Организация педагогического процесса в разных возрастных группах ДОУ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация педагогического процесса в разных возрастных группах ДОУ.



В основе ПП детского сада – режим дня детей – разумное, физиологически обусловленное сочетание активности ребенка и отдыха, поэтому ПП строится в соответствии с режимными моментами.

Начинается ПП с утреннего приема детей:

- утренняя гимнастика;

- завтрак;

- организованное обучение на занятиях;

- прогулка;

- обед;

- тихий час;

- свободная деятельность детей;

- полдник;

- прогулка;

- уход детей домой.

Условно ПП делится на первую половину дня (до тихого часа) и вторую половину дня (после тихого часа).

Особенности ПП в 1-ой младшей группе

Очень много времени отводится выполнению режимных моментов (питание, одевание и т.п.).

В 1-ую очередь вовлекаются быстро утомляющиеся дети, которые плохо владеют навыками, или тех, кто не занят игрой. Приучают действовать в общем ритме и темпе, проявлять самостоятельность, помогать друг другу. Утром воспитатель встречает детей, начиная с 7 утра. Разговаривает, спрашивает, включает каждого ребенка в игровую деятельность (игры с матрешками, пирамидами); индивидуально привлекает детей к уходу за растениями и животными; организует хороводные игры. Воспитатель строит общение на уровне глаз ребенка. Организует уборку игрушек и проводит утреннюю гимнастику. После утренней гимнастики – мыть руки небольшими подгруппами детей, вытирает руки и сажает детей за столы. Воспитатель проверяет осанку детей, учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Потом детей привлекают к уборке посуды. Занятия от 10-15 минут. Во время одевания на прогулку детей учат самостоятельно обращаться с просьбой. Во время прогулки – подвижные игры, гимнастические упражнения. Обращает внимание детей на состояние природы, погоду. Важно следить за внешним видом детей. С прогулки сначала уводят младших детей, потом вторую подгруппу детей. Сон – 2 ч. 40 минут. Сначала поднимают тех, кто уже проснулся, потом тех, кто еще спит. Далее – сюжетно-ролевые игры, можно организовать трудовые поручения. Особенность работы воспитателя – высокая речевая активность.

Особенности ПП во 2-ой младшей (3-4 года) и средней (4-5 лет) группах

Утренний прием такой же, детям предлагаются индивидуальные или групповые игры, индивидуальная работа с детьми (формирование навыков рисования или лепки). Ср.гр. – характер предстоящего занятия. Утренняя гимнастика – 6-8 минут, более продолжительна. Во время завтрака воспитывает аккуратность и самостоятельность детей. В мл. гр. одно занятие, 2-ое после тихого часа, в ср. гр. 2 занятия в первую половину дня. Между занятиями небольшой перерыв, переход от игры к занятию организуется при помощи сюрпризного момента, проблемной или игровой ситуации. Обеспечивается смена видов деятельности во время занятия.

В промежутке между завтраком и занятием – подвижные игры. После занятий дети одеваются на прогулку. Во время прогулки наблюдают за природой, материал для сюжетно-ролевых игр, трудовая деятельность (поручение – помочь собрать листья). Дети чувствительны к поддержке и оценке воспитателя. Поэтапно, в течение дня воспитатель оценивает успех детей, поддерживая их. 4-5 лет, выполняют различные поручения: сервировка стола, разложить материал для занятия. Средняя группа – 1-ые полгода дежурство по столовой, 2-ая половина – по занятиям. Воспитатель создает уголок дежурств. В уголке помещены фото детей, специальная одежда (интерес детей к деятельности дежурного). В средней группе складываются симпатии между детьми, формируются устойчивые игровые объединения. Воспитатель способствует возникновению отношений между детьми, учит выполнять деятельность вместе.

Особенности ПП в старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) группах

Высокая степень самостоятельности в бытовых процессах, складываются навыки самоорганизации. Организм становится более выносливым. Сокращается время на выполнение бытовых процессов, сокращается время дневного сна – 1 ч. 45 мин. Меняется продолжительность занятий 1 ч.20 мин. – 1 ч. 30 мин. Увеличивается время игр после дневного сна 40-50 мин. Возникает усложнение сюжетно-ролевой игры. Разные дополнительные занятия после дневного сна (ритмика, театральный кружок).

1 раз в неделю организуется коллективная деятельность детей (коллективный труд по украшению группы к празднику и т.д.) Имеет очень важное значение, позволяет детям сплотиться, установить взаимоотношения. Меняется характер занятий, дети самостоятельно решают более сложные учебные задачи. Часто учебные задачи решаются на основе взаимодействия в парах или маленьких подгруппах. Возможность оценивать ребенка не только в занятии, но и результат деятельности детей. Вводятся элементы, связанные с занятиями в школе. Изменения связаны с подготовкой детей к школе.

