Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к классификации психических состояний
Не меньше вопросов возникает и при попытке разработать классификацию психических состояний, ведь они могут быть классифицированы в зависимости, например, от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний: личностные и ситуативные; от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые ясно выступают): интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.; от степени глубины состояния: глубокие либо поверхностные; от времени протекания: кратковременные, затяжные, длительные и т. д.; от влияния на личность: положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические; от степени осознанности: состояния более или менее осознанные; от причин, их вызывающих; от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки[15]. При этом, как пишет Ю.Е. Сосновикова, «задача классификации заключается не только в том, чтобы выявить или указать на признаки, по которым можно классифицировать психические состояния, но в том, чтобы систематизировать наиболее важные из них, чтобы принципы их систематизации отразили сущность самого явления. Классификация, как отмечают философы, используется как средство уточнения понятия, которым оперирует наука»[16]. Первая попытка классификации психических состояний представлена Н.Д. Левитовым в 1964 году. В основе классификации психических состояний этого исследователя лежит подразделение состояний по аналогии с классификацией психических процессов. Он выделяет психические состояния, которые характерны для умственной деятельности, эмоциональные, волевые, характерологические и психические состояния, возникающие в труде. Ученый выделил такие классы психических состояний как: - состояния личностные и ситуативные; - состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека; - состояния, положительно или отрицательно действующие на человека; - состояния продолжительные и краткие; - состояния более или менее осознанные[17]. Данная классификация достаточно объемна и вполне приемлема для исследовательских задач. В ней выделены основные характеристики состояний, отражающие степень осознания, их знак (положительные или отрицательные) длительность и др. Однако существенным недостатком данной классификации является отсутствие четкого разграничения между состояниями и психическими процессами.
В свою очередь, Ю.Е. Сосновикова дает следующую классификацию психических состояний человека: - состояния сознания (с предельно высокой, высокой и выше обычной активностью); - состояния внимания (с предельно высокой, высокой и выше обычной активностью). - состояния деятельности (ведущей деятельности, потребностные, мотивационные, целей, способов осуществления); - состояния с преобладанием психических процессов (ощущений, восприятий, представлений); - состояния с преобладанием одной из сторон психики (интеллектуальные, эмоциональные, волевые); - личностные состояния с доминирующими в их структуре свойствами личности (направленности, характера, темперамента, способностей). Однако, как справедливо отмечает Е.П. Ильин, в данной классификации нет названий конкретных психических состояний, «поэтому создается впечатление, что это не классификация состояний, а методологические подходы к любой классификации, в том числе и психологических явлений»[18]. Интересным является системно-понятийное описание психических состояний, предложенное В.А. Ганзеном и В.Н. Юрченко. Теоретический анализ понятий-терминов позволил им выделить две группы состояний: характеризующих аффективно-волевую сферу психической деятельности человека и состояния сознания-внимания. Каждая группа имеет характеристики, отражающие наиболее типичные, стержневые особенности входящих в нее состояний. Это «напряжение-разрешение» для группы волевых состояний, «удовольствие-неудовольствие» − для группы аффективных состояний и «сон-активация» для группы состояний «сознание-внимание». В основе аффективно-волевых состояний лежат потребности человека. В свою очередь, волевые состояния разделили класс на две подгруппы: праксические (положительные и отрицательные) и мотивационные (органические и ориентировочные), аффективные − на гуманитарные (положительные и отрицательные) и эмоциональные (положительные и отрицательные). Состояния «сознание-внимание», по мнению авторов, являются фоновыми, они создают условия для всей психической жизни человека. В то же время, как отмечают исследователи, среди психических состояний большое количество таких, в которых степень доминирования одного компонента установить достаточно сложно. Это затрудняет локализацию их в определенной группе и свидетельствует о том, что и данная классификация не является всеобщей[19].
Л.В. Куликов психические состоянии подразделяет на: эмоциональные (эйфория, радость, удовлетворение, печаль, меланхолия, тревога, страх, паника); активационные (возбуждение, вдохновения, подъем, сосредоточенность, рассеянность, скука, апатия); тонические (бодрствование, монотония, пресыщение, утомление, переутомление, сонливость); тензионные (напряжение, фрустрация, одиночество, стресс, сенсорный голод)[20]. Достоинством приведенной классификации является то, что заполняющие ее психические явления относятся к состояниям, а не к чувствам, волевым качества, психическим процессам и свойствам личности. Однако и эта классификация не лишена недостатков, наиболее существенный из которых связан с проблемой неопределенности в словесном обозначении психологических явлений. Обобщая положения разных классификаций, А.А. Крылов перечисляет, следующие основания для их осуществления: уровень активации нервной системы; уровень активности сознания; преобладающее проявление реагирования на ситуацию; устойчивость – неустойчивость состояний; кратковременность – длительность состояний; положительность – отрицательность влияния на деятельность состояний; нормальность – патологичность состояний[21]. В данном пособии мы будем придерживаться классификации, предложенной Л.В. Куликовым. На наш взгляд, она в большей степени подходит для рассмотрения вопросов диагностики и регуляции психических состояний, поскольку существуют состояния, которые практически не осознаются или предоставляют минимальные возможности для саморегулирования и больше возможностей для осуществления внешнего вмешательства в их регуляцию, например, мотивационные состояния (сенсорная депривация, озадаченность); кризисные состояния (дезадаптация, деперсонализация); пограничные состояния (реактивные состояния, неврозы, психопатоподобные состояния, задержки психического развития); гипнотическое состояние. Далее предлагается краткая характеристика некоторых психических состояний. Выбор состояний обусловлен рассмотрением дальнейших вопросов их диагностики и регуляции, а также возможными негативными эффектами некоторых состояний на деятельность и поведение человека, его личностное развитие.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.006 с.) |