Эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.



Материал — стержень с кольцами, прикрепленный к столу, шары со скатом, ящик с игрушками.

Методика выявления: взрослый наблюдает за детьми, играющими на полу около одного пособия. Наблюдают в течение 20 — 30 мин.

Помощь ребенку: если наблюдаемый ребенок не начинает играть рядом или вместе с другими детьми (один-два ребенка), взрослый привлекает его внимание к действиям другого ребенка с игрушкой и может включиться в игру сам, чтобы вызвать активные действия наблюдаемого.

Поведение ребенка: действия одного ребенка привлекают другого, который приближается и включается в те же действия, или независимо друг от друга они действуют в одном месте, рядом (вынимают игрушки из одного ящика, улыбаются друг другу).

2. Действия с предметами: самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает). Действия с предметами принимают устойчивый характер.

Материал — миска с шарами, кастрюля с крышкой, шар или мяч.

Методика выявления: взрослый ставит перед ребенком миску и рядом кладет игрушки для вкладывания, ставит кастрюльку с крышкой. Наблюдает 15 — 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не действует игрушками или его действия хаотичны, взрослый просит (без показа): "Вынь шарик, еще вынь". Затем: "Вложи шарик, еще вложи, покатай шар (мяч), открой крышку, закрой крышку". Повторяет инструкцию до 3 раз. Можно показать, как вложить, вынуть, как открыть, закрыть, после чего продолжить наблюдение.

Если ребенок не берет игрушку, спрашивают взрослого, сопровождающего его, просит ли она его что-нибудь делать, понимает ли он просьбы, умеет ли вынимать и вкладывать, открывать и закрывать, может ли это сделать по просьбе (без показа).

Поведение ребенка: при виде игрушек выполняет отдельные разученные действия, по предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может выполнить действия не до конца (не все игрушки вложил, не все вынул).

Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы.

3. Движения общие: входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Материал — горка-манеж с тремя-четырьмя ступеньками и пологим скатом, с перилами, крупная игрушка.

Методика выявления: на площадку горки ставят игрушку и привлекают к ней внимание ребенка, наблюдают за ним не менее 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не поднимается вверх на горку, взрослый предлагает ему: "Смотри: вон мишка, иди сюда, возьми мишку, на, возьми". Когда ребенок поднимается на горку, ему дают игрушку. Можно подвести его к горке, положить его руки на перила и помочь сделать первый шаг.

Поведение ребенка: встает около горки, берется руками за перила с одной стороны и поднимается вверх боком, переставляя руки, приставным шагом или берется за перила с обеих сторон и поднимается вверх прямо, приставным шагом. На площадке играет. Спускается, так же держась за перила с обеих сторон или двумя руками с одной стороны; идет вперед с поддержкой за обе руки.

Методика выявления: взрослый ставит ребенка на пол лицом к себе, держит за кисти обеих рук и медленно идет назад, немного отходя от него, ведет его на себя.

Поведение ребенка: шагает за взрослым, опираясь на его руки, шагает одной ногой вперед (приставным шагом) или чередующимся шагом.

4. Понимание речи: по просьбе: "Дай..." — находит знакомые предметы среди других и дает их.

Материал — игрушки, знакомые ребенку (две-три): кукла, мяч, мишка, кошка или собака, машина и др.

Методика выявления: ребенка ставят на пол около опоры или сажают, игрушки размещают вокруг него среди других предметов. Просят: "Дай куклу, дай кошку, собачку" и т.д. Повторяют два раза. Нельзя указывать на предмет рукой.

Помощь ребенку: если ребенок не ищет игрушку, ему можно показать на нее, назвать ее и попросить дать. После этого попросить найти и принести другие игрушки (две-три).

Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, просят ли ребенка, дать машину (мишку), выполняет ли ребенок просьбы.

Поведение ребенка: находит, берет и дает две из трех называемых игрушек.

Взрослый отвечает утвердительно на оба вопроса.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете ребенка.

Методика выявления: сидя перед ребенком, четко, раздельно, повторно произносят два-три новых для него слога.

