Роль муниципального бюджета в социально-экономическом развитии региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль муниципального бюджета в социально-экономическом развитии региона



ТЕМА 1

Правовое и экономическое содержание муниципальных бюджетов

ЛЕКЦИЯ 1

ЛЕКЦИЯ 2

ЛЕКЦИЯ 3

Нормативно-правовая база формирования бюджетов муниципальных образований

К нормативно-правовой базе формирования доходов местных бюджетов относятся:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Бюджетный кодекс Российской Федерации;

3) Налоговый кодекс Российской Федерации;

4) Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»  от  25  сентября  1997г.  №  126-ФЗ (с изменениями);

5) Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г. № 154- ФЗ (с изменениями);

6) Закон субъекта Российской Федерации «О бюджетной системе субъекта РФ на соответствующий финансовый год».

Все эти нормативно-правовые акты устанавливают общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяют государственные гарантии его осуществления.

Основным правовым источником является Конституция Российской Федерации, где даются все основы местного самоуправления. Согласно статьи

130 Конституции, «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью». Конституцией установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, устанавливают местные налоги и сборы.

Бюджетный кодекс Российской Федерации дает определение доходов местных бюджетов, порядок их формирования, устанавливает налоговые, неналоговые доходы местных бюджетов и основы регулирования доходов местных бюджетов. Также Бюджетным кодексом устанавливаются полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. Доходы местного бюджета − это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов местного самоуправления. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные  бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых


органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

Отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов передаются местным бюджетам Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в порядке, установленном статьями 52 и 58 Бюджетного кодекса. В соответствии с ними собственные доходы федерального бюджета могут передаваться местным бюджетам по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам, определенным правовыми актами органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления:

1) вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации;

2) соответствующие акты представительных органов местного самоуправления, вступившие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год;

3) внесение изменений и дополнение в правовые акты о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год;

4) органы местного самоуправления могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах определенных их правовыми актами лимитов;

5) органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами и размера муниципального долга.

Следующим источником нормативно-правовой базы формирования доходов местных бюджетов, можно назвать Федеральный закон


«О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Данным законом устанавливаются полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов. Представительные органы местного самоуправления вправе:

1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате;

2) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты.

Статьей 9 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определены основные принципы межбюджетных отношений, средства и порядок их регулирования. Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления осуществляется па основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Также вышеназванный закон устанавливает нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах), устанавливает порядок предоставления субвенций. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образованиям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также в форме субвенций.

Вышеназванным законом устанавливается порядок формирования и функционирования Фонда финансовой поддержки муниципальных образований в субъекте Российской Федерации. Определяются отношения органов местного самоуправления с территориальными органами Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, где устанавливается взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными органами Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, которое основано на координации и объединении усилий по контролю за своевременным и полным поступлением в соответствующие бюджеты налоговых платежей всех видов, в том числе местных налогов и сборов.

Данная статья также определяет, что представительный орган местного

самоуправления вправе за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов.

В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета.

Устанавливается,  что  органы  местного  самоуправления  через


территориальные органы местного самоуправления Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации вправе возложить на уполномоченный банк следующие функции:

– кассовое исполнение местного бюджета;

– кассовое обслуживание органов местного самоуправления;

– размещение свободных остатков средств местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления вправе:

– выдавать предусмотренные местным бюджетом ссуды юридическим и физическим лицам при условии обеспечения финансирования расходной части местных бюджетов;

– получать в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты на условиях, согласованных с представительными органами местного самоуправления.

Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет все основные моменты, связанные с муниципальными займами.

Так, договор муниципального займа заключается путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципальных облигаций. А также определяется порядок выпуска муниципальных облигаций, который устанавливается законодательством Российской Федерации.

Данный закон устанавливает предельно допустимую сумму долговых обязательств органов местного самоуправления, которая не должна превышать 15 процентов объема расходной части местного бюджета.

Закон также определяет следующие моменты: население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.

