Функции теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции теории государства и права



Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки — от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие функции.

1. Гносеологическая функция. Гносеология — это теория познания, изучения действительности. В этом плане все науки выполняют данную функцию. Применительно к теории государства и права данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития.

2. Онтологическая функция. Онтология — учение о бытии. Выполняя данную функцию, общая теория отвечает на вопросы, что такое государство, право, как они возникли, в силу каких причин, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем и т. д.

3. Эвристическая функция. Эвристика — это искусство нахождения истины, новых открытий. Следовательно, теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности, а, уясняя тенденции их развития и взаимодействие с другими общественными явлениями, открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений. Например, глубокие преобразования и изменения в жизни российского общества ставят задачу формирования новых теоретических положений.

4. Методологическая функция заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания государственно-правовых явлений используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Методологическая функция проявляется и в разработке в рамках теории государства и права приемов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции.

5. Идеологическая функция присуща всем общественным наукам, поскольку любая общественная наука играет мировоззренческую роль. Теория государства и права неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т. е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т. д. Теория государства и права, в частности, вырабатывает и формулирует идеи, предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка и т. д.

Такого рода выводы проходят оценку различных социальных групп населения и нередко вызывают диаметрально противоположные взгляды и суждения. Множественность форм правовой идеологии в современном обществе объясняется наличием различных подходов, способов восприятия идеологами закономерностей, открываемых теорией государства и права, ибо наука и идеология хотя взаимосвязанные, но качественно различные формы общественного сознания. Однако ни идеологическая борьба, ни разнообразие политико-правовых идей, взглядов, развиваемых отдельными идеологами, не влияют на объективный характер положений, выводов общей теории как особой отрасли научного знания. Эти объективные знания о государстве и праве независимо от того, в какой период и какими идеологами они были получены, сохраняются, аккумулируются в теории, становятся ее компонентом.

Современная юридическая наука бережно хранит политико-правовые знания философов и юристов Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, которые не потеряли своего значения и в наши дни.

6. Воспитательная функция проявляется в трех формах. Во-первых, она имеет обучающее значение, так как призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями правовой науки, обучать приемам юридической техники, например правилам составления юридических документов, толкования правовых норм и актов и т. д. Во-вторых, теория государства и права способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры, поскольку дает знания о сущности, назначении государства и права в современном обществе. В-третьих, вооружает государственные органы, должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни. Особенно это касается органов правосудия, прокуратуры, других правоохранительных органов.

7. Практически-организаторская (практически-организационная) функция, содержание которой достаточно объемно и многообразно. Например, теория государства и права разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства, способствует своими выводами принятию наиболее совершенных нормативных правовых актов, позволяет своевременно выявлять малоэффективные или устаревшие правовые нормы, правильно уяснить содержание актов, выявить в них пробелы, противоречия, иные несовершенства, определяет эффективность действия норм права и актов, факторы, воздействующие на реализацию законов, и т. д.

8. Прогностическая функция. Она состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии государства и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития, осуществляя научное предвидение относительно не только отдельных государственно-правовых институтов, актов, но и динамики преступности, дальнейшего развития государственно-правовой жизни страны или группы стран и регионов.

Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга, а взятые в совокупности способны дать наиболее полное представление о месте и роли теории государства и права в жизни общества.


5. Общество как система. Исторические типы обществ.

Исторические типы общества

Для выделения исторических типов общества могут быть использованы различные критерии.

В зависимости от наличия или отсутствия письменности выделяют два типа общества — дописьменные и письменные общества.

Уровень экономического развития позволяет выделить четыре типа общества:

· общество первобытных охотников и собирателей;

· традиционное (аграрное) общество;

· индустриальное общество;

· постиндустриальное общество.

В зависимости от количества уровней управления, наличия или отсутствия социального расслоения различают два типа общества — простое и сложное общество.

Хронологический критерий (время существования) дает возможность выделить четыре типа общества

· древнее (раннеклассовое) общество;

· общество Средних веков;

· общество Нового времени;

· общество Новейшего времени.

