Особенности изменения правового режима земель лесного фонда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности изменения правового режима земель лесного фонда



Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель, в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения границ населенного пункта;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства Российской Федерации в случае размещения аэродромов.

Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст. 85 ЛК РФ)

Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации (ст. 86 ЛК РФ).

В лесном плане субъекта РФ определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по планируемому освоению лесов и зоны такого освоения (ст. 86 ЛК РФ). К лесному плану субъекта РФ прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, а также зон их планируемого освоения.

Лесной план субъекта утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик (ст. 90 ЛK РФ). Она проводится для своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.

Государственной инвентаризации подлежат леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий. Инвентаризация лесов проводится наземными и аэрокосмическими способами.

Ведение государственного лесного реестра. Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах (ст. 91 ЛК РФ). В реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; лесничествах и их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных и резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и их границах; количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам и юридическим лицам.

Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Районирование лесов. Эта функция управления осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 15 ЛK РФ. Так, в зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование).

На основе лесорастительного районирования определяются лесные районы с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесорастительные зоны и лесные районы в соответствии с научно обоснованной методологией выделяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правовое значение лесорастительного районирования заключается в том, что возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных лесных ресурсов, правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами устанавливаются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственный кадастровый учет лесных участков, а также государственная регистрация прав на лесные участки осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости ». Следует напомнить, что Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ» из объектов недвижимого имущества исключены леса и многолетние насаждения. Государственная регистрация прав на лесные и многолетние насаждения и сделок с ними не осуществляется.

Лесной надзор. Государственный лесной надзор осуществляется путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства (ст. 96 ЛК РФ). Должностные лица, осуществляющие государственный лесной надзор (государственные лесные инспектора, лесничие), имеют право:

– предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не использующими лесов;

– патрулировать леса в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

– проверять у граждан документы, подтверждающие право использовать, охранять, защищать, воспроизводить леса и заниматься лесоразведением;

– пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных ЛK РФ документов;

– ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;

– проверять соблюдение лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам и юридическим лицам, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

– давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки и др.;

– предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

– осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;

– задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

– изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;

Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия. Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора утверждено постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 г. № 394‘. Государственный лесной надзор поручен Федеральному агентству лесного хозяйства, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и органам исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ ответственны за государственный лесной надзор в отношении лесничеств, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ.

По общему правилу государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» и ЛК РФ (ст. 97 ЛK РФ).

На территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль) ведется органами местного самоуправления (ст. 98 ЛK РФ).

Лесоустройство. Порядок осуществления этой функции управления урегулирован в ст. 67 ЛК РФ. Целью лесоустройства является разработка системы мероприятий, направленных на рациональное ведение лесного хозяйства и использование лесов, эффективное воспроизводство, охрану и защиту лесов, проведение единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Правила проведения лесоустройства утверждены постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. № 3771.

Лесоустройство включает в себя (ст. 68 ЛК РФ) проектирование лесничеств, эксплуатационных, защитных, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лестничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В определенных случаях местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (ст. 68 ЛК РФ).

При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (ст. 69.1 ЛК РФ).

Особое значение имеет проектирование лесных участков в процессе проведения лесоустройства (ст. 70.1 ЛК РФ). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии с документацией государственного лесного кадастра и лесохозяйственного регламента. Проектирование лесных участков проводится в границах лесничеств.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Лесничества создаются на землях:

1) лесного фонда;

2) обороны и безопасности, на которых расположены леса;

3) населенных пунктов, на которых расположены леса;

4) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями Федерального агентства лесного хозяйства. Упразднение после принятия Лесного кодекса ранее существовавших лесхозов и замена их лесничествами (1484 лесничеств и 7618 участковых лесничеств) привели к сокращению численности работников лесного хозяйства с 2005 по 2011 год с 165 тыс. до 67 тыс. человек, при этом на 796 тыс. га лесов (средняя площадь одного лесничества) приходится в среднем 15 человек его штатной численности (Петров, В. Н. Лесная политика и лесное право: учеб. пособие / В. Н. Петров. – Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2015. – С. 137).

Численность лесничих в России на август 2019 года составляла 23 тысячи человек, для сравнения – в СССР их было 85 тысяч. (Российская газета, 20.08.2020).

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением регламентов лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются:

1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса;

2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;

4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

3. Лесной кодекс РФ предусматривает правовой способ определения видов разрешенного использования лесных участков или лесов. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со ст. 87 и 91 ЛК РФ. (Лесохозяйственный регламент и Государственный лесной реестр).

Ежегодно, в соответствии со ст. 26 ЛК РФ, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного публичного сервитута, подаются в органы государственной власти, органы местного самоуправления заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (Лесная декларация).

Предоставление Лесной декларации представляет собой заявительный (уведомительный) характер порядка лесопользования, который заменил ранее действовавший (до принятия действующего Лесного кодекса) разрешительный порядок, заключавшийся в выдаче лесорубочных и лесных ордеров и билетов.