Следующим нормативно-правовым источником формирования доходов местных бюджетов является Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который устанавливает такие общие положения, как:

– местное самоуправление в Российской Федерации − форма осуществления народом своей власти;

– местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и осуществляется


на всей территории Российской Федерации.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, а также предметы ведения местного самоуправления.

Также данным законом определяются и устанавливаются основные понятия и термины, такие, как поселение, сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенной общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные органы местного самоуправления. Дается понятие сельского, городского поселения, муниципального района, городского округа, органов местного самоуправления, муниципального правового акта, центра муниципального образования и некоторые другие положения.

Этим законом устанавливаются права граждан на осуществление местного самоуправления. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от иола, расы, национальности, языка. Права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом в той степени, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данный закон определяет правовую основу местного самоуправления. Ее составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, уставы муниципальных образований, принятые на сходах граждан и местных референдумах решения, нормативные правовые акты органов местного самоуправления).

К нормативно-правовой базе формирования доходов местных бюджетов можно отнести Закон субъекта Российской Федерации «О бюджетной системе субъекта РФ на соответствующий год», где определяется сумма доходов, расходов, средства на покрытие дефицита бюджета, устанавливаются ставки по налогам и прочее.

Таким образом, доходы местных бюджетов играют важную роль в социально-экономическом развитии территории. Формирование доходной части местного бюджета происходит за счет поступления собственных и регулирующих доходов и регулируется достаточно большим перечнем законодательных актов.


Эффективность местного самоуправления во многом зависит от его экономической основы, от степени обеспеченности материально-финансовыми ресурсами. Для выполнения своих задач муниципальные образования должны обладать необходимыми и достаточными материальными и финансовыми ресурсами, а также иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими. Для этого надо четко представлять себе структуру бюджетной системы, процесс нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, введения и установления местных налогов, способы оптимизации расходов местного бюджета и увеличения доходов, а также другие вопросы финансовой деятельности.

Одним из важнейших полномочий органов местного самоуправления является утверждение и исполнение бюджетов муниципальных образований.

Для выявления и выравнивания уровня бюджетной обеспеченности в субъектах и муниципальных образованиях следует использовать инструменты бюджетного регулирования, предусмотренные в бюджетном законодательстве:

– дополнительные единые для всех поселений нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты;

– дифференцируемые отчисления от федеральных и региональных налогов взамен дотаций;

– межбюджетные трансферты из местных бюджетов, применяемые для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности в субъекте РФ.

Первоочередной задачей органов местного самоуправления является нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса на уровне муниципальных образований, в связи с чем органы местного самоуправления любого муниципального образования должны принять следующие документы:

– положение о бюджетном процессе;

– решение об установлении налога на имущество физических лиц;

– решение об установлении земельного налога;

– положение о порядке ведения реестра расходных обязательств;

– положение о муниципальном контрольном органе;

– порядок самообложения граждан.

Разграничение имущества.

Остро стоит проблема передачи объектов недвижимости в собственность на другой уровень. Во многом это связано с отсутствием необходимых нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в этой области, к примеру, перечня документов, необходимых для принятии решения по этому вопросу, утвержденного постановлением Правительства РФ. Кроме этого, действующее законодательство нуждалось в существенных изменениях в этой сфере.

Несмотря на существенные изменения в области разграничения имущества между уровнями власти, до сих пор возникают многочисленные проблемы, замедляющие процесс передачи объектов недвижимости с одного


уровня власти на другой. Они состоят в следующем:

– большой документооборот, сопровождающий процесс передачи объектов недвижимости;

– отсутствие документов, подтверждающих право собственности на имущество;

– передача объектов недвижимости в состоянии, не отвечающем нормам эксплуатации, без финансирования ремонтных работ;

– передача социально-значимых объектов без финансирования расходов на их содержание и эксплуатацию;

– отсутствие или слабая подготовка специалистов по вопросам разграничения госсобственности на уровне поселений.

На федеральном уровне зачастую не учитываются затраты на разграничение имущества между муниципальными образованиями: на инвентраризацию, оценку стоимости и изготовление технической документации муниципального имущества.

Земельный налог.