Источники: лекции О.В.Солнцевой, А.Г. Гогоберидзе. Разные учебники по педагогике.

 

10. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей.

11. Коренные политические и экономические изменения, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему дошкольного обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

12. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается специально разработанными и апробированными программами. В условиях вариативности образования, закрепленного в «Законе об образовании РФ», для дошкольных учреждений разработаны и разрабатываются все новые и новые программы.

13. В настоящее время дошкольные учреждения переходят от использования одной, унифицированной программы к вариативным программам.

14. Любая программа, рекомендованная Министерством образования РФ к использованию, является государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с детьми в дошкольном учреждении.

15. Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР. В 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название Типовой программы и находит свое применение в настоящее время.

< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >

ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коренные политические и экономические изменения, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему дошкольного обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается специально разработанными и апробированными программами. В условиях вариативности образования, закрепленного в «Законе об образовании РФ», для дошкольных учреждений разработаны и разрабатываются все новые и новые программы.

В настоящее время дошкольные учреждения переходят от использования одной, унифицированной программы к вариативным программам.

Любая программа, рекомендованная Министерством образования РФ к использованию, является государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с детьми в дошкольном учреждении.

Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР. В 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название Типовой программы и находит свое применение в настоящее время.

 

Типовая программа сыграла свою положительную роль в систематизации содержания, форм и видов деятельности детей дошкольного возраста. С появлением этой программы обеспечивалась преемственность в обучении и воспитании дошкольников различных возрастных групп при подготовке к школе.

В настоящее время, когда мы говорим о разностороннем развитии ребенка, а главным принципом воспитания провозглашаем личностноориентированное взаимодействие с ребенком, Типовая программа не может в полной мере отвечать требованиям обучения и воспитания нового поколения. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, недоступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, программа не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для формирования личности ребенка.

В связи с принятием Закона РФ «Об образовании» и ориентацией дошкольных образовательных учреждений на стандарт дошкольного уровня образования целый ряд научных коллективов разработали новые варианты программы по дошкольному образованию.

При этом учитывалось, что все вариативные программы должны отвечать определенным требованиям. Рассмотрим эти требования.

Каждая программа должна отражать содержание воспитания и обучения и соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, все вариативные программы должны быть ориентированы и на новое Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении. Сама программа должна направлять работников дошкольных учреждений на личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.

Программы должны ориентироваться не только на общечеловеческую культуру, но и на российские культурные традиции. Поэтому основное место в ее содержании занимает развитие речи детей, физическое, познавательное и эстетическое развитие. В соответствии с возрастными особенностями детей в содержание программ вводятся элементы трудового воспитания, формирование отношения ребенка к природе, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Все новые программы должны быть направлены на развитые способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.

Каждая программа должна предусматривать формы организации жизни детей в период пребывания в детском саду: занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей; организация свободного времени в течение дня

< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >

ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коренные политические и экономические изменения, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему дошкольного обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается специально разработанными и апробированными программами. В условиях вариативности образования, закрепленного в «Законе об образовании РФ», для дошкольных учреждений разработаны и разрабатываются все новые и новые программы.

В настоящее время дошкольные учреждения переходят от использования одной, унифицированной программы к вариативным программам.

Любая программа, рекомендованная Министерством образования РФ к использованию, является государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с детьми в дошкольном учреждении.

Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР. В 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название Типовой программы и находит свое применение в настоящее время.

 

Типовая программа сыграла свою положительную роль в систематизации содержания, форм и видов деятельности детей дошкольного возраста. С появлением этой программы обеспечивалась преемственность в обучении и воспитании дошкольников различных возрастных групп при подготовке к школе.

В настоящее время, когда мы говорим о разностороннем развитии ребенка, а главным принципом воспитания провозглашаем личностноориентированное взаимодействие с ребенком, Типовая программа не может в полной мере отвечать требованиям обучения и воспитания нового поколения. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, недоступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, программа не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для формирования личности ребенка.

В связи с принятием Закона РФ «Об образовании» и ориентацией дошкольных образовательных учреждений на стандарт дошкольного уровня образования целый ряд научных коллективов разработали новые варианты программы по дошкольному образованию.

При этом учитывалось, что все вариативные программы должны отвечать определенным требованиям. Рассмотрим эти требования.

Каждая программа должна отражать содержание воспитания и обучения и соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, все вариативные программы должны быть ориентированы и на новое Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении. Сама программа должна направлять работников дошкольных учреждений на личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.

Программы должны ориентироваться не только на общечеловеческую культуру, но и на российские культурные традиции. Поэтому основное место в ее содержании занимает развитие речи детей, физическое, познавательное и эстетическое развитие. В соответствии с возрастными особенностями детей в содержание программ вводятся элементы трудового воспитания, формирование отношения ребенка к природе, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Все новые программы должны быть направлены на развитые способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.

