График движения и обработки флота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

График движения и обработки флота



 

Проектная схема плана эксплуатационной работы – основной рабочий документ графика работы флота, являющийся, по сущест­ву, планом использования грузового самоходного и несамоходного флота. В проектной схеме графика определяется потребность во флоте по типам судов и составов, а также рациональная расстановка грузового флота по грузовым потокам, направлениям перевозок и линиям движения.

Проектная схема графика разрабатывается при условии априорной обеспеченности перевозок тоннажем, т.е. соответствия провозной спо­собности флота объему транспортной работы. Это условие проверяется на предварительных этапах планирования перевозок путем сопостав­ления их объемов с наличием флота и его провозной способностью. При этом учитывается как собственный, так и арендуемый флот.

После составления проекта плана перевозок пароходства (судоход­ные компании) разрабатывают проектную схему графика работы флота. Упрощенно проектная схема графика может быть представлена в виде обобщенной транспортной задачи линейного программирования, заключающейся в оптимальной расстановке имеющегося грузового флота по заданным участкам работы (направлениям перевозок). Эко­номико-математическая постановка задачи при этом заключается в следующем.

Необходимо найти некий план расстановки грузового флота π = { x ij}, который обеспечит максимальный эффект от использования флота на перевозках

 

    

                                                                          (2.1)

 

или

(2.2)

при условии выполнения объемов перевозок в целом и по родам грузов – производственное ограничение

 

                                                                                               (2.3)

или  

                                                           (2.4)

имеющимся в наличии флотом (собственным и арендованным) – ре­сурсное ограничение

                                                                                                        (2.5)

 

или

                                             (2.6)

и соблюдении неотрицательности переменных

x ij ≥ 0                                    (2.7)

 

Экономико-математическая модель (2.1, 2,3, 2.5, 2.7) отражает постановку задачи при ее решении на минимум эксплуатационных расходов по флоту, а экономико-математическая модель (2.2, 2.4, 2.6, 2.7) – на максимум прибыли.

В приведенных постановках задачи приняты следующие обозна­чения:

i – индекс типа судна; j – индекс участка работы (условно – линии движения); x ij – искомые переменные (количество судов i -го типа, используемых на j -ной линии); Эij – эксплуатационные расходы при работе судна i -го типа на j-ной линии за плановый период; Пij – прибыль от работы судна i -го типа на j -ной линии за плановый период; Р ij – про­возная способность судна i -го типа на j -ной линии за тот же период; G j – объем перевозок на j -ной линии; Фi – наличие судов i -го типа.

Такая задача может быть решена одним из методов линейного программирования (точным – «симплексным» или приближенным – «индексным», «потенциалов» и др.).

Приведенные экономико-математические модели задачи разработки ПСГ в упрощенной постановке отличаются тем, что достаточно понят­но и наглядно отражают суть оптимальной расстановки флота как за­дачи распределения ресурсов для выполнения заданного объема работ.

Однако следует иметь в виду, что при этом предполагаются предва­рительно однозначно определенными и одинаковыми для всех типов судов схемы их движения, условно называемые линиями. Формиро­вание же схем движения судов осуществляется на основании предва­рительной «увязки» (взаимного прикрепления) грузовых потоков по направлениям перевозок. Поскольку суда различных типов имеют свои технико-эксплуатационные и экономические параметры, которыми и определяются сферы их наиболее эффективного использования, то одинаково эффективных (абсолютно инвариантных относительно па­раметров судов) схем движения быть не может. Поэтому приведенные выше экономико-математические модели оптимизации ПСГ имеют ограниченное использование. Это возможно, например, в случаях небольшой размерности задачи или такой корреспонденции грузовых потоков, которая с учетом характеристик грузов и условий судоходства определяет однозначность схем движения для имеющегося флота.

 

2.3. Техническое планирование работы флота

 

Технический план – это документ, разрабатываемый на каждый месяц. Технические планы определяют конкретные задачи для определенных портов, пристаней и транспортных судов. В свою очередь план работы флота является основой для расчета потребностей в рабочей силе, материалах, топливе, перегрузочных средствах, базах технического обслуживания и т.п. План перевозок грузов (в тоннах) морским транспортом разрабатывают на основе заявок в каботажные и экспортно-импортные перевозки и дополнительных расчетов потребности народного хозяйства в перемещении грузов с учетом провозной способности транспортного флота и пропускной способности морских портов.