В результате изменений в Налоговом кодексе, внесенных Федеральным законом от 29.11.04 №141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» налоговая база для уплаты земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. В большинстве субъектов РФ кадастровая оценка земель произведена и утверждена, однако существует ряд проблем, препятствующих вводу и взиманию в полном объеме земельного налога, среди которых:

– отсутствие необходимого информационного, программного и финансового обеспечения, что не позволяет вести реестры плательщиков и своевременно отслеживать внесение платежей;

– большие затраты времени и денежных средств на процедуру оформления права обладания физических и юридических лиц участком земли, что ведет к выпадению доходов из бюджетов муниципальных образований.

Во избежание этих и других проблем в сфере установления и взимания земельного налога предлагается:

– применить упрощенный порядок регистрации права собственности на земельные участки;

– произвести повторную переоценку кадастровой стоимости земель, если она была произведена до вступления в силу Закона № 141-ФЗ, так как произведенная ранее кадастровая оценка может быть значительно ниже стоимости на сегодняшний день. В результате этого возможно занижение налоговой базы по земельному налогу, как следствие,


непоступление в полном объеме отчислений от данного налога в бюджеты муниципальных образований.

Субсидии из федерального фонда.

В соответствии со ст. 132 Бюджетного кодекса РФ в целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально-значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. Целевое назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий будут устанавливаться законом субъекта РФ. Отбор муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, и распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями будут осуществляться по единой методике, утверждаемой законами субъектов РФ в соответствии с требования Бюджетного кодекса РФ.

– на предоставление гражданам, включая специалистов здравоохранения, образования и сельского хозяйства, постоянно проживающих в сельской местности, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

– на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, за исключением выплат, предусмотренных ст. 15 и 16.1 Закона РФ от

18.10.91 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;

– на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла;

– на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Средства, предоставляемые из регионального фонда софинансирования социальных расходов, выделяются на основании законов субъекта, но в рамках федерального законодательства, не допускающего нецелевого расходования средств.

В условиях реформы местного самоуправления местные бюджеты становятся все более самостоятельными, органы местного самоуправления при обязательства по исполнению переданных им полномочий и предметам совместного ведения, и, как следствие, увеличивается расходная часть бюджета.

Специфика организации исполнения бюджетов поселений связана с их главной особенностью – небольшим размером. Поселения существуют в условиях дефицита кадров и средств, низкого уровня коммуникационной оснащенности. Тем не менее все требования законодательства по организации исполнения местного бюджета должны быть выполнены.

В связи с созданием нового уровня бюджетной системы многие регионы


внедрили или уже используют разработанное НПО «ИС Криста» специализированное программное обеспечение для автоматизации исполнения бюджетов городов и сельских поселений − автоматизированная система (АС)

«Бюджет поселения»:

– обеспечивающее автоматизацию всех функций финансового органа поселения, планирование бюджета в разрезе доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, учет поступления бюджетных средств, осуществление и контроль расходования бюджетных средств, учет внебюджетных средств, учет межбюджетных трансфертов, ведение бухгалтерского учета, получение отчетности в соответствии с действующим законодательством;

– позволяющее автоматизировать централизованное планирование и использование бюджетов различных поселений;

– предусматривающее несколько вариантов кассового обслуживания использования бюджета;

– учитывающее невысокий уровень технической и коммуникационной оснащенности поселений.

Подходы к решению этой задачи в разных регионах различны. Рассмотрим

процесс исполнения бюджетов поселений с трех точек зрения существенных особенностей, характерных именно для уровня поселения:

– с точки зрения выполнения функций по организации исполнения бюджета поселения;

– с точки зрения варианта кассового обслуживания и санкционирования расходов;

– с точки зрения организации учета в поселении.

Организация исполнения бюджетов поселений.

Существуют два варианта организации исполнения бюджетов поселений, которые с успехом применяются для программного обеспечения.

Первый вариант передача полномочий по организации исполнения собственного бюджета на уровень района. Этот вариант составляет специфическую особенность именно уровня поселений. Решение является быстрым и не требует значительных затрат на приобретение техники, отдельного программного обеспечения и подготовки новых специалистов. В финансовом органе района устанавливается АС «Бюджет» с возможностью вести данные нескольких бюджетов. Такой крупный и многофункциональный программный комплекс действует во многих субъектах РФ уже много лет.