Лесопользователи вносят в Лесную декларацию сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на предстоящий год. Кроме того, указывают наименование органа власти, утвердившего экспертизу проекта освоения лесов, и прикладывают схему расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах кварталов и выделов.

Лесная декларация подается в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования. Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия представленной Лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесного участка, недостоверных сведений, изложенных в Лесной декларации, отказывает в ее приемке и в течение пяти дней со дня получения Лесной декларации извещает об этом лесопользователя.

Неподача Лесной декларации в установленные сроки не освобождает лесопользователя от своевременного внесения арендной платы. Использование лесного участка лицом, не подавшим Лесную декларацию в установленные сроки, является незаконным.

В ст. 25 ЛК установлено 16 видов разрешенного использования лесов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды, определенные для лесов, расположенных не на землях лесного фонда.

Некоторые из указанных видов использования лесов действительно являются по своему характеру таковыми, например, заготовка древесины и живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений. Однако не имеют никакого отношения к использованию лесов такие виды деятельности, как ведение сельского хозяйства, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов и некоторые иные – это прежде всего использование земель, а не леса. Что касается геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, то такая деятельность – вид недропользования.

К сожалению, лесное законодательство ставит на первый план регулирование вопросов максимально возможной эксплуатации лесов и использования земель лесного фонда как пространственного территориального базиса без учета негативных экологических последствий.

До принятия нового ЛК РФ право лесопользования являлось центральным институтом лесного права. Сейчас законодатель отказался от понятия «лесопользование», «право лесопользования». Объектом права пользования признается лесной участок, хотя в Лесном кодексе РФ одновременно широко используется формулировка «использование лесов», суть которой в ЛК РФ не раскрывается.

Рассмотрим более подробно некоторые из видов пользования лесами.

Начнем с заготовки древесины.

Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом древесины из леса (ст. 29 ЛК РФ).

Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Закреплено очень важное требование о том, что запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Если иное не установлено настоящим Кодексом, для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок:

1) спелых, перестойных лесных насаждений;

2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;

3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктур и иных объектов. (ст.16 ЛК РФ)

Рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных или сплошных рубок (ст. 17 ЛК РФ). Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошными признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Минприроды России от 16 июля 2007 г. № 184, предусматривают соблюдение ряда важных экологических требований. Так, при заготовке древесины:

– не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

– не допускаются повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, захламление лесов промышленными и иными отходами;

– требуется сохранять и приводить в надлежащее состояние нарушенные дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, реки;

– требуется производить снос возведенных построек, сооружений, установок и приспособлений, рекультивацию занятых ими земель в течение шести месяцев после окончания вывоза древесины с лесосеки;

– запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, – недорубов, а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению, и др.

При заготовке древесины подлежат сохранению особи видов, занесенных в Красную книгу РФ, в красные книги субъектов РФ, а также места их обитания. Не допускается вырубка жизнеспособных деревьев ценных древесных пород (дуба, бука, ясеня, кедра, липы, граба, ольхи, ильма и проч.).

Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе строить лесные дороги, склады, другие строения и сооружения.

Статья 30 ЛK РФ регулирует порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд, т. е. для целей отопления, возведения строений и иных. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно заготавливать древесину для собственных нужд, исходя из установленных нормативов.

Основанием для заготовки древесины гражданами для собственных нужд является договор купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки устанавливаются законами субъектов РФ.

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса (ст. 32 ЛК РФ). К недревесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с ЛК РФ, относятся: пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

Граждане и юридические лица, осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, вправе возводить навесы и другие временные постройки на предоставленных им лесных участках. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов осуществляются на основании договоров аренды лесных участков. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается заготовка елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

Статья 33 ЛK РФ регулирует порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд. Он устанавливается законом субъекта РФ. Заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, за исключением елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников, осуществляются в порядке реализации права пребывания граждан в лесах. В таком же порядке осуществляется заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд граждан. Допускается возможность ограничения такого рода деятельности.

Например, согласно Закону Красноярского края от 28 июня 2007 г.
№ 2-204 «О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд», заготовка грибов с полой ножкой осуществляется путем срезания их ножом у основания гриба, а остальных грибов – путем выкручивания без нарушения грибницы. Место, где рос гриб, накрывается лесной подстилкой. Гражданам запрещается вырывать грибы с грибницей, разгребать, переворачивать и повреждать лесную подстилку, а также уничтожать старые грибы.

Использование лесов для рекреационной деятельности. Леса могут использоваться для рекреационной деятельности, т. е. для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (ст. 41 ЛK РФ).

В этих целях на лесных участках допускается возведение временных построек и их благоустройство. Если в плане освоения лесов на территории субъекта РФ (лесном плане субъекта РФ) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

На лесных участках, отведенных для рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного и растительного мира, водные объекты. Такие лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам – в аренду. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности утверждены приказом Минприроды России от 24 апреля 2007 г. № 108.

