Тема. Психометрические основы   психодиагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Психометрические основы   психодиагностики



Тема. Психометрические основы   психодиагностики

План

1. Значение и исходные понятия психометрики

2. Стандартизация тестовых норм

3. Надежность психодиагностического инструментария

4. Валидность психодиагностического инструментария

1. Значение и исходные понятия психометрики

Психометрика – область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии.

Это понятие было введено немецким исследователем Х. Вольфом в 1734 году, который ставил перед собой задачу измерить величину внимания посредством продолжительности аргументации, за которой человек в состоянии проследить.

Реализация идеи измерений психических явлений началась с работ по психофизике. Первоначально под психометрикой понималось измерение временных характеристик психических процессов. Однако очень скоро область психометрики расширяласьк ней стали относить не только измерение ощущений, но и более сложных психических функций. Другими словами все то, что связано с количественным определением психических явлени й, стали включать в понятие «психометрика», которое затем переросло в понятие «общая психометрика».

С появлением такой области исследований, как дифференциальная психология, психометрика получила свое новое развитие, поскольку стали возникать особые правила и требования к принципам измерения, следование которым обеспечивало его точность и достоверность. В связи с этим возникла необходимость использовать понятие, более точно определяющее данную область измерений. Оно должно было отражать не всю совокупность психологических и психофизиологических измерений, а только ту, которая имеет отношение к дифференциально-психологическим характеристикам. В качестве такого понятия предлагается использовать термин «дифференциальная психометрика».

В ряде работ по психологической диагностике обосновывается целесообразность отличатьпонятие «дифференциальная психометрика» от понятия «общая психометрика». Как первое, так и второе понятие связано с теорией и практикой измерений в психологии. В то же время важно отметить следующее.

1. К общей психометрике относятся измерения общепсихологического (свойственного всем людям) характера, т.е. функциональные зависимости между свойствами стимула и свойствами субъективных реакций. Так, в психофизике определяется зависимость между физическими характеристиками стимулов и субъективными характеристиками ощущений. В социально-психологических областях выявляется соответствие между рядами социальных объектов и психологическими реакциями.

К дифференциальной психометрике относятся измерения, касающиеся индивидуальных различий между людьми по способностям, когнитивным функциям (внимание, память, мышление и т.д.), мотивам, эмоциональным особенностям и пр. Здесь числовые значения (баллы, ранги, шкальные значения) приписываются не стимулам, а индивидам.

Дифференциальная психометрика по отношению к психодиагностике и дифференциальной психологии выступает в качестве технолого-методической дисциплины. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять психодиагностические методики, процедуру их разработки и применения. К числу таких требований относятся стандартизация, надежность и валидность методик.

Основные направления дифференциальной психометрики следующие.

Общая теория измерения психологических феноменов,

Конструирование на ее основе методик,

Психометрическая адаптация средств измерения к новым условиям пользования,

Отношение между психическими явлениями и их показателями.

Точность измерительного инструментария или величина погрешности.

Стандартизация шкалы.

2. Статистическая природа тестовых шкал. Как повысить долю постоянного компонента и сократить долю случайного в величине суммарного балла по шкале теста.

3. Проблема меры в психометрике. В дифференциальной психометрике отсутствуют физические эталоны: мы не располагаем индивидами, которые были бы постоянными носителями заданной величины измеряемого свойства. Роль косвенных эталонов в психометрике выполняют сами тесты.

4. Оценка типа распределения тестовых баллов и проверка устойчивости распределения. Используют следующие параметры: среднее арифметическое, среднее квадратическое (стандартное) отклонение, асимметрия, эксцесс, критерий Колмогорова. Общая логика проверки устойчивости распределения основывается на индуктивном рассуждении: если «половинное» (полученное на половине выборки) распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то можно предположить, что это целое распределение будет хорошо моделировать распределение генеральной совокупности.