Каждая программа должна предусматривать формы организации жизни детей в период пребывания в детском саду: занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей; организация свободного времени в течение дня.

Каждая программа должна сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей на реализацию индивидуального подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.

Программы для дошкольных образовательных учреждений могут быть комплексные и парциальные. Комплексная программа включает в себя все основные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.

Любая программа подвергается экспертной оценке, которая осуществляется Федеральным экспертным советом Министерства образования РФ. При положительной оценке программа рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, имеют право самостоятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.

К программам нового поколения (90-х годов) относятся три программы, рекомендованные Министерством образования РФ к использованию в работе дошкольных образовательных учреждений. Все эти программы построены на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Одной из первых практическим работникам дошкольных учреждений была рекомендована программа «Радуга». Эта программа рассчитана на период дошкольного детства от 2-х до 7 лет. «Радуга» — это не одна, а пять программ с методическим обеспечением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2—3 года; 3—4 года; А —5 лет; 5—6 лет; 6—7 лет.

В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития детей. В основу ее положены принципы психологического развития ребенка. Речь идет о становлении его сознания, роли различных видов деятельности в развитии личности. Ведущее место в этой программе занимает теория психических новообразований в каждой возрастной группе детей!

В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель имеет возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка определенного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель программы «Радуга» — обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.

Во всех пяти программах «Радуга» выделены конкретные задачи воспитания и соответствующие им основные направления педагогической работы. Например, для воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач — охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагаются следующие направления деятельности с детьми: соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать внимание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.

В структуре программ «Радуга» имеются следующие разделы: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Развитие речи», «Ребенок познает мир», «Математика», «Изобразительная деятельность», «Конструктивная и практическая продуктивная деятельность детей», «Развитие музыкальности».

Программа «Радуга дает возможность развития всех способностей ребенка за счет различных видов деятельности и особенно за счет активизации познавательной деятельности детей. В отличие от других программ в «Радуге» расширены программы формирования математических представлений ребенка и развития предпосылок логического мышления.

Использование на практике программы «Радуга» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреждения по следующим направлениям: гуманизация педагогической деятельности воспитателя, ориентация на создание в детском саду положительного микроклимата; гуманное отношение к ребенку; внимание к вопросам индивидуального общения с ребенком, что обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. В целях гуманизации воспитательно-образовательного процесса все программные задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование вариативных методик.

В настоящее время большая часть дошкольных образовательных учреждений активно использует программу «Радуга».

Коллективом сотрудников под руководством известного психолога Л. А. Венгера разработана и рекомендована к реализации Министерством образования РФ программа «Развитие». Об особенностях этой программы говорит ее название. Авторы постарались уйти от задачи формирования навыков и умений и сосредоточили внимание на целостном развитии ребенка. Программа ориентирована на дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития. Авторы подчеркивают, что нельзя переносить в дошкольное детство, в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, примерных планов занятий. В своих рекомендациях авторы предлагают проведение занятий по подгруппам и в достаточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя или сидя за столиками, на ковре и т. п.

В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Научный коллектив преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена г. Санкт- Петербурга разработал программу развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство». Эта комплексная образовательная программа, в основе которой лежит личностно-деятельностный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы — младшую, среднюю и старшую. В основу программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманистической педагогики. Работникам дошкольных образовательных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каждого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, социально-личностному развитию.

Во введении — «Слово к воспитателю» — отмечается, что «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала». Все содержание программы потрем возрастным группам объединяется в четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Программа состоит из трех частей — каждая часть соответствует одной возрастной группе. В каждой части дается характеристика возрастных особенностей детей и конкретизируются задачи воспитания и развития дошкольника. Затем дается содержание работы с детьми по следующим направлениям: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает для себя мир природы», «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга», «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки», «Первые шаги в математику».

По каждому направлению работы конкретизируются задачи воспитания и развития детей. После каждого направления приводятся характеристики уровней освоения программы. Выделяется три уровня — низкий, средний и высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа разделом «Скоро в школу».

Программа «Детство» отличается систематичностью, глубоким анализом возрастных возможностей детей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми.

Проследим на примере этой программы, как решаются общие и конкретные задачи обучения, воспитания и развития детей по каждой возрастной группе.

В разделе I «Младший дошкольник в детском саду» после характеристики возрастных особенностей детей даются следующие общие задачи воспитания:

  • 1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствие и активности каждого ребенка.
  • 2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями, культурно-гигиеническими навыками, развитием потребности в активной двигательной деятельности.
  • 3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
  • 4. Способствовать развитию детской самостоятельности, овладению детьми разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения.
  • 5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей.
  • 6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения.
  • 7. Способствовать развитию воображения и творчества, прививать интерес к художественной деятельности с элементами творчества.

