Сущность педагогической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность педагогической деятельности.



Содержание.

1. Сущность педагогической деятельности.

2. Музыкальная педагогика: содержание понятия.

3.Основные категории музыкальной педагогики (музыкальное обучение, музыкальное воспитание, музыкальное образование).

4. Формы, методы и средства музыкального обучения и воспитания.

5. Основные виды памяти.

6. Основные функции внимания.

7. Основные свойства восприятия.

8. Основные виды мышления.

 

Основные понятия музыкальной педагогики:

Музыка - относится к выразительным видам искусств.

 

Специфический предмет музыкального отражения – это эмоциональное отношение человека (и общества) к миру в его динамичном выражении в разнообразных проявлениях.

 

Музыка«искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). Музыка моделирует разнообразные эмоционально-психологические состояния человека в системе музыкально-звуковых образов, транслируя которые, в процессе их звукового воссоздания, определенным образом воздействует на воспринимающих (слушателей).

Содержательная сущность музыки – воссоздание в музыкальных произведениях разных жанров и стилей, через систему художественных (музыкальных) образов человеческих интонационно-эмоциональных движений и чувствований. Восприятие и оценка таких эмоционально-чувственных моделей действительности способствует формированию у слушателей развитых духовных чувств, эстетических и художественных ценностей и идеалов.

 

Музыка относится к динамичным видам искусства (наряду с литературой, театром, кино, танцем).

Музыкальное искусство процессуально по своей сути. Музыкальное содержание и музыкальная форма разворачиваются во времени, подчиняясь логике своего развития.

 

Содержание музыкальных произведений, форма его воплощения трансформируются в контексте определенных художественных направлений и стилей.

 

Музыка – исполнительское искусство, т.е. предполагает посредников между музыкальным произведением как результатом творчества композитора и его восприятием слушателями.

 

Основные виды музыкальной деятельности:

1. создание музыкального произведения (музыкальное творчество),

2. воссоздание (исполнение),

3. восприятие (слушание).

Каждый из этих видов музыкальной деятельности представляет собой сложный творческий процесс.

 

Музыкальная педагогика – отрасль педагогической науки (общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения и воспитания средствами музыкального искусства. Процесс музыкального образования и воспитания личности имеет конкретно исторический характер и происходит в соответствии с основными законами развития общей педагогики.

 



3. Основные категории музыкальной педагогики (музыкальное обучение, музыкальное воспитание, музыкальное образование).

 

Музыкальное воспитание – процесс передачи и усвоения музыкальных знаний и умений, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей и способностей, музыкального вкуса, художественно-эстетических идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

 

Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы в условиях общеобразовательной школы. Музыкальное воспитание осуществляется на уроках музыки и в процессе внеклассной музыкально-эстетической работы в современной общеобразовательной школе. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы.

Музыкальное воспитание (в широком смысле) также должно охватывать всех обучаемых музыке, т.е. составлять фундаментальную основу для музыкального обучения детей в системе начального музыкального образования (музыкальные школы, школы искусств).

 

Музыкальное обучение – это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение обучаемыми такими знаниями и умениями и навыками, которые бы отвечали уровню музыкального образования.

 

Музыкальное обучение осуществляется:

1. государственными уч. завед.

2. негосударственными уч. завед.

3. частными уч. завед.

4. физическими лицами.

 

Музыкальное образование функционирует в диалектическом взаимодействии институций создания и накопления музыкального опыта общества с процессами передачи и усвоения этого опыта будущими музыкальными специалистами.

 

Музыкальное образование регулируется:

1. законодательными актами государства, которые определяют его содержание, основные принципы, формы развития музыкальной культуры в обществе.

 

Закон – точные условия, форма движения вещи.

 

Закономерности – это тенденции в повторяемости событий.

