Связь педагогики с другими науками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь педагогики с другими науками



Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого объекта.

Как уже отмечалось выше, педагогика вызрела в недрах философии, отпочковалась от последней. Став самостоятельной наукой, педагогика не порывает связи с философией и ее отраслями. Те или иные философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении целей воспитания, в постижении сущности человека, законов развития природы и общества и т. п. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению проблем нравственного, эстетического воспитания.

Педагогика органически связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, чтобы способствовать эффективному изменению психических процессов, поведения детей. Все педагогические проблемы имеют психологическое обоснование. Так, проблема умственного воспитания опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития; закономерности воспитания раскрываются с учетом психологической теории личности. Итоги педагогической деятельности подводятся на основе психологических показателей. Например, о результатах обучения судят по объему знаний, их прочности, образности, обобщенности, по степени сформированности умственной деятельности. Воспитанность детей определяется по таким показателям, как мотивы поступков, мера их осознанности, уровень самостоятельности и т.п. Решение любого вопроса в сфере обучения и воспитания требует психолого-педагогического подхода.

Интеграция психологии и педагогики привела к возникновению пограничных отраслей - педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и т. д.

Педагогика тесно связана с анатомией и физиологией. Анатомия и физиология - основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе. Научные знания о высшей нервной деятельности используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и психическим развитием детей. Те же знания являются основополагающими при разработке режима жизни детей, организации различных видов деятельности, исследовании принципов оформления предметно-материальной среды в образовательных организациях, особенно тех, которые предназначены для детей раннего и дошкольного возраста.

Сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно (по результатам социологических исследований), что требует от педагогики более тесного сотрудничества с отраслями медицинских наук. Возникла необходимость создания новой отрасли педагогики - лечебной педагогики, призванной разработать специальную систему обучения и воспитания детей, часто болеющих, недомогающих. Создается интегрированная медико-педагогическая программа полового воспитания детей. Необходимо объединение усилий медицины и педагогики в разработке программы антиалкогольного, антинаркоманного воспитания и образования.

В 60-70-е гг. нынешнего столетия педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.

Отношения между педагогикой и экономическими науками достаточно сложны. Система экономических мер оказывает тормозящее или активизирующее действие на образование и его востребованность обществом, что сказывается на развитии педагогических идей и педагогической науки. Экономическая политика является необходимым условием развития образованности общества. Важным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.

Социология включает в область своих теоретических и прикладных исследований проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т. д. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и др.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук. Недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогикой глобальную и наукоемкую задачу – разработать специальную систему обучения и воспитания недомогающих, больных школьников.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Определенную значимость для педагогики имеет и ее связь с логикой. Логика во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Безусловно, это задача и педагогики в пределах своего предмета, но логические схемы, фигуры, законы служат необходимой (хотя и недостаточной) основой, если аппарат одной науки используется для решения прикладных задач другой.

Связи педагогики с различными разделами математики и кибернетики (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов) важны для решения на современном уровне педагогических проблем с использованием аппарата этих наук: моделирования и алгоритмизации обучения и т. п.

 Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать потенциал, накопленный в антропологии (от греч. anthropos человек, и logos – понятие, учение) - науке о происхождении и эволюции человека (филосовский словарь).

В педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук. В качестве форм взаимосвязи педагогики с другими науками выступают: использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук; творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках; использование конкретных результатов исследований других наук; ее участие в комплексных исследованиях человека.

Рассматривая вопрос о связи педагогики с другими науками, необходимо отметить следующее:

• систему педагогических знаний нельзя вывести из какой-либо одной науки;

• для разработки педагогической теории и практических рекомендаций необходимы данные других наук;

• одни и те же данные могут быть использованы для достижения различных целей;

• педагогика перерабатывает данные других наук для более полного познания педагогического процесса и разработки различных способов его оптимальной организации.

В обязанности педагога входит извлечение из массы фактов каждой науки тех данных, которые могут быть использованы в процессе воспитания. Различные науки помогают педагогу воздействовать на душевные качества, характер и волю человека.

Знание психологии и физиологии необходимо для того, чтобы избежать грубых ошибок в процессе воспитания. Педагог-историк сможет объяснить процессы взаимного влияния воспитания и общества друг на друга, педагог-филолог может сказать, как слово влияет на развитие души и как человеческая душа влияет на слово. Знания по анатомии и физиологии, изучение процессов памяти помогут педагогу максимально использовать ресурсы человека.

При этом от педагога не требуется глубоких познаний во всех антропологических науках, но он должен иметь популярные знания. Ни одна из этих наук не должна быть ему чуждой.

Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.

 

 

4. Законодательство в области образования. Принципы государственной образовательной политики в России.

Законодательство в области образования.

Законодательство РФ в области образования образуют нормативные правовые акты различной юридической силы. Оно включает в себя Конституцию Российской Федерации, Конвенцию ООН «О правах ребенка», Декларацию ООН «О распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами», Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации по различным аспектам подготовки и положении учителей начальных и средних школ и других международных документов, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования. Задачами законодательства РФ в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

    3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Конституция РФ гарантирует право каждого на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, право бесплатно получить на конкурсной основе высшее образование (ст. 43).

