Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международное регулирование банковской деятельности.
Можно выделить три уровня регулирования международной банков ской деятельности: международный, национальный и микроуровенъ (саморегулирование). Национальный уровень является, несомненно, определяющим, поскольку, как и в регулировании любого другого между-народного бизнеса, межгосударственные соглашения — многосторонние, двусторонние, в рамках международных организаций и интеграционных группировок по линии министерств финансов, центральных банков и т.д. — направлены лишь на унификацию или гармонизацию, т.е. сближение норм и правил национального регулирования, либерализацию деятельности таких банков и регламентацию требований к ним в разных странах. Само регулирование базируется на внутренних правилах и процедурах конкрет ного банка, нацелено на реализацию международной стратегии банка. Из наиболее важных международныхсоглашений, относящихся к рас сматриваемой проблематике, следует назвать Приложение по финансовым услугам к ГАТС в рамках Всемирной торговой организации; соглашения, подготовленные Базельским комитетом по банковскому надзору (Швей цария); а также ряд директив и инструкций, направленных на объедине ние банковских систем в рамках Европейского союза. В 1995 г. странами — членами ВТО было разработано первое и основ ное Приложение к ГАТС по финансовым услугам. Как и другие согла шения ВТО, в основе договоренностей в этой сфере лежат несколько основополагающих принципов: дальнейшая либерализация торговли финансовыми услугами, обеспечение режима наибольшего благоприят ствования, урегулирование споров путем переговоров, возможность отступления от договоренностей, если они угрожают целостности и ста-бильности финансовой системы страны и нарушают права инвесторов, вкладчиков и других лиц. Поставленная цель либерализации международ ной финансовой деятельности и, в частности, деятельности банков дости гается путем последовательных сокращений и отмены правительствами стран — членов ВТО ограничений по доступу на национальные рынки услуг. Наиболее же распространенными видами ограничений (они же основ ные административные инструменты регулирования) в данной области являются: по типам юридических лиц, например, уже упомянутый выше запрет на деятельность филиалов иностранных банков;
на участие иностранного капитала, когда устанавливается в про центном отношении максимально возможная доля иностранного капитала в совокупном банковском капитале страны. Подобное ограничение, в частности, в 1993 г. было установлено Банком России для российской банковской системы в размере 12%. Позднее эта квота была отменена самим же Банком России и, строго говоря, она была бесполезна, поскольку иностранные банки до сих пор не выбирали и 9% от совокупного банков ского капитала России; по количеству иностранных поставщиков услуг; особые требования в лицензировании, например, по составу учре дителей; квоты на общую стоимость операций или активов иностранных банков и др. Кроме того, страны — члены ВТО стремятся, как это и записано в Соглашении, к устранению монополизации рынков финансовых услуг. В области регулирования международной торговли услуг в целом прослеживается та же тенденция, что и в регулировании международной торговли товарами: страны постепенно переносят центр тяжести такого регулирования с открытых и прямых форм, законодательных мер к кос венным, техническим барьерам, административным процедурам и т.п. Точно так же, как и в международной торговле товарами, развитые страны гораздо больше заинтересованы в либерализации рынков финансовых услуг других стран, чем своих. Политика такого рода двойных стандартов четко прослеживается в их поведении на переговорах. Формально внутренние рынки развитых стран более открыты для деятельности иностранных банков, чем в развива ющихся странах и странах переходной экономики. Однако при детальном рассмотрении национальных законодательств и подзаконных актов этих стран, особенно на региональном и местном уровнях, открытость нацио нальных банковских систем не так убедительна. Скажем, в США банков ское законодательство далеко от идеала и в отдельных штатах предусмат ривает запрет на деятельность филиалов иностранных банков, иногда иностранным банковским учреждениям запрещается принимать сбереже ния американцев. Законодательство многих развитых стран, прежде всего ЕС, уже в 1995 г. соответствовало требованиям ЕАТС и его Приложения по финансовым услугам. Однако вплоть до середины 1997 г. продолжались переговоры и уточнялись обязательства стран. Отдельные развивающиеся страны согласились на более либеральный вариант национального регулирова ния. Так, в Протоколе к ЕАТС по финансовым услугам 1997 г., вступив шем в силу в 1999 г., Индонезия, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Филиппины согласились увеличить лимиты иностранных инвестиций в банковском секторе, Индия — увеличить лимиты на выдачу лицензий иностранным банкам, Республика Корея отменила проверки на так назы ваемую экономическую целесообразность присутствия иностранных бан ков на национальном рынке и т.д.