В зависимости от способа производства (формационный критерий) — пять типов общества

· первобытное общество;

· рабовладельческое общество;

· феодальное общество;

· капиталистическое общество;

· коммунистическое общество.

Назовем иные основания, выбранные для классификации:

· эволюционное (первобытное, античное, аграрное, индустриальное, информационное общества);

· цивилизационное (дикость, варварство, цивилизация);

· открытые и закрытые общества;

· по особенностям властных структур (догосударственные и государственные общества);

· по степени стабильности (равновесные и неравновесные).

Исторические типы общества

В процессе совместного производства людьми своей общественной жизни складывается форма общества. Это есть та форма, которая как бы накладывается на все взаимодействия людей. Люди, живущие в каждом конкретном обществе, с одной стороны, друг на друга похожи, с другой, различны по культуре, по нравам и обычаям. Но главное – их различает сам способ объединения в общество.

Любое производство имеет свою технологию, это относится и к материальному производству, и духовному. У производства нематериальных объектов – идей, ценностей, символов, образов, знаков – тоже есть своя технология. В наше время наличие таких технологий самоочевидно. Для этого достаточно вспомнить такие системы производства символических товаров как газеты, кино, телевидение, музыка. Духовная культура не существует в отрыве от материальной основы, но последняя не определяет ее содержание. Какая музыка будет написана, не зависит от нотной бумаги.

Социальная философия занимается не технологией производства, не самими способами изготовления продуктов, не материальной стороной хозяйственной деятельности человека, но совокупностью условий, которые придают продуктам труда определенную общественную форму, определяют способы связи отдельных людей в общество, способы упорядочения общественной жизни.

Различают традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Традиционное общество. Здесь традиция является основным средством общественного воспроизводства. Новое здесь рождается, как и в любом другом обществе, но человек и общество свою деятельность представляют как следование установленным от века традициям и обычаям.

Традиционное общество – это аграрное общество, с основными видами деятельности: земледелие, ремесло, жилищное и хозяйственное строительство. Хозяйствование ведется на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков.

Жизнь традиционных обществ базируется на личной связи, множественной, разветвленной, основанной на личном доверии. Связи личного типа называют короткими. Такова традиционная крестьянская община или цех ремесленников – здесь все знают друг друга. Таково же рыцарское или дворянское сообщество – здесь также все знают всех. Крестьянин и дворянин (рыцарь) – представители одного общества, но пребывают в разных социальных пространствах.

В традиционном обществе ценится не индивидуальность, а соответствие социальной роли.Эта роль воспринимается как данная от века Судьбой. Сын и внуки-правнуки крестьянина повторяют его жизненный путь, также и в других сословиях. Рамки жизненного выбора узки, они заданы обычаем и ритуалом: каждый знает, что ему делать и как поступать.

Время в традиционном обществе воспринимается как круг (круг времён года, сезонов работы). Время принадлежит церкви, она определяет время работы и время отдыха (праздников). Удары церковного колокола отмеряли время.

Изменения в таком обществе происходят медленно, на протяжении веков. Потому-то средневековье и занимает целое тысячелетие.

Характерные особенности традиционного общества:

 зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;

 цикличность (а не поступательность) развития;

 коллективистский характер общества и притупление персонального (личностного) начала;

 авторитарный характер власти;

 отсутствие способности производить не для насущных потребностей, а ради будущего;

 преобладание традиции над нововведениями (инновациями).

Индустриальное общество – это общество Нового времени. Это общество машинного производства, товарно-денежных отношений, научной организации труда, технического, экономического и политического рационализма. Активное предпринимательство, используя наемный труд, имеет основной целью получение прибыли.

Техническая революция конца XVIII – начала XIX вв. осуществила переход в царство машин. Машинное производство неизбежно порождает стандартизацию. Образом эпохи и ее порождением является конвейер. В жертву технике приносится здоровье людей, их психика.

Индустриальное общество порождает соответствующий тип рациональности. Рациональность понимается как совокупность процедур, инструментов интеллектуальной деятельности, обеспечивающих точность и достоверность результатов научного исследования.

