Выраженность страхов, определяемая по опроснику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выраженность страхов, определяемая по опроснику



№ п/п Содержание страха Среднее значение Ранг страха
1 Страх пауков и змей 4,85±0,19 8
2 Страх темноты 2,87±0,15 21
3 Страх сумасшествия 4,10±0,21 16
4 Страх болезни близких людей 7,56±0,15 1
5 Страх преступности 5,07±0,20 5
6 Страх начальства 4,68±0,17 11
7 Страх изменений в личной жизни 4,70±0,20 9
8 Страх ответственности 4,15±0,16 15
9 Страх старости 4,20±0,21 14
10 Страх за сердце 4,70±0,18 10
11 Страх бедности 5,00±0,21 6
12 Страх перед будущим 5,11 ±0,16 4
13 Страх физической боли 4,93±0,19 7
14 Страх войны 5,57±0,22 3
15 Страх смерти 3,04±0,17 20
16 Боязнь замкнутых пространств 2,47±0,15 23
17 Страх высоты 3,92±0,18 17
18 Страх глубины 3,73±0,19 18
19 Страх перед негативными последствиями болезней близких людей 6,43±0,22 2
20 Страх заболеть каким-либо заболеванием 4,23±0,20 12
21 Страхи, связанные с половой функцией 2,49±0,14 22
22 Страх самоубийства 1,89±0,13 24
23 Страх перед публичными выступлениями 4,21 ±0,1 7 13
24 Страх агрессии по отношению к близким 3,33±0,1 9 19

 

Опросник «Определение нервно-психического напряжения»
(Т.А. Немчин) [70]

Автор методики – профессор Психоневрологического института им. В.А. Бехтерева Т.А. Немчин при разработке опросника использовал результаты многолетних клинико-психологических исследований, проведенных на большом количестве испытуемых, находящихся в условиях экстремальной ситуации. Первый этап разработки опросника состоял в составлении и систематизации перечня жалоб-симптомов, полученных от реципиентов в стрессовой ситуации: от 300 студентов в период экзаменационной сессии и от 200 больных неврозами с ведущей симптоматикой в форме фобий, страха, тревоги перед выполнением болезненных процедур и стресс-интервью. На втором этапе разработки методики из 127 первичных признаков, относящихся к феноменологии нервно-психического напряжения, были отобраны лишь 30 признаков, которые систематически повторялись при повторных обследованиях.

Наиболее высокие частоты повторяемости 30 признаков были обнаружены в группе больных неврозами. Различная степень выраженности признаков у разных испытуемых позволила автору разделить каждый из пунктов опросника на три степени: слабо выражен, средняя степень выраженности, резко выражен, получившие условную оценку в очках соответственно 1, 2, 3. По содержанию опросника все признаки можно разделить на три группы утверждений: первая группа отражает наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматических систем организма, вторая группа утверждает о наличии (или отсутствии) психического дискомфорта и жалоб со стороны нервно-психической сферы, в третью группу входят признаки, описывающие некоторые общие характеристики нервно-психического напряжения – частоту, продолжительность, генерализованность и степень выраженности этого состояния. Опросник рекомендуется использовать для диагностики психической напряженности в условиях сложной (экстремальной) ситуации или ее ожидания.

 

Инструкция: Заполните правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время.

 


Бланк для ответов

 