Закон РФ «Об Образовании» (принят в 1992 г.) вобрал в себя самые прогрессивные на тот момент позиции государственной образовательной политики. В 1996 г. в Закон был внесен ряд своевременных поправок, а в 2012 г. после продолжительного обсуждения был принят ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  

Основная идея государственно-общественного характера управления образованием состоит в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, в предоставлении учителям, учащимся и их родителям больше прав и свобод в управлении образовательным процессом, в выборе различных типов образовательных учреждений. Он проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности, что создает реальные предпосылки для создания атмосферы реального, делового сотрудничества в ОУ. Реальным воплощением общественного характера управления школьным образованием является деятельность коллективного органа управления - Совета школы, гимназии, лицея.

В 2000 г. Постановлением Правительства Р Ф была одобрена Национальная доктрина образования, которая признана основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития и определяющим цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Она отражает интересы граждан многонационального Российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни. Доктрина определила основные направления совершенствования законодательства в области образования и стала основой для разработки программ развития образования.

В 2006 г. была принята Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной образовательной политики, которые диктуются полиэтничным характером российского общества - не только его многоязычием и поликультурностью, полицивилизационностью и поликонфессиональностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России. Важным документом, отражающим современные тенденции перспективного развития отечественного образования, является Федеральная целевая программа развития образования (2000, 2011). В ней отражаются основы государственной политики в области образования, определяется стратегия приоритетного развития системы образования во всех направлениях и способы, обеспечивающие ее реализацию. Федеральную программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, культурные и религиозные, демографические и иные особенности.

В ФЦПРО до 2010 г. Правительство РФ определило меры социальной и материальной поддержки таких категорий обучающихся, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды; дети и подростки с отклонением в развитии, с девиантным поведением; другие категории граждан.

Результаты реализации данной ФЦПРО выразились в следующем:

• разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения по всем уровням образования;

• удалось существенно расширить возможности для повышения профессионализма педагогических кадров, в том числе за счет ежегодного повышения квалификации порядка 400 тыс. преподавателей на всех уровнях образования;

• был продолжен эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), что позволило в 2009 г. обеспечить переход ЕГЭ в штатный режим;

• начиная с 2006 г. выполнение ФЦПРО было взаимосвязано с реализацией Приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНП «Образование»), в рамках которого была оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тыс. инновационных школ, 340 образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования, были поощрены 40 тыс. лучших учителей и 21 тыс. представителей талантливой молодежи, ежемесячное вознаграждение за классное руководство выплачивалось более чем 800 тыс. педагогов, в образовательные учреждения было поставлено 54,8 тыс. комплектов нового учебного оборудования и 9,8 тыс. школьных автобусов;

 • созданием двух крупных федеральных университетов (в Сибири и на Юге России) было положено начало формированию сети федеральных университетов.

В 2009 г. в рамках ПНП «Образование» была расширена работа по внедрению в сферу образования инноваций, в том числе по использованию ресурсов Интернета в учебном процессе. Свыше 52 тыс. российских школ получили доступ в Интернет, началось создание системы дистанционного образования детей-инвалидов, сети национальных исследовательских университетов, реализовывались инновационные программы непрерывного профессионального образования.

Результаты реализованных при федеральной поддержке в более чем 30 субъектах Российской Федерации комплексных проектов модернизации образования (далее - КПМО) создали предпосылки для формирования национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В соответствии с Концепцией ФЦПРО на период до 2015 г. стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

При этом стратегической целью государственной политики в области образования становится повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

• обеспечение инновационного характера базового образования;

• модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

• создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

• формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

 

 

 

5

 

Современная система образования в России. Непрерывное образование. Типология образовательных учреждений.

Система образования в РФ.

Система образования - один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Основные цели и задачи российского образования на период до 2025 г. обозначены в Национальной доктрине образования Российской Федерации, принятой 19 октября 2000 г., согласно которой система образования России призвана обеспечить:

 • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

 • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

• разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

• формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

• систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

• непрерывность образования в течение всей жизни человека;

• многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;

• преемственность уровней и ступеней образования;

• развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;

• академическую мобильность обучающихся;

• развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

• подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

• экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Уровни образования в Российской Федерации представляют собой завершенные циклы образования, характеризующиеся определенной единой совокупностью требований, установлены законодательно и понимаются следующим образом.

Общее образование: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, дополнительное образование детей.

Профессиональное образование: среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации).

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Современная система образования России призвана создавать условия для непрерывного образования населения посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования. Ее структура включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность без образования юридического лица, педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители);

3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;

 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Дадим краткую характеристику трех важнейших для данного курса из этих составных частей.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Министерством просвещения РФ.

Федеральные государственные требования (далее - ФГТ) - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые Министерством просвещения РФ.