Машинная индустрия выступает как воплощение царства разума. Машина – это воплощение науки и технической мысли. Применение машин развивает рациональность. Машина требует четкой организации труда. Буржуазные общественные отношения воплощали в себе экономическую рациональность. Цепочка расчетов действий предполагала достижение целей, а конечная цель – получение прибыли.

Индустриальное общество – это общество буржуа. Буржуа – это горожанин (бюргер), мещанин. Именно в этой группе людей возникло представление о том, что время такая же ценность, как и деньги («время – деньги»), представления о связи богатства и праведности, о возможности мирного приобретения богатства, о профессиональном долге.

«Время – круг» традиционного общества превращается во «время – стрела». Время принадлежит «деловым людям», оно обретает цену. Часы пришли на смену церковному колоколу и воспринимаются как воплощение времени. С развитием транспорта, особенно железнодорожного, распространяется ощущение единого времени.

Современное общество отказывается от божественного измерения человеческого бытия, обращается к земному миру и осознает его ценности. Человек освобождается от клановых, сословных рамок.Идея равенства перед законом была здесь ключевой. Возникает «Я» и для человека становится проблемой самоопределение. «Я» осмысливает себя в автобиографии.

Противоречия индустриальной цивилизации, резко проявившиеся в конце XIX – начале ХХ века, можно свести к следующему: технологическое порабощение человека; дегуманизация труда; кризис перепроизводства; безработица.

Постиндустриальное общество начинается с 1960-х годов, именно тогда началось осмысление существенных изменений в жизнедеятельности общества. На Западе оно определяется как общество «всеобщего благоденствия», где имеет место бесконечное умножение объектов, услуг, товаров. Ключевой формой деятельности становится потребление. Потребление, как способ активного поведения, носит характер коллективный и добровольно-принудительный.

Социальная система нуждается не только в трудящихся, налогоплательщиках, но, прежде всего, в потребителях. А в этой функции человек незаменим. Потребление становится важнейшим средством социального контроля. Оно требует усиления бюрократического контроля над процессом потребления, которое, тем не менее, объявляется областью свободы.

Характерные особенности современного общества:

 преобладание инноваций над традициями;

 светский (нерелигиозный) характер социальной жизни;

 поступательное развитие;

 выделенная персональность;

 либерально-демократическая система власти;

 наличие способности производить ради насущных потребностей;

 преобладание людей с активным, деятельным психологическим складом.

Однако надо признать, что в нашем обществе масса людей не может участвовать в реализации стратегий потребительского соблазна.

Информационное общество. По мнению философов, произошла «революция контроля – комплекс быстрых изменений в технологических и экономических предприятиях, в которых информация собирается, хранится, производится, обменивается, через которые формальные и программные решения могут влиять на социальный контроль».

Информационное общество – это самоорганизующаяся система взаимодействий и связей, в процессе функционирования которых создаются необходимые условия для развития экономической, технико-технологической, познавательной, интеллектуальной жизнедеятельности. Оно характеризуется созданием системы сбора, хранения, передачи, распространения информации как главного фактора контроля на каждом социальном месте. Самоорганизация этой системы на данном историческом этапе протекает как процесс, с одной стороны, информатизации повседневной человеческой деятельности, с другой стороны, создания условий для глобальной жизнедеятельности.

Становление информационно-технического общества связано с формированием и нового типа рациональности. Можно уже говорить об углублении противоречия между человеком и техникой. Сначала человек сам осуществлял контроль за технологическим процессом. Затем он передал контроль автомату, роботу, компьютеру. Автоматические системы получили широкое применение в производстве. Достижения математики позволили найти алгоритмы для производственных процессов. Технология начинает тяготиться человеком, он ей мешает.


6. Власть: понятие, значение, виды.

Общая характеристика власти

Во-первых, власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т. е. власть существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество — сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово организованном. Следовательно, власть — явление социальное.

Во-вторых, власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.).

Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой — подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения.

В-третьих, власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции.

В-четвертых, воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (социальных норм). Они — обязательное условие и средство функционирования власти. Таким образом, социальная власть выступает регулятором общественных отношений.

В-пятых, власть — это интеллектуально-волевой процесс, т. е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны.

