Разные градации оценок и норм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разные градации оценок и норм



 

Оценка  

Границы

% испытуемых

Нормы в шкалах

Словесная Баллы Z-шкала Т-шкала Перцентильная
Очень низкая Низкая Ниже средней Средняя Выше средней Высокая Очень высокая 1 2 3 4 5 6 7 ниже Х – 2 σ от Х – 2 σ до Х – 1 σ от Х – 1 σ до Х –0,5 σ от Х – 0,5 σ до Х +0,5 σ от Х +0,5 σ до Х +1 σ от Х +1 σ до Х + 2 σ выше Х +2 σ 2,27 13,59 14,99 38,29 14,99 13,59 2,27 - -2,0 -1,0 -0,5 +0,5 +1,0 +2,0 - 30 40 45 55 60 70 - 2,5 16 31 69 84 97,5

 

По аналогии, например, можно осуществлять «разбивку» людей на подгруппы по степени устойчивости (высокой, средней, низкой) или реактивности (гипер-, нормо-, гипореактивные) к гипоксии, холоду и т. п.

Эти нормы характеризуют лишь сравнительные успехи испытуемых в данной совокупности, но ничего не говорят о совокупности в целом (или в среднем). Поэтому сопоставительные нормы должны сравниваться с данными, полученными на других совокупностях, и использоваться в сочетании с индивидуальными и должными нормами.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Эти нормы имеют исключительно важное значение для индивидуализации тренировки во всех видах спорта. Необходимость их определения возникла вследствие существенных различий в структуре тренированности спортсменов.

Градация индивидуальных норм устанавливается с помощью тех же статистических процедур. За среднюю норму здесь можно принимать показатели тестов, соответствующие среднему результату в соревновательном упражнении.

Индивидуальные нормы широко используются в текущем контроле.

Например, во многих видах спорта нет зависимости между массой тела спортсменов и спортивным результатом. У каждого спортсмена есть индивидуально оптимальная масса тела, соответствующая состоянию спортивной формы. Эту норму можно контролировать на разных этапах спортивной подготовки.

Должные нормы основаны на анализе того, что должен уметь человек, чтобы успешно справляться с задачами, которые перед ним ставит жизнь. Примером этому могут служить нормативы отдельных комплексов по физической подготовке, должные величины жизненной ёмкости лёгких, основного обмена, массы и длины тела и т. п.

В спортивной практике должные нормы устанавливаются следующим образом: 

1) определяются информативные показатели подготовленности спортсмена;

2) измеряются результаты в соревновательном упражнении и соответствующие им достижения в тестах;

3) рассчитывается уравнение регрессии типа y = a + b · x,

где у – прогнозируемый результат в соревновательном упражнении; a – свободный член; b – коэффициент регрессии; x – результат, который должен спортсмен показать в тесте на данном этапе подготовки.

Должные результаты в тесте и являются должной нормой. Её необходимо достичь, и только тогда можно будет показать запланированный в соревновании результат.

В основе сопоставительных, индивидуальных и должных норм лежит сравнение результатов одного спортсмена с результатами других спортсменов, показателей одного и того же спортсмена в разные периоды и в разных состояниях, имеющихся данных с должными величинами.

Возрастные нормы. В практике физического воспитания наибольшее распространение получили возрастные нормы. Типичным примером являются нормы комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, нормы комплекса ГТО, «Президентские состязания» и т. п. Большинство из этих норм составлялись традиционным способом: результаты тестирования в различных возрастных группах обрабатывались с помощью стандартной шкалы, и на этой основе определялись нормы.

В таком методическом подходе есть один существенный недостаток: ориентация на паспортный возраст человека не учитывает существенного влияния на любые показатели биологического возраста и размеров тела.

Понятно, что при использовании традиционных норм (таблиц) для изучения, например, физической подготовленности детей определённого возраста часть параметров может быть меньше или больше нормативных значений. В этом случае определяется средняя арифметическая весомостей по всем тестам, комплексно отражающая двигательный возраст ребёнка.

