Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация педагогического процесса в разных возрастных группах ДОУ.
В основе ПП детского сада – режим дня детей – разумное, физиологически обусловленное сочетание активности ребенка и отдыха, поэтому ПП строится в соответствии с режимными моментами. Начинается ПП с утреннего приема детей: - утренняя гимнастика; - завтрак; - организованное обучение на занятиях; - прогулка; - обед; - тихий час; - свободная деятельность детей; - полдник; - прогулка; - уход детей домой. Условно ПП делится на первую половину дня (до тихого часа) и вторую половину дня (после тихого часа). Особенности ПП в 1-ой младшей группе Очень много времени отводится выполнению режимных моментов (питание, одевание и т.п.). В 1-ую очередь вовлекаются быстро утомляющиеся дети, которые плохо владеют навыками, или тех, кто не занят игрой. Приучают действовать в общем ритме и темпе, проявлять самостоятельность, помогать друг другу. Утром воспитатель встречает детей, начиная с 7 утра. Разговаривает, спрашивает, включает каждого ребенка в игровую деятельность (игры с матрешками, пирамидами); индивидуально привлекает детей к уходу за растениями и животными; организует хороводные игры. Воспитатель строит общение на уровне глаз ребенка. Организует уборку игрушек и проводит утреннюю гимнастику. После утренней гимнастики – мыть руки небольшими подгруппами детей, вытирает руки и сажает детей за столы. Воспитатель проверяет осанку детей, учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Потом детей привлекают к уборке посуды. Занятия от 10-15 минут. Во время одевания на прогулку детей учат самостоятельно обращаться с просьбой. Во время прогулки – подвижные игры, гимнастические упражнения. Обращает внимание детей на состояние природы, погоду. Важно следить за внешним видом детей. С прогулки сначала уводят младших детей, потом вторую подгруппу детей. Сон – 2 ч. 40 минут. Сначала поднимают тех, кто уже проснулся, потом тех, кто еще спит. Далее – сюжетно-ролевые игры, можно организовать трудовые поручения. Особенность работы воспитателя – высокая речевая активность. Особенности ПП во 2-ой младшей (3-4 года) и средней (4-5 лет) группах Утренний прием такой же, детям предлагаются индивидуальные или групповые игры, индивидуальная работа с детьми (формирование навыков рисования или лепки). Ср.гр. – характер предстоящего занятия. Утренняя гимнастика – 6-8 минут, более продолжительна. Во время завтрака воспитывает аккуратность и самостоятельность детей. В мл. гр. одно занятие, 2-ое после тихого часа, в ср. гр. 2 занятия в первую половину дня. Между занятиями небольшой перерыв, переход от игры к занятию организуется при помощи сюрпризного момента, проблемной или игровой ситуации. Обеспечивается смена видов деятельности во время занятия.
В промежутке между завтраком и занятием – подвижные игры. После занятий дети одеваются на прогулку. Во время прогулки наблюдают за природой, материал для сюжетно-ролевых игр, трудовая деятельность (поручение – помочь собрать листья). Дети чувствительны к поддержке и оценке воспитателя. Поэтапно, в течение дня воспитатель оценивает успех детей, поддерживая их. 4-5 лет, выполняют различные поручения: сервировка стола, разложить материал для занятия. Средняя группа – 1-ые полгода дежурство по столовой, 2-ая половина – по занятиям. Воспитатель создает уголок дежурств. В уголке помещены фото детей, специальная одежда (интерес детей к деятельности дежурного). В средней группе складываются симпатии между детьми, формируются устойчивые игровые объединения. Воспитатель способствует возникновению отношений между детьми, учит выполнять деятельность вместе. Особенности ПП в старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) группах Высокая степень самостоятельности в бытовых процессах, складываются навыки самоорганизации. Организм становится более выносливым. Сокращается время на выполнение бытовых процессов, сокращается время дневного сна – 1 ч. 45 мин. Меняется продолжительность занятий 1 ч.20 мин. – 1 ч. 30 мин. Увеличивается время игр после дневного сна 40-50 мин. Возникает усложнение сюжетно-ролевой игры. Разные дополнительные занятия после дневного сна (ритмика, театральный кружок). 1 раз в неделю организуется коллективная деятельность детей (коллективный труд по украшению группы к празднику и т.д.) Имеет очень важное значение, позволяет детям сплотиться, установить взаимоотношения. Меняется характер занятий, дети самостоятельно решают более сложные учебные задачи. Часто учебные задачи решаются на основе взаимодействия в парах или маленьких подгруппах. Возможность оценивать ребенка не только в занятии, но и результат деятельности детей. Вводятся элементы, связанные с занятиями в школе. Изменения связаны с подготовкой детей к школе.
Источники: лекции О.В.Солнцевой, А.Г. Гогоберидзе. Разные учебники по педагогике.
10. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей. 11. Коренные политические и экономические изменения, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему дошкольного обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. 12. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается специально разработанными и апробированными программами. В условиях вариативности образования, закрепленного в «Законе об образовании РФ», для дошкольных учреждений разработаны и разрабатываются все новые и новые программы. 13. В настоящее время дошкольные учреждения переходят от использования одной, унифицированной программы к вариативным программам. 14. Любая программа, рекомендованная Министерством образования РФ к использованию, является государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с детьми в дошкольном учреждении. 15. Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР. В 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название Типовой программы и находит свое применение в настоящее время.
При этом учитывалось, что все вариативные программы должны отвечать определенным требованиям. Рассмотрим эти требования. Каждая программа должна отражать содержание воспитания и обучения и соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, все вариативные программы должны быть ориентированы и на новое Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении. Сама программа должна направлять работников дошкольных учреждений на личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Программы должны ориентироваться не только на общечеловеческую культуру, но и на российские культурные традиции. Поэтому основное место в ее содержании занимает развитие речи детей, физическое, познавательное и эстетическое развитие. В соответствии с возрастными особенностями детей в содержание программ вводятся элементы трудового воспитания, формирование отношения ребенка к природе, формирование потребности в здоровом образе жизни. Все новые программы должны быть направлены на развитые способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.
Каждая программа должна предусматривать формы организации жизни детей в период пребывания в детском саду: занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей; организация свободного времени в течение дня
24. Формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и условия применения. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей. Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения. Широко распространенными в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения». Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности. Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения. Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи – это уже нормативно-описательная модель метода. Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их изменением меняются и методы обучения. На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т.д. В основе лежал репродуктивный метод обучения («делай как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель устно передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – массовым способом взаимодействия учителя и ученика. Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов. В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа передачи знаний учащимся. В процесс обучения органично входят такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения. На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т.е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Основное место ней отводилось ручному труду, деятельности различного рода, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировалась самостоятельность на основе использования собственного опыта. Утвердились частично-поисковые, исследовательские методы. Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.
25. Компоненты процесса воспитания. Формы, методы и средства воспитания, их педагогические возможности и условия применения. Принципы воспитания.
Методы воспитания — это совокупность наиболее общих научно обоснованных способов решения воспитательных задач и осуществления педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя с воспитанниками. Целью воспитательных взаимодействий являются: - организация воспитательной среды; - создание условий для самоорганизации жизни воспитанников; - психолого-педагогическое воздействие на сознание и поведение;
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.078 с.) |