Описание диагностических ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание диагностических ситуаций



(по материалам Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. 2007 год)

 

Прежде чем привести ребенка в помещение, в котором будет проводиться обследование, взрослый старается расположить его к себе, чтобы малыш почувствовал себя непринужденно и охотно последовал за ним. Если малыш проявляет интерес к каким-то предметам, находящимся в комнате, следует удовлетворить его любопытство, а затем постепенно привлечь внимание к игрушкам.

Диагностическая методика включает в себя четыре ситуации.

Ситуация 1. “Пассивный взрослый”.

Цель: а) определение предпочтения ребенка в выборе одного из двух видов деятельности – общения или действий с предметами; б) выявление уровня инициативности ребенка в предметной деятельности.

Организация среды и игровой материал. На маленьком детском столике раскладываются следующие предметы: 2–3-составная матрешка, набор вкладышей, пирамидка (желательно в виде человечка, животного или птички), несколько кубиков, заводная машинка с ключом, колокольчик, небольшая кукла, чашка, ложка, расческа. Рядом со столиком стоит детский стульчик. Второй стульчик располагается на некотором расстоянии от стола.

Процедура проведения диагностической пробы. Подведя ребенка к столику с игрушками, взрослый садится на стульчик неподалеку от него, не проявляя никакой инициативы. Проба продолжается в течение 1 минуты. За это время ребенок может либо заняться индивидуальной игрой с игрушками, либо инициировать ситуативно-деловое общение со взрослым. Если в течение 1 минуты ребенок остается пассивным, взрослый переходит к ситуации 2. Если ребенок сразу же обращается к взрослому, он отвечает на его инициативу и переходит к ситуации 3.

Ситуация 2. “Индивидуальная предметная деятельность”.

Цель: определение уровня развития предметной деятельности ребенка.

Игровой материал тот же.

Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушкам, просит показать некоторые из них и предлагает поиграть с ними. Он может обратиться к ребенку, например, с такими словами: “Машенька, посмотри, какие интересные игрушки я тебе принесла. Где у нас куколка? Правильно, вот она. Какая красивая! А где машинка? …А это что? Поиграй с этими

игрушками”.Если ребенок принимает предложение и начинает самостоятельные действия с предметами, взрослый наблюдает за ним в течение 10 минут, делая соответствующие отметки в графе “Индивидуальная предметная деятельность” “Протокола регистрации параметров предметной деятельности”.

При условии, что за время данной пробы ребенок ни разу не обратился к взрослому, по истечении 10 минут следует перейти к следующей ситуации.

Ситуация 3. “Ситуативно-деловое общение”.

Цель: выявление зоны ближайшего развития предметной деятельности.

Игровой материал тот же, что и в ситуации 2.

Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый придвигает свой стульчик поближе к столику и присоединяется к игре ребенка. Например, если малыш возит машинкой по столу, не обращая внимания на ключик, взрослый может предложить завести ее, обращаясь к ребенку с такими словами: “Как хорошо ездит твоя машинка! А давай заведем ее. Хочешь? Вот ключик. Сейчас мы его

вставим и покрутим. Вот так. А теперь отпустим машинку. Смотри, она сама умеет ездить. Как здорово! Хочешь сам завести машинку? Возьми ключик и попробуй, а я тебе помогу. Так…хорошо…Вот молодец! Получилось!” Вступив таким образом в предметное взаимодействие с ребенком, взрослый продолжает общение с учетом желаний и действий малыша, проявляя собственную инициативу и предоставляя ребенку возможность также быть инициативным.

По ходу совместной деятельности взрослый делает следующее:

1) просит ребенка дать ему поочередно 2–3 предмета. Например, он говорит: “Сашенька, а где у нас пирамидка? Дай ее мне, и мы с ней поиграем”. Таким образом проверяется понимание ребенком речи взрослого и выполнение инструкции;

2) показывает 3–4 игрушки и просит назвать их, а также спрашивает, что с ними можно делать. Например: “Леночка, что это? (Протягивая девочке расческу.) Да, это расческа, правильно. А что делают с расческой?” Если ребенок не отвечает, взрослый, называя предмет и действие с ним, предлагает повторить название: “Это расческа. Скажи: “расческа”. Давай причешем куколку. Скажем ей: “Вот какая у нас расческа. Теперь ты будешь красивая”. С помощью подобных вопросов проверяется понимание речи взрослого, умение называть предметы и общаться с помощью речи;

3) показывает 2–3 образца действий с предметами (например, строит из кубиков башенку и просит ребенка сделать такую же). Таким образом проверяется, принимает ли ребенок образец действия, стремится ли подражать взрослому;