Доказательство устойчивости распределения означает доказательство репрезентативности норм. Традиционный способ доказательства устойчивости сводится к выяснению хорошего приближения эмпирического распределения к какому-либо теоретическому (например, нормальному распределению, хотя может быть и любое другое).

Основным показателем здесь является коэффициент корреляции между результатами первичного и повторного обследований, который оценивает как временную стабильность теста (собственно надежность), так и степень соответствия результатов обеих форм теста.

Отношения между параллельными формами теста носят сложный характер. Оба набора должны не только отвечать одним и тем же требованиям, измеряя идентичные показатели и давая сходные результаты, но, в то же время, должны быть относительно независимы друг от друга.На практике эта задача осуществима далеко не для всех тестовых заданий (в особенности это касается личностных методик, опросников), что существенно ограничивает сферу применения данного типа надежности.

3. Расщепление (надежность частей теста) – характеристики надежности, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов заданий теста.

Тест расщепляется на две равноценные части. Основанием метода является вывод о том, что при нормальном или близком к нормальному распределению оценок по всему тесту, выполнение любого случайного набора из частей теста дает аналогичное распределение.

Для оценки надежности методом расщепления выбирают две эквивалентные по характеру и степени трудности группы задач (например, четные и нечетные (если задания в тесте ранжированы по степени субъективной трудности)).

Внутренняя согласованность (консистентность) – вид надежности теста – гомогенность набора пунктов теста, т.е. степень, в которой конкретные пункты оценивают один и тот же конструкт, насколько они измеряют одну и ту же переменную. Одни из видов оценки внутренней согласованности является надежность, определяемая расщеплением.

Валидность (с англ. действенный, пригодный, имеющий силу) — это комплексная характеристика методики, которая включает сведения об области исследования явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

Валидность – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

В стандартных современных требованиях к психологическим тестам валидность определяется как комплекс сведений о том:

- относительно каких групп психических свойств личности могут быть сделаны выводы с помощью конкретной методики, т.е., «что мы изучаем»;

- о степени обоснованности выводов при использовании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания «насколько хорошо методика изучает психическое явление».

Валидность рассматривается как обязательная и включает в себя данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об обследуемой личности, но полученными из других достоверных источников (теоретические ожидания, наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена и т.д.). Валидность описывает также конкретную направленность методики (контингент испытуемых по возрасту, образовательному уровню, социально-культурной принадлежности и т.д.) и степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста.

С методологической точки зрения валидность является основной гносеологической проблемой психодиагностики. Надежность — это необходимое, но недостаточное условие валидности. Эти два понятия тесно связаны между собой, но они не пересекаются, т.к. надежность — это устойчивость процедуры относительно объекта исследования, а валидность — это устойчивость, но относительно измеренных свойств предмета. Между ними нет прямо пропорциональной зависимости и, следовательно, повышение надежности не свидетельствует о повышении валидности. Каждая методика имеет четко определенную валидность. Большинство методик позволяют определить валидность по отношению к нескольким психическим характеристикам.

Виды валидности

1. Конструктная валидность— это один из основных видов валидности, который отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. Степень обоснованности теории, положенной в основу создания данного теста.

Она устанавливается путем доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу теста. Обращение к концептуальной валидности необходимо в тех случаях, когда результаты тестовых измерений используются не просто для предсказания поведения, а как основа выводов о том, в какой степени испытуемые обладают некоторой определенной психологической характеристикой. Причем измеряемая психологическая характеристика не может быть отождествлена с какой-либо наблюдаемой особенностью поведения, а представляет собой теоретическую концепцию.

Примерами таких концепций являются интеллект, черты личности, мотивы, установки и т.д.

Т.к. проявление таких конструктов в деятельности человека многообразны и неоднозначны с точки зрения их выделения, то установление конструктной валидности является сложным процессом.