ФГОСы и ФГТ предназначены для обеспечения: а) единства российского образовательного пространства; б) преемственности основных образовательных программ; в) вариативности содержания образовательных программ каждого из уровней образования по сложности и направленности, разработанных на основе учета образовательных потребностей и способностей обучающихся; г) государственных гарантий достижения определенного уровня и качества образования на основе соблюдения единых ФГТ к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Следует отметить, что независимо от способа и формы получения образования, ФГОСы и ФГТ, а также образовательные стандарты являются основой объективной оценки его (образования) качества. С принятием нового закона об образовании в 2012 г. становится обязательное выполнение ФГОСов дошкольными образовательными организациями, а также аккредитованными организациями, осуществляющими образовательную деятельность при реализации ими основных образовательных программ.

ФГОСы устанавливают сроки получения общего и профессионального образования и содержат требования: во-первых, к структуре и объему основных образовательных программ; во-вторых, к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям их реализации; в-третьих, к результатам их (основных образовательных программ) освоения. Кроме того, для реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во ФГОСы включены специальные требования и (или) устанавливаются специальные ФГОСы. ФГОСы общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОСы профессионального образования - по профессиям, специальностям и направлениям подготовки соответствующих уровней профессионального образования. Перечни профессий, направлений подготовки и специальностей формируются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Образовательная программа (далее ОП) - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации педагогического работника, включающих учебный план, календарный учебный график, рабочую программу учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

ОП определяют содержание общего образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого, формирование и развитие личности человека в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение профессии (специальности) и (или) соответствующей квалификации.

В системе образования России по уровням общего и профессионального образования реализуются основные, а по дополнительному образованию - дополнительные ОП, которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

К основным ОП общего образования относятся программы дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования.

К основным ОП профессионального образования относятся ОП среднего профессионального образования, предназначенные для подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

К основным ОП высшего образования относятся программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, ординатуре и ассистентуре.

К основным ОП профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих.

К дополнительным ОП относятся:

1) дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие и предпрофессиональные) программы;

2) дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Система образования Российской Федерации представлена широким спектром лиц, осуществляющих образовательную деятельность, в который включены образовательные организации и их работники, организации, осуществляющие обучение и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Образовательная организация - некоммерческая организация, которая занимается на основании соответствующей лицензии и согласно ее Устава образовательной деятельностью в целях, ради достижения которых такая организация была создана.

 

6. Типология образовательных учреждений.

В Российской Федерации установлены следующие типы образовательных организаций (далее - ОО) в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

 1. Типы ОО, реализующих основные образовательные программы:

а) дошкольная образовательная организация (ДОО) - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

б) общеобразовательная организация (ООО) - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

в) профессиональная образовательная организация (ПОО) - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

г) образовательная организация высшего образования (ООВО) - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

2. Типы ОО, реализующих дополнительные образовательные программы:

а) организация дополнительного образования (ОДО) - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

б) организация дополнительного профессионального образования (ОДПО) - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Кроме образовательных организаций в систему образования Российской федерации с 2012 г. входят организации, осуществляющие обучение, к которым относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Следует отметить, что научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.

Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, а также организации, осуществляющие социальное обслуживание, имеют право на образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.

В принципе любое юридическое лицо вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 г., дал легитимную возможность осуществлять индивидуальным предпринимателям образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения. При этом надо иметь в виду, что до начала оказания платных образовательных услуг предприниматель предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о соответствующей государственной регистрации, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъектном и местном (муниципальном).

Первый, федеральный, уровень управления включает в себя две разновидности органов управления:

• федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки т высшего образования РФ);

• федеральные ведомственные органы управления образованием (многие министерства и ведомства имеют свою систему образования и сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретной сферы деятельности).

Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

В последнее время при Министерстве просвещения Российской Федерации созданы следующие органы власти: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь).

На втором, субъектном, уровне управления образованием функционируют государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации, чья деятельность направлена на обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, создание системы непрерывного образования населения, реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи и др.

На третьем, местном (муниципальном), уровне функционируют районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях). К их компетенции отнесены такие важные функции, как реализация права граждан на получение общего образования, осуществление государственной политики в области образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений и пр.

Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время появились Советы школ, попечительские советы, приемные комиссии, научно-методические советы, советы лицеистов, советы гимназистов, школьные парламенты и др. 

 

 

 

6. Факторы развития. Понятие о биологических и социальных факторах развития. Роль взрослого в развитии детей.

Еще некоторое время назад в науке разгорались споры о том, под влиянием каких факторов происходит разви­тие человека, превращение индивида в личность. Сегодня ученые нашли больше аргументов, объединяющих их по­зиции. Но, что же такое фактор? В переводе с латинского factor - делающий, производящий. Движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. Если придерживаться этого определения, то предметом спора ученых было (да и есть) выяснение причин, обусловливающих становление лично­сти. Выделяются три фактора: развитие человека проис­ходит под влиянием наследственности, среды и воспита­ния. Их можно объединить в две большие группы - био­логические и социальные факторы развития.

Если исключить крайние точки зрения, когда приори­тет отдается лишь одному из факторов, то суть научных споров заключается в том, как определить соотношение факторов: под влиянием каких из них в большей мере про­исходит развитие.

Рассмотрим каждый фактор в отдельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.102 с.)