Основные теории возникновения права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теории возникновения права.



Теории происхождения права: теологическая, естественноправовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др.

 Напоминаем, что излагать каждую теорию надо по следующей схеме: - время возникновения теории; - авторы или последователи; - содержание теории.

Теологическую теорию права разработал Фома Аквинский в XIII веке. Основная идея его – право создано Богом для управления жизнью людей. Она даруется человеку через посредство пророка или правителя. С помощью формально-логического метода, разработанного Аристотелем, Ф. Аквинский создал стройную концепцию иерархии форм божественной, духовной, материальной.

Систему законов Фома Аквинский разделил на четыре вида: - вечный закон; - естественный закон; - человеческий закон; - Божественный закон.

Теория естественного права. Разработка этой теории принадлежит Томасу Гоббсу, Джону Локку (XVII – XVIII вв.) и множеству их последователей вплоть до XX века. Теория естественного права в сочетании с договорной теорией послужила научной основой концепции правового государства. Естественное право полагается как право справедливого разума. Естественное право присуще человеку от рождения, люди по договору передали государству обязанность защищать их естественные права. Естественные права закрепляются в действующем (позитивном) праве.

Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX века в трудах Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухты. Авторы утверждали, что действующее право не является совокупностью законов, оно возникает самопроизвольно из национального духа, народного сознания, поэтому право не может быть случайным явлением или волей законодателя. Право не может быть универсальным, так как является проявлением особенностей национального характера.

Психологическая теория разработана Леоном Петражицким на рубеже XIX и XX веков. Суть ее заключается в том, что право есть результат закономерностей психологического развития человека. Именно оно и предопределяет сущность права.

Марксистская теория определяет право как возведенную в закон волю господствующего класса, орудие подавления эксплуатируемого класса. Оно обусловлено экономическими условиями жизни общества. Теория государства и права продолжает поиск других концепций происхождения права.

 

12. Понятие и виды социального регулирования. Социальные
регуляторы и их классификация.

Социальные нормы – правила общего характера, регулирующие поведение людей в обществе. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

 Система социальных норм чрезвычайно разнообразна, с развитием общества она постоянно усложняется. В ыделяют следующие виды норм: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, традиций, привычек, деловые обыкновения, правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов (Н.И. Матузов).

Все социальные нормы характеризуются следующими общими чертами: 1) имеют нормативный характер, то есть являются правилами поведения; 2) имеют общий характер, т.е. рассчитаны на неопределенный круг лиц, многократность применения, длительность действия и регулируют наиболее типичные отношения; 3) возникают как результат сознательно-волевой деятельности людей, выражают объективные закономерности общественного развития; 4) возникают объективно в процессе исторического развития и обусловлены потребностями общественной практики; 5) система и содержание социальных норм обусловлены уровнем экономического, политического и культурного развития, историческими особенностями той или иной страны; 6) направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе; 7) исполнение социальных норм подкрепляется санкциями.

Характер санкций зависит от вида социальных норм. Право, являясь особой разновидностью социальных норм, регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами.

 Определить место права в системе социального регулирования возможно через характеристику единства, различия и взаимодействия права с остальными социальными нормами. Единство социальных норм вытекает из названных выше общих признаков. Регулируют общественные отношения посредством установления границ должных и возможных поступков.

Отличие права от иных социальных норм проводится по следующим критериям: 1) по способам установления, формирования. Только нормы права создаются при непосредственном участии государства, остальные социальные нормы, в большинстве своем, складываются постепенно в процессе исторического развития; 2) по методам обеспечения. Все социальные нормы в массе своей соблюдаются добровольно, под влиянием сознательности и внутренней убежденности людей. Соблюдение норм права гарантировано силой государственного принуждения, остальные нормы подкрепляются силой общественного мнения, возможностью общественного воздействия, порицания; 3) по форме выражения: право имеет письменную форму, фиксируется в официальных актах государства (формальная определенность права), мораль фиксируется в сознании общества, либо имеют письменную форму, не обладающую официальным статусом; 4) по характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей: право четко, властно, санкции заранее известны.