4) предлагает ребенку 2–3 варианта совместной игры, предполагающей обмен действиями, их согласование. Например, он говорит: “Давай катать машинку. Смотри, вот она покатилась к тебе. Доехала. А теперь толкай ее ко мне. Вот так, хорошо. Теперь снова я. Катись, машинка, к Саше”. Так проверяется, насколько ребенок принимает инициативу взрослого и как отвечает на нее, умеет ли он продлевать взаимодействие;

5) по ходу выполнения ребенком самостоятельных или совместных действий иногда хвалит ребенка и делает ему несколько замечаний (не больше трех). Например, наблюдая, как ребенок собирает вкладыши, взрослый говорит: “Молодец! Как хорошо ты собираешь тарелочки (мисочки и т.п.)!” А когда ребенок производит неспецифические манипуляции (например, стучит ложкой по столу, беспорядочно возит по столу кольцами пирамидки, разбрасывает игрушки и т.д.), взрослый делает замечание: “Нет, Маша, так не надо делать”. С помощью подобных обращений проверяется чувствительность ребенка к поощрениям и порицаниям взрослого; 6) оставляет без ответа 1–2 инициативных действия ребенка. Например, когда ребенок протягивает ему игрушку, взрослый делает вид, что не замечает этого.

Таким образом можно установить, насколько ребенок инициативен в общении,

будет ли он предпринимать повторные попытки вовлечь взрослого в свои действия.

Длительность пробы – 10 минут. Дополнительная инструкция. В ходе диагностики следует избегать резкого вмешательства в игру ребенка. Желательно, чтобы взрослый подстраивался к ней, не подавляя инициативы малыша и не нарушая хода его занятий. Цель общения –создать условия для того, чтобы ребенок в полной мере проявил свои возможности. Может случиться так, что ребенок уже в первой же пробе начнет привлекать взрослого к совместной деятельности, т.е. вступать с ним в деловое общение. В этом случае следует пойти навстречу желанию ребенка и сначала провести пробу на ситуативно-деловое общение (ситуация 3), а затем постепенно сократить свое участие в игре и перейти к ситуации 2. Если же ребенок все равно продолжает инициировать совместную игру, проба на индивидуальную предметную деятельность не проводится. Данные об уровне развития предметной деятельности извлекаются из ситуации 3.

Ситуация 4. “Незнакомый предмет”.

Цель: получение дополнительных сведений об особенностях познавательной активности ребенка в ситуации, стимулирующей его исследовательскую деятельность, поиск решения незнакомой задачи. Помимо этого ситуация дает возможность уточнить характер общения ребенка со взрослым.

Организация среды и игровой материал. На столик выкладывается только один незнакомый ребенку предмет. Он представляет собой коробочку с сюрпризом, который виден сквозь прозрачную крышку или стенку коробочки. Коробочка должна иметь необычный, незнакомый ребенку запор. Для того чтобы открыть ее, ребенку нужно попытаться найти правильный способ, проявить настойчивость. Коробочка должна иметь привлекательный вид. Для ее изготовления можно использовать плотный картон, футляр для духов, пенал, ленту и т.д.

Процедура проведения диагностики. Предлагаются следующие стратегии поведения взрослого:

1) пассивный взрослый. Взрослый показывает ребенку коробочку и предлагает поиграть с ней, не объясняя правила. После этого он занимает пассивную позицию и наблюдает за тем, как ребенок пытается справиться с задачей. Свои наблюдения он фиксирует в графе “Незнакомый предмет” “Протокола регистрации параметров предметной деятельности”. Дальнейшие действия взрослого строятся в зависимости от поведения ребенка. Если он самостоятельно справляется с задачей, диагностическая процедура заканчивается. Если же ребенок в течение 0,5 минуты ведет себя пассивно или обращается за помощью, взрослый занимает активную позицию;

2) активный взрослый. Взрослый присоединяется к действиям ребенка. При этом он не сразу показывает ему правильное решение, а старается найти его вместе с малышом, обследуя коробочку со всех сторон. После того как ребенок вместе со взрослым откроет коробочку, его следует похвалить и предложить еще раз воспроизвести образец действия.

Наблюдения фиксируются в соответствующих графах протоколов регистрации параметров предметной деятельности. В процессе диагностики дефектолог заполняет “Протокол регистрации параметров предметной деятельности”, составленный на основании шкалы (представленной ниже). В ходе наблюдения за поведением ребенка

дефектолог выбирает соответствующие каждой пробе баллы и обводит их кружком.

