Качественно-количественный интерфейс: сочетание качественных и количественных методов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественно-количественный интерфейс: сочетание качественных и количественных методов



«Количественное» исследование опирается в идеале на статис тический анализ собранных данных. Это предполагает тип данных, который позволяет измерение с помощью стандартизированных применений случайных выборок. Важнейшим способом сбора таких дан ных являются опросы, которые охватывают большое число единиц на блюдения и требуют предварительной работы по обеспечению их реп резентативности. Все это позволяет применять математические мето ды, которые делают более надежными результаты исследований и про верку предположений, «расплачиваясь» за эту ценную характеристику существенным сужением и упрощением фокуса опроса. Устойчивость соотношений представляется необходимым условием приемлемости данных. Сравнительная простота и дешевизна подготовки играет важную роль в определении и широком признании картин и само оценок общества населением и политическими элитами.

Работа с числами и статистический анализ — важнейший способ рассмотрения общества с «количественной» точки зрения. Работа со смысловыми понятиями и категориями стоит в фокусе «качественного анализа». Однако при изучении общества сами числа зависят от значений и категорий, в то время как значения и категории проверяются и подтверждаются данными, часть которых выражена часто ма тематически и статистически. Именно поэтому, хотя деление на каче ственное и количественное как полярных «идеальных типов» полезно для прояснение логики различий, оно может вести к ошибкам при не посредственном переносе на эмпирический уровень. Именно область пересечения «количественного» и «качественного» часто оказывает ся наиболее плодотворной при социологическом исследовании.

В социальных науках особо продуктивны формы анализа, в кото ром смыкаются характеристики, количественно выраженные и доступные статистическому анализу, и их субъективный и интерсубъективный срез. Примером может послужить использование бюджетных ис следований в контексте рефлексивной методологии наших работ 1991– 1997 гг. Традиция сельских бюджетных исследований, основополо ником которой в России был Ф.А. Щербина20, имела в своей основе анализ доходов и расходов «дворов» — семейных единиц производ ства21. Эти исследования связаны также с определением использования труда, инвестиций, комбинирования натуральных и денежных ресурсов и т. д. Такой анализ приобрел свою законченную форму в чая новских таблицах, опубликованных в 1929 г.22 Сбор этих «жестких» данных шел в наших исследованиях 1991–1997 гг. параллельно с систематическим изучением в тех же семьях стратегий их материального самообеспечения, в частности, производства, использования труда, материальных ресурсов и денег, а также бартера и неэквивалентного обмена в рамках сетей взаимопомощи родственников и соседей. Это позволяло соотнести бюджетный анализ балансов доходов и расходов (input/output analysis) с разнообразными субъективно значимыми решениями и соображениями самих объектов исследования. В том же направлении развивался анализ социальных и экономических сетей межсемейной и внесемейной взаимоподдержки и кооперации.

Признание значимости качественной методологии исходит из того, что «качественное» и «количественное» исследования представляют собой различные методологические фокусы изучения одного и того же предмета, его различные срезы. Они могут накладываться, соединяться и перекликаться в процессе познания, выбор принадлежит здесь исследователю и определяется перечнем его вопросов.

Поясним, почему мы для описания принятой здесь позиции от носительно соотнесения различных уровней анализа используем тер мин «интерфейс». Возможные альтернативные выражения, такие как «связь», «взаимодействие», подчеркивают единство поля исследования, что и мы принимаем, но они недостаточно отражают параллельный факт типологической разнородности соответствующих категорий. Пользуясь термином «интерфейс», мы стремились подчеркнуть сложную взаимозависимость предполагаемого единства социальной реальности и его фундаментального методологического разделения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.005 с.)