Важнейшим аспектом конструктной валидности является внутренняя согласованность, отражающая то, насколько определенные пункты (т.е. задания, вопросы), составляющие материал теста, подчинены основному направлению теста как целого, ориентированы на изучение одного и того же явления.Одним из компонентов концептуальной валидности является валидность по возрастной дифференциации. Она связана с возрастной динамикой исследуемого качества.

Среди конкретных методов определения конструктной валидности выделяется: сопоставление исследуемого текста с другими методиками, конструктное содержание которых известно. Корреляции между результатами двух тестов должны показывать, что разработанный тест измеряет примерно ту же сферу или то же явление, что и эталонная методика, т.к. в данном случае не требуется высокой степени связи между этими двумя тестами. Смысл процедуры конструктной валидности состоит как в установлении одновременно сходства двух методик, так и их различия.

При анализе конструктной валидности осуществляется подтверждение совокупности теоретически ожидаемых связей, которые, в свою очередь, определяются следующими подходами:

Для вычисления количественного показателя – коэффициента валидности сопоставляются результаты, полученные при применении диагностической методики, с данными, полученными по внешнему критерию у тех же лиц, используются разные виды линейной корреляции. Достаточно того, чтобы коэффициент валидности был статистически значим, низким признается коэффициент валидности порядка 0,20 – 0,30, средним – 0,30 – 0,50 и высоким – свыше 0,60.

 

 

 

 

Тема. Психометрические основы   психодиагностики

План

1. Значение и исходные понятия психометрики

2. Стандартизация тестовых норм

3. Надежность психодиагностического инструментария

4. Валидность психодиагностического инструментария

1. Значение и исходные понятия психометрики

Психометрика – область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии.

Это понятие было введено немецким исследователем Х. Вольфом в 1734 году, который ставил перед собой задачу измерить величину внимания посредством продолжительности аргументации, за которой человек в состоянии проследить.

Реализация идеи измерений психических явлений началась с работ по психофизике. Первоначально под психометрикой понималось измерение временных характеристик психических процессов. Однако очень скоро область психометрики расширяласьк ней стали относить не только измерение ощущений, но и более сложных психических функций. Другими словами все то, что связано с количественным определением психических явлени й, стали включать в понятие «психометрика», которое затем переросло в понятие «общая психометрика».

С появлением такой области исследований, как дифференциальная психология, психометрика получила свое новое развитие, поскольку стали возникать особые правила и требования к принципам измерения, следование которым обеспечивало его точность и достоверность. В связи с этим возникла необходимость использовать понятие, более точно определяющее данную область измерений. Оно должно было отражать не всю совокупность психологических и психофизиологических измерений, а только ту, которая имеет отношение к дифференциально-психологическим характеристикам. В качестве такого понятия предлагается использовать термин «дифференциальная психометрика».

В ряде работ по психологической диагностике обосновывается целесообразность отличатьпонятие «дифференциальная психометрика» от понятия «общая психометрика». Как первое, так и второе понятие связано с теорией и практикой измерений в психологии. В то же время важно отметить следующее.

1. К общей психометрике относятся измерения общепсихологического (свойственного всем людям) характера, т.е. функциональные зависимости между свойствами стимула и свойствами субъективных реакций. Так, в психофизике определяется зависимость между физическими характеристиками стимулов и субъективными характеристиками ощущений. В социально-психологических областях выявляется соответствие между рядами социальных объектов и психологическими реакциями.

К дифференциальной психометрике относятся измерения, касающиеся индивидуальных различий между людьми по способностям, когнитивным функциям (внимание, память, мышление и т.д.), мотивам, эмоциональным особенностям и пр. Здесь числовые значения (баллы, ранги, шкальные значения) приписываются не стимулам, а индивидам.

Дифференциальная психометрика по отношению к психодиагностике и дифференциальной психологии выступает в качестве технолого-методической дисциплины. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять психодиагностические методики, процедуру их разработки и применения. К числу таких требований относятся стандартизация, надежность и валидность методик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.43.211 (0.032 с.)