Очевидно, что передача полномочий − временное решение. Основная задача реформы местного самоуправления − создание полноценного нового уровня бюджетной системы. Поселения должны самостоятельно решать свои задачи, соответственно им потребуется специализированное программное обеспечение. Кроме того, при таком варианте растет нагрузка на районный финансовый орган, так как каждое поселение − это отдельные данные, отчеты, ежемесячная отчетность, необходимость постоянного взаимодействия с администрациями поселений. В качестве примера можно привести Самарскую


область, где все поселения передали свои полномочия на уровень района.

Второй вариант − самостоятельное выполнение функций по организации исполнения бюджетов администрациями поселений − является приоритетным. В этом случае поселения не передают свои полномочия на уровень района, а самостоятельно осуществляют их. Это полностью соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.03 № 131 − ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Конечно, в этом случае необходима техническая, теоретическая и кадровая подготовленность самих поселений, но этого требует и сама реформа.

 

Оба подхода существуют одновременно. Даже в рамках одного района может быть реализован как первый, так и второй вариант. Различные регионы, районы и поселения в меру своей готовности и возможностей выбирают тот или иной вариант целиком или частично. В результате проведения реформы первый вариант исполнения бюджетов поселений должен остаться только в маленьких поселениях, которые по каким-либо причинам не могут обеспечить организацию исполнения собственного бюджета.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что кассовое обслуживание включает проведение и учет операций по кассовым поступлениям и кассовым выплатам. С точки зрения учета кассовых поступлений вариаций нет, но с точки зрения проведения кассовых выплат возможны варианты. В соответствии с приказом Казначейства РФ от 22.03.05 об утверждении порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства «кассовые» выплаты могут осуществляться в условиях открытия в Федеральном казначействе: лицевых счетов бюджетополучателей; лицевого счета финансового органа.

Вариант кассового обслуживания исполнения бюджетов поселений практически всегда определяется порядком кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта и муниципальных бюджетов. Регионы сами определяют, по


какому варианту они работают

В условиях открытия в ФК лицевого счета финансового органа из поселения передается на уровень района функция санкционирования расходов бюджета. В результате расчетный отдел казначейства ведет лицевые счета бюджетополучателей и санкционирует доходы поселения (является казначейством для поселения). Для реализации этого в районе устанавливается АС «Бюджет», а в поселении − АС «Бюджет поселения», совместно с АС «Смета». Взаимодействие поселения и казначейства может быть организовано путем экспорта-импорта файлов специального формата или при наличии технической возможности через программное обеспечение для удаленных клиентов (АС «УРМ»).

Этот вариант предъявляет требования к техническим и кадровым ресурсам, более высокую стоимость. Тем не менее, очевидны и его достоинства: прозрачность информации по расходованию средств, оптимальные сроки прохождения платежей, возможность упрощения процедур санкционирования, работа единой системы казначейства региона.

Организация учета в поселении.

АС «Бюджет поселения» предназначена для работы в тех поселениях, которые самостоятельно выполняют свои полномочия по организации исполнения собственных бюджетов. В сельских администрациях объединяются два вида учета: бюджетный учет органа, организующего исполнение бюджета (финансовый орган), и учет бюджетных учреждений. В администрации формирует все регистры учета и отчетность как по финансовому и по всем бюджетополучателям. Очень часто весь учет поселения ведет один бухгалтер.

Внедрение программного обеспечения в поселениях.

Проведение работы по внедрению программного обеспечения в поселениях имеет свою специфику: поселений много, и они небольшие. Возможно как индивидуальное внедрение в поселениях, так и обучение в форме семинаров. Проведение семинаров является более экономичной формой и позволяет обучить большее количество человек за короткий промежуток времени. Идеальной является схема внедрения в регионе, когда на примере «пилотного» поселения (муниципального образования) отлаживается выбранная схема работы, и после этого проводятся семинары для специалистов остальных поселений.


