Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческая мечеть Дом Асадулаева
ул. Большая Татарская, 28, стр. 1 Малый Татраский пер.,8 Нижний Новгород Нижегородские татары-мишари — это субэтнос татарской нации. Среди их предков — хазары, волжские булгары, кипчаки, буртасы. Кроме того, мишари испытали более сильное влияние финно-угорских народов, чем остальные группы татар. Изначально мишари жили на юге и юго-востоке современной Нижегородской области, в Мордовии, на востоке Рязанской области и на севере Пензенской и Ульяновской областей. Потом в процессе миграции расселились по всей империи, в том числе стали играть важную роль в московской и петербургской общинах. В XIII–XIV веках многие мишари были на службе у Московского государства: служилые татары, в том числе охраняли границу, которая тогда проходила по Нижегородской земле. Другая важная часть истории татар в Нижнем Новгороде — торговая. Сначала Макарьевская, а затем знаменитая Нижегородская ярмарка привлекали купцов со всей России, а также из других стран. Мусульмане Нижнего Новгорода играли ключевую роль в торговле с купцами из Средней Азии, Ирана и других исламских стран. В XVII–XVIII веках на территории Макарьевской ярмарки действовала мечеть, а когда ярмарку перенесли, мечеть построили уже на новом месте. Когда в 1915 году построили Нижегородскую соборную мечеть на высоком берегу реки Волги («мечеть на горе»), у нижегородских мусульман стало два прихода — в верхней и нижней части города. К сожалению, ярмарочная мечеть не сохранилась. Соборная мечеть Казанская наб., 6 Оренбург Татары начали заселять территорию современного Оренбуржья с 30-х годов XVIII века. Важной вехой в истории местной общины считается 1744 год, когда группа казанских купцов обратилась к первому губернатору Оренбургского края Ивану Неплюеву с просьбой разрешить им поселиться при только что основанном городе Оренбурге, вести торговую деятельность и строить мечети. Поселок, основанный ими, носит сейчас название Татарская Каргала. В XVIII веке он сыграл большую роль в установлении крепких торговых связей со Средней Азией. Выходцы из Каргалы Хусаиновы — одна из самых известных купеческих династий Оренбурга. Начиная с 80-х годов XVIII века многочисленное татарское население, в основном ремесленники и купцы, живет уже и в самом Оренбурге, там складывается крепкая община. В XIX веке в городе открылись татарские народные школы и училища, в том числе знаменитое медресе «Хусаиния». К 1895 году в Оренбурге действовало семь мечетей. Кроме того, там работала татарская типография, основанная видным общественным деятелем Гильманом Каримовым в 1901 году и просуществовавшая до 1917 года: в ней печаталась религиозная, учебная и художественная литература.
К 30-м годам XIX века Оренбург имел тесные культурные, военные и торговые связи с Башкирией; часто в Оренбурге размещалось башкиро-мещеряцкое войско, сюда приезжали башкирские купцы. Понимая важность таких связей, губернатор Василий Перовский решил создать в Оренбурге общественно-культурное пространство для башкир, и в 1838 году по проекту известного архитектора Александра Брюллова начинается строительство Караван-сарая — комплекса для размещения башкирского войска, а также проезжих азиатских купцов. Главным зданием комплекса является мечеть с отдельно стоящим минаретом. Мечеть закрыли в 1918 году, и в Караван-сарае разместилось Башкирское правительство и войсковые учреждения; в 1932 году — Дворец просвещения. В 1954 году в здании мечети Караван-сарая организовали планетарий. В 1991 году мечеть была передана башкирской общине верующих. Сейчас татары занимают второе место по численности среди народов Оренбуржья. В городе действует средняя школа с углубленным изучением татарского языка и литературы, детский сад. В татарском драматическом театре ставятся спектакли по классическим и современным произведениям на татарском языке. В декабре 1999 года была создана Оренбургская татарская национально-культурная автономия, которая занимается культурной и просветительской деятельностью в городе, в том числе издает газету «Яңа Вакыт» («Новое время»).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.41 (0.182 с.) |