№ п/п Содержание признака Отметка испытуемого
1 Наличие физического дискомфорта: а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе  
2 Наличие болевых ощущений: а) полное отсутствие каких-либо болей б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе  
3 Температурные ощущения: а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела б) ощущение тепла, повышения температуры тела в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»  
4 Состояние мышечного тонуса: а) обычный мышечный тонус б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, рук (тики, тремор)  
5 Координация движений: а) обычная координация движений б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности  
6 Состояние двигательной активности в целом: а) обычная двигательная активность б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела  
7 Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающие работе в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца – учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце  
8 Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание» в) выраженные неприятные ощущения в животе – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды  
9 Проявления со стороны органов дыхания: а) отсутствие каких-либо ощущений б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающее работе в) значительные изменения дыхания – одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле»  
10 Проявления со стороны выделительной системы: а) отсутствие каких-либо изменений б) умеренная активизация выделительной функции – более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть) в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность и даже невозможность терпеть    
11 Состояние потоотделения: а) обычное потоотделение без каких-либо изменений б) умеренное усиление потоотделения в) появление обильного «холодного» пота  
12 Состояние слизистой оболочки полости рта: а) обычное состояние без каких-либо изменений б) умеренное увеличение слюноотделения в) ощущение сухости во рту  
13 Окраска кожных покровов: а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук б) покраснение кожи лица, шеи, рук в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка  
14 Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям: а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях  
15 Чувство уверенности в себе, в своих силах: а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала  
16 Настроение: а) обычное настроение б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью в) снижение настроения, подавленность  
17 Особенности сна: а) нормальный, обычный сон б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне  
18 Особенности эмоционального состояния в целом: а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное желание действовать в) чувство страха, паники, отчаяния  
19 Помехоустойчивость: а) обычное состояние без каких-либо изменений б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях  
20 Особенности речи: а) обычная речь б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и др.) в) нарушения речи, появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос  
21 Общая оценка психического состояния: а) обычное состояние б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса  
22 Особенности памяти: а) обычная память б) улучшение памяти – легко вспоминается то, что нужно в) ухудшение памяти  
23 Особенности внимания: а) обычное внимание без каких-либо изменений б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость  
24 Сообразительность: а) обычная сообразительность б) повышение сообразительности, хорошая находчивость в) снижение сообразительности, растерянность  
25 Умственная работоспособность: а) обычная умственная работоспособность б) повышение умственной работоспособности в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость  
26 Явления психического дискомфорта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики  
27 Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения: а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание б) отчетливо выраженные признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешной деятельности в) большое количество разнообразных негативных проявлений нервно-мышечного напряжения существенно мешающие работе  
28   Частота возникновения состояния напряжения: а) ощущение напряжения не развивается практически никогда б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин  
29 Продолжительность состояния напряжения: а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося в течение длительного времени даже после исчезновения сложной ситуации  
30 Общая степень выраженности напряжения: а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения в) резко выраженное, чрезмерное напряжение  

 

Обработка результатов

После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта а), начисляется 1 балл; поставленный против подпункта б), начисляется 2 балла; поставленный против подпункта в), начисляется 3 балла. Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких-либо проявлений нервно-психического напряжения (НПН).

Диапазон слабого нервно-психического напряжения располагается в промежутке 30-50 баллов; умеренное или интенсивное напряжение – 51-70 баллов; чрезмерное напряжение – 71-90 баллов.

Кроме такой приблизительной оценки, согласно статистическим данным, Т.А.Немчин предлагает по сумме набранных баллов выделять три степени НПН:

НПН<42,5 – первая степень НПН – относительная сохранность характеристик психического и соматического состояния, ощущение психического комфорта, устойчивость и сохранность психической деятельности.

42,6>НПН<75 – вторая степень НПН – ощущение подъема, готовности к работе, активизация когнитивной деятельности на фоне выраженного эмоционального подъёма, активизация соматических функций, повышение продуктивности деятельности.

НПН>75 – третья степень НПН – дезорганизация психической деятельности, соматических функций, снижение продуктивности деятельности или её дезорганизация, ощущение физического и психического дискомфорта.

Методика оценки агрессии – опросник STAXI Ч. Спилбергера

(адаптация С.Л. Соловьёвой) [71]

 

Оригинальный вариант опросника STAXI предназначен для определения выраженности агрессии как психического состояния, свойства личности, компонента в структуре темперамента, реакции на текущие события, аутоагрессии, гетероагрессии и контроля агрессии. Здесь приводится только шкала оценки агрессии как состояния.

