Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская проблематика повести Платонова «Счастливая Москва».
В обращении «К начинающим пролетарским поэтам и писателям» Платонов рисовал картину будущего: «Это будет музыка космоса, стихия, не знающая граней и преград…». «Сатана мысли»: «Композиторы со своими оркестрами на горных и канальных работах играли симфонии пламени и борьбы». Образ симфонии становится лейтмотивным в романе «Счастливая Москва», где старый скрипач исполняет свою музыку «за забором» символической стройки медицинского Института бессмертия. Состояние мира, в котором достигнуто «гармоническое соотношение» человечества, времени и природы, определяется в романе как «симфония бытия». Платонов воссоздает в романе звуковую картину мира. Звуки символической стройки социализма, «гул» огромного города, звуки канализации и ночные шумы дома, где поселилась покалеченная Москва, звуки молитвы Комягина сливаются в «Симфонию бытия». В романе Платонов сравнивает с «симфоническим произведением» гул нового мира. Композиционно роман делится на три части. Экспозиция – три главы, повествующие о «восходящей жизни» юной героини – «сироты революции». В ней автор видит черты человека будущего – «высшей» духовной личности, символ «нового исторического общества» («Котлован»). В третьей главе стремительный взлет героини романа резко обрывается. Она переживает катастрофу и опускается с небес на землю. Вторая часть – работа в военкомате, где царит атмосфера «места длительного заключения», где молодая женщина знакомится с «мертвецом» при жизни – вневойсковиком Комягиным. Кульминация – вечер в «районном клубе комсомола», где Москва во всей красоте молодости и женственности». Здесь встречает Семена Сарториуса. Замкнутость влюбленных на своих чувствах – дальнейшее снижение участи гл. героини. Понимая, что «любовь это не коммунизм», она расстается с Сарториусом и идет строить метро. Конец – увечье Москвы. Образ Института Самбикина. Дальнейшее погружение Москвы на «дно» жизни, когда она поселилась у Комягина. Сарториус, встретив ее здесь, повторяет ее судьбу: меняет имя, превращается в Груняхина, чтобы разделить с народом его «безмолвное» существование. Образ факела. Мотив света (Данко), связь с библейскими источниками. У Платонова «горящее сердце» - энергия творчества и спасения. Вначале мотив света (факел) – первые дни сотворения мира, когда «ничего нет, все в потенции, в неосуществленности, в предельном томлении становления». Горящий факел – символ начавшейся революции. Платоновское представление о том, что с революции началась подлинная история человечества, которая прежде «существовала лишь в свернутой, в своей предысторической форме. Действительность была словно ненастоящей». Начало воплощения замысла нового мира. Мотив света сопровождает в творчестве Платонова эпизоды строительства социализма. Божко, «городской землеустроитель, закончил тщательный план новой улицы, рассчитав места зеленых насаждений… Он предвкушал близкое будущее». В письмах «дальним людям» из разных стран (мотив любви к «дальнему» человечеству) Божко рисует образ мира социализма, который складывается по мотивам «дома-сада».
В четвертой главе романа возобновляется мотив стройки социализма. В образе героини романа заключена символика световой точки как начала творения. Москва ощущает в себе «свет», мечтая «погаснуть лампой». Символика света указывает на софийскую природу образа героини. По многим приметам Москва Честнова принадлежит к тому типу людей, которые связаны с учением Вл. Соловьева о «мировой душе». Рассказ о ее детстве и юности воссоздает этапы восхождения: стремление жить «будущей жизнью», осознание своего высшего предназначения, учеба в школе воздухоплавания. Вершина успеха – полеты с парашютом: способность слияния с миром. Мотив сиротства нового человека («Я не дочь (революции), а сирота!»): Платонов верил, что воспитать «других, прекрасных» людей можно при условии разрыва их связей с «прежними» людьми старой, дореволюционной России. Они родились, «когда в полях лежали мертвые лошади социальной войны, и не все… имели кожу в час своего происхождения, потому что их матери питались лишь запасами собственного тела; поэтому на лице каждой… осталась трудность немощи ранней жизни, скудость тела и красота выражения…» Динамика образа героини «СМ» подчинена платоновской идее «прогресса человечности», предполагавшей рост «человеческого существа». Герои Платонова воспринимают свою жизнь как одну из форм «вещества существования»: Сарториус относился к себе как к мертвой материи, Самбикин имел вид опечаленного животного и использовал себя как подопытное животное. Платоновский мотив «человека-растения»: «…Москва жила… как некое растение, живое внутренним теплом – под ветром, бурей, дождем и снегом». Платоновская метафора женщины-цветка – способность творить из «праха» живое тело. В романе появляется метафора, содержание которой связано с авторскими сомнениями в возможностях человека преобразовывать «прах», меняя его качество. Самбикин, размышления, пустота кишок.