 

Закономерности музыкального образования – объективные причины, которые характеризуют существующую связь между общественными и музыкальными явлениями или процессами, без которых невозможно эффективное осуществление музыкального обучения и воспитания. Под этим понятием понимается:

1. соответствие содержания музыкального обучения и воспитания уровню развития музыкальной культуры современного общества;

2. зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от экономических условий обеспечения развития национальной музыкальной отрасли;

3. ориентированность содержания музыкального обучения и воспитания на национальные музыкальные традиции.

Принципы музыкального образования:

1. основные теоретические идеи (или требования), на которых базируется учебно-воспитательный процесс;

2. доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от пола, национальности, вероисповедования;

3. равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития;

4. гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;

5. связь с национальной и мировой художественной (музыкальной) культуры;

6. взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран; - свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания;

7. научность – музыкальное образование должно базироваться на основе передовых научно-исследовательских (исторических, теоретических, методических) достижений музыкально-теоретической мысли и практической исполнительской деятельности;

8. ступенчатость и непрерывность (начальное, среднее профессиональное, высшее музыкальное образование);

9. креативность – создание необходимых условий для активного, максимально инициативного музыкального творчества.

 

Подготовка к музыкальному занятию:

1. педагог - организатор отбирает методы и приемы, с помощью которых он предполагает решить поставленные задачи. Однако их применение должно быть гибким.

2. По ходу занятия педагог следит за деятельностью детей. Оценивает их реакции, учитывает степень заинтересованности, внимание, если прием не достигает цели, нужно вовремя заменить его другим.

В этом проявляется мастерство педагога, умение видеть своих воспитанников и управлять ситуацией.

 

Угасание у детей интереса к деятельности - это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности или другой репертуар. Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя приемы индивидуально - дифференцированного подхода.

 

Педагог должен учитывать интересы, склонности детей к разным видам музыкальной деятельности, общее и музыкальное развитие.

 

Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. Например, в младшем школьном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще недостаточно развита. Роль педагога в развитии их речи возрастает. Для удержания детей, создания интереса чаще используются игровые приемы, ситуации занимательности. Выбор методов и приемов определяет и опыт работы над музыкальным произведением. Если произведение: незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно - слуховой и словесный методы. На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода в сочетании с другими методами - наглядным, словесным. На третьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества. Таким образом, методы музыкального воспитания дополняют друг друга. Творческое, развивающее воспитание и обучение предполагает вариативность их применения.

 


Основные виды памяти.

 

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

 

Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

 

Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словеснологическую.

2. по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную. 3. по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

 

Классификация основных видов памяти

 

Рис. 1. Классификация видов памяти (по А. Г. Маклакову)

 

1. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти. Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

 

1. Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде. Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

 

2. Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

 

3. Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д. Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года.

 

4. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом.

Например, есть люди которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, не могут воспроизвести текст «своими словами». Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе.

Словесно-логическая память — специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным.

Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

Словесно-логической памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения.

 

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности.

 

В зависимости от целей деятельности память делят на:

1. непроизвольную

2. произвольную.

 

Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, в случаях,

 

Произвольная память - когда это целенаправленный процесс.

 

Непроизвольная и произвольная память вместе - представляют собой две последовательные ступени развития памяти.

 

Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

 

Время консолидации следов – время для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, который должен быть соответствующим образом переработан субъектом.

Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д., что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.).

Кратковременная память – неустойчивые, специфические процессы, их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что их рассматривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти.

 

Долговременная память - длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением.

 

Оперативная память - мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия.

 

Оперативные единицы памяти – объем «кусков» материала, которыми оперирует человек (складывание букв во время чтения воедино, удерживание промежуточных результатов во время арифметических процессов). Этот объем влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Этим определяется значение формирования оптимальных оперативных единиц.

 


Основные функции внимания.

 

Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

 

Внимание – это:

 

1. Особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности.

 

2. Состояние связанное со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

 

3. Направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности. Направленность означает выбор объекта, а сосредоточенность — отвлечение от других объектов.

 

4. Психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

 

5. Процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

 

Основные функции внимания:

1. избирательность

2. целенаправленность

3. активность.

