Тема 1. Основы бухгалтерского учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Основы бухгалтерского учета



Шайбакова Э.Р.

Мамателашвили О.В.

 

 

 Бухгалтерский учет и анализ

Учебное пособие

 

                                                                            

 

Уфа

Издательство УГНТУ

 2018

 

УДК 657

ББК 65.052

Ш17

 

 

Рецензенты:

 

Мухамадиева Э.Ф. кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность» Уфимского государственного нефтяного технического университета

 

Гатауллин Р.Ф. доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономики и менеджмента» Башкирского государственного университета

 

Шайбакова Э.Р.

Мамателашвили О.В.

    

Ш17 Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие / Мамателашвили О.В., Шайбакова Э.Р.; кафедра «Экономическая безопасность». – Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2018.-

     95 с.

 

В учебном пособии приведен краткий курс лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ». Учебное пособие рассчитано на студентов направлений подготовки 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент.

 

                                                                             

                                                                                     

 

                                                                                      УДК 657

                                                                                      ББК 65.052

 

 

©ФГБОУ ВПО Уфимский государственный

                                                             нефтяной технический университет, 2018

                                                   © Шайбакова, Мамателашвили О.В.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..3

Краткий курс лекций…………………………………………………………............4

Тема 1. Основы бухгалтерского учета………………………………………………14

Тема 2. Учет основных средств и нематериальных активов

Тема 3. Учет материально-производственных запасов……………………………27

Тема 4. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости……….35

Тема 5. Учет денежных средств……………………………………………………..38

Тема 6. Учет расчетов………………………………………………………………...41

Тема 7. Учет продажи продукции…………………………………………………..48

Тема 8. Учета финансовых вложений и кредитов банка…………………………..52

Тема 9. Учет труда и его оплаты…………………………………………………….54

Тема 10. Технология составления бухгалтерской отчетности…………………….62

Тема 11. Основы экономического анализа…………………………………………83

Список использованной литературы………………………………………………..93

 

Краткий курс лекций

Тема 6. Учет расчетов

6.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности

6.2 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

6.3 Расчеты с покупателями и заказчиками

6.4 Расчеты с подотчетными лицами

 

6.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности

    Весь спектр задолженностей организаций по совокупности договоров с контрагентами может быть разбит на два вида: дебиторские и кредиторские задолженности.

    Дебиторские задолженности согласно бухгалтерскому законодательству являются активами предприятия, на которые, в случаях крайней необходимости (например, при банкротстве), может быть наложен арест. Поэтому нормативные документы обязывают организацию для взыскания дебиторских задолженностей подавать исковые заявления в арбитражный суд. При положительном решении она могло бы рассчитывать на принудительное исполнение, если у ее должника есть средства. Иначе нужно включать инструмент банкротства и распродажи имущества должника, затем неопределенное время находиться в очереди на удовлетворение своих требований, так как обычно организации банкроты имеют многочисленные долги.

    Ст.196 Гражданского кодекса России устанавливают по невыполненным договорным обязательствам срок исковой давности, равный три года. По истечении срока исковой давности организация обязана списать дебиторскую задолженность в разряд безнадежных долгов и отразить в своем бухгалтерском учете как внереализационные расходы. При этом согласно налоговому законодательству данные расходы уменьшают налогооблагаемую базу прибыли. В бухгалтерском учете дебиторская задолженность, списанная на убытки по истечении срока исковой давности, продолжает числиться на забалансовом счете еще в течение пяти лет. Она должна периодически отслеживаться на предмет возможности получения долга. При возврате долга сумма задолженности включается во внереализационные доходы, которые учитываются при расчете базы по налогу на прибыль.

    Кроме того, организациям разрешено создавать специальные резервы на погашение безнадежных к получению дебиторских задолженностей. Для их учета используется счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Размер резервов регламентируется Налоговым кодексом.

    Кредиторская задолженность организации является более благоприятной, так как это сумма его долга другой организации по договорным обязательствам. Она тоже списывается по истечении срока исковой давности и считается внереализационным доходом организации.

    Для учета особенностей взаимодействия организаций по различным видам договорных отношений в качестве дебиторов и кредиторов используются следующие счета:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

63 «Резервы по сомнительным ценам»4

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

 

6.2 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно–материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа, и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

    Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно–материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.

    Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово–телеграфные услуги.

    В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

На предъявленные к оплате счета поставщиков в бухгалтерском учете делаются следующие бухгалтерские проводки:

Дт 10 «Материалы», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 41 «Товары» и др. – Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или

Дт 20 «Основное производство», 25 «Общественные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. – Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. Акцепт – согласие на оплату поступивших ценностей. Практически это означает, что на выставленном представителем поставщика счете руководитель делает бухгалтеру разрешающую запись об оплате. Акцептованные ценности – принятые к оплате.

    Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя проводкой Дт 19 – Кт 60. Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков за приобретенные ценности, выполненные работы и оказанные услуги отражаются по дебету счетов учета приобретенного имущества или затрат на производство (поскольку они включаются в себестоимость продукции).

    Погашение задолженности перед поставщиками отражается проводкой: Дт 60 – Кт 51, 52, 55 или при использовании кредитов банка Дт 60 – Кт 66, 67.

    Помимо указанных расчетов на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, суммовые и курсовые, разницы, а также прекращение обязательств. Выданные авансы учитывают по дебету счета 60 с кредита счетов учета денежных средств (51, 52 и др.).

    Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при зачете взаимных требований, прощения долга, ликвидации юридического лица (ст. 410, 414, 415, 419 ГК РФ).

    Прекращение обязательств при ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (3 года, ст.196 ГК РФ), осуществляют по результатам проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.

    Неотфактурованные поставки – это поставки, по которым нет сопроводительных документов (счет – фактура, накладные и т.д.).

Задача. Организация приобрела партию канцелярских товаров на сумму 200 тыс. руб., включая НДС. Счет был оплачен.

Решение: Дт 08 – Кт 60 – акцептован счет поставщика – 169492 руб.

Дт 19 – Кт 60 – НДС – 30508 руб.

Дт 60 – Кт 51 – оплата счета поставщика – 200000 руб.

Дт 68 – Кт 19 – возмещение из бюджета НДС – 30508 руб.

 

6.3 Расчеты с покупателями и заказчиками

    В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

    На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; Кредит счета 90 «Продажи».

    При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.

    При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств, нематериальных активов, а также другого имущества, стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (51, 52, 50, 55) и кредиту счета 62.

    На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.

    Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно.

Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным видам деятельности, отражают по дебету счета 62 и кредиту счета 90 «Продажи». Отрицательные суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью.

    Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», а отрицательные - по дебету счета 91 и кредиту счета 62.

    Невостребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается с кредита счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы».

    Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по каждому покупателю или заказчику.

6.4 Расчеты с подотчетными лицами

    Подотчетными лицами называются работники организации, получающие авансом денежные суммы на предстоящие командировочные и административно-хозяйственные (в том числе представительские) расходы. Список подотчетных лиц утверждается руководителем организации. Учет расчетов с ним осуществляется с использованием счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

    Подотчетное лицо, которому выданы суммы на командировочные расходы, обязано в 3-х дневный срок после возвращения из командировки представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах. Если деньги выданы на административно- хозяйственные расходы, то отчет составляется в 3-х дневный срок после истечения времени, на который эти суммы выданы. В случаях, когда эти сроки прошли, бухгалтер обязан присоединить выданные суммы к доходу данного лица и удержать с него подоходный налог. Если срок, на который были выданы деньги, заранее не был установлен, у бухгалтера нет оснований для предъявления претензий подотчетному лицу.

    Сотруднику, командируемому в другую организацию, полагается сохранение среднего заработка на срок командировки и компенсация расходов: по проезду к месту назначения и обратно, по найму жилого помещения и суточные за время нахождения в командировке.

 

    Суммы на командировочные расходы выдаются подотчетному лицу при наличии приказа (распоряжения) по направлению его в командировку. Размеры выдаваемых на командировочные расходы сумм ограничены законодательством. Эти ограничения составлены таким образом, что сверхнормативные суммы командировочных расходов, хотя и включатся в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), при налогообложении прибыли не учитываются. В настоящее время действуют следующие нормы командировочных расходов: оплата найма жилого помещения в сутки (при подтверждении документами) составляет 550 руб. (без подтверждения документами 12 руб.), оплата суточных составляет 100 руб. в сутки.