Определение норм может проводиться также с учётом совместного влияния на результат в тестах паспортного возраста, длины и массы тела. Для этого проводится математический анализ и выводится уравнение множественной регрессии: у = а + b 1 х 1 + b 2 х 2 + b 3 х 3,

где у – должный результат в тесте; а – свободный член; b 1, b 2, b 3 – коэффициенты регрессии; х 1– паспортный возраст; х 2 – длина и х 3 – масса тела.

На основании решений подобных уравнений регрессии составляются номограммы, по которым легко определить должный результат.

Пригодность норм. Известно большое разнообразие норм, которые предназначены для оценки физического развития, физической подготовленности, функционального состояния организма и др. Однако существует их специфичность, связанная с множеством факторов (возраст, пол, этническая принадлежность, экология, вид спорта, уровень спортивной подготовленности и мн. др.), которые определяют пригодность (релевантность) тех или иных норм только для той совокупности, для которой они разработаны.

Возрастные нормы с учётом биологического возраста и особенностей телосложения лишены многих недостатков, свойственных нормативам по паспортному возрасту.

Репрезентативность норм отражает их пригодность для оценки всех людей из генеральной совокупности. Репрезентативными могут быть только нормы, полученные на типичном материале.

Одна из важных характеристик норм – их современность. Известно, что результаты в соревновательных упражнениях и тестах постоянно растут, поэтому пользоваться разработанными давно нормами не рекомендуется. Некоторые нормы, установленные много лет назад, в большинстве своём не приемлемы для настоящего времени, хотя в своё время они отражали действительную ситуацию.

 

Основы квалиметрии

 

Квалиметрия (лат. qualitas – качество, metron – мера) – это раздел метрологии, изучающий вопросы измерения и количественной оценки качественных показателей. Качественными называются показатели, не имеющие определённых единиц измерения. Таких показателей в физическом воспитании и особенно в спорте много: красота, артистичность, динамичность в гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду; зрелищность в спортивных играх и единоборствах и т. п.

Измерение качества – это установление соответствия между характеристиками таких показателей и требованиями к ним. При этом требования («эталон качества») не всегда могут быть выражены в однозначной и унифицированной для всех форме. Специалист, который оценивает выразительность движений спортсмена, мысленно сопоставляет то, что он видит, с тем, что он мысленно представляет как выразительность.

На практике часто качество оценивается не по одному, а по нескольким признакам. При этом наивысшая обобщённая оценка не обязательно соответствует максимальным значениям по каждому признаку.

В основе квалиметрии лежит несколько исходных положений:

• любое качество можно измерить; количественные методы издавна применяются в спорте для оценки красоты и выразительности движений, а в настоящее время используются для оценки всех без исключения сторон спортивного мастерства, эффективности тренировочной и соревновательной деятельности, качества спортивного инвентаря и т. д.;

• качество зависит от ряда свойств, образующих «древо качества» (например, древо качества исполнения упражнений в фигурном катании состоит из трёх уровней – высшего, среднего, низшего);

• каждое свойство определяется двумя числами: относительным показателем К и весомостью М;

• сумма весомостей свойств на каждом уровне равна единице (или 100%).

Относительный показатель характеризует выявленный уровень измеряемого свойства (в процентах от его максимально возможного уровня), а весомость – сравнительную важность разных показателей.

Пример. Фигурист получил за технику исполнения оценку Кс = 5,6 балла, а за артистизм – оценку Кт = 5,4 балла. Весомость техники исполнения и артистизма признаны одинаковыми (Мс = Мт = 1,0). Поэтому общая оценка Q = МсКс + МтКт составила 11,0 балла.

Методические приёмы квалиметрии делятся на две группы: эвристические (интуитивные), основанные на экспертных оценках и анкетировании; инструментальные, или аппаратурные.

Проведение экспертизы и анкетирования – это отчасти техническая работа, предполагающая строгое соблюдение определённых правил, а отчасти – искусство, требующее интуиции и опыта.