 

Инструкция: Внимательно прочитайте все утверждения и обведите в кружок тот вариант ответа, который соответствует тому, как Вы себя чувствуете сейчас. Не тратьте слишком много времени на обдумывание и помните, что здесь нет правильных и неправильных ответов. Дайте тот ответ, который наиболее точно характеризует Вас.

 

Бланк для ответов

№ п/п Утверждения Совер- шенно нет Немного Умерен-но Очень
1 Я разъярён 1 2 3 4
2 Я чувствую себя раздражённым 1 2 3 4
3 Я зол 1 2 3 4
4 Я чувствую, мне хочется накричать на кого-нибудь 1 2 3 4
5 Я чувствую, что мне хочется разбить что-нибудь вдребезги 1 2 3 4
6 Я взбешён 1 2 3 4
7 Я чувствую, как мне хочется стукнуть по столу кулаком 1 2 3 4
8 Я чувствую, мне хочется кого-нибудь ударить 1 2 3 4
9 Я готов взорваться 1 2 3 4
10 Я чувствую, что мне хочется ругаться 1 2 3 4

Обработка данных

Путём простого арифметического суммирования обведённых испытуемым баллов получаем уровень выраженности состояния агрессии. Нормативные данные по России составляют 10,84±2,27. То есть при результате 14 баллов и выше можно делать вывод о выраженности состояния агрессии.

 

 

Методика экспресс-диагностики невроза (К. Хек и Х. Хесс)[72]

 

Методика разработана и применяется для обобщённой, предварительной, доврачебной диагностики невротического состояния.

 

Инструкция: Ознакомившись с вопросом или суждением, Вам надо ответить «да» или «нет».

 

1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?

2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

3. Я чувствую себя легко ранимым.

4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?

6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.

7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?

8. Я довольно нервный.

9. Мне кажется, что меня никто не понимает.

10. Я довольно раздражительный.

11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.

12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

14. У меня были очень странные и необычные переживания.

15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?

16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно?

17. Легко ли изменить Ваше настроение?

18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость?

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.

20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?

22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?

23. Критика или выговор меня очень ранят.

24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?

26. Я часто испытываю недовольство.

27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.

29. Большей частью я счастлив.

30. Я недостаточно уверен в себе.

31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.

32. Часто я чувствую себя просто скверно.

33. Я много копаюсь в себе.

34. Я страдаю от чувства неполноценности.

35. Иногда у меня все болит.

36. У меня бывает гнетущее состояние.

37. У меня что-то с нервами.

38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.

39. Самая тяжелая борьба для меня – это борьба с самим собой.

40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?

 

Обработка результатов

Надо подсчитать количество утвердительных ответов. Каждый такой ответ оценивается в 1 балл. Если получено более 24 баллов, то это говорит о высокой вероятности невротического состояния у данного человека. Еще раз подчеркнем, что методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности.


Шкала астенического состояния (ШАС)
(Л.Д. Малкова, адаптация Т.Г. Чертовой) [73]

Методика была разработана на основе клинического опросника ММРI и предназначена для экспресс-диагностики астенического состояния. Под термином «астеническое состояние», или «снижение психической активации», подразумевается такое психическое состояние, которое характеризуется общей, и прежде всего, психической слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями. Астеникам и людям с временным астеническим состоянием следует соблюдать щадящий образ жизни, своевременно восстанавливать психические и физические силы.

