Тема 2. Происхождение государства и права. 6 часов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Происхождение государства и права. 6 часов



Перечень вопросов для обсуждения на семинаре.

1. Власть и нормы поведения в первобытном обществе.

2. Основные теории происхождения государства.

3. Основные теории (школы) права.

4. Причины происхождения государства и права.

Практические задания:

Задание 1.

Раскройте ключевые идеи договорной теории происхождения государства. Почему именно данная теория стала господствовать в общественном сознании европейского общества XVII – XVIII столетий? К каким политико-правовым последствиям это привело?

 

Задание 2.

Как реконструируется процесс становления государства Ф. Энгельсом? С какими объективными факторами он связан? Какие признаки государства Ф. Энгельс считал сущностными? Соответствует ли данная позиция современным представлениям о природе государства?

 

Задание 3.

Какие критическим аргументы были высказаны в адрес договорной теории происхождения государства? Как Вы считаете, почему договорная теория продолжает оставаться идеологической основой государственности в западной цивилизации?

 

Задание 4.

Как видит организацию власти и управления в локальных группах и вождествах современная политическая антропология? Чем этот подход отличается от представлений в рамках договорной и марксистской концепций?

 

Задание 5.

Раскройте эволюцию естественно-правовых представлений в западной традиции права. В чем состоит общее и особенное во взглядах на естественное право в различные исторические эпохи?

 

Задание 6.

Проанализируйте представленные в хрестоматийном материале позиции мыслителей в отношении природы и признаков естественного права. Допустимо ли утверждать, что имеется устойчивый комплекс признаков, который выделяется всеми или большинством мыслителей?

 

Задание 7.

«Если естественное право не есть только идеал права, а является действительным правом, то оно имеет полное основание требовать себе применения в жизни. Прежде всего выступает желание восполнять естественным правом все пробелы положительного, затем намеренно расширять эти пробелы, и, наконец, под видом разъяснений подставлять естественное право под действующие законы. Ввиду различия нормальных сознаний, содержание того, что будет предложено в пополнение или в замену положительного права – заранее непредусмотримо. Если в одно время нравственное сознание будет настроено в духе высоких идей свободы личности, уважения к ее неприкосновенности и обеспеченности, то в другое время под тем же флагом может быть проведена идея государственности, стоящей выше личности, идея полного подчинения государственной власти. Судья и администратор, одушевленные идеей общего блага, оторвавшись от положительного права, могут приспособлять правовой порядок к новым запросам жизни, но также легко, под предлогом того же блага, подавлять проблески новой жизни, поддерживать интересы одного класса в ущерб интересам всех прочих. Идея высшей справедливости способна, по существу естественного права, превратиться в обусловленный веяниями времени произвол».

 Г.Ф. Шершеневич, «Общая теория права»

Приведите контраргументы.

Согласны ли Вы с представленной позицией? Почему?

 

Задание 8.

«Лишь потому, что позитивное право в зависимости от своего содержания может соответствовать либо не соответствовать естественному праву, а значит, может быть справедливым либо несправедливым и потому недействительным — лишь поэтому естественное право может служить этико-политическим критерием оценки позитивного права. И лишь поэтому оно может пригодиться в качестве этико-политического оправдания позитивного права. В этом как раз и состоит важнейшая функция естественного права».

Г. Кельзен, «Чистое учение о праве»

 

«Основная задача положительного права состоит в том, чтобы принять в себя содержание естественного права, развернуть его в виде ряда правил внешнего поведения, приспособленных к условиям данной жизни и к потребностям данного времени, придать этим правилам смысловую форму и словесное закрепление и, далее, проникнуть в сознание и к воле людей, в качестве авторитетного связующего веления. <…> Положительное право есть целесообразная форма поддержания естественного права».

И.А. Ильин, «О сущности правосознания»

 

С кем из мыслителей Вы более склонны согласиться и почему? Противоречат ли данные высказывания друг другу?

 

Задание 9.

«Сущность любого права состоит в том, что оно действует. Поэтому прекраснейшее идеальное право не может не остаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой калека видит, слышит, действует лучше, чем самая прекрасная статуя».

К.-М. Бергбом

Согласны ли Вы лично с данным утверждением? Представители каких школ правопонимания согласились бы с К. Бергбомом?