Общие задачи воспитания, выделенные в части I «Младший дошкольный возраст», конкретизируются в каждом конкретном блоке. Так, в блоке «Ребенок в кругу взрослых и сверстников указываются следующие задачи социально-нравственного воспитания младших дошкольников:

  • — развивать доброжелательное отношение детей к близким людям (взрослым и сверстникам), побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю и сверстникам);
  • — пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово);
  • — приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения, уметь пользоваться «вежливыми» словами: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «спокойной ночи», выражать просьбы спокойным тоном;
  • — воспитывать положительное отношение к усвоению культурногигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании;
  • — развивать умение отражать эмоциональное состояние в имитационных играх, танцевальных движениях, хороводных и музыкальных играх соответственно эмоциональному образу (грустные и веселые зайчики, матрешки, добрый Ваня и т. п.);
  • — формировать представления детей о людях (взрослых, сверстниках), об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о поступках, проявлениях внимания и заботы об окружающих.

Для решения этих конкретных задач детьми третьего и четвертого года жизни даются программы по следующим направлениям: «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе». В конце раздела «Ребенок в кругу взрослых и сверстников» приводятся уровни социально-нравственного развития детей третьего и четвертого года жизни.

В части II — «Средний возраст» — задачи воспитания и развития, уже более компактны и значительно отличаются от тех, что были даны для работы с детьми младшего возраста. Кроме того, все задачи указывают на преемственность в воспитании и развитии детей.

Задачи воспитания и развития средней возрастной группы:

  • 1. Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.
  • 2. Развитие познавательной активности через обогащение опыта деятельности и представлений об окружающем.
  • 3. Укрепление доброжелательных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных занятиях.
  • 4. Воспитание самостоятельности на основе освоении разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению.
  • 5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности.

В части III — «Старший возраст» — основные задачи воспитания ориентируют работников дошкольных учреждений на уважение прав ребенка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный подход.

Эти задачи следующие:

  • 1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  • 2. Развитие гуманистической направленности отношений детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  • 3. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре.
  • 4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
  • 5. Развитие у ребенка стремления к школьному обучению, интереса к школе, новой социальной позиции школьника.
  • 6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Таким образом, в программе «Детство» определены основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщиться к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества.

Авторский коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца опубликовал концепцию базисной программа развития ребенка- дошкольника «Истоки».

В основу программы положен деятельностный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

Базисная программа строится на основе следующих направлений развития ребенка: социальное развитие; физическое развитие; эстетическое развитие; познавательное развитие; природа и человек; история, география и культура Родина; грамота; развитие речи и речевого общения; овладение вторым языком; здоровье.

Помимо перечисленных существуют и парциальные программы, включающие одно или нескольких направлений развития ребенка. Это программа «Одаренный ребенок», разработанная коллективом научных сотрудников Детского центра под руководством Л. А. Венгера; программа «Золотой ключик», созданная коллективом научных работников под руководством Г. Г. Кравцова; программы «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху».

Наличие различных программ, отражающих разные варианты и подходы к воспитанию развитию ребенка, требует внимания при отборе их для использования в практической деятельности дошкольного учреждения. Прежде всего, педагогический коллектив должен быть психологически подготовлен к переходу на одну из программ. А для этого программу необходимо тщательно изучить, подобрать дидактический и методический материал. Переход на новую программу следует начинать с младшей дошкольной группы. Только в этом случае будет соблюдена определенная преемственность в воспитании и обучении детей и реализованы основные теоретические положения избранной программы.

 

24. Формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и условия применения.

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

Широко распространенными в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».

Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.

Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи – это уже нормативно-описательная модель метода.

Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их изменением меняются и методы обучения.

На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т.д. В основе лежал репродуктивный метод обучения («делай как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие.

С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель устно передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – массовым способом взаимодействия учителя и ученика.

Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.

В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа передачи знаний учащимся. В процесс обучения органично входят такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения.

На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т.е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Основное место ней отводилось ручному труду, деятельности различного рода, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировалась самостоятельность на основе использования собственного опыта. Утвердились частично-поисковые, исследовательские методы.

Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.

 

 

25. Компоненты процесса воспитания. Формы, методы и средства воспитания, их педагогические возможности и условия применения. Принципы воспитания.

 

Методы воспитания — это совокупность наиболее общих научно обоснованных способов решения воспитательных задач и осуществления педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя с воспитанниками.

Целью воспитательных взаимодействий являются:

- организация воспитательной среды;

- создание условий для самоорганизации жизни воспитанников;

- психолого-педагогическое воздействие на сознание и поведение;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.078 с.)