. Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
  5. Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
  6. «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/

 

Дополнительная общеразвивающая программа



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.026 с.)