Экспертной называется оценка, получаемая путём выяснения мнений специалистов. Характерные примеры экспертизы: судейство в гимнастике и фигурном катании на коньках, конкурс на лучшую научную работу и т. п.

       Проведение экспертизы включает следующие основные этапы:

1) формирование её цели; 2) подбор экспертов; 3) выбор методики; 4) проведение опроса; 5) анализ и обработка полученной информации; 6) оценка согласованности индивидуальных экспертных оценок. При экспертизе большое значение имеет степень согласованности мнений экспертов, которую можно определить по величине рангового коэффициента корреляции (в случае нескольких экспертов).

Подбор экспертов – важный этап экспертизы, так как достоверные данные можно получить не от всякого специалиста. Экспертом может быть человек: 1) обладающий высоким уровнем профессиональной подготовки; 2) способный к критическому анализу прошлого, настоящего и к прогнозированию будущего; 3) психологически устойчивый, не склонный к соглашательству.

Есть и другие важные качества экспертов. Например, профессиональная компетентность эксперта определяется по показателям решения тестовых задач. Полезно предложить экспертам заполнить анкету самооценки своих знаний. Опыт показывает, что люди с более требовательной самооценкой ошибаются меньше других.

Абсолютная эффективность деятельности эксперта определяется отношением числа случаев, когда эксперт верно предсказал дальнейший ход событий, к общему числу экспертиз, проведённых данным специалистом. Например, если эксперт участвовал в 10 экспертизах и 6 раз его точка зрения подтвердилась, то эффективность деятельности такого эксперта равна коэффициенту 0,6. На практике показателем квалификации эксперта часто служит отклонение его оценок от средних оценок группы экспертов. Объективная оценка пригодности эксперта определяется по формуле:

Δ М = М – Мист,

где Мист истинная оценка; М – оценка эксперта.

Очевидно, что эксперт представляет тем большую ценность, чем выше показатели его деятельности.

Судей во многих видах спорта можно рассматривать как своеобразных экспертов, оценивающих мастерство спортсмена (например в гимнастике, боксе и др.).

Существует несколько способов проведения экспертизы. Наиболее простой из них – ранжирование, которое состоит в определении относительной значимости объектов экспертизы на основе их упорядочения. Обычно наиболее предпочтительному объекту приписывается наивысший (первый) ранг, наименее предпочтительному – последний ранг.

После оценивания объект, получивший у экспертов наибольшее предпочтение, получает наименьшую сумму рангов. Следует знать, что в принятой оценочной шкале ранг определяет только место объекта относительно других объектов, подвергшихся экспертизе. Но ранжирование не позволяет оценить, насколько далеко эти объекты отстают друг от друга.

Широкое распространение получил метод непосредственной оценки объектов по шкале, когда эксперт помещает каждый объект в определённый оценочный интервал. Третий метод экспертизы – последовательное сравнение факторов. Сравнение объектов экспертизы с помощью этого метода проводится следующим образом:

1) вначале они ранжируются в порядке значимости;

2) наиболее важному объекту приписывается оценка, равная единице, а остальным (тоже в порядке значимости) – оценка меньше единицы – до нуля;

3) эксперты решают, будет ли оценка первого объекта превосходить по значимости все остальные. Если да, то оценка «веса» этого объекта увеличивается ещё больше, если нет, то принимается решение уменьшить его оценку;

4) эта процедура повторяется до тех пор, пока не будут оценены все объекты.

Четвёртый метод экспертизы – метод парного сравнения – основан на попарном сравнении всех факторов. При этом в каждой сравниваемой паре объектов устанавливается наиболее весомый фактор (он оценивается баллом 1). Второй объект этой пары оценивается в 0 баллов.

Следует заметить, что, помимо перечисленных экспертных анализов, ранговая корреляция лежит в основе решения многих задач квалиметрии, поскольку позволяет осуществлять математические расчёты с качественными признаками.

Анкетированием называется метод сбора мнений посредством заполнения анкет. Наряду с интервью и беседой, анкетирование относится к методам опроса. В отличие от интервью и беседы, анкетирование предполагает письменные ответы респондента – лица, заполняющего анкету, на систему стандартизированных вопросов. Оно позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п.

