Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель урока: Активизация познавательной активности учащихсяСтр 1 из 3Следующая ⇒
Класс 10.11.21 Тема.: «Макроэволюция. Элементарные эволюционные факторы. Приспособленность организмов к условиям обитания. Способы видообразования.»- Цель урока: Активизация познавательной активности учащихся 1.Образовательные: - конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных направлениях и путях эволюционного процесса по основным понятиям темы: биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация 2 .Развивающие: - продолжить развитие умений правильно определять направления и пути эволюции - определять гомологичные и аналогичные органы -продолжить формирование умений раскрывать причинно- следственные связи между путями и направлениями и результатами эволюции 3.Воспитательные: -формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний Тип урока: обобщающий Методы организации учебно- познавательной деятельности: -словесные (рассуждение, беседа) -практические(работа с тестами, рисунками, текстами, таблицами, карточками) -репродуктивные (воспроизведение полученных знаний) -частично - поисковые (установление причинно- следственных связей) Формы организации учебной деятельности: - фронтальная беседа -наглядные -работа в группах - практические -словесные Оборудование: -карточки с заданиями -проектор Структура урока: Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску, на ней размещены понятия, о которых пойдёт сегодня речь. Весь урок вы будете работать с тем запасом знаний, который вы получили при изучении данной темы. С какой темой связаны данные понятия? (Макроэволюция) Как вы думаете, какие основные задачи нашего урока (учащиеся высказывают своё мнение) Вами будут выполнены различные задания, а оценка будет выведена по результатам всего урока. Будьте внимательны к каждому моменту урока, это вам поможет при подготовке к контрольной работе и решению материалом ЕГЭ. Эпиграфом к нашему уроку будут слова Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, Но и в умении прилагать знание на деле» Работа в группах Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях?
1.Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию (Биологический прогресс) Дайте характеристику биологическому прогрессу? -высокая численность -широкий ареал -большое количество подчиненных групп Вывод: биологический прогресс - это результат успеха в борьбе за существование 2.Снижение численности лишайников в густонаселенных районах (Биологический регресс) Дайте характеристику биологического регресса? -уменьшение численности -сокращение ареала - снижение числа систематических групп более низкого ранга Вывод: биологический регресс - отсутствие необходимого уровня приспособленности 3.Чем опасен биологический регресс? (Приводит к вымиранию живых организмов) 4.Может ли деятельность человека способствовать биологическому регрессу? Какие примеры вы можете привести? Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаётся Красная книга, охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Работа с кейсом №1. (5-7) 1.Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие — (1) биологический прогресс либо (2) биологический регресс: А) серая крыса Б) зубр В) уссурийский тигр Г) пырей ползучий Д) лошадь Пржевальского Е) одуванчик обыкновенный 122121 2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп — (1) Биологический прогресс либо (2) Биологический регресс — и их признаками. А) Многообразие видов. Б) Ограниченный ареал. В) Небольшое число видов. Г) Широкие экологические адаптации. Д) Широкий ареал. Е) Уменьшение числа популяций. 122112 3.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биологический прогресс характеризуется
124 4. Проанализируйте таблицу «Направления эволюционного процесса». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам. 1) упрощение организации 2) уменьшение численности 3) вымирание видов 4) численность особей не изменяется 5) уменьшение числа видов, подвидов, популяций или их вымирание 6) повышение уровня организации 7) образование новых классов, типов, отделов 8) увеличение численности А-8, Б-2,В-3 5. Задание 5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов. Ответ: 356. Задание 6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства. Ответ: 346
Проверка выполнения заданий Мы повторили направления эволюционного процесса. Какими путями достигается биологический прогресс. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо разгадать кроссворд. Работа с кейсом №2. Установите соответствие 1.Признак животного путь эволюции А.редукция органов зрения у крота 1.арогенез Б.наличие присосок у сосальщика 2.аллогенез В.возникновение теплокровности 3.катогенез Г.возникновение четырехкамерного сердца Д.утрата пищеварительной системы цепнем Е.уплощенное тело камбалы 321132 2.Установите соответствие между примерами и путями эволюционного процесса:
АБВАВБ
2. Проанализируйте таблицу «Главные пути эволюции». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам. 1) автотрофное питание 2) ароморфоз 3) биологический прогресс 4) биологический регресс 5) паразитические черви 6) половое размножение 7) повышается 8) не изменяется
А-1 Б-8 В-5 3.Выберите три варианта. 346 2. К чему привели идиоадаптации в классе Птицы? 235 3. К ароморфозам относят: 1) образование клубней у картофеля 2) появление семян у голосеменных 3) появление обтекаемой формы тела у дельфина 4) появление тканей и органов у растений 5) появление цветка у покрытосеменных 6) образование прицепок у плода череды 245 15342 2.Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы. 1)образование диффузной нервной системы 2)развитие коры мозга 3)возникновение переднего мозга 4)стволовая нервная система 5)узловая нервная система 14532 3. Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции: 1) Специализация тканей и органов 2) Появление многоклеточности 3) Внутриутробное развитие зародыша 4) Двусторонняя симметрия тела 5) Внутреннее оплодотворение 6) Теплокровность 241563 Задание 5. 1.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны (1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.