Помощь ребенку: если ребенок не повторяет слоги, взрослый, разговаривая с ним, произносит повторно слоги, которые есть в лепете ребенка, и вступает с ним в "перекличку", после чего постепенно вводит новые для ребенка слоги и вызывает их повторение. Проверку можно проводить не более 20 мин.

Задают вопросы взрослому, какие слоги произносит ребенок, повторяет ли он за ней новые слоги, какие слоги он произносит, повторяет.

Поведение ребенка: слушает, следит за движением губ говорящего и сразу или через 1 — 2 мин, подражая, повторно произносит два-три сочетания слогов.

Взрослый отвечает утвердительно и приводит пример произносимых и повторяемых слогов.

6. Навыки и умения в процессах: закрепляются умения, приобретенные в 9 мес.

МЕСЯЦЕВ

1. Эмоции и социальное поведение: радуется приходу детей.

Методика выявления: взрослый в течение 20 мин наблюдает за ребенком, который бодрствует на полу, в привычном для него месте, во время подъема детей после сна, в конце кормления.

Помощь ребенку: если ребенок не реагирует на приход других детей, взрослый провоцирует его: он радостно приветствует пришедшего ребенка, берет его за руку, дает игрушку. Если после этого поведение ребенка не меняется, проверка прекращается.

Поведение ребенка: радуется детям, смотрит на них; ждет, пока приведут, устремляется к ним, смеется, лепечет, когда их помещают в манеж (за барьер); избирательное отношение к детям.

Методика выявления: взрослый наблюдает за поведением ребенка, бодрствующего среди детей, в течение 20 мин.

Поведение ребенка: радуется появлению определенного ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если этого ребенка забирают из манежа, проявляет недовольство. Если наблюдаемого ребенка помещают к детям, он осматривается и сразу направляется к определенному ребенку, подходит, наблюдает, начинает действовать с ним или рядом. Бывает иначе: приближается к определенному ребенку, дергает его, разбрасывает его игрушки, отходит и спокойно играет в другом месте.

2. Действия с предметами: овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень).

Материал — стержень, прикрепленный к столу, или стержень пирамиды и два-три кольца с большими отверстиями, два-три кирпичика (10x5x2 см); стол с отверстиями и грибочками, скат с двумя-тремя шарами (диаметр — 5 — 6 см), кастрюля с крышкой (из детского набора) и с игрушкой внутри.

Методика выявления: взрослый подводит ребенка к столу-барьеру, к столу или ящику с игрушками и наблюдает за ним в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок использует игрушки не по назначению, ему дают материал и предлагают: "Сними, открой, вынь, покатай, надень, закрой, вложи, наложи" (можно показать одно действие).

Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, чем играет ребенок, как играет, что делает с игрушками, может ли выполнить действие по ее просьбе.

Поведение ребенка: сам или по инструкции выполняет два действия (не менее) — накладывает кирпичик, снимает и надевает кольца и др.

Взрослый перечисляет предметы быта и игрушки, которыми играет ребенок, и рассказывает, как он играет. Может все делать по просьбе взрослого.

3. Движения общие: стоит самостоятельно.

Методика выявления: ребенка ставят около опоры и отходят, наблюдают 3 — 5 мин.

Помощь ребенку: если ребенок держится за опору и стоит не отрываясь от нее, взрослый берет его за руку и отводит от опоры на два-три шага, останавливается и отпускает руку ребенка, разговаривает с ним.

Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, падает ли ребенок, если его ставят на пол без опоры, как долго он может стоять без опоры.

Поведение ребенка: отрывается от опоры и стоит на расставленных ногах 5 с или, оставленный без опоры, не падает в течение 5 с, ноги расставлены, руки балансируют.

Взрослый отвечает, что ребенок не падает, если его ставят без поддержки, стоит долго; делает первые самостоятельные шаги.

Методика выявления: наблюдают за ребенком, стоящим у опоры, в течение 10 мин или зовут его, побуждая отойти от опоры.

Если нет условий для проверки, задают вопросы взрослому, может ли ребенок из положения стоя сделать шаг вперед без поддержки или опоры, может ли сделать два-три шага самостоятельно.

