Заклички, приговорки, прибаутки и небылицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заклички, приговорки, прибаутки и небылицы



 

Заклички — детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. Приговорки — словесные обращения к улитке, жучкам и проч.

 

ГАДАНИЯ

 

Отдел составлен из так называемых подблюдных песен. Своё название песни получили в связи с игрой, которой сопровождалось гадание. В блюдо каждый играющий клал свой предмет (обычно колечко), затем пелись «подблюдные» песни. Ведущий игру не глядя вынимал из блюда первое попавшее под руку кольцо. Содержание песни относили к тому, чье кольцо оказывалось вынутым. Образ подблюдной песни заключал в себе иносказание, намек, по которому судили о будущем. У песни был обязательный припев, который закреплял гадание. В ряде случаев пение включало песенную «славу», заимствованную из величаний.

 

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ, ВЕЛИЧАНИЯ И ПРИЧИТАНИЯ

 

В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция — обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Свое назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.

Величания — жанр песенного восхваления преимущественно жениха, невесты. Изначально функция величания в свадьбе соединялась с заклинательной магией: благополучие, счастье невесты и жениха, их родных представлялись реальными, уже наступившими. В поздних формах заклинательную магию в величаниях вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, бытового достатка вне связи с магией. Причитания — лирические произведения, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, ее родственников и подруг, других участников свадьбы. Изначально функция причитания была всецело предопределена обрядом. Невеста представляла свой уход из семьи как действие, свершающееся против ее воли, чтобы избежать нежелательной мести покровителей очага. Но, возможно, что уже и в ту далекую пору плач явился в какой-то степени и прямым выражением подлинных чувств невесты в момент расставания с родной семьей. Позднее причитания лишь отчасти следовали древнему ритуалу и по большей части стали прямым выражением чувств людей, которых кровно касалась драма разлуки с семьей. Наиболее существенная стилевая особенность причитания — передача смятенных чувств человека.

Слезную тональность причитаний, строгую эпичность песен и торжественность величаний в свадьбе хорошо дополняли так называемые корильиые песни — песни-шутки, часто — пародии на величания. Корильиые песни исполнялись в семье жениха и невесты после свершения всех основных действий свадебного «чина». Их функция чисто развлекательная и юмористическая.

B. Аникин

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ДЕТСКИЕ ГОДЫ

Колыбельные песни

Пестушки и потешки

Закличкн и приговорки

Прибаутки и небылицы

Считалки и игры

Скороговорки

Загадки

Сказки

 

ЮНОСТЬ И ЛЮБОВЬ

Хороводные песни и игры

Гадания

Лирические любовные песни

Частушки

Свадебные песни, величания и причитания

 

СЕРЕДИНА ЖИЗНИ

Артельные трудовые песни и припевки

Календарные песни

Шуточные и плясовые песни

Драматические сценки и ярмарочные шутки

Лирические семейные песни

Балладные песни

Песни и причитания о рекрутах и солдатах

 

БЫЛОЕ И ПАМЯТЬ

Былины

Исторические песни

Бунтарские, разбойничьи и тюремные песни

Сказки, предания, былички и бывальщины

Похоронные причитания

Пословицы и поговорки

 

Примечания В. Аникина

 

Р89 Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина. — М.: Худож. Лит.; 1985. — 367 с. (Классики и современники).

 

В книгу вошли наиболее известные и популярные образцы русского устного народного творчества, публиковавшиеся в разное время в сборниках известных учёных-фольклористов XIX — XX вв.

 

ББК 82.3Р-6

 

Москва «Художественная литература» 1985

© Оформление, состав, примечания. Издательство «Художественная литература», 1985 г.

Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,— говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа — героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Алексей Николаевич Толстой

 

КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ

Русский фольклор

Составитель

Владимир Прокопьевич Аникин

Редактор

Ю. Розенблюм

Художественный редактор

В. Серебряков

Технический редактор

М. Плешакова

Корректоры

Л. Овчинникова, С. Свиридов

ИВ № 3264

Сдано в набор 10.09.84. Подписано в печать 06.02. 85. Формат 84 x 108 1/32. Бумага типогр. № 2. Гарнитура «Обыкновенная новая». Печать высокая. Усл. печ. л. 19,32. Усл. кр.-отт. 19,95. Уч.-изд, л. 18,74. Изд. № 1-1625.

Тираж 1 000 000 (4-й завод 800 001 — 1 000 000) экз. Заказ № 3636.

Цена 1 р. 60 к.

 

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Художественная литература».

107882, ГСП, Москва, Б-78, Ново-Басманная, 19

 

Ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени МПО «Первая Образцовая типография» имени А. А. Жданова Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

113054, Москва, Валовая, 28

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.008 с.)