С помощью анкетирования в спорте можно решать многие практические задачи: оценка психологического статуса спортсмена; его отношение к характеру и направленности тренировочных занятий; межличностные отношения в команде; отношения спортсмен – тренер; собственная оценка техникотактической подготовленности; оценка самочувствия, рациона питания и многие другие.

В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное (опрос всей генеральной совокупности) и выборочное (опрос части генеральной совокупности – выборки).

Начальным, пожалуй, наиболее ответственным и важным, этапом подготовки к анкетированию является формирование или выбор вопросника. Это предъявляет особые требования к знаниям исследователя, проводящего анкетирование. Наибольшее распространение получила следующая классификация вопросов:

вопросы о фактах отражают действия людей в настоящем и в прошлом, а также результаты этих действий (например участие в соревнованиях и показанные результаты или выяснение паспортных данных опрашиваемого);

вопросы о мотивах отражают причины тех или иных действий, мнение о действиях, их оценку;

открытыми вопросами называют такие, на которые ответы могут быть даны в свободной форме (например, назовите вид спорта, которым Вы хотели бы заниматься);

закрытыми вопросами называются такие, формулировка которых предполагает определённый набор вариантов ответов, в связи с чем респонденту приходится останавливать свой выбор на одном из них;

прямые вопросы предусматривают получение от респондента информации, непосредственно отвечающей задачам исследования;

косвенные вопросы предусматривают получение от респондента информации через серию побочных вопросов, прямо не отвечающих задачам исследования, но позволяющих путём анализа составить определённое мнение о предмете интереса;

фильтрующими вопросами считаются: а) вопросы общего характера, при отрицательном ответе на которые респондент освобождается от ответа на последующие вопросы; б) вопросы, «отсекающие» мнение и оценки некомпетентных респондентов (ставятся вопросы-ловушки, или вопросы, заведомо неизвестные респонденту и позволяющие судить о мере его компетентности);

контрольные вопросы направлены на проверку правильности ответов, которые раскрывают основную идею исследования, и поэтому помогают повысить степень достоверности получаемой информации. Они строятся, как правило, в виде открытых и косвенных вопросов.

Вопросники любого предназначения должны отвечать некоторым общим правилам:

1) включаются только те вопросы, которые имеют прямое или косвенное отношение к задачам исследования и ответы на которые нельзя получить другим способом;

2) среди вопросов не должно быть таких, которые вызывали бы нежелание отвечать (содержание и его формулировка), порождали бы отрицательное отношение к исследователю и его работе;

3) формулировка вопросов должна быть безупречно грамотной в орфографическом и стилистическом отношении;

4) содержание и форма вопросов должны отвечать уровню подготовленности всех респондентов;

5) вопросник должен представлять собой логически обоснованную систему вопросов, а не хаотический их набор;

6) по теме исследования должно быть поставлено несколько вопросов («батарея» вопросов). Достоверность информации при этом повышается;

7) «батарея» вопросов должна строиться таким образом, чтобы первыми шли вопросы общего характера, а затем частные, углубляющие, детализирующие;

8) если в вопроснике затрагивается несколько тем, то переходы между ними должны быть плавными, вставляются связывающие вопросы;

9) формулировка вопросов должна побуждать респондентов к лаконичным (кратким) ответам, что ускоряет процесс обработки анкеты.

Опрос может проводиться как очно, так и заочно в один или несколько туров.

Развитие вычислительной техники позволяет проводить анкетирование в режиме диалога с ЭВМ. Особенностью диалогового метода является составление математической программы, предусматривающей логическое построение вопросов и очерёдность их воспроизведения на дисплее в зависимости от типов ответов. В память машины закладываются стандартные ситуации, позволяющие контролировать правильность ввода ответов, соответствие численных значений диапазону реальных данных. ЭВМ контролирует возможность ошибок и в случае их появления находит причину и указывает на неё.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.219 (0.033 с.)