ШКАЛЫ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Параметры предметной деятельности Показатели параметров Критерии оценки показателей Баллы
Виды действий с предметами Ориен- тировочно-исследова-тельские и манипу- лятивные действия Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы Используются редко: ребенок бегло поглядывает на предметы, совершает 1–2 однообразные манипуляции (например, стучит игрушкой по столу или несколько раз переставляет ее с места на место) Используются часто: ребенок рассматривает игрушки, разнооб- разит способы манипуляций (например, вертит в руках, переставляет с места на место, стучит, размахивает и пр.) 0 1 2
  Пред- метные, культур- но-фикси- рованные действия Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в со- ответствии с их назначением Используются редко: ребенок совершает действия данного вида лишь эпизодически (например, один раз разбирает и собирает матрешку или поит куклу из чашки), предпочитает манипули- ровать с предметами Используются часто: на протяжении всей пробы ребенок перио- дически или постоянно совершает куль- турно-фиксированные действия с предме- тами (например, собирает и разбирает пи- рамидку, одевает и раздевает куклу, готовит для нее еду, катает на машинке и др.) 0 1 2
Позна- ва-тельна я актив- ность Интерес к пред- метам и дейст- виям с ними Настой- чивость в дея- тельно- сти (фикси- руется только в ситуа- ции “Не- знакомый предмет” Эмоцио- нальная вовле- ченность в дейст- вия с предме- тами Отсутствует: ребенок не обращает внимания на пред- меты, не предпринимает никаких действий с ними Слабый: ребенок постоянно отвлекается от пред- метов, быстро пресыщается игрой, в дей- ствиях нет сосредоточенности (например, начав собирать пирамидку, ребенок сразу же прекращает свое занятие, смотрит по сторонам Средний: ребенок рассматривает игрушки, сосредоточенно занимается с некоторыми из них, но часто отвлекается, смотрит по сторонам Большой: ребенок вовлечен в действия с предметами, действует сосредоточенно, почти не отвлекается Отсутствует: не получив сразу желаемого результата, ребенок прекращает попытки решить за- дачу Слабовыраженная: ребенок предпринимает 2–3 попытки ре- шить задачу, но после неудачи прекращает деятельность Хорошо выраженная: ребенок предпринимает многократные попытки добиться результата, в случае не- удачи обращается за помощью Преобладание отрицательных эмоций: ребенок отталкивает игрушки, сердито разбрасывает их, сбрасывает со стола Безразличие: ребенок равнодушно смотрит на предметы; мимика невыразительная Преобладание амбивалентных эмоций: ребенок радуется при виде игрушек, но действует с ними с опаской или робко Преобладание положительных эмоций: ребенок оживлен, часто улыбается, радостно вокализирует 0 1 2 3 0 1 2 -1 0 1 2
Включен- ность предмет- ной дея- тельности в общение со взрослым Стрем- ление действо- вать по образцу Ориентация на оценку взрослого Отсутствует: ребенок не обращает внимания на показ взрослым действий с предметами, не подражает им, игнорирует предложения взрослого Слабое: ребенок наблюдает за действиями взрослого, делает слабые попытки подражать ему, но быстро отвлекается, переходит к другим занятиям (например, начав вслед за взрослым кормить куклу ложкой из чашки, соскальзывает на манипуляции с ложкой: размахивает ею, стучит, грызет и пр.); большинство образцов действий остается без внимания; в последующей самостоятельной игре ребенок не пытается воспроизводить образец Среднее: ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослого; сразу после показа образца действия старается воспроизвести его; в последующей самостоятельной игре образец не воспроизводит Сильное: ребенок с большим интересом наблюдает за действиями взрослого; пытается заставить взрослого повторить показ, вкладывая ему в руку игрушку; неоднократно воспроизводит образец действия по собственной инициативе Отсутствует: ребенок не ищет оценки и не реагирует на оценку взрослым его действий, продолжает действовать по-своему; после поощрения нет явных признаков удовольствия ребенка и усиления его ак-тивности, стремления повторить действие, одобренное взрослым; порицания не огорчают ребенка, не замед- ляют темпа деятельности, не влекут за со- бой попыток исправить действие или об- ратиться к взрослому за помощью Слабая выраженность: ребенок не ищет оценки; лишь изредка реагирует на оценку взрос- лого, а в целом не изменяет своей дея- тельности: действует в прежнем темпе, эмоции выражены слабо; поощрение некоторых действий вызывает неярко выраженное удовольствие; пори- цание приостанавливает действие, но не влечет за собой попытки исправить его Хорошая выраженность: ребенок обращается ко взрослому за оценкой (взглядом, жестом, вербально); радуется поощрениям, начинает действовать более активно, неоднократно повторяет одобренное действие; порицание стимулирует попытки видоизменить действие; ребенок обращается за помощью; иногда огорчается и прекращает деятельность 0 1 2 3 0 1 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.012 с.)