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое предложение и оцените его применительно к вашему состоянию в данный момент по 4-х балльной шкале, в которой:

1 балл – Нет, неверно

2 балла – Пожалуй, это так

3 балла – Верно

4 балла – Совершенно верно

 

Текст опросника

1. Я работаю с большим напряжением

2. Мне трудно сосредоточиться на чем-либо

3. Моя половая жизнь не удовлетворяет меня

4. Ожидание нервирует меня

5. Я испытываю мышечную слабость

6. Мне не хочется ходить в кино или в театр

7. Я забывчив

8. Я чувствую себя усталым

9. Мои глаза устают при длительном чтении

10. Мои руки дрожат

11. У меня плохой аппетит

12. Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании

13. Я уже не так хорошо понимаю прочитанное

14. Мои руки и ноги холодные

15. Меня легко задеть

16. У меня болит голова

17. Я просыпаюсь утром усталым и не отдохнувшим

18. У меня бывают головокружения

19. У меня бывают подергивания мышц

20. У меня шумит в ушах

21. Меня беспокоят половые вопросы

22. Я испытываю тяжесть в голове

23. Я испытываю общую слабость

24. Я испытываю боли в темени

25. Жизнь для меня связана с напряжением

26. Моя голова как бы стянута обручем

27. Я легко просыпаюсь от шума

28. Меня утомляют люди

29. Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом

30. Мне не дают заснуть беспокойные мысли

Бланк для ответов

№ п/п балл № п/п балл № п/п балл
1   11   21  
2   12   22  
3   13   23  
4   14   24  
5   15   25  
6   16   26  
7   17   27  
8   18   28  
9   19   29  
10   20   30  

Обработка результатов

Для определения выраженности астенического состояния необходимо суммировать бальные оценки по всем утверждениям. Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 ± 6,47 балла. Приняв результаты исследования здоровых лиц за «отсутствие астении», весь разброс шкалы можно разделить на 4 диапазона:

от 30 до 50 баллов – «отсутствие астении»,

от 51 до 75 баллов – «слабая астения»,

от 76 до 100 баллов – «умеренная астения»,

от 101 до 120 баллов – «выраженная астения».

Таким образом, результаты каждого испытуемого предполагают выраженность одной из четырёх степеней астении.

 

 


Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
(В.В.Бойко) [74]

Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с преподаванием, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава учащихся и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию»

По мнению автора методики, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.

Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры

Методика позволяет диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенцию и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

 

Фаза стресса СИМПТОМ

НАПРЯЖЕНИЕ

1 Переживание психотравмирующих обстоятельств
2 Неудовлетворенность собой
3 «Загнанность в клетку»
4 Тревога и депрессия

РЕЗИСТЕНЦИЯ

1 Неадекватное эмоциональное реагирование
2 Эмоционально-нравственная дезориентация
3 Расширение сферы экономии эмоций
4 Редукция профессиональных обязанностей

ИСТОЩЕНИЕ

1 Эмоциональный дефицит
2 Эмоциональная отстраненность
3 Личностная отстраненность (деперсонализация)
4 Психосоматические и психовегетативные нарушения

 

Инструкция: Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия – «Heт». Учтите, что если в формулировках опросника идёт речь о партнёрах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

 

Текст опросника

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т.д.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

64. 64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.

66. Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

 

Обработка результатов

Определите сумму баллов, раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». Для этого выпишите название четырех шкал по каждому из симптомов. Обнаружив совпадение ответов с ключом, оцените тем количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса в графе «Б». Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30.

Подсчитайте сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования симптома «выгорания». Для этого сложите результаты по четырем шкалам каждой фазы в отдельности.

Найдите итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания», подсчитав сумму показателей всех 12 симптомов.

 

Ключ

 НАПРЯЖЕНИЕ

 

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Б Б Б Б Б Б Б
1+ 2 13+ 3 25+ 2 37- 3 49+ 10 61+ 5 73- 5

Неудовлетворенность собой

2– 3 14+ 2 26+ 2 38- 10 50- 5 62+ 5 74+ 3

«Загнанность в клетку»

3+ 10 15+ 5 27+ 2 39+ 2 51+ 5 63+ 1 75- 5

Тревога и депрессия

4+ 2 16+ 3 28+ 5 40+ 5 52+ 10 64+ 2 76+ 3

 

РЕЗИСТЕНЦИЯ

 

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.179 с.)