Международное регулирование банковской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное регулирование банковской деятельности.



Можно выделить три уровня регулирования международной банков ской деятельности: международный, национальный и микроуровенъ (саморегулирование). Национальный уровень является, несомненно, определяющим, поскольку, как и в регулировании любого другого между-народного бизнеса, межгосударственные соглашения — многосторонние, двусторонние, в рамках международных организаций и интеграционных группировок по линии министерств финансов, центральных банков и т.д.

— направлены лишь на унификацию или гармонизацию, т.е. сближение норм и правил национального регулирования, либерализацию деятельности таких банков и регламентацию требований к ним в разных странах. Само регулирование базируется на внутренних правилах и процедурах конкрет ного банка, нацелено на реализацию международной стратегии банка.

Из наиболее важных международныхсоглашений, относящихся к рас сматриваемой проблематике, следует назвать Приложение по финансовым услугам к ГАТС в рамках Всемирной торговой организации; соглашения, подготовленные Базельским комитетом по банковскому надзору (Швей цария); а также ряд директив и инструкций, направленных на объедине ние банковских систем в рамках Европейского союза.

В 1995 г. странами — членами ВТО было разработано первое и основ ное Приложение к ГАТС по финансовым услугам. Как и другие согла шения ВТО, в основе договоренностей в этой сфере лежат несколько основополагающих принципов: дальнейшая либерализация торговли финансовыми услугами, обеспечение режима наибольшего благоприят ствования, урегулирование споров путем переговоров, возможность отступления от договоренностей, если они угрожают целостности и ста-бильности финансовой системы страны и нарушают права инвесторов, вкладчиков и других лиц. Поставленная цель либерализации международ ной финансовой деятельности и, в частности, деятельности банков дости гается путем последовательных сокращений и отмены правительствами стран — членов ВТО ограничений по доступу на национальные рынки услуг. Наиболее же распространенными видами ограничений (они же основ ные административные инструменты регулирования) в данной области являются:

по типам юридических лиц, например, уже упомянутый выше запрет на деятельность филиалов иностранных банков;

на участие иностранного капитала, когда устанавливается в про центном отношении максимально возможная доля иностранного капитала в совокупном банковском капитале страны. Подобное ограничение, в частности, в 1993 г. было установлено Банком России для российской банковской системы в размере 12%. Позднее эта квота была отменена самим же Банком России и, строго говоря, она была бесполезна, поскольку иностранные банки до сих пор не выбирали и 9% от совокупного банков ского капитала России;

по количеству иностранных поставщиков услуг;

особые требования в лицензировании, например, по составу учре дителей;

квоты на общую стоимость операций или активов иностранных банков и др.

Кроме того, страны — члены ВТО стремятся, как это и записано в Соглашении, к устранению монополизации рынков финансовых услуг.

В области регулирования международной торговли услуг в целом прослеживается та же тенденция, что и в регулировании международной торговли товарами: страны постепенно переносят центр тяжести такого регулирования с открытых и прямых форм, законодательных мер к кос венным, техническим барьерам, административным процедурам и т.п.

Точно так же, как и в международной торговле товарами, развитые страны гораздо больше заинтересованы в либерализации рынков финансовых услуг других стран, чем своих.

Политика такого рода двойных стандартов четко прослеживается в их поведении на переговорах. Формально внутренние рынки развитых стран более открыты для деятельности иностранных банков, чем в развива ющихся странах и странах переходной экономики. Однако при детальном рассмотрении национальных законодательств и подзаконных актов этих стран, особенно на региональном и местном уровнях, открытость нацио нальных банковских систем не так убедительна. Скажем, в США банков ское законодательство далеко от идеала и в отдельных штатах предусмат ривает запрет на деятельность филиалов иностранных банков, иногда иностранным банковским учреждениям запрещается принимать сбереже ния американцев.

Законодательство многих развитых стран, прежде всего ЕС, уже в 1995 г. соответствовало требованиям ЕАТС и его Приложения по финансовым услугам. Однако вплоть до середины 1997 г. продолжались переговоры и уточнялись обязательства стран. Отдельные развивающиеся страны согласились на более либеральный вариант национального регулирова ния. Так, в Протоколе к ЕАТС по финансовым услугам 1997 г., вступив шем в силу в 1999 г., Индонезия, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Филиппины согласились увеличить лимиты иностранных инвестиций в банковском секторе, Индия — увеличить лимиты на выдачу лицензий иностранным банкам, Республика Корея отменила проверки на так назы ваемую экономическую целесообразность присутствия иностранных бан ков на национальном рынке и т.д.