Воспоминание о бегущем с факелом человеке – момент пробуждения самосознания героини романа. Самым сильным впечатлением было потрясение от случившейся смерти «темного человека». Судьба героини определяется стремлением осуществить высшее предназначение, а оно всегда (по Платонову) означало борьбу за преодоление смертной участи человека. Представления Платонова о бессмертной душе человека, которая, отлетая от него, сливается с «мировой душой». Возвышенность – воздухоплавание. Москва верит в свою «высокую судьбу», отказ от личной жизни, мечта о героическом, жертвенном. «… Он всегда чувствовал в своей душе еще более лучшую и мужественную прелесть, тянущую волю вперед, помимо обычного наслаждения, и предпочитал ее всему видимому». Мотив слияния человеческого сердца с миром. «… Биение сердца Москвы Ивановны… происходило настолько ровно, упруго и верно, что если можно было бы соединить с этим сердцем весь мир, оно могло бы регулировать теченье событий…» Имя – образ. Город, весь мир, гармония мира и человека. Встреча Москвы со скрипачом – слияние мотивов «труда» и «музыки». Представления автора о единстве строительства нового мира и музыки, отразившей накал борьбы человека со смертоносными стихиями природы. Уничтожение границ между жизнью и искусством. Герои Виктор Божко, Самбикин, Семен Сарториус способны к слиянию с миром. Самбикин чувствовал «мировую внешнюю материю» как собственную кожу, неустанно размышлял о «жизни вещества». Сарториус представлял себе человека будущего как «проникновенное техническое существо, практически, работой ощущающее весь мир». Ответственность за «безумную судьбу вещества» и всемирное течение событий. Они мечтают о преображении «старого природного человека». Молодежь – коллективный гений, коллективное творчество. Кульминация пятой главы – борьба Самбикина за жизнь ребенка. Описание операции и страданий мальчика создает ситуацию испытания возможностей нового общества, цель которого – достижение бессмертия. Комягин – мотив «прежних» людей, «упустивших» жизнь, не сумевших вписаться в новый мир. Мотив тьмы дореволюционной эпохи. Отличительная черта «прежних» людей – «бесчувствие, происходящее от бедного или жестокого сердца». Резким контрастом мечтам о «высшем» мире звучит мотив любви великого изобретателя Сарториуса к Москве. Сарториус высказывает авторскую мысль: «… любовь происходит от неизжитой еще всемирной бедности общества, когда некуда деться в лучшую высшую участь». Любовь не вписывается в образ будущего, о котором мечтают Божко, Мульбауэр и Самбикин. Любовь раскрывается как действие разрушительных природных стихий, как победа телесного «низа» человека над «высотой» его духа. Соединение, земля, смерть.
Превращение Сарториуса в Груняхина – мотив перевоплощения: «Вместо жалкой телесной личности… вырастает личность великая, духовная, общественная, видящая в другом человеке самого же себя и любящая поэтому каждого человека, как самого себя». «Ты не только то, что дышит, бьется в этом теле, ты можешь быть и Федором, и Кондратом, если захочешь, если сумеешь познать их до конца, т.е. полюбить… ибо мир не вмещался еще в одном человеке». Решение Сарториуса: «Стану как город Москва», отказ от любви к женщине объясняются представлением об ограниченности личного счастья и желанием вместить в свою жизнь судьбы других людей». Образ мальчика с воспаленной головой содержит скрытый смысл: «Либо социализму удастся добраться во внутренность человека до последнего тайника и выпустить оттуда гной, скопленный каплями во всех веках, либо ничего нового не случится». Пунктирно обозначен мотив апокалипсиса. Символы: «зарево… в бегущих тучах», «загроможденное мраком небо», образ вспыхивающего во мраке неба «острого света». 12 глава – последняя встреча Сарториуса и Москвы: «Электричество горело ярко и освещало… комнату, где все требовало переделки или окончания». Но ожидание «окончания» существующего мира не сбывается, из «обвисшего живота равнодушной тучи» нельзя было дождаться «ни ветра, ни грозы». Символ света – начало и конец. Сон и смерть. Спящая женщина – Москва – ангельские черты. В романе звучат два центральных мотива платоновской прозы: мотив бытия как симфонии, предполагающей «вознесение» человека в высшие сферы духовности и свободы, и мотив его падения на дно жизни, слияния с большинством человечества. Эти мотивы восходят к мифу об умирающем и воскресающем герое, в котором заключена символика нисхождения в нижний мир с последующим освобождением. Образы тьмы, падения символизируют страх человека перед временем, судьбой, смертью. А схема подъема означают преодоление смерти, возможность возрождения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.009 с.) |