Группировка качественных характеристик исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группировка качественных характеристик исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта



 

Признаки группировки

обобщённые групповые единичные
красота эффективность зрелищность гармоничность художественность яркость    техничность выразительность музыкальность хореографичность артистичность культура движений виртуозность школа     динамичность легкость ритмичность амплитудность точность пластичность мягкость элегантность четкость темп грациозность изящество плавность законченность слитность целостность свобода чистота согласованность рациональность

 

Красота – одна из важнейших категорий эстетики, которая служит для определения и оценки отдельных свойств предметов и явлений действительности: совершенства, гармоничности, выразительности, завершённости. Основными разновидностями красоты считается изящность и грация.

В технико-эстетических видах спорта красота исполнения движений определяется их внешними характеристиками: положением тела в пространстве, скоростью перемещений, амплитудой и специфическими свойствами – лёгкостью, выразительностью, пластической чёткостью, геометрической точностью, согласованностью, ритмичностью движений.

Очевидно, что красота как свойство исполнительского мастерства представляет собой комплексную характеристику и состоит из многих компонентов.

1. Зрелищность. Определяется созданием зрительного впечатления. В спорте она определяется оригинальностью, широтой движений, сменой темпа, характера движений, эмоциональных нюансов, согласованностью работы и высоким индивидуальным мастерством. Зрелищность во многом зависит от соблюдения требований к основным закономерностям построения композиций,

т. е. от содержания упражнения. Однако исполнение композиции, составленной на высоком качественном уровне, может быть недостаточно технически совершенным, что мешает созданию зрелищности.

2. Эффективность. Производит значительное впечатление, эффект. По своему смыслу это понятие близко к понятию зрелищности. Однако если зрелищность является характеристикой всего упражнения, то эффективность чаще всего характеризует отдельные моменты выступления.

3. Гармоничность. Характеризуется стройным сочетанием, согласованностью, слаженностью, взаимным соответствием разных качеств, предметов, явлений, частей целого. В спорте под гармонией движений понимают особенности двигательного акта, обусловленные наилучшим соотношением, установленным между его составными элементами, и характеризующиеся эстетическим эффектом. Гармония исполнительского мастерства связана с уровнем техничности спортсмена и индивидуальными особенностями личности. Она определяет красоту, художественность исполнения упражнений и является связующим звеном всех компонентов красоты движений.

4. Естественность. Определяется через такие характеристики, как лёгкость, непринуждённость, отсутствие натянутости, непосредственность, простота. В физической культуре естественными называют движения, произвольно реализуемые человеком в повседневной жизни, – ходьба, бег и т. п., которые являются основой, фундаментом для развития более сложных двигательных функций. Естественность исполнения упражнений в художественной гимнастике определяется проявлением истинных черт спортсменки, её индивидуальности, раскрепощённостью в движениях. Отсутствие излишнего напряжения в движениях характеризует естественность исполнения в спортивной гимнастике.

5. Художественность. Художественным является то, что очень искусно, красиво, изящно выполнено в соответствии с требованиями искусства, артистически, эстетически. В спорте под художественными движениями понимается система физических упражнений, преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, особой утончённостью движений, органической связью с музыкой.

6. Яркость. Выделяется среди других по стилю, воздействию и т. п., выдающееся в каком-либо отношении, производящее сильное впечатление своей убедительностью, выразительностью. По своему содержанию данное понятие приближается к таким вышерассмотренным характеристикам исполнительского мастерства, как зрелищность и эффектность. В связи с этим яркость рассматривается как адекватное им понятие.

7. Техничность. Под техничностью как качеством исполнительского мастерства понимается система действий спортсмена, соответствующая современным представлениям об образцовой технике исполнения, обеспечивающая максимальную эффективность его движений, уровень владения совокупностью необходимых двигательных навыков. Например, в качестве критерия технической подготовленности гимнастов может выступать умение легко и красиво двигаться, поскольку отсутствие эстетичности в реализованной технике упражнения обычно свидетельствует о наличии двигательных ошибок.