Нормы морали не содержат строгих и детализированных правил, а являются, прежде всего, общими принципами поведения. Обычаи максимально приближены к конкретным ситуациям; 5) по характеру и порядку ответственности: за нарушение права устанавливается юридическая ответственность, меры которой налагаются в строго определенном процессуальном порядке; 6) по сферам действия: пространство действия обычаев, норм морали, корпоративных норм шире сферы правового регулирования, поскольку право регулирует наиболее важные сферы общественной жизни, которые поддаются регулированию и объективно нуждаются в этом. Отношения дружбы, любви, моды и т.д. не входят в пределы правового воздействия. Кроме того, нормы морали не знают государственных границ, хотя нравственные представления в отдельных странах в разное время могут значительно отличаться. Напротив, обычаи, корпоративные нормы имеют локальный характер, т.е. распространяются на относительно узкий круг лиц, а не на территорию всего государства, как нормы права.

Взаимодействие права с иными социальными нормами предопределено характером общественных отношений. Для того, чтобы нормы права действовали наиболее эффективно, они должны иметь непосредственное соприкосновение с внеправовыми категориями и ценностями. Право должно быть глубоко нравственным, отвечать принципам справедливости, иначе оно не получит должного признания в обществе. В действительности право, будучи минимумом нравственности, согласуется с нормами морали, обычаями и проч. Право защищает основные нравственные ценности (жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство) путем установления уголовной и административной ответственности.

Наиболее справедливые обычаи (традиции, ритуалы) берутся под защиту государства, поскольку в них концентрируется опыт поколений, служащий основой для дальнейшего развития культуры. Возможны ситуации, когда право входит в противоречие с теми или иными социальными нормами. Нормы обычаев и морали консервативны, и нередки ситуации, когда государство борется с «пережитками» посредством правовых запретов (обычай кровной мести, выкупа невесты). Истории известны и обратные ситуации, когда противоречие рождается из-за нарушения правом устоев общества, многовековых представлений о добре и зле.


13. Социальные нормы: понятие, виды. Социальные нормы общества в своем комплексе регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей

Социальные нормы – правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер. С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества, без чего его существование невозможно.

Основные виды социальных норм в сфере регулирования общественных отношений являются:

Нормы права – установленные государством, формально определенные и подкрепленные возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе.

- Нормы морали – правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.

- Нормы обычаев – устойчивые правила поведения, которые сохранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.

 - Нормы традиций – правила поведения, передаваемые из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности и самобытности общества.

 - Политические нормы – правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.

 - Экономические нормы – правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления.

 - Нормы общественных организаций – внутренние правила, регулирующие поведение и взаимоотношение членов общественных организаций.

Виды социальных норм По способам формирования и обеспечения: 1) обычаи (формируются в обществе естественно в результате многократного повторения наиболее рациональных действий) 2) нормы морали (формируются в обществе естественно-исторически на основе нравственных представлений людей. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия), 3) нормы общественных организаций (создаются общественными организациями в целях упорядочения отношений между членами этих организаций. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций), 4) нормы права (устанавливаются либо санкционируются государством. Их реализация обеспечивается возможностью применения гос. принуждения).

Понятие социальных норм

Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми. Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества.

По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.

  Признаки социальных норм Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям: является общим для всех членов общества,направлено на регулирование общественных отношений, имеет в основе сознательное волевое усилие людей, возникло в процессе исторического развития, действует непрерывно, соответствует типу культуры и социальному устройству общества.

Виды социальных норм

Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов.

Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной. Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм. В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения.

Нормы эстетики отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.

Формы социальных норм. По способу закрепления социальные нормы делятся на: устные (нормы обычаев и морали); письменные (правовые и корпоративные нормы). Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме.

По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм: межличностные приняты между двумя людьми (пример — условный стук в дверь соседа); групповые действуют в пределах социальной группы (пример — воинский устав); национальные характерны для всего народа или нации (пример — празднование Дня благодарения американцами); общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете (пример — регулярно мыться).

Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования: рекомендательные указывают на желательное поведение (например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам); побуждающие стимулируют людей к исполнению правил (например, премия за добросовестный труд); повелительные регулируют обязанности человека (например, полицейский обязан следить за порядком); запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление (например, запрет на курение в общественных местах). По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные. Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.

Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.

Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.

Функции социальных норм Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:

Регулятивная функция. Социальные нормы и правила регулируют взаимодействие людей между собой, определяют границы допустимого и воздействует на лиц с отклоняющимся поведением.