Поведение ребенка: отпускает опору, делает два-три шага вперед, затем опускается или ищет опору.

Взрослый отвечает утвердительно на оба вопроса.

4. Понимание речи: по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.).

Материал — игрушки, находящиеся в пользовании у ребенка, — кукла, собака, кошка, кукольная посуда (блюдце, чашка).

Методика выявления: ребенку предлагают без показа покормить собачку, поводить куклу, инструкцию повторяют 2 раза и наблюдают около 5 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не взял игрушку и не выполнил задачу, взрослый ставит игрушку перед ним и просит: "Поводи куклу, покорми собачку", затем взрослый показывает: "Ешь, собачка" или "Пей, собачка" (поит из блюдца), а потом предлагает ребенку: "Покорми куклу".

Поведение ребенка: по предложению взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия; появляются первые обобщения в понимаемой речи; по словесной просьбе взрослого дает любую куклу, которую видит среди игрушек, мячи, все машины, часы и др.

Материал — разные по внешнему виду (окраске, размеру) два мяча, две разные куклы. Названия игрушек знакомы ребенку.

Методика выявления: игрушки располагают среди других предметов. Ребенка, не занятого игрой, спрашивают: "Где кукла? Где еще кукла? Где мяч? Где еще мяч?" — или просят: "Найди мяч, дай мне мяч, дай еще мяч".

Помощь ребенку: если ребенок не выполняет просьбу, взрослый находит мяч, показывает ребенку и называет его, просит: "Найди еще мяч, где еще мяч?"

Если ребенок не знает предлагаемые игрушки, спрашивают взрослого, названия каких предметов, находящихся в кабинете, понимает ребенок. Спрашивают, например: "Где огонек (лампа)? Где еще огонек?"

Если ребенок не контактирует с проверяющим, спрашивают взрослого, просят ли ребенка находить огонек (лампу) во всех помещениях, находить несколько машин, кукол среди игрушек или другое, как ребенок выполняет просьбы.

Поведение ребенка: находит две-три игрушки одного вида и дает их.

Ребенок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.).

Взрослый утвердительно отвечает на первый вопрос и рассказывает, что ребенок, где бы ни находился, ищет огонек или по просьбе находит и приносит несколько каких-либо игрушек одного вида.

5. Активная речь: произносит первые слова-обозначения, например: "мама, ав-ав, би-би, дай" и др.

Материал — игрушки, знакомые ребенку и часто называемые взрослым.

Методика выявления: наблюдают за играющим ребенком около 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не произносит слова, взрослый вызывает его на подражание: "Ля-ля, смотри, это ля-ля. Ай, нет ля-ли, спряталась! Позови ля-лю!" — задает вопрос: "Что это?" — сам же отвечает: "Машина — би-би, скажи: би-би. Скажи: дай". Каждую инструкцию повторяют 2 — 3 раза с паузами.

Спрашивают у взрослого, произносит ли ребенок отдельные слова, обозначает ли ими что-нибудь, просят привести пример.

Поведение ребенка: во время игры или при виде показанных игрушек ребенок называет их облегченными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова.

Взрослый отвечает утвердительно на первые два вопроса, приводит примеры одного-двух произносимых ребенком слов.

12 месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции: различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого).

Материал — деревянный кубик 5x5x5 см (4x4x4 см), деревянный кирпичик 2x5x8 см (1x4x7 см), одинаково окрашенные. С этим материалом ребенок познакомился на занятии и в самостоятельной деятельности.

Методика выявления: взрослый кладет перед ребенком кубик и кирпичик и спрашивает: "Где кубик? Где кирпичик? Дай мне кубик, дай кирпичик".

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на предметы или дает не тот предмет, взрослый спрашивает: "Где кубик?" — и сам показывает: "Вот кубик", затем просит ребенка: "Покажи, где кирпичик". Берет кирпичик и дает ребенку: "На, возьми кирпичик. Дай мне кирпичик. А где кубик?"

Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик; узнает на фотографии знакомого взрослого, мать.

Материал — фотография (3x5 см) матери или близкого человека (в доме ребенка — сотрудника группы).

Методика выявления: ребенку показывают фотографию и спрашивают: "Кто это?" Если он не говорит, просят: "Покажи, где мама?" — или: "Где Анна Павловна?" (повторяют 2 — 3 раза).

Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.

2. Эмоции и социальное поведение: протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом.

Материал — игрушка, знакомая ребенку.

Методика выявления: дети играют рядом. Взрослый наблюдает за ними в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если взаимодействия нет, взрослый говорит: "Дай Оле куклу, дай сама. На, Оля" — и своей рукой направляет руку ребенка с игрушкой к другому ребенку.

Поведение ребенка: действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: "На", может действовать молча; ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Материал — игрушка, знакомая ребенку.

Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком около 20 мин.

Помощь ребенку: взрослый показывает детям игрушку: "Смотрите, собачка. — И накрывает ее чем-нибудь (платок, салфетка и пр.). — Ой, нет собачки, где собачка?" Оглядывается, ищет ее, а затем снимает покрывало: "А! Вот собачка". Предлагает одному ребенку: "Спрячь мишку, спрячь!", а потом спрашивает наблюдаемого ребенка: "Где мишка? Найди мишку".

Поведение ребенка: один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: "Дай", смеется.

3. Действия с предметами: самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.)

Материал — игрушки, находящиеся обычно в пользовании ребенка (кукла, чашка, мишка, собака, мяч и др.).

Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин. Если ребенок не играет, создают подсказывающую ситуацию. Перед ним ставят игрушки: мяч на горке, куклу с одеяльцами или собачку с чашкой. Можно подсказать: "Покорми, покатай" и т.д.

Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним раскладывают игрушки в разных местах так, чтобы они привлекали его внимание и побуждали к игре.

Если ребенок не играет, спрашивают у взрослого, какие у него игрушки, как он играет с куклой, собачкой.

Поведение ребенка: самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку) повторно или однократно. Выполняет три любых разных действия с тремя игрушками или одно действие с тремя игрушками.

Взрослый рассказывает, какие игрушки у ребенка, как он ими играет (соответственно показателю 12 мес); переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.).

Материал — машина, тележка, кукла, мишка, собака.

Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним ставят игрушки, привлекая внимание, взрослый предлагает ему: "Покорми мишку, повози мишку, покатай куклу, повози собачку." После этого можно дать другую сюжетную игрушку, продолжить наблюдение.

Поведение ребенка: выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладывает их спать и пр.

4. Движения общие: ходит самостоятельно (без опоры).

Материал — яркая игрушка.

Методика выявления: ребенка ставят на пол и наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок стоит неподвижно, привлекают его жестом, игрушкой (игрушку надо отдать ребенку, когда он подойдет).

Если нет условий для проверки, задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, ходит ли ребенок сам, без опоры, вперед, сколько он может пройти.

Поведение ребенка: идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до З м.

Взрослый утвердительно отвечает на первый вопрос. Рассказывает, как он ходит и что проходит до 3 м.

5. Понимание речи: понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения ("найди, принеси, отдай тете, положи на место").

Материал — игрушки, которые постоянно находятся в пользовании ребенка, названия которых он знает, или предметы его одежды.

Методика выявления: просят ребенка дать игрушку, закрыть дверь, взять мяч с горки, отдать машину Юре, а матрешку Оле, положить на стул, на стол, на подоконник, в ящик, дать игрушку, найти игрушку, привести взрослого (до пяти поручений).

Если ребенок не контактирует со взрослым, спрашивают лицо, сопровождающее ребенка, просят ли ребенка что-либо найти, принести, показать, как выполняет ребенок просьбы.

Поведение ребенка: ребенок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду и пр.

Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, что ребенок выполняет не менее двух ее просьб (приносит, кладет, дает и пр.); понимает слово "нельзя" (прекращает действие).