Базельские соглашения. В 1975 г. в Швейцарии, в г. Базель на основа нии пресс-коммюнике руководителей центральных банков группы 10 ведущих развитых стран — учредителей Банка международных расче тов был создан Базельский комитет по банковскому надзору. Его создание явилось ответной мерой международного сообщества на банкротство круп ного международного банка того времени — западногерманского банка «Банкхаус Херштатт» (крах в 1974 г.) и отсутствие у органов националь ного регулирования и надзора действенных инструментов и механизмов контроля за деятельностью транснациональных банковских сетей. Проблема такого контроля заключается в том, что пришедший в нацио нальную экономику филиал транснационального банка может развернуть масштабную банковскую деятельность и долгое время выглядеть вполне финансово здоровым, вовлекая в сферу своей активности все большее количество резидентов принимающей страны. Однако филиал ТНБ — это «верхушка айсберга», его жизнеспособность зависит не от эффективности банковской деятельности в принимающей стране, а от жизнеспособности материнского банка и всей транснациональной банковской структуры, большая часть которой находится за пределами страны. Полномочия же национальных органов банковского регулирования и контроля ограничены национальными границами. По этой причине воз-никла необходимость сформулировать, во-первых, единообразные требо вания к международной банковской деятельности в разных странах и, во-вторых, договориться о принципах действенного надзора за деятель ностью всей сети ТНБ и устранить фрагментарность странового контроля за международными финансовыми операциями. В 1975 г. Базельский комитет (БК) подготовил Доклад по надзору за иностранными банковскими учреждениями, получивший впоследствии название Конкордат 1975 г. Несмотря на рекомендательный характер этого и последующих документов БК, их положения уже перенесены в нацио нальные банковские законодательства. Конкордат 1975 г. содержал следующие положения: надзор за деятельностью иностранного банковского учреждения находится в совместной компетенции органов государства происхожде ния и государства пребывания; ни одно банковское учреждение не должно избежать надзора; надзор за ликвидностью находится в компетенции органов госу дарства пребывания; надзор за платежеспособностью находится в компетенции орга нов государства происхождения, когда в стране функционирует филиал иностранного банка, и в компетенции органов государства пребывания, если создан дочерний банк;
ведется постоянный обмен соответствующей информацией между органами государства происхождения и государства пребывания и инспекции. Конкордат 1975 г. был расширен в 1983 г. еще на один пункт — консолидированный надзор за деятельностью банковских холдингов. В 1992 г. в БК появились новые Минимальные стандарты по надзору за международными банковскими группами и их трансграничными учреж дениями, в которых предусмотрено обоюдное согласие органов государ ства пребывания и происхождения на создание трансграничного банков ского учреждения и ряд других их прав и обязанностей. В международном регулировании деятельности ТНБ немаловажную роль играют универсальные нормативы деятельности, разработанные БК, но инкорпорированные в национальное банковское право. Основным таким нормативом является норматив достаточности капитала банка. Он рассчи тывается как отношение собственного капитала банка первого уровня к активам, взвешенным по уровню риска. БК рекомендован 8%-ный нор матив достаточности капитала. Во многих странах этот норматив выше, в частности, в России он составляет 10 и 11% в зависимости от размера собственного капитала. Единообразное определение капитала банка, система оценки рисков по различным видам активов, унифицированное описание статей баланса, формула расчета и величина достаточности капитала были включены в Базельское соглашение по капиталу 1988 г. (Базель I). В 2004 г. было принято новое соглашение о достаточности капитала и методике его оценки (Базель II). Помимо административных норм регулирования международной бан ковской деятельности на национальном уровне можно назвать и экономи ческие инструменты. Таковыми являются: ставка рефинансирования цент рального банка, налогообложение, валютный курс. Как известно, ставка рефинансирования используется центральным банком любой страны в регулировании прежде всего денежной массы и ценовой ситуации в стране. Однако уровень процентной ставки напрямую влияет на приток или отток международного ссудного капитала в страну (из страны). Не слу чайно международные финансовые компании — банки и инвесторы — внимательно следят за «гонкой» процентных ставок в ведущих развитых странах. Их различие и динамика — например, повышение процентной ставки ФЕД до 4,75%, «замораживание» учетной ставки Банка Англии на уровне 4%, осторожность Европейского центрального банка (2,5%) и т.д. — один из факторов принятия решения в международном банковском креди-товании. Такое же воздействие оказывают динамика валютных курсов и нацио-нальные различия в налогообложении банковской деятельности: налоги на прибыль, процентный доход и пр.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.009 с.) |