Это воздействие осуществляется при помощи трёх механизмов: Дозволение — указание на необязательные, но желательные варианты поведения (например, мыть руки перед едой). Предписание — указание на требуемое действие (например, носить одежду). Запрет — указание на действия, которые осуждаются обществом (например, нельзя воровать). Социальная функция. Помогают человеку стать полноценным членом общества, приносить пользу другим людям и получать выгоду от взаимодействия с ними. Оценочная функция. Социальные нормы формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют положительные качества в людях и дают им образцы для подражания.

14. Понятие и признаки права как социального регулятора.

Право – это система общеобязательных велений, установленных от имени государства и обеспечиваемых силой государственного принуждения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом.

Признаки права: - нормативность. Основой права служат нормы, которые регулируют поведение людей;

- общеобязательность. Исполнение права, обязательного для всех субъектов права;

- исполнение права обеспечивается силой государственного принуждения. Право всегда исходит от государства непосредственно в виде законов, издаваемых государственными органами, или в виде санкционированных государством правовых обычаев;

- формальная определенность. Право письменно изложено в официальных актах государственной власти;

 - системность. Право обладает взаимосвязанностью, согласованностью, внутренней непротиворечивостью, упорядоченностью. Это позволяет праву регулировать сложную систему общественных отношений;

- властно-волевой характер права. Основой права выступает государственная воля, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы или всего общества. В идеале государственная воля, выраженная в праве, должна быть результатом правотворческого компромисса между различными слоями общества.

 Сущность права — это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.

Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.

 Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества.

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма.

Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

  15. Принципы и функции права.

При́нципы пра́ва — руководящие нормы права, определяющие содержание и направления правового регулирования.

С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой— представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на все субъекты. Эти нормы либо прямо сформулированы в закон, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым— принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Принципы права можно классифицировать по множеству оснований. Одним из важнейших является та или иная сфера общественной жизни. По этому основанию выделяют принципы права, регулирующие экономические, политические, социальные и духовные отношения.

В зависимости от того, основу системы права в целом, либо отдельных её нормативно-правовых общностей составляют принципы права выделяются следующие группы:

Исходные начала, отражающие природу отдельных институтов права. Для института альтернативной государственной гражданской службы характерны принципы равного доступа к службе.

Межинституциональные нормативно-руководящие положения. Они обычно характерны для двух и более институтов права. Принцип гарантированности оплаты труда действует в институтах заработной платы, трудового договора и т.д.

Общие для каждой национальной правовой системы принципы, которые действуют в подавляющем большинстве отраслей права и распространяют свою юридическую силу на основные разновидности юридической практики. (Правотворчество, толкования и т.д.).

Принципы, отражающие особенности той или иной правовой семьи. (Принципы верховенства шариата и т.д.).

Принципы международного права. Разграничиваются на несколько институтов и отраслей права. К ним относятся такие принципы, как неприменение силы и угрозы силой, разрешение международных споров мирными средствами и т.п.

Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

К числу этих принципов, в частности, относятся следующие:

  • верховенства права
  • законности
  • равенства всех перед законом (равноправия)
  • взаимной ответственности личности и государства
  • ответственности при наличии вины

Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия).

Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципом гражданского права является принцип полного возмещения убытков (англ.)русск., принципом уголовного права — принцип индивидуализации наказания.
Принципы права в сравнении с правовыми нормами:

  • характеризуются наибольшей стабильностью,
  • обладают большей юридической силой,
  • выполняют правотворческую функцию,
  • регулируют возникшие пробелы в правоотношениях.

С учетом вышесказанного можно сказать, что принципы права являются основой действующей системы правовых норм и позволяют поддерживать правопорядок даже без существующих юридических норм.
Виды принципов права:

1. В зависимости от сферы реализации: общие (принцип справедливости), межотраслевые, отраслевые, институциональные или отдельных правовых институтов.

2. В зависимости от способов изложения: прямо или косвенно закрепленные в конкретном нормативно-правовом акте.

3. По характеру содержания: общесоциальные, специально юридические (присуще только праву).

Принципы выполняют функции:

  • систематизирующую — на их основе формируются те или иные системы, отрасли, институты права. Они обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важным ориентиром в правотворческом процессе и систематизации, толковании и реализации норм права.
  • Правотворческую — обеспечивают единообразное формулирование норм права, определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя.
  • Регулятивную — направляют применение юридических норм, намечают общую линию решения того или иного юридического дела.
  • Интегративную — связующее звено между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системы.