Все лесопользователи обязаны предоставлять ежеквартальный отчет об использовании лесов. Отчет об использовании лесов (информация об объеме заготовленной древесины и изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется гражданами, юридическими лицами, использующими леса, в органы государственной власти, органы местного самоуправления (ст. 49 ЛK РФ).

Итак, использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Титулы (основания) права пользования землями лесного фонда. Виды прав пользования землями лесного фонда закреплены в ст. 9 ЛК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены главным образом в гражданском законодательстве и земельном законодательстве, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ. Кроме того, использовать земли лесного фонда можно на праве пребывания граждан в лесах (ст. 11 ЛК РФ) и на основании договора купли-продажи лесных насаждений (ст. 75 ЛК РФ).

Государственные предприятия и учреждения получают земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования на основе решения органов власти, частные юридические лица и граждане – на основе договора безвозмездного пользования. Но самым распространенным правовым способом использования лесных участков является заключение договора его аренды.

Договор аренды лесного участка. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. Объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (ст. 72 ЛК РФ). По общему правилу договор аренды лесного участка заключается на срок от 10 до 49 лет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Если при этом арендатор добросовестно выполнял условия договора (не попал в реестр недобросовестных арендаторов), а виды использования земельного участка не изменились – договор заключается без проведения аукциона.

В остальных случаях договор аренды лесного участка заключается по результатам открытого аукциона по продаже права на заключение такого договора, за некоторыми исключениями (ст. 73.1. ЛК РФ).

Без проведения аукциона договоры аренды заключаются в случаях использования земель лесного фонда для деятельности в сфере охотничьего хозяйства; выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Аукцион не проводится также в случаях заключения договоров для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и некоторых других.

Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждены приказом Минсельхоза России от 12 февраля 2010 г. № 481.

Как студентам уже известно, после принятия действующего Лесного кодекса, в п.2 ст. 261 Гражданского кодекса была внесена поправка, исключающая право собственности на лес. Ранее существовавшая редакция этой статьи гласила, что право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем лес и растения.

В этой связи, ст. 20 ЛК подчеркивает, что право собственности на древесину принадлежит Российской Федерации, а пользователи лесных участков получают право собственности на нее в соответствии с гражданским законодательством. П. 7 ст. 29 дает право заготовки древесины арендаторам лесных участков, п. 1 ст. 29-1 – федеральным госучреждениям, имеющим лесные участки на праве постоянного пользования. Кроме того, заготовка древесины для государственных или муниципальных нужд, заготовка древесины при осуществлении мероприятий по охране лесов, а также гражданами для собственных нужд может осуществляться на основе заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, т. е. без приобретения прав на лесных участки. (ст. 19, п. 3, ст. 29-1, п. 2 и п. 4, ст. 30, п. 4).

В договоре купли-продажи указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

Договор заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением следующих двух случаев.

Во-первых, согласно ч. 3 ст. 19 ЛK РФ при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины.
В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

Во-вторых, граждане вправе заготавливать древесину для отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, заключаемых без проведения аукциона.

Общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, порядок организации их проведения регулируются ст. 78–80 ЛK РФ. Статьи 80.1 и 80.2 определяют порядок подготовки и проведения конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины с предпринимателями, владеющими лесоперерабатывающей инфраструктурой.

Право пребывания граждан в лесах. Статья 11 ЛK РФ закрепляет право общего пользования землями лесного фонда. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд заготавливать и собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пригодные для употребления в пищу лесные ресурсы (пищевые лесные ресурсы), а также недревесные лесные ресурсы.

В то же время в лесах граждане обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности, лесовосстановления, ухода за лесами. Запрещено осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г.
№ З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности или безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по иным основаниям не допускается.

Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбора находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, указанных выше. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных ЛКРФ.

Юридическая ответственность за правонарушения в области лесных отношений. Общие положения об этой ответственности содержатся в гл. 13 Лесного кодекса, но для знания конкретных оснований привлечения к административной и уголовной ответственности и соответствующих санкций, студентам необходимо обратиться к соответствующим статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовного кодекса.

КоАП РФ предусматривает несколько составов административных правонарушений в области охраны окружающей среды (гл. 8):

– нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24); штраф для должностных лиц –
до 30 тыс. руб.;

– нарушение правил использования лесов, включая правила заготовки древесины, порядок рубок, правил заготовки недревесных ресурсов (ст. 8.25);

– самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов
(в т.ч. заготовка пищевых ресурсов неразрешенными способами или в запрещенные сроки, (ст. 8.26); штраф для граждан – до 1 тыс. руб.;

– нарушение правил лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, лесного семеноводства (ст. 8.27); штраф для юрлиц – до 300 тыс. руб.;

– незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28); штраф для граждан- до 4 тыс. руб., для юрлиц – до 300 тыс. руб. При использовании механизмов штраф увеличивается соответственно до 5 и 500 тыс. с конфискацией продукции и орудий совершения правонарушения;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.073 с.)