Некоторые авторы среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физическая, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т. д. Что касается принуждения, то оно не связано непременно с насилием, оно может носить косвенный характер, но в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли властвующего. При этом если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то налицо принуждение, если подвластный полагает, что воля властвующего отвечает его интересам, то имеет место убеждение.

Применение того или иного метода зависит от конкретных исторических условий реализации власти, ее характера и структуры.

В научной литературе нет единого понимания власти, что объясняется сложностью данного явления. Политической мыслью сформулировано несколько определений власти в зависимости от подхода к ее источникам.

Наиболее древний подход объясняет власть как явление теологическое, т. е. исходящее от Бога. Отсюда необходимость беспрекословного подчинения власти, особенно власти государственной.

Сторонники антропологического подхода видят источник власти в двойственной природе человека: с одной стороны, он стремится к автономии, свободе, а с другой — не может существовать вне социальной среды.

Антропологический подход близок к психологической интерпретации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других. З. Фрейд считал, что в психике человека имеются структуры, которые заставляют его предпочесть рабство свободе ради личной защиты и успокоения.

Бихевиоризм, т. е. поведенческий подход, рассматривает власть как особый тип поведения, изменяющий поведение других субъектов и контролирующий их действия.

Системная трактовка исходит из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способная мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей.

Существует и структурно-функциональная интерпретация власти, которая рассматривает власть как свойство социальной организации и самоорганизации человеческой общности.

Теория конкурентных интересов основывается на том, что люди не думают об интересах других людей и в конкурентной борьбе не равны. Это мешает согласию, для достижения которого и требуется власть.

Можно назвать и гносеологический аспект власти. Он раскрывает понятие власти как целенаправленного способа переработки знания. Знание и твердая воля присущи власти, что сообщает власти осмотрительность, предсказуемость и активность.

В отечественной юридической науке распространены взгляды на власть как на свободу действия, как возможность субъекта достигать поставленных целей, распоряжаться кем-либо или чем-либо.

Ни одна из перечисленных трактовок власти не может быть признана универсальной. Чаще всего власть определяют как способность (свойство) и возможность одного субъекта (лица, коллектива, организации) оказывать воздействие на поведение других, используя различные методы и средства. При этом такое воздействие может оказываться для навязывания своей собственной воли и собственных интересов или в интересах других лиц.

Виды власти

Власть многолика, имеет различные сферы действия, аспекты проявления и различные виды, например власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, общественных объединений, родительская, церковная и т. д.

Существуют различные классификации власти. Так, с точки зрения социального уровня различают власть: а) в масштабе всего общества; б) внутри коллектива (социальной общности); в) в отношениях между индивидами.

Согласно одной из классификаций власть можно подразделить на политическую и неполитическую. К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса (социальной группы) над другим; государственную власть; партийную власть; власть политических лидеров и др. Некоторые ученые отождествляют политическую и государственную власть. Например, проф. М. И. Байтин считает синонимами термины «политическая» и «государственная» власть. По его мнению, политическая власть в собственном смысле — власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. Другие же ученые, например проф. Ф. М. Бурлацкий, проф. Н. М. Кейзеров, различают эти категории и употребляют понятие «политическая власть» в более широком смысле, чем власть только государственная, поскольку политическую власть осуществляют все звенья политической системы, а не только одно ее звено — государство.

В зависимости от способа организации власти ее можно подразделять на демократическую и недемократическую.

Известный социолог М. Вебер (1864–1920) различал власть:

а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;

б) легальную, т. е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют властную деятельность;

в) харизматическую, которая реализуется за счет особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед.

Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, например политические секты, мафиозные группы.

Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, т. е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная — это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность — ее нравственную оценку.

Государственная власть — разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками. Вместе с тем государственная власть имеет свои особенности. Эта власть:

во-первых, реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

во-вторых, публична. Под публичностью в широком смысле понимается общественный характер государственной власти. В этом смысле всякая власть публична, поскольку функционирует в обществе. В теории государства и права в понятие публичности вкладывается еще и тот смысл, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества, не совпадает с ним