Ответ: 124. 2.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)Самый многочисленный класс беспозвоночных животных — Насекомые. (2)В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3)У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4)Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5)Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6)Продолжительность жизни на взрослой стадии развития у насекомых колеблется от нескольких часов до нескольких десятков лет. Ответ: 235
Ответ: 135 Задание 6. 1.Найдите три ошибки в приведенном тексте.. (1) Большой вклад в исследование макроэволюции внес А.Н.Северцов, он сформулировал понятие биологического прогресса, регресса, установил основные направления и пути эволюции. (2) Биологический прогресс – эволюционный успех в развитии систематической группы, приводящий к увеличению числа входящих в нее видов, расширению их ареалов, повышению численности особей, совершенствованию приспособленности. (3) Биологический прогресс может достигаться ароморфозом, идиоадаптацией и регрессом. (4) Идиоадаптации – это крупные изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации. (5) Общая дегенерация – это упрощение организации организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов. (6) Примером общей дегенерации может служить утрата пищеварительной системы бычьим цепнем, редукция конечностей у гадюки Пояснение 3.Биологический прогресс достигается: ароморфозом, идиоадаптацией, общей дегенерацией. 5.Идиоадаптация- это частные приспособления к условиям среды. 6.Редукция конечностей у гадюки- это идиоадаптация. 2.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта. Пояснение. 1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы, царства в пределах одной группы. 5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.
3.Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров.
Пояснение. 1) Идиоадаптация - одно из главных направлений эволюции, при котором у организмов развиваются приспособления к определенным, частным условиям среды. 2) Возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм. 3) Пример идиоадаптации: - это формирование разнообразной формы тела у рыб; - приспособление цветка к опылению пчелами, или ветром; - появление ластообразной конечности у китов.
Подведение итогов Из чего складывается весь процесс эволюции? Что является главной движущей силой эволюционного процесса? Можно ли запрограммировать естественный отбор? Можно ли запрограммировать эволюционный процесс? Вывод: эволюция незапрограммированный процесс, она достигается процессами микроэволюции и макроэволюции, в основе которых действуют одни и те же механизмы: изменчивость борьба за существование, естественный отбор и главный результат этих процессов увеличение живых организмов и их усложнение. Рефлексия Корзина – всё выброшу. Класс 10.11.21 Тема.: «Макроэволюция. Элементарные эволюционные факторы. Приспособленность организмов к условиям обитания. Способы видообразования.»- Цель урока: Активизация познавательной активности учащихся 1.Образовательные: - конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных направлениях и путях эволюционного процесса по основным понятиям темы: биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация 2 .Развивающие: - продолжить развитие умений правильно определять направления и пути эволюции - определять гомологичные и аналогичные органы -продолжить формирование умений раскрывать причинно- следственные связи между путями и направлениями и результатами эволюции 3.Воспитательные: -формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний Тип урока: обобщающий Методы организации учебно- познавательной деятельности: -словесные (рассуждение, беседа) -практические(работа с тестами, рисунками, текстами, таблицами, карточками) -репродуктивные (воспроизведение полученных знаний) -частично - поисковые (установление причинно- следственных связей) Формы организации учебной деятельности: - фронтальная беседа -наглядные -работа в группах - практические -словесные Оборудование: -карточки с заданиями -проектор Структура урока: Организационный момент.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.15.248 (0.062 с.) |