8. Выразительность. Это способность выражать мысль, чувство, настроение. Иногда выразительность движения определяется как выполнение упражнения с эмоциональным отражением замысла и особенностей движений.

Например, в художественной гимнастике выделяют следующие компоненты выразительности исполнения: соответствие движений характеру музыки, логическую правдивость поз, эмоциональную насыщенность упражнения. Основными предпосылками обеспечения эмоциональной выразительности в технико-эстетических видах спорта являются музыкальное сопровождение и его субъективное эмоциональное переживание исполнителем. Последнее связано с двигательной интерпретацией музыки, нюансами движений (торжественно, энергично, плавно, жизнерадостно и т. п.), достигаемыми соответствующей регуляцией движений и дозировкой усилий. Выразительность движений невозможна без высокого уровня техники и культуры движений, а в соответствии с характером аккомпанемента усложняет двигательную задачу спортсмена. Однако технически грамотное выполнение не всегда бывает выразительным.

9. Музыкальность. Определяется как качество исполнения упражнения в технико-эстетических видах спорта, связана с проявлением определённых способностей спортсменов в этой области. Основными признаками музыкальности являются способности к пониманию музыки, переживанию как выражению её содержания. Определяя музыкальность в художественной гимнастике, специалисты выделяют её основные компоненты: соответствие движений характеру музыки, соблюдение заданного композитором темпа и ритма произведения.

Важнейшими ориентирами для изменения характера движений служат основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, полифония, композиция) и нюансы музыкальных произведений (его динамические оттенки, ритмический рисунок, темп).

10. Хореографичность. Представляет собой характеристику исполнительского мастерства, связанную с соответствием движений рук, ног, туловища и осанки принятым внешним нормам. Как известно, в основе вольных упражнений гимнастики лежат движения, базирующиеся на системе классического танца, которые в течение многих лет складывались путём отбора определённых положений и движений, обладающих законченностью, выразительностью и представляющих эстетическую ценность. Занятия хореографией формируют правильную постановку частей тела, учат выразительно работать ими, помогают развить двигательные способности, пластичность, музыкальность, ритмичность и многие другие качества.

11. Артистичность. Это искусство исполнения, художественный вкус. Основными компонентами артистичности считаются внешняя выразительность (тело и голос), заразительность эмоций, чувство такта, «художественное чутьё». Специфика проявления артистичности в технико-эстетических видах спорта имеет свои особенности. Например, в художественной гимнастике артистизм понимается как совершенство, законченность, выразительность, изящество, самобытность выполнения движений и упражнений в целом. В соответствии с правилами соревнований по художественной гимнастике ошибками в проявлении артистичности являются следующие признаки, оставляющие плохое впечатление: недостаток лёгкости, уверенности, элегантности, неловкие, угловатые движения, незаконченное, натянутое исполнение.

12. Культура движений. Это понятие является специфическим для техникоэстетических видов спорта. Есть мнение, что компонентами данного понятия являются техника и школа исполнения упражнений, манера держаться, осанка, музыкальность, выразительность, точность, умение в нужный момент изменять направление, амплитуду, скорость, темп, ритм движений, динамичность, элегантность, пластичность, лёгкость. Согласно представлениям В. Б. Коренберга, культура движений – комплексная характеристика исполнительского мастерства, отражающаяся на оценке внешнего рисунка движений и взаимосвязанная с техническим мастерством. Культура движений включает в себя характеристики отдельных деталей, целесообразности движений, эстетической стороны выступления, осанку, «чистоту», выразительность и достигается выполнением таких деталей, которые лишь украшают упражнение, не определяя его технического совершенства.