 

Функция избирательности.

Функция избирательности внимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания.

Функция целенаправленности.

Функция целенаправленности внимания состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении. Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обусловленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фрагментами, последовательностью выполнения рабочих операций и их иерархией). Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах его ждет успех.

 

Функция активности.

Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности. Даже при чтении учебника (где, казалось бы, как из песни, слова не выбросишь) студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста. При этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляется как бы само собой.

 

Внимание принимает участие в:

1. Процессах памяти.

 

2. Восстановлении или формировании образов, объектов, звуков, дат.

 

3. Мышлении: пока осуществляется мыслительная деятельность, в сознании благодаря вниманию удерживаются мысли, непосредственно относящиеся к этой деятельности.

 

4. Смене мыслительных занятий во время переключения внимания.

 

5. В коммуникационных процессах речи. Так, при деловом общении каждый собеседник сосредоточен на звучании собственного голоса, смысле произносимого, своем невербальном поведении, реакции партнера. Стоит только упустить какой-то из этих моментов, и разговор становится менее эффективным.

 

6. В организации собственного поведения и взаимодействия с другими людьми. Внимание, проявленное к собеседнику, оценивается им по высшим баллам шкалы взаимоотношений между людьми.

 


Предметность восприятия.

Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Ивана Михайловича Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук; движения глаз, которые прослеживают контур предмета и др.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности.

 

Целостность восприятия.

Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

 

Структурность восприятия.

Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета. Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, ноты поступают в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем в фигуре треугольник, т.к. знаем соотношение сторон данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой при разной манере написания.

 

Константность восприятия.

Константность — это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее).

В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. Человек многократно воспринимает определенный предмет, причем, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире.

 

5. Апперцепция.

Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми. Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия.

 

Осмысленность восприятия

Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления.

 

Основные виды мышления.

 

Мышление – процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности.

 

Виды мышления:

1) По содержанию:

а) наглядно-действенное;

б) наглядно-образное;

в) предметно-действенное;

г) абстрактно-логическое мышление.

2) По характеру решаемых задач:

а) теоретическое;

б) практическое.

3) По степени рефлексии:

а) аналитическое;

б) интуитивное;

в) реалистическое;

г) аутистическое;

д) эгоцентрическое.

4) По степени новизны:

а) продуктивное;

б) репродуктивное, иногда именуемое интровертным.

5) По степени произвольности:

а) произвольное;

б) непроизвольное.

 

Пояснение.

 

По содержанию:

а) Наглядно-действенное: здесь человек использует не только понятия о предметах, но и совершает с ними определенные действия, основываясь на имеющихся у него теоретических знаниях и практическом опыте. Так ребенок ломает игрушку, пытаясь понять, что у нее внутри.

 

б) Наглядно-образное: это мышление конкретными образами. Основа – понятия, действия, а также эмоции и чувства. Так модельеры придумывают новые коллекции одежды, а стилисты создают новый образ, глядя на человека. Рекомендуем ознакомиться: Ксенофобия и её влияние на нашу жизнь. Про людей, для которых характерен такой тип мышления, обычно говорят: «Мыслит образами». Формируется этот вид в дошкольном возрасте. Предметы и явления окружающего мира наделяются различными свойствами, причём довольно часто новыми, «необычными». В этом наблюдается тесная связь с воображением. Образное мышление преобладает у художников, писателей, дизайнеров, музыкантов – людей, чья профессиональная деятельность связана с искусством, культурой, красотой, стилем, модой.

 

г) Абстрактное (словесно-логическое): основа абстрактного мышления – это существующие теории, уже доказанные и логически оформленные. По сути, это манипулирование уже имеющимися понятиями – их классификация, упорядочивание и т.п. Такой вид мышления характерен для философов и ученых. Пример – изучение электрона без проведения практических опытов. Данные виды выступают как последовательные ступени развития мышления у человека.