Базельские соглашения. В 1975 г. в Швейцарии, в г. Базель на основа нии пресс-коммюнике руководителей центральных банков группы 10 ведущих развитых стран — учредителей Банка международных расче тов был создан Базельский комитет по банковскому надзору. Его создание явилось ответной мерой международного сообщества на банкротство круп ного международного банка того времени — западногерманского банка «Банкхаус Херштатт» (крах в 1974 г.) и отсутствие у органов националь ного регулирования и надзора действенных инструментов и механизмов контроля за деятельностью транснациональных банковских сетей.

Проблема такого контроля заключается в том, что пришедший в нацио нальную экономику филиал транснационального банка может развернуть масштабную банковскую деятельность и долгое время выглядеть вполне финансово здоровым, вовлекая в сферу своей активности все большее количество резидентов принимающей страны. Однако филиал ТНБ — это «верхушка айсберга», его жизнеспособность зависит не от эффективности банковской деятельности в принимающей стране, а от жизнеспособности материнского банка и всей транснациональной банковской структуры, большая часть которой находится за пределами страны.

Полномочия же национальных органов банковского регулирования и контроля ограничены национальными границами. По этой причине воз-никла необходимость сформулировать, во-первых, единообразные требо вания к международной банковской деятельности в разных странах и, во-вторых, договориться о принципах действенного надзора за деятель ностью всей сети ТНБ и устранить фрагментарность странового контроля за международными финансовыми операциями.

В 1975 г. Базельский комитет (БК) подготовил Доклад по надзору за иностранными банковскими учреждениями, получивший впоследствии название Конкордат 1975 г. Несмотря на рекомендательный характер этого и последующих документов БК, их положения уже перенесены в нацио нальные банковские законодательства.

Конкордат 1975 г. содержал следующие положения:

надзор за деятельностью иностранного банковского учреждения находится в совместной компетенции органов государства происхожде ния и государства пребывания;

ни одно банковское учреждение не должно избежать надзора;

надзор за ликвидностью находится в компетенции органов госу дарства пребывания;

надзор за платежеспособностью находится в компетенции орга нов государства происхождения, когда в стране функционирует филиал иностранного банка, и в компетенции органов государства пребывания, если создан дочерний банк;

ведется постоянный обмен соответствующей информацией между органами государства происхождения и государства пребывания и инспекции.

Конкордат 1975 г. был расширен в 1983 г. еще на один пункт — консолидированный надзор за деятельностью банковских холдингов. В 1992 г. в БК появились новые Минимальные стандарты по надзору за международными банковскими группами и их трансграничными учреж дениями, в которых предусмотрено обоюдное согласие органов государ ства пребывания и происхождения на создание трансграничного банков ского учреждения и ряд других их прав и обязанностей.

В международном регулировании деятельности ТНБ немаловажную роль играют универсальные нормативы деятельности, разработанные БК, но инкорпорированные в национальное банковское право. Основным таким нормативом является норматив достаточности капитала банка. Он рассчи тывается как отношение собственного капитала банка первого уровня к активам, взвешенным по уровню риска. БК рекомендован 8%-ный нор матив достаточности капитала. Во многих странах этот норматив выше, в частности, в России он составляет 10 и 11% в зависимости от размера собственного капитала.

Единообразное определение капитала банка, система оценки рисков по различным видам активов, унифицированное описание статей баланса, формула расчета и величина достаточности капитала были включены в Базельское соглашение по капиталу 1988 г. (Базель I). В 2004 г. было принято новое соглашение о достаточности капитала и методике его оценки (Базель II).

Помимо административных норм регулирования международной бан ковской деятельности на национальном уровне можно назвать и экономи ческие инструменты. Таковыми являются: ставка рефинансирования цент рального банка, налогообложение, валютный курс. Как известно, ставка рефинансирования используется центральным банком любой страны в регулировании прежде всего денежной массы и ценовой ситуации в стране. Однако уровень процентной ставки напрямую влияет на приток или отток международного ссудного капитала в страну (из страны). Не слу чайно международные финансовые компании — банки и инвесторы — внимательно следят за «гонкой» процентных ставок в ведущих развитых странах. Их различие и динамика — например, повышение процентной ставки ФЕД до 4,75%, «замораживание» учетной ставки Банка Англии на уровне 4%, осторожность Европейского центрального банка (2,5%) и т.д. — один из факторов принятия решения в международном банковском креди-товании.

Такое же воздействие оказывают динамика валютных курсов и нацио-нальные различия в налогообложении банковской деятельности: налоги на прибыль, процентный доход и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.009 с.)