13. Виртуозность. Обычно виртуозом называют исполнителя, мастерски владеющего техникой своего искусства, или человека, достигшего в работе высшей степени мастерства. В технико-эстетических видах спорта в понятие виртуозности исполнения различные авторы включают разные компоненты. Так, в спортивной гимнастике это совершенная техника, большая амплитуда, лёгкость, изящество, элегантность исполнения, выразительность, динамичность, эмоциональность, артистизм. В соответствии с современными требованиями спортивной гимнастики исполнение не является виртуозным, если при совершенной технике гимнаст не сохраняет хорошую осанку, выступает без лёгкости и изящества. В этом случае оценка выводится из 9,8 балла и только при виртуозном исполнении может быть увеличена на 0,1-0,2 балла. В широком понимании слова виртуозность – это высшая степень мастерства гимнаста, проявляемая при исполнении не отдельных элементов, а комбинации в целом.

14. Школа. В общепринятом понимании – это система определённых правил, способов, приёмов изучения чего-либо, освоение чего-либо, воспитание, обучение в духе каких-либо правил, принципов. С учётом специфики спорта «школа» рассматривается как система организации и руководства процессом двигательного воспитания, сложившаяся система обучения и тренировки для овладения техникой избранного вида. По мнению Д. Д. Донского, «школа» является фундаментом техники и представляет собой выявление основы стандарта, т. е. общих требований, которые могут и должны быть заложены с детства. Например, в гимнастике понятие «школа» включает в себя воспитание начальных навыков, необходимых для дальнейшего процесса освоения технически усложняющихся движений. Применительно к вольным упражнениям спортивной гимнастики, акробатики и упражнениям художественной гимнастики «школа» во многом определяется соответствием формы движений требованиям хореографии.

15. Динамичность. Одна из важных характеристик исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта – показатель динамичности. Она представляет собой уплотнение соединений и каскадов, ритмическую структуру экспрессии. В спортивной гимнастике более динамичным считается упражнение, в котором при заданном времени выполняется большее количество элементов, т. е. выше темп исполнения движения. Идеальной, с точки зрения динамичности, будет такая комбинация, в которой отсутствуют остановки.

16. Лёгкость – плавный, парящий, быстрый, подвижный, скорый. Двигаться легко – значит с малым усилием, без излишнего физического напряжения. В хореографии лёгкость развивается на основе гибкости, устойчивости, точности движений, музыкальности. Она выражается в приподнято-стройной пластике, особенно в позах, прыжках, вращениях.

17. Ритмичность. Чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. В спорте ритм характеризует организацию движений во времени, закономерное чередование отдельных элементов (длительность, паузы, акцентирование, чередование). В технико-эстетических видах спорта ритмичность движений тесно связана с ритмом музыкального аккомпанемента, зависит от наличия у спортсмена музыкально-ритмического чувства, заключающегося в соответствии двигательных реакций человека временному ходу музыкального движения. Вместе с тем следует отметить, что полное соответствие движений ритму музыки ещё не определяет качества музыкальности в целом. Кроме того, движения не обязательно должны представлять собой ритмическую копию музыкального произведения.

18. Амплитудность. В широком смысле слова амплитудность означает наибольшее отклонение от нулевого значения величины, колеблющейся по определённому закону. В области спорта под амплитудой движений понимаются размах движений отдельных частей тела по отношению к снаряду, величина передвижения тела или его сегментов, выраженная в градусах или линейных единицах измерения. Этот показатель качества исполнительского мастерства связан с максимальным использованием пространства, в рамках которого проходит выступление, и непрерывностью перемещений по площадке.

19. Точность. Это строгое, не приблизительно, с расчетом, безошибочное, правильно ориентированное, рассчитанное выполнение движения. Общим критерием точности спортивных движений может служить вероятность попадания в требуемую (заданную) область.

20. Пластичность. Пластичный – значит плавный, изящный, способный принимать любую форму, сохраняя её в дальнейшем. Пластичность понимается как красота движения, характеризующаяся гибкостью, плавностью, выразительностью, гармоничностью движений и жестов. В спорте пластичность движений характеризуется закономерной последовательностью сменяющихся положений тела, а также его отдельных частей при условии их гармонической слаженности, непрерывности и слитности. Угловатость, резкость, дисгармония движений исключены. Пластичность обусловливает красивую постановку и непринуждённую грациозность движений.