План каботажных перевозок по отправлению в целом по пароходствам формируют на основе обработки заявок грузоотправителя и анализа отчетной корреспонденции перевозок грузов в каботажном плавании.

План перевозок грузов в заграничном плавании и доходов в иностранной валюте от этих перевозок составляют по перевозкам экспортно-импортных грузов иностранных фрахтователей (ГИФ).

План перевозок ГИФ и доходов в иностранной валюте от них определяют и включают в план перевозок грузов в заграничных плаваниях с учетом провозной способности флота, конкретных условий, складывающихся на мировом фрахтовом рынке.

Планирование перевозок экспортно-импортных грузов и доходов в иностранной валюте от них осуществляют на основе заявок внешнеторговых организаций и объединений на планируемый год и анализа отчетной корреспонденции по перевозкам в заграничных плаваниях за ряд предыдущих лет.

Распределение перевозок грузов между видами транспорта (морской, речной) производится с учетом особенностей и преимуществ каждого вида транспорта и конкретных условий перевозок путем сравнения приведенных народнохозяйственных затрат по возможным вариантам перевозок, причем учитывают затраты не только по перемещению грузов, но и по погрузочно-разгрузочным работам, хранению грузов на складах и другим необходимым операциям. Распределение перевозок грузов между видами транспорта должно обеспечивать решение следующих задач:

· полное и бесперебойное удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках при минимальных затратах по всему перевозочному циклу “от двери до двери”;

· своевременный вывоз производственной продукции для устранения “замораживания” оборотных средств во время ожидания отгрузки;

· ускорение доставки грузов на всех этапах в целях высвобождения оборотных средств, заключенных в перевозимой продукции;

· качества транспортного обслуживания - обеспечение подачи под загрузку необходимых типов подвижного состава, соблюдение сроков и ритмичности доставки грузов;

· установление оптимальной сферы использования морского транспорта, эффективное использование провозной способности флота и пропускной способности портов.

Конечной целью разработки планов работы транспортного флота является определение его провозной способности в тонно-милях, которая сопоставляется в рассчитанным объемом грузооборота. В результате такого сопоставления определяют план морских перевозок.

Содержание технического плана работы флота

Технический план включает в себя 3 группы документов:

1. Количественные показатели по перевозке грузов и работе флота

2. Качественные показатели работы флота

3. План обеспечения флотом месячного задания по перевозке грузов

План работы флота включает баланс флота, бюджет времени флота, показатели использования флота. Расчет баланса флота, бюджета его времени и показателей использования производятся раздельно для сухогрузного, наливного и грузопассажирского флота, причем выделяют специализированные суда – лесовозы, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, балкеры, газовозы, паромы, рефрижераторные и др. Баланс позволяет установить количество и тоннаж судов к началу планового периода, а также размер тоннажа в среднегодовом исчислении. К балансу прилагают список судов с указанием их основных технико-эксплуатационных характеристик.

Последовательность расчёта

Порядок разработки технического плана:

1. Подготовка исходной информации

1.1. План отправления грузов на предстоящий месяц (форма Т-1)

1.2. Заявки грузоотправителей

1.3. Нормы загрузки, скорости и времени заложенные в ГДФ.

1.4. Фактическая дислокация флота на момент разработки плана.

1.5. Краткосрочный прогноз погоды и возможные изменения путевых условий.

1.6. Оперативные данные учёта отправления грузов и их наличие на причалах портов и грузоотправителей.

2. Расчет и взаимная увязка всех элементов технического плана

3. Составление плановой документации

4. Разработка мероприятий, обеспечивающих выполнение технического плана

Основой для разработки технического плана является квартальный план перевозок грузов с помесячной его разбивкой и ответственные заявки грузоотправителей. Также сюда добавляются перевозки, которые по каким-либо причинам небыли выполнены в течение всего предыдущего периода.

При анализе перевозок на предстоящий месяц особое внимание обращается на выполнение сезонных грузопотоков, таких как лес в плотах, посевные грузы, горючее для весенних работ, продукция сельского хозяйства и т. д., так как эти перевозки имеют исключительное значение, потому что несвоевременное выполнение может сорвать государственный заказ. Важно также установление грузопотоков на боковые рейки и районы, где судоходство зависит от природных условий.