 

Сначала ребёнок начинает манипулировать предметами, совершенствуя наглядно-действенное мышление (младенческий возраст). Затем, когда он уже рассматривает картинки, слушает песни и сказки, смотрит мультфильмы, развивается наглядно-образное мышление (дошкольный возраст). А уже позднее, при обучении чтению, счёту и письму, у детей формируется абстрактное мышление (школьный возраст).

 

По характеру задач:

а) Теоретическое (эмпирическое). Это изучение законов и правил, проводимое на основе имеющихся теоретических знаний. Человек проводит анализ целостного объекта, вычленяя основу, на которой базируются все его проявления. Затем проводится сравнение проявлений объекта и их классификация, в результате чего формируются общие представления об объектах и их проявлениях. Законы физики, теоремы в математике, концепции в психологии и философские учения – это примеры результатов теоретического мышления. Его разновидностью выступает эмпирическое мышление. Для него также характерны обобщения и выявление закономерностей и тенденций, но основанием тому служат результаты исследований, проверка гипотез и сравнение различных объектов, а не абстрактные понятия.

 

б) Практическое. Здесь результатом должно стать практическое применение теории. На основе теоретических понятий формируются практические способы преобразования реальности – планы работы, схемы, проекты. Особенность этого вида мышления – недостаточное количество времени для проверки гипотез и риск провала в случае неверного решения. Направлено на изменение окружающей действительности. Перед ним не стоит цели создания неких теорий и законов, его задачей является разработка плана действий для достижения конкретной цели. Важно в короткие сроки перейти от мысли к действию.

По степени рефлексии:

а) Аналитическое мышление основано на логике – процесс растянут во времени и идет поэтапно. Каждый следующий этап вытекает из предыдущего. Весь процесс аналитического мышления находится в сознании того, кто мыслит таким образом.

 

б) Интуитивное мышление. С интуитивным мышлением все наоборот – процесс протекает быстро, иногда практически неосознанно. Как часто говорят – срабатывает интуиция. Естественно, никаких логически следующих друг за другом этапов здесь нет.

 

в) Реалистическое мышление. Действие направлено на предмет. Адекватная оценка окружающей действительности, которая подчинена законам логики. Человек с таким типом мышления удовлетворяет свои потребности, исходя из реального положения дел. При этом он старается ограничить влияние своих ожиданий и желаний, ставя во главу угла истину. Человеку с таким типом мышления свойственна высокая критичность – всякое утверждение должно быть практически доказано.

 

г) Аутистическое мышление. Основа аутистического мышления – внутренние желания человека, которые могут не иметь ничего общего с реальным положением дел. Цель – это поиск и нахождение той иллюзии, которая кажется правильной в данный момент. Всяческая критичность здесь отсутствует – даже нелогичные понятия, не идущие вразрез с иллюзией, принимаются, а все, что не соответствует цели, отбрасывается.

 

д) Эгоцентрическое мышление. Это мышление свойственно незрелым личностям – например, детям. У них в центре всего находится свое собственное Я. Все и вся воспринимается через призму этого Я, а чувства других людей в расчет не принимаются.

 

По степени новизны:

а) Продуктивное (творческое). В этом виде мышления главную роль играет творческое воображение человека, которое может использовать все, что когда-либо было воспринято мозгом, и выдавать совершенно новые, оригинальные образы и понятия. Творческий человек способен увидеть ситуацию и объект под другим углом. Основным критерием здесь служит уникальность полученного объекта (как материального, так и духовного). Люди, мыслящие творчески, используют новые способы и источники поиска знаний, делают оригинальные выводы и умозаключения. Они генерируют свежие идеи и разрабатывают уникальные проекты.

 

б) Репродуктивное \ Интровертное. Здесь на творчество даже намека нет – познание опирается на существующие шаблоны или образы, воспринятые из каких-либо источников. Но при этом задачу нужно соотнести с имеющимися правилами решения, что потребует определенной самостоятельнос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.147 с.)