21. Мягкость. Двигаться мягко – значит двигаться нежно, легко, тихо, едва слышно, плавно. Мягкость движений достигается путём выполнения следующих требований: двигаться с отставанием частей тела; выполнять движение с последовательным включением участвующих в нём звеньев – волной; добиваться целостного характера движений.

22. Элегантность. Элегантный означает изящный, изысканный. Например, в гимнастике элегантность – это изящество, чувство изящного, сдержанность, внимание к выразительности линии, мягкость, пластичность. Элегантный исполнитель – в меру изысканный, утончённый.

23. Чёткость. Чёткий – отчётливый, отличающийся строгой организацией, точностью выполнения.

24. Темп – это степень быстроты движения, осуществления чего-либо; временная мера их повторности. Он измеряется количеством движений, повторяющихся в единицу времени. Темп может служить показателем совершенства техники, поскольку является величиной, обратной длительности исполнения движений.

25. Грациозность. Грация – особый вид красоты, проявляющийся в лёгкости, пластичности движений и форм. Фундаментом грации является умение выполнить движения с совершенством и лёгкостью.

26. Изящество. Одно из разновидностей красоты, проявляющейся во внешнем облике предметов и явлений действительности. Характеризуется особой завершённостью, соразмерностью, лёгкостью форм, ловкостью, грациозностью движений и несовместимостью с показной красивостью. В спортивной гимнастике изящество исполнения определяется умением двигаться легко, выразительно, целесообразно и точно.

27. Плавность. Плавный – совершаемый легко и ровно, без резких и крутых изменений, отличающийся равномерными, ритмичными движениями.

28. Законченность. Законченными считаются предметы или явления, характеризующиеся целостностью, завершённостью. Законченное, целостное впечатление производят упражнения, построенные логически оправданно, без разрыва между отдельными частями. Например, применительно к фигурному катанию можно отметить, что законченные движения не отрывисты в своих амплитудах и создают впечатление лёгкости их выполнения.

29. Слитность. Характеризуется как свойство и состояние слитного, нераздельного, единство чего-либо. Например, в гимнастике слитность – это непрерывность и единство в движениях частей тела и предмета или умение исполнять элементы в темпе. Слитность движениям придают специфические элементы: волны, взмахи, пружинистые движения и расслабления, выполняемые легко, пластично.

30. Целостность. Представляет собой внутреннее единство объекта. Это одна из основных особенностей движений в технико-эстетических видах спорта, заключается в том, что движения выполняются слитно и плавно, с одновременным или последовательным включением всех частей тела. Так, целостность исполнения в художественной гимнастике достигается согласованностью движений рук с основными движениями туловища и предметов, придающих движениям мягкость, закруглённость.

31. Свобода движений. Отличается лёгкостью и плавностью, энергичностью и уверенностью, без затруднений и излишних напряжений.

32. Чистотадвижений. Отличается тщательностью, аккуратностью, чёткостью, ясностью очерченных границ. В гимнастике чисто выполнить движение – значит выполнить его без ошибок.

33. Согласованность движений. Это достижение взаимного согласия, соответствия, слаженности всех элементов движения.

34. Рациональность. Основана на требованиях разума, логики; разумный, направленный к наиболее разумному использованию чего-либо, целесообразный. В гимнастике рациональность – характеристика технических действий, которая определяется возможностью достичь на их основе высших спортивных результатов. Одним из критериев рациональной техники может служить красота движений, которая является в этом виде спорта основой спортивного мастерства.

Перечисленные выше примеры оценки качественных признаков, конечно, не исчерпывают всего разнообразия способов измерения, которые характерны для многих других видов спорта, принципиально отличающихся своей специфичностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.02 с.)