Невыполнение в срок таких перевозок может нарушить нормальный цикл производства в жизнедеятельности районов, для которых речной транспорт является основным средством сообщения и связи. Особое внимание следует обратить на выявление грузопотоков, требующих специального тоннажа (рефрижераторы контейнеровозы, автомобилевозы и т.д.) а также на мелкопартийные грузы, которые перевозят в грузопассажирских судах или грузы, для которых используются суда небольшой грузоподъемности с наличием судовой механизации. Решающее значение при разработке технических планов имеет установление среднесписочного состава флота в течение планируемого месяца, а также наличие и его дислокация на начало (1 число) месяца.

Наличие флота, его грузоподъемность и мощность определяются балансовым методом с учетом поступления и выбытия по типам судов. Из общего баланса флота выделяется «рабочее ядро» транспортного флота, которое может быть использовано для освоения перевозок в течение месяца. Основой для прогнозирования местонахождения каждого судна на 1-е число месяца служат: исполненный график движения судов, который ведётся по оперативной информации, поступающей в диспетчерскую.

Основой его служат сообщения, поступающие от диспетчеров портов, пристаней; сообщений из производственно-технического отдела судоремонтных заводов, а также нормативы графика движения флота по скорости и времени. Большое значение для составления технических планов имеет уточнение уровней воды и связанных с ними габаритов судового хода, так как в первую очередь от глубин зависят загрузка судов, масса состава, возможность осуществления маршрутных перевозок, исключающих грузовые операции в пути следования.

План оптимальной расстановки и использования грузового флота

Проектная схема плана эксплуатационной работы – основной рабочий документ графика работы флота, являющийся, по существу, планом использования грузового самоходного и несамоходного флота. В проектной схеме графика определяется потребность во флоте по типам судов и составов, а также рациональная расстановка грузового флота по грузовым потокам, направлениям перевозок и линиям движения.

Проектная схема графика разрабатывается при условии априорной обеспеченности перевозок тоннажем, т.е. соответствия провозной способности флота объему транспортной работы. Это условие проверяется на предварительных этапах планирования перевозок путем сопоставления их объемов с наличием флота и его провозной способностью. При этом учитывается как собственный, так и арендуемый флот.

После составления проекта плана перевозок пароходства (судоходные компании) разрабатывают проектную схему графика работы флота.

Упрощенно проектная схема графика может быть представлена в виде обобщенной транспортной задачи линейного программирования, заключающейся в оптимальной расстановке имеющегося грузового флота по заданным участкам работы (направлениям перевозок).

Однако следует иметь в виду, что при этом предполагаются предварительно однозначно определенными и одинаковыми для всех типов судов схемы их движения, условно называемые линиями. Формирование же схем движения судов осуществляется на основании предварительной «увязки» (взаимного прикрепления) грузовых потоков по направлениям перевозок. Поскольку суда различных типов имеют свои технико-эксплуатационные и экономические параметры, которыми и определяются сферы их наиболее эффективного использования, то одинаково эффективных (абсолютно инвариантных относительно параметров судов) схем движения быть не может.

 

Планирование работы пассажирского флота

 

В общем объёме перевозок морским транспортом преобладающая роль принадлежит грузовым перевозкам. Однако пассажирские перевозки в суммарном объёме транспортной работы имеют большое значение, т.к. призваны удовлетворять потребности населения страны в перемещении при надлежащем качестве перевозок в отношении скорости и комфортабельности.

Планирование перевозок пассажиров осуществляется по видам сообщений: местное, каботажное и заграничное.

Для определения перспективных объемов пассажирских перевозок проводятся экономический изыскания и исследования возможностей – развития туризма, строительства новых и расширения действующих санаториев и домов отдыха, учитываются социально-бытовые и другие факторы, анализируются отчетные данные о пассажиропотоках.

Виды планирования пассажирских перевозок

Перспективный план

Морское транспортное судно является основной производственной единицей пароходства, непосредственно осуществляющей транспортировку грузов и пассажиров в различных видах плавания. Поэтому планирование работы судов представляет составную часть планирования работы флота пароходства. С учетом планов работы судов разрабатывают планы перевозок грузов и пассажиров и планы работы флота в целом. На каждое судно разрабатывается перспективный план с разбивкой по годам и краткосрочный план. Показатели перспективного плана являются основой для оценки деятельности экипажа судна и базой для разработки годовых планов его работы. План работы судна (с разбивкой заданий по годам) содержит следующие показатели: бюджет времени, календарный период, эксплуатационный и внеэксплуатационный периоды, объем перевозок, доходы, расходы, чистую выручку, общие доходы, общие расходы, финансовый результат. Перспективный план работы транспортных судов даст возможность оценивать работу экипажей по принципу нарастающего итога.

В первом разделе судового перспективного плана (с разбивкой по годам) рассчитывается бюджет времени работы судна. В планировании решающее значение имеет расчет ремонтного времени на длительную перспективу. Он выполняется соответствующей службой пароходства. Бюджет времени работы судна является самым важным разделом плана – время устанавливается в нем твердо по годам на перспективу и не подлежит в дальнейшем корректировке.

Во втором, третьем, четвертом и пятом разделах плана рассчитываются объём перевозок, доходы, расходы, чистая выручка от заграничных перевозок, причем расчёт доходов производится по тарифам (ставкам) первого года работы судна, а расходы определяются исходя из абсолютной и относительной величин их по типам судов и направлениям работ. Для расчета расходов в инвалюте в каждом пароходстве должна быть разработана система нормативов по статьям расходов. Валовая сумма расходов устанавливается с выделением основных статей: содержание экипажа, топливо, ремонт, амортизация и др. При определении статей расходов используются утвержденные суточные нормативы этих расходов и бюджет времени работы судов, установленный в плане (продолжительность эксплуатационного периода и времени ремонта).

В шестом разделе определяют общие доходы как от заграничных перевозок (с учетом коэффициента доплат), так и от перевозок грузов в каботаже, работы судна в аренде и др.

Разработка планов работы судов начинается заблаговременно, чтобы до начала планируемого периода они были доведены до экипажей судов. Это позволяет экипажам своевременно произвести расчеты, необходимые для обоснования и разработки, организационно-технических мероприятий по выполнению плановых заданий на перспективу. Перспективные планы работы судов уточняются годовыми производственно-финансовыми планами.

 

Краткосрочный (годовой) план работы судна

Этот план составляет планово-экономический отдел пароходства на основе соответствующих годовых заданий перспективного плана судов в заграничных плаваниях по следующим показателям: производственные (сутки на перевозках), объем перевозок (тонны, тонно-мили), инвалютные доходы и расходы, чистая валютная выручка; финансовые показатели доходов и расходов всего, в т.ч.: снабжение, амортизация, ремонт, топливо, общий финансовый результат и суточная себестоимость судна на ходу и на стоянке. Годовой план по судну формируется из суммы планов рейсовых заданий поквартально нарастающим итогом с начала года. Он содержит количественные и качественные показатели работы. Основное назначение годовых планов судов состоит в обосновании показателей, отражающих транспортные ресурсы пароходства и расходы, направляемые на поддержание этих ресурсов.

Рейсовое планирование судна

Этот вид планирования конкретизирует и уточняет непрерывный график работы флота и портов по исполнителям транспортной работы (конкретным судам и портам), ее элементам и операциям (перевозке, выгрузке, вспомогательным операциям), объемам (количеству и наименованию грузов), месту (портам отправления и назначения, промежуточным портам, рекомендованным курсам), календарному времени (датам) и срокам (продолжительности рейса, его элементов и операций) выполнения транспортной работы, а также финансовым показателям (доходам, расходам, прибыли). Основной целью рейсового планирования является мобилизация экипажей судов на обеспечение качественного выполнения календарных планов пароходства, непрерывных графиков работы флота и портов; развитие инициативы, предприимчивости по изысканию резервов повышения эффективности работы судна в каждом рейсе; усиление заинтересованности в результатах своего труда и в общих итогах работы пароходства. Основой рейсового планирования работы судов является рейсовое задание, а оценочно-формирующими показателями являются загрузка судна и бюджет времени рейса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.03 с.)