Проблема творчества: история исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема творчества: история исследований



Первые попытки изучения такого феномена, как творчество, начались еще в античные времена. Многие мыслители Древней Греции были уверены, что именно в этой деятельности заключается сама суть человеческого существования. При этом античные философы различали божественное и собственно человеческое творчество.

Но наиболее активный период исследования этой проблемы пришелся на прошлое столетие. На рубеже XIX-XX веков зародилась особая дисциплина – психология творчества. Она соединила в себе психологические, эстетические, философские знания и идеи.

Во второй половине ХХ века возник спрос на творческих и креативных работников, что дало новый импульс развитию данной научной дисциплины. В наши дни ею активно занимаются не только психологи, но и социологи, культурологи и даже экономисты. Все это лишний раз подтверждает тот факт, что роль творчества на нынешнем этапе развития человечества неуклонно растет.

Основные теории творчества

Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрих Нойманн, Абрахам Маслоу – все эти ученые в большей или меньшей степени интересовались проблемой творчества.

             

Так, небезызвестный австрийский психолог Зигмунд Фрейд, автор теории психоанализа, полагал, что творчество является своеобразной сублимацией сексуальной энергии человека. А вот отец аналитической психологии Карл Юнг источниками творческого вдохновения считал архетипы коллективного бессознательного – генетически бесформенные структуры, которые приобретают форму в искусстве.

Любопытную теорию предлагает основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер. По его мнению, творческим потенциалом изначально наделен каждый человек. Кроме того, теория Адлера рассматривает искусство как способ компенсации человеком своих личных недостатков и изъянов.

Гештальтпсихология рассматривает творческий путь человека как особый мыслительный процесс, в результате которого происходит объединение в единое целое разобщенных фактов, что, в свою очередь, приводит к так называемому «озарению». Согласно концепции Якова Пономарева, творчество – есть механизм и ключевое условие развития материи, образования ее новых форм и вариаций.

 

Основания творчества в соответствии с направлениями глубинной психологии[ | ]

Психология творчества психоанализа, изначального направления глубинной психологии, созданного З. Фрейдом, рассматривает два основных аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты творчества. Согласно Фрейду мотивы творчества связаны с эросом (влечение к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество — это результат сублимации сексуальной энергии в социально приемлемых формах деятельности, в том числе созидательной, творческой. По З. Фрейду бессознательное — «самая творческая часть психики».[7]

К. Юнг основатель аналитической психологии, выделял в человеке два начала — личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях[8]. Он утверждал, что зародышами будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий полны архетипы коллективного бессознательного. Они являются источниками творческого вдохновения.

По Э. Нойманну творческой функцией обладает бессознательное, которое создает свои формы спонтанно, примерно так же, как это делает природа, которая — от атома и кристалла до органической жизни и планетных систем — спонтанно создает формы, способные производить впечатление на человека своей красотой.

Архетипы коллективного бессознательного являются изначально бесформенными структурами, приобретающими видимые очертания в искусстве.[9]

По утверждению Э. Нойманна у огромного количества писателей и художников доминирующее положение занимает архетип матери, превалирование которого является символом определяющего значения архетипического мира, как целого, влияние, которого может доставать до биопсихического уровня. При этом определяющим фактором доминирования архетипа матери являются отношения с матерью, в котором находится эго ребёнка, а не взрослого человека.[10]

Основатель индивидуальной психологии А. Адлер считал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой может управлять собственной жизнью. Его компенсационная теория творчества рассматривает науку, искусство и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков.[7]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.006 с.)