Методика выявления: взрослый, увидев нежелательные действия ребенка, обращается к нему по имени, говорит: "Нельзя!" Если ребенок не прекращает действие, можно повторить запрет 2 — 3 раза. Не допускается называть действия и предметы (например: "Поставь чашку, не трогай") или непосредственно воздействовать на ребенка — прекращать его действие рукой, недопустим сердитый окрик.

Спрашивают взрослого, если ребенок выполняет нежелательные действия, может ли он их прекратить при слове "нельзя", делает ли он это сразу или при повторном запрете.

Поведение ребенка: при слове "нельзя" сразу или после двух-трех повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол, но перестает стучать).

Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос. Рассказывает, что ребенок сразу или после двух повторений прекращает действие; некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер.

Материал — игрушки, которые находятся в пользовании ребенка.

Методика выявления: просят ребенка: "Сложи игрушки в ящик, иди к детям, принеси куклу, еще куклу, дай мяч, найди еще мяч". Повторить 2 — 3 раза.

Поведение ребенка: четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трех повторений; по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.

Материал — игрушки, находящиеся в пользовании ребенка (кукла, собака) с дополнительным материалом (тарелочка, одеяло), два-три кирпичика, стержень, прикрепленный к столу с двумя-тремя кольцами.

Методика выявления: перед ребенком кладут куклу и предлагают: "Покачай ля-лю, бай-бай", ставят собачку и тарелочку и просят: "Покорми собачку", дают кирпичики и говорят: "Положи кирпичик, еще положи". Нельзя показывать действия. Инструкцию можно повторить 2 — 3 раза.

Поведение ребенка: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др.

6. Активная речь: легко подражает новым слогам.

Методика выявления: взрослый сидит перед ребенком и произносит с разной интонацией слоги в разном сочетании, новые для ребенка. В помещении тихо. Ребенок должен видеть мимику взрослого и движения его губ.

Помощь ребенку: если ребенок молчит, взрослый после паузы (20 — 30 с) побуждает его к подражанию новым звукам, если лепечет ребенок, то взрослый повторяет слоги за ним, а затем произносит повторно новые слоги.

Спрашивают у взрослого, перекликаются ли с ребенком, произносит ли он повторно новые слоги, их разные сочетания.

Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция.

Взрослый отвечает утвердительно на оба вопроса; произносит пять — десять облегченных слов.

Материал — игрушки, названия которых ребенок повторяет.

Методика выявления: проверку проводит хорошо знакомый ребенку взрослый, показывает ребенку куклу, другие игрушки и спрашивает: "Что это? Кто это?"

Помощь ребенку: если ребенок не отвечает, после паузы 5 — 6 с предлагают: "Скажи: ля-ля; скажи: киса — кс-кс; скажи: собачка — ав-ав" и др. Название игрушки совпадает с ее показом: "Посмотри, ля-ля топ-топ, скажи: топ-топ". Показывают игрушку, вызывают к ней интерес, предлагают: "Попроси, скажи: "дай-дай. Дай мне мяч, скажи: на".

Спрашивают у взрослого, говорит ли ребенок, как он называет предметы.

Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слова: "дай, так, топ-топ" и др. — при показе игрушек, называет их облегченными словами сам или повторяя названия завзрослым. Допустима отсроченная реакция, произносит до пяти слов.

Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, как говорит ребенок, что называет не менее пяти слов, звукосочетаний, звукоподражаний.

7. Навыки и умения в процессах: самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет).

Материал — широкая чашка, до 100 г жидкости.

Методика выявления: во время кормления взрослый ставит чашку с питьем на стол перед ребенком.

Помощь ребенку: если ребенок не берет сам чашку или берет, проливая жидкость, взрослый берет чашку и со словами: "Возьми чашку, бери, держи, пей" — вкладывает ее в его руки. Слегка прижимает руки к чашке, наблюдает. Помогает наклонить чашку и поставить ее на стол.

Задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, дают ли ребенку пить из чашки, пьет ли он из чашки, может ли сам держать чашку и пить из нее.

Поведение ребенка: протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее.

Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.

Приложение №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.064 с.)