ТЕМА 2

Механизм формирования доходов и расходов бюджета муниципального образования

Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием, использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований, а также способствует развитию местных территорий.

Финансово-экономическая основа, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служит, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем, укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом.

Финансовое управление администрации города Казани подчиняется Министерству финансов Республики Татарстан и функционально главе администрации (мэру) города. Финансовое управление возглавляет начальник управления, назначение и освобождение от должности которого производится приказом Министерства финансов Республики Татарстан по представлению главы администрации (мэра).

К основным задачам финансового управления относятся:

– анализ проведения экономических реформ, состояния экономики и финансов отраслей городского хозяйства и разработка предложений по повышению эффективности их хозяйствования;

– реализация стратегических направлений единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики;

– составление проекта бюджета и отчета об его исполнении за истекший год;

– совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

– разработка проектов нормативов отчислений от налогов и сборов и других платежей, размеров дотаций и субсидий из республиканского бюджета;

– разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

– участие в разработке инвестиционной политики, в подготовке предложений по осуществлению инвестиционной и инновационной деятельности за счет средств местного бюджета.


ЛЕКЦИЯ 4

Анализ состава и структуры доходов муниципального бюджета. Состав, формирование, исполнение доходной части бюджета муниципального образования

Финансовое управление занимается планированием доходов и расходов бюджета города Казани. Каждый бюджет, независимо от его уровня в бюджетной системе, представляет собой финансовый план-баланс и состоит из доходов и расходов. Первичным источником доходов бюджетов является национальный доход общества. Расходы бюджетов, находясь в тесной взаимосвязи с доходами, определяются задачами, стоящими перед муниципальными образованиями. Доходы бюджетов классифицируются по:

– социально-экономическому признаку;

– условиям зачисления в соответствующие бюджеты;

– юридическим формам доходов.

По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъектов; по условиям зачисления в соответствующие бюджеты − на закрепленные и регулирующие; по юридическим нормам − на налоговые и неналоговые.

Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы, учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.

Бюджетная классификация доходов и расходов бюджетов едина для бюджетов всех уровней бюджетной системы и утверждена федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 года.

Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке. В ее основе лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально- экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлениях расходования средств, их составе и структуре. Все бюджетные доходы объединены в четыре группы:

1) налоговые доходы;

2) неналоговые доходы;

3) безвозмездные перечисления;

4) перечисления от государственных бюджетных фондов.

Состав доходов местных бюджетов определяется, прежде всего, Бюджетным кодексом Российской Федерации.


Доходы местных бюджетов можно классифицировать как налоговые и неналоговые. К налоговым доходам местного бюджета относятся:

– собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

– отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерации и субъектам Российской Федерации в установленном порядке;

– государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета (100 процентов).

Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет. Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично − в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ, а также нормативными и правовыми актами представительных органов местного самоуправления. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог- на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, местные лицензионные сборы.

Согласно бюджетной классификации в группу «Налоговые доходы» включают следующие подгруппы:

– прямые налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

– налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

– налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

– налоги на имущество;

– налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

– прочие налоги, пошлины и сборы.

В свою очередь, подгруппы подразделяются на конкретные виды налогов, сборов и платежей.

К неналоговым доходам в соответствии с Бюджетным кодексом относятся:

1) Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к ним относятся:

– средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное пользование и владение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;


– средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

– плата за пользование бюджетными средствами, предоставленные другим бюджетам на возвратной и платной основе;

– часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся послу уплаты налогов и иных обязательных платежей.

2) Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления.

3) Средства, полученные в результате применения мер граждански- правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда и иные суммы принудительного изъятия.

4) Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

5) Иные неналоговые доходы.

Пошлины и сборы составляют самую сложную проблему при использовании традиционной классификации. Они включаются то в группу косвенных, то в группу прямых налогов, либо в самостоятельную группу.

К пошлинам и сборам, как правило, можно отнести:

– на обращение имущества;

– на акты гражданского состояния;

– судебные;

– нотариальные;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.096 с.)