Тема 1. Теория государства и права как общественная наука. 4 часа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теория государства и права как общественная наука. 4 часа



Перечень вопросов для обсуждения на семинаре.

1. Понятие и предмет теории государства и права.

2. Место теории государства и права в системе общественных наук.

3. Место теории государства и права в системе юридических наук.

4. Методология теории государства и права.

Практические задания:

Задание 1.

Проанализируйте представленные в хрестоматийном материале философские позиции относительно природы и характерных черт теоретического знания. Какие признаки теоретического знания, на Ваш взгляд, имеют значение для юриспруденции, а какие не имеют к ней отношения? Свой ответ обоснуйте.

 

Задание 2.

Раскройте имеющиеся в философии науки подходы в отношении понятия и процесса формирования науки. Какие признаки характеризуют научное знание? Можно ли считать теорию государства и права наукой? Почему?

 

Задание 3.

Изучите оглавление учебника кафедры теории права и сравнительного правоведения МГИМО и другие рекомендуемые учебники. Как соотносятся между собой восприятие общей юриспруденции (общей теории права) И. Бентамом и Дж. Остином – с одной стороны, и современными теоретиками права – с другой?

 

Задание 4.

Сравните подходы дореволюционных правоведов в отношении предмета и задач общей теории права. В чем состоит общность их представлений, а в чем можно усмотреть различия?

 

Задание 5.

На основе хрестоматийного материала и учебников по теории государства и права охарактеризуйте ее как науку и учебную дисциплину.

 

Задание 6.

В чем состоит специфика и задачи философии права? Согласны ли Вы с позициями Н.М. Коркунова и Г.Ф. Шершеневича о возможности замены философии права общей теорией права? Допустимо или нет рассматривать соотношение общей теории права и философии права посредством категорий «целое» и «часть»?

 

Задание 7.

Что понимается под объектом теории государства и права? Можно ли утверждать, что среди современных теоретиков права имеется общее согласие в отношении восприятия объекта теории государства и права? Почему?

 

Задание 8.

Проанализируйте представленные в хрестоматии позиции современных правоведов в отношении предмета теории государства и права. Раскройте общее и особенное в данных позициях. Как, на Ваш взгляд, влияют разногласия между правоведами по вопросу о предмете теории государства и права на развитие теоретического правоведения?

 

Задание 9.

В чем состоит дуализм объектов и единство предмета юриспруденции с позиции академика В.С. Нерсесянца? Изучите позиции современных правоведов по вопросу соотношения объекта и предмета теории государства и права. Допустимо ли считать, что В.С. Нерсесянц выражал господствующее мнение по данному вопросу?

 

Задание 10.

В чем смысл различения объекта и предмета юридической науки? Раскройте различия между «натуралистической» и «методологической» позициями по этому вопросу. Какая из данных позиций представляется Вам более обоснованной? Почему?

 

Задание 11.

Что изучает методология? В чем состоит необходимость методологии юриспруденции? Приведите примеры ситуаций, когда правоведу может понадобиться знание методологии.

 

Задание 12.

Какие уровни в составе методологического знания выделяются учеными? Раскройте наиболее существенные различия между данными уровнями.

 

Задание 13.

Что такое система? Что значит описать объект как систему? Раскройте основные понятия системного подхода. Какие принципы системного подхода Вам известны? Все ли из них применимы в правоведении?

 

Задание 14.

В чем состоят качественные различия между естественными и гуманитарными науками? Обоснуйте тезис о принадлежности юриспруденции к наукам гуманитарного цикла.

 

Задание 15.

В чем состоит принципиальное различие в двух формах научного познания – объяснением и пониманием? Как в методологии науки различают каузальное и телеологическое объяснение? В каких областях научного знания используется каузальное объяснение, а в каких – интенциональное понимание? Как это влияет на методологические установки социогуманитарных дисциплин в целом и юриспруденции в частности?

 

Задание 16.

Дайте характеристику критическому методу. Для решения каких задач он используется в общей теории права? Как политика права связана с реализацией критического метода?

 

Задание 17.

Какие приемы конкретно-социологического метода могут использоваться в сравнительно-правовых исследованиях? На основе приведенного хрестоматийного материала охарактеризуйте данные приемы и раскройте круг задач, которые возможно решить с их помощью. Могут ли данные приемы являться ключевыми для теоретико-правовых исследований? Почему?

 

Задание 18.

Какие виды сравнительно-правовых исследований Вам известны? Для каких целей они применяются?

 

Задание 19.

Сравните позиции правоведов в отношении приемов догматического (формально-юридического) метода. Для решения каких задач применяется данный метод? В чем, на Ваш взгляд, состоят «сильные» и «слабые» стороны данного метода?

 

Задание 20.

С учетом приобретенных знаний в области методологии теории государства и права заполните приведенную ниже таблицу. Какие философские идеи, концепции могли бы выступить мировоззренческим основанием юридического исследования, в котором используется конкретно-социологический, сравнительно-правовой и догматический методы.

Ответьте на вопрос, какими нормами исследовательской деятельности должен руководствоваться юрист, проводящий конкретно-социологическое, сравнительно-правовое и догматическое исследование. Заполните соответствующий столбец таблицы.

Какие общенаучные и/или частно-научные исследовательские средства и приемы может использовать в своей деятельности ученый-юрист, выполняющий конкретно-социологическое, сравнительно-правовое и догматическое исследование? Заполните соответствующие ячейки сравнительной таблицы.

Последний вопрос, над которым Вам необходимо подумать, чтобы окончательно заполнить таблицу – это вопрос о тематике в рамках предмета теории права и государства, которая может быть изучена при помощи указанных выше методов. Постарайтесь формулировать их как можно яснее и точнее.

 

Метод исследования Философский компонент Нормативный компонент Инструментальный компонент Возможный предмет исследования
Конкретно-социологический        
Сравнительно-правовой        
Формально-юридический (догматический)        

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.008 с.)