Задание 10.

«Ведь если вести происхождение «неотчуждаемых» прав человека от природы, то следовало бы искать их корни не в надуманном «естественном» состоянии людей, а в подлинном – в первобытном племени, роде или семье – близком по своим функциям «рою» и в котором не было и не могло быть никаких «прав», а имелись только обязанности, определяемые природным разделением труда и необходимостью обеспечения выживания общины».

Поздняков Э.А., «Философия государства и права»

Весьма знаменательно, что даже с позиций современной этологии – науки о поведении ("нравах" и "обычаях") животных - одно из основных достижений цивилизации – демократия «родится из естественного права» – выражает и требования разума, и императивы врожденных инстинктивных программ поведения – «желание быть свободным, потребность иметь собственность». Таким образом, суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с правом, созданным людьми и выраженным в законах ("позитивным правом"), существует естественное право – сумма требований, по своей исходной основе непосредственно, без какого-либо людского участия рожденных самой натуральной жизнью общества, "природой", "естеством" человеческого бытия, объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей. К числу таких требований относятся, например, право на эквивалент в хозяйственных делах, право первенства, право старшинства…

Алексеев С.С., «Восхождение к праву: поиски и решения»

С кем из ученых Вы более склонны согласиться и почему? Противоречат ли данные высказывания друг другу?

 

Задание 11.

«Идеальные требования не представляют собой права в строгом смысле слова, а суть только проекты будущего права. С этой точки зрения можно восставать против названия “естественное право”, так как всякое право по существу своему есть право положительное».

 

«Естественному праву свойственно стремление оценивать факты существующего с этической (нравственной) точки зрения… Что это, как не этический критицизм, в котором и состоит самая сущность естественного права?»

Павел Иванович Новгородцев

 

«Отвергнув естественное право, мы лишим себя всякого критерия для оценки действующего права».

Евгений Николаевич Трубецкой

В чем заключаются сильные и слабые стороны такого взгляда на естественное право? Согласны ли Вы с позициями П.И. Новгородцева и Е.Н. Трубецкого?

 

Задание 12.

«Проблема естественного права столь же стара, как и правовая мысль. Данная проблема — лишь отражение антиномичного характера сферы права, где сталкиваются действительность и ценность, факт и идея, эмпиризм и априоризм, автономия и гетерономия, стабильность существующего порядка и динамизм нравственного прогресса, безопасность и справедливость, общественная необходимость и идеал, наконец, жесткая структура организации и спонтанность жизни».

Георгий Давидович Гурвич. Юридический опыт и плюралистическая философия права.

 

Как Вы понимаете позицию Г.Д. Гурвича в отношении естественного права?

 

Задание 13.

Раскройте подход исторической школы права в отношении сущности и становления права. Каковы его сильные и слабые стороны? Противоречит ли он воззрениям школы естественного права? Почему?

 

Задание 14.

Раскройте ключевые положения юридического позитивизма. По каким основаниям юридическим позитивизм принципиально расходится с естественно-правовым подходом? В чем можно усмотреть сильные и слабые стороны позитивистского правопонимания?

 

Задание 15.

В чем состоит специфика правопонимания социологической юриспруденции? Воззрения какой концепции правопонимания возможно рассматривать в качестве идейного оппонента социологического правопонимания?

 

Задание 16.

В чем состоят цели и эволюция права с точки зрения Ф. Энгельса? Можно ли утверждать, что взгляды Ф. Энгельса входят в социологический тип правопонимания?

 

Задание 17.

Что понимает под правом основоположник психологической теории права Л.И. Петражицкий? Как правовед различает два вида обязанностей? В чем состоят сильные и слабые стороны такого понимания права?

 

Задание 18.

Постарайтесь заполнить таблицу, выделяя наиболее существенные аспекты по тому или иному критерию характеристики школы правопонимания.

Школы право-пони-мания Основные представи-тели школы Что есть право /правовая онтология Сущност-ные свойства права Откуда происходит право /правогенез Формы фиксации закрепления права Характер регуляти-вного воздейст-вия права Аксиоло-гическое измерение/ценности права Способы обеспече-ния права
Школа естест-венного права    

 

       
Юриди-ческий позити-визм                    
Истори-ческая школа права                    
Социологическая школа права                    

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.011 с.)