  Социальное назначение права и его функции. Сущность и социальное назначение права проявляется в системе выполняемых им функций.

 Статус права в обществе следует характеризовать в двух тесно связанных аспектах. К общесоциальным функциям права относятся следующие: 1) культурно-историческая функция. Право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения народа, человечества: права человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость; 2) воспитательная функция проявляется в способности права выражать определенную идеологию и оказать влияние на сознание и волю людей. 3) функция социального контроля. Право в этом направлении оказывает воздействие на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования, поощрения (морального, материального), с другой - ограничения (удержание от совершения неправомерных действий) того или иного поведения; 4) информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов. В этом смысле функция права - формировать социально полезную, положительную направленность субъективной стороны правомерного поведения.

Через источники права - законы, постановления, указы и т.д. - люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.

К собственно юридическим функциям права относят: регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения: 1) фиксировать субъективный состав правовых отношений; 2) определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных последствий; 3) формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений.

В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Регулятивная функция права реализуется через две свои разновидности: регулятивную динамическую и регулятивную статическую.

 В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, закрепляющие посредством оформления их движения, развития. Они направлены на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов (например, гражданский, торговый оборот обслуживают такие институты права, как договор (сделка), поставка, кредит и т.д.). Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления в отдельных правовых институтах правового статуса граждан и юридических лиц, формы правления и т.д.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение нежелательных, чуждых данному обществу отношений. Она также имеет превентивное (предупредительное) действие. Ее назначение – предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.

Социальная ценность права обнаруживается в том, что оно обладает возможностью обеспечить не только устойчивый порядок в общественных отношениях, но и достигнуть точности и определенности в их содержании. Основное значение в этом принадлежит формальной определенности права. Благодаря этому свойству права правовое регулирование общественных отношений имеет четкие границы, позволяет отделить правомерное поведение от произвола.

В опоре на государственное принуждение право позволяет достичь гарантированного результата – добиться такого порядка в жизни общества, который действует по всей стране, постоянно, неизменно, непрерывно во времени.

Инструментальная ценность права проявляется в том, что оно является мощным регулятивным инструментом, выступая средством решения разнообразных задач. Устанавливая систему типовых масштабов поведения и действий, право является главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.

Инструментальная ценность права раскрывает его служебную роль в обеспечении функционирования других социальных институтов – государства, социального управления, морали и т.д., право является опосредующим звеном при реализации рыночных институтов, институтов управления, демократии, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь.

Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя как важнейшие социальные ценности общества, так и общечеловеческие – свободу, справедливость и равенство людей. В этом качестве право посредством предоставления субъективных прав личности закрепляет и гарантирует свободу индивидов, позволяет добиваться активности в их поведении.

 Право выступает фактором прогресса, обновления в обществе, а также эффективным средством межгосударственного общения, решения планетарных проблем.

Таким образом, право обладает уникальной социальной, инструментальной и собственной ценностью, поскольку воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества, закрепляет приоритеты справедливости и свободы, противостоит произволу и обеспечивает устойчивую организованность общественной жизни.

16. Основные концепции правопонимания.

Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

Естественно-правовая доктрина. Как теория идея естественного права оформилась в ХѴП-ХѴШ вв., став идеологией Нового времени. Из наиболее выдающихся ее приверженцев следует назвать Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева.

Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права - естественного и позитивного.

Позитивное или положительное, - это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.

В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.

 Правовым закон является только тот, который не противоречит естественному праву.

Достоинства: - это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

- сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е.

с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

- провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Недостатки:- данное понимание права умаляет его формально-юридические свойства;

- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права сформировалась в конце ХѴШ - начале XIX в.

Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.

Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь как бы «с молоком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.

Основные идеи названной доктрины:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это, прежде всего, правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания»;

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Позитивные моменты:

- впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

- справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

- верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Негативные моменты:

- данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя;

- ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Юридический позитивизм. Его философскую основу составило учение И. Канта. Представителями юридического позитивизма являются К. Берг, Г.В. Шершеневич и др. В основу данного подхода был положен тезис о том, что правом может признаваться только выраженная в законе в виде властных предписаний воля государства. Право и закон тождественны.

Одним из основных направлений юридического позитивизма является нормативистская теория австрийского юриста Г. Кельзена (1881-1973 гг.).

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Поэтому Кель- зен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

- верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

- нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

- признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.085 с.)