    Кроме командировочного удостоверения, подотчетное лицо получает бланк служебного задания, в котором отражена цель командировки, и который по прибытии должен быть заполнен отчетом о ее выполнении. При возврате из командировки сотрудник заполняет также авансовый отчет, к которому прикладываются все оправдательные расходные документы: командировка, квитанции, транспортные документы, чеки контрольно-кассовых машин, товарные чеки и т.п.

    Согласно налоговому законодательству при оформлении авансового отчета разрешается выделять расчетным путем (по ставке 16,67%) НДС из сумм расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, затрат на постельные принадлежности в поезде, а также расходов по проживанию в гостинице. Если данные расходы укладываются в утвержденные нормы, то НДС по ним относится на зачет с бюджетом. НДС по той доле расходов, которая выходит за пределы установленных норм, должны списываться за счет собственных средств организации, т.е. за счет нераспределенной прибыли. (Из суточных налог не выделяется и не предъявляется к зачету с бюджетом.)

    Выдача командировочных сумм и оформление авансового отчета после приезда из командировки в бухгалтерском учете выглядит следующим образом:

Д 71 - К 50 - отражена выдача суммы на командировочные расходы;

Д 20, 26, 44 - К 71 - списана стоимость проездных билетов без НДС;

Д 19-4 - К 71 - выделена сумма НДС по проездным билетам;

Д 20, 26, 44 - К 71 - учтена стоимость проживания в гостинице без НДС;

Д 19-4 - К 71 - отражен НДС по оплате за проживание в гостинице;

Д 20, 26, 44 - К 71 - списаны суточные (НДС не выделяется),

    где: субсчет 19-4 "НДС по приобретенным работам и услугам", счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 50 "Касса", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

    При приобретении материальных ценностей для производственных нужд за наличный расчет в организациях оптовой торговли или организаций изготовителей продукции подотчетное лицо обычно получает доверенность и инструктируется бухгалтером о необходимости получения требуемой товарной и платежной документации. В первую очередь, накладной на отпуск товаров с указанием отдельной строкой суммы НДС, и квитанции к приходному кассовому ордеру. В этом случае при представлении подотчетным лицом авансового отчета НДС отражается на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", и затем списывается на зачет с бюджетом.

    В бухгалтерском учете фиксируются следующие проводки:

Д 71 - К 50 - выдана сумма подотчетному лицу;

 Д 08, 10, 41 - К71 - отражена приемка материальных ценностей по учетной стоимости;

Д 19-1, 3 - К 71 - учтена сумма НДС по приобретенным материальным ценностям;

Д 68 - К 19-1, 3 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС,'

где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 10 "Материалы", субсчет 19- 1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств", субсчет 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", счет 41 "Товары", счет 50 "Касса", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

    При покупке подотчетным лицом материальных ценностей в магазинах розничной торговли НДС в бухгалтерском учете расчетным путем не выделяется и на зачет с бюджетом не относится.

    В случае перерасхода подотчетным лицом сумм, выданных на хозяйственные нужды или командировочные расходы, руководитель организации может принять решение о выплате работнику дополнительных денег на покрытие этих расходов. Об этом делается запись в авансовом отчете. Если подотчетное лицо истратило меньшую сумму, чем получило в подотчет, оно обязано вернуть неизрасходованный остаток в кассу. Эта сумма может быть удержана и из зарплаты подотчетного лица:

Д 94 - К 71 - отражено отсутствие авансового отчета подотчетного лица; Д 73-2 - К 94 - предъявлена финансовая претензия подотчетному лицу; Д 70 - К 73-2 - осуществлены удержания из заработной платы подотчетного лица, где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

    С помощью подотчетных лиц организации осуществляют представительские расходы. Это специфический вид затрат, связанных с приемом и обслуживанием представителей других организаций, прибывших на переговоры. С позиции налогового учета такие расходы регламентируются законодательством, поэтому в организации должна быть комиссия, осуществляющая их контроль, а также соответствующее положение о составе и нормах расходов. Для проведения конкретного мероприятия должна быть составлена смета расходов, в соответствии с которой комиссия затем подписывает акт на их списание.

    В бухгалтерском учете механизм расчетов по представительским расходам может быть отражен следующими проводками:

Д 71 - К 50 - выдана сумма представительских расходов; Д 26 - К 71 - списаны представительские расходы в пределах норм; Д 84 (91) - К 71 - списаны представительские расходы сверх установленных норм, где: счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 50 "Касса", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

    Основные документы, которые используются при учете расчетов с подотчетными лицами, включают следующий перечень:

расходный кассовый ордер (форма N КО-2); приходный кассовый ордер (форма N КО-1); командировочное удостоверение (форма N Т-10);

служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма N Т-10а);

журналы учета работников, выбывающих в командировки и прибывающих в командировки;

платежная ведомость (форма N Т-53);

авансовый отчет (форма N АО-1);

заявление на выдачу денежных средств в подотчет;

доверенность (формы N М-2 и М-2а);

смета представительских расходов;

акт на списание представительских расходов;

прочие (счет, квитанция, проездные билеты, акт закупки товарно-материальных ценностей и т.п.).

    Бухгалтерия не имеет право выдавать подотчетные суммы сотрудникам, не представившим авансовые отчеты о расходовании предыдущих подотчетных сумм.

 

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон РФ от 06.12.2011 г. (ред. от 04.11.2014) N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

2. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1998 № 43н. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»;

3. От утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 г. №91н. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»;

4. О формах бухгалтерской отчетности организаций [Электронный ресурс]: Приказ Финфина РФ от 02.07.2010 г. №66н. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»;

5. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / под. ред. проф. Ю.А. Бабаева. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 476 с.;

6. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета / А.С. Бакаев, Л.Г. Макарова Е.А. Мизиковский и др. /под. ред. А.С. Бакаева. – М.:ИПБ-БИНФА, 2013;

7. Андросов А.М., Бухгалтерский учет и отчетность в России: практическое руководство с документами и комментариями / А.М. Андросов. – М.: Менатеп-Информ, 2013. – 178 с.;

8. Бухгалтерский учет: учебник / Г.И. Алексеева, С.Р. Богомолец, И.В. Сафонова и др.; под ред. С.Р. Богомолец. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. – 720 с.;

9. Любушин Н.П. Экономический анализ: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и "Финансы и кредит" / Н.П. Любушин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 575 c.

10. Щербакова В.И. Теория бухгалтерского учета: Допущено МО и науки РФ в качестве учебника для студентов учреждений СПО / Щербакова В.И. – М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2015. – 352 с.

11.  Бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.berator.ru;

12.  Главбух [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.glavbukh.ru.

 

Шайбакова Э.Р.

Мамателашвили О.В.

 

 

 Бухгалтерский учет и анализ

Учебное пособие

 

                                                                            

 

Уфа

Издательство УГНТУ

 2018

 

УДК 657

ББК 65.052

Ш17

 

 

Рецензенты:

 

Мухамадиева Э.Ф. кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность» Уфимского государственного нефтяного технического университета

 

Гатауллин Р.Ф. доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономики и менеджмента» Башкирского государственного университета

 

Шайбакова Э.Р.

Мамателашвили О.В.

    

Ш17 Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие / Мамателашвили О.В., Шайбакова Э.Р.; кафедра «Экономическая безопасность». – Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2018.-

     95 с.

 

В учебном пособии приведен краткий курс лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ». Учебное пособие рассчитано на студентов направлений подготовки 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент.

 

                                                                             

                                                                                     

 

                                                                                      УДК 657

                                                                                      ББК 65.052

 

 

©ФГБОУ ВПО Уфимский государственный

                                                             нефтяной технический университет, 2018

                                                   © Шайбакова, Мамателашвили О.В.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..3

Краткий курс лекций…………………………………………………………............4

Тема 1. Основы бухгалтерского учета………………………………………………14

Тема 2. Учет основных средств и нематериальных активов

Тема 3. Учет материально-производственных запасов……………………………27

Тема 4. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости……….35

Тема 5. Учет денежных средств……………………………………………………..38

Тема 6. Учет расчетов………………………………………………………………...41

Тема 7. Учет продажи продукции…………………………………………………..48

Тема 8. Учета финансовых вложений и кредитов банка…………………………..52

Тема 9. Учет труда и его оплаты…………………………………………………….54

Тема 10. Технология составления бухгалтерской отчетности…………………….62

Тема 11. Основы экономического анализа…………………………………………83

Список использованной литературы………………………………………………..93

 

Краткий курс лекций

Тема 1. Основы бухгалтерского учета

 

1.1 Понятие, объекты и задачи бухгалтерского учета

1.2 Объекты бухгалтерского учета и их классификация

1.3 Оценка имущества и обязательств

1.4 Документирование хозяйственных операций

1.5 Счета и двойная запись

 

1.1 Понятие, объекты и задачи бухгалтерского учета

    В соответствии с действующим в РФ законодательством все организации должны вести бухгалтерский учет.

    Бухгалтерский учет – формирование документированной, систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом (402-ФЗ) и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Бухгалтерский учет обеспечивает правильное, полное и своевременное документирование хозяйственных операций, контроль за сохранностью трудовых, денежных ресурсов в состоянии сметной, финансовой и платежной дисциплин; выявление фактов бесхозяйственности и расточительства; своевременное составление отчетности, формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления; выявление и эффективное использование внутренних ресурсов.

    Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: 1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

    Основными задачами бухгалтерского учета являются:

    Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

    Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

    Предотвращение отрицательных результатов деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 

1.2 Объекты бухгалтерского учета и их классификация

    Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: 1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

 

Рис.1 Состав активов организации

 

    Внеоборотные активы включают в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения и некоторые другие.

    Основными средствами в практике называют имущество со сроком полезного использования более одного года (средства труда) – инструменты, станки, оборудование, сооружения и т.д.

    Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: права пользования патентами, лицензиями, ноу-хау, программными продуктами, монопольные права и привилегии, организационные расходы, товарные знаки и др.

    В состав капитальных вложений включают затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательные, геолого-разведочные и буровые работы и др.).

    К финансовым вложениям относят инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы. Финансовые вложения на срок более одного года считают долгосрочными, а на срок до года – краткосрочными.

    Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств текущих расчетов. В состав материальных оборотных средств входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т.е. на складе и отгруженная покупателям.

    Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках. Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами.

    Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.

    По источникам образования и целевому назначению имущество организаций подразделяют на собственное (собственный капитал) и заемное (созданное за счет обязательств).

    Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.

    Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, фондоа специального назначения, накоплений нераспределенной прибыли, целевых финансирований и поступлений. Собственный капитал отражен в первом разделе пассива баланса.

    Целевое финансирование и поступление – это средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

    Нераспределенная прибыль – это чистая прибыль, не распределенная между акционерами (учредителями), использованная на накопление имущества хозяйствующего субъекта.

    Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года формируется исходя из прибыли или убытка за отчетный год от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийных бедствий, пожара, аварии, национализации и т.п.) в случае их возникновения.

    Обязательствами организаций являются красткосрочные и долгосрочные кредитты банка, кредиторская задолженность, займы и обязательства по распределению.

    Краткосрочные ссуды организация получает на срок до 1 года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные на срок от 1 года – на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию производства и другие цели.

    Под кредиторской понимают задолженность данной организации перед другими организациями, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям,– прочими кредиторами.

    Займы – это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательсвтва, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до 1 года, называют краткосрочными, а на срок более 1 года – долгосрочными.

Рис.2 Источники финансирования деятельности предприятия

 

    Обязательства по распределнию включают задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

    Хозяйственные операции характеризуют отдельное хозяйственное действие, вызывающее изменение в составе, размещении и источниках образования имущества. При этом хозяйственные операции могут затрагивать только имущество организации или только источники егообразования, или одновременно, и имущество, и источники.

 

1.3 Оценка имущества и обязательств.

    Оценка – способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости, благодаря чему достигается ее реальночть.

    Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произвелденного в самой организации, - по стоимости его изготовления.

    В состав фактически произведенных расходов велючают затраты на приобретение имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонней организацией.

    Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции.

    Возможно использование различных вариантов (методов) оценки многих объектов учета. Например, расходуемые производственные запасы разрешено оценивать любым из четырех методов: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок партий (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) и другие. Эти методы будут рассмотрены при изучении последующих тем.

1.4 Документирование хозяйственных операций

    Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами.

    Документ – это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.

    Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

    Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются.

    Форма документа определяется совокупностью показателей (реквизитов) и их расположением в документах.

    Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации.

    Документы должны содержать все обязательные реквизиты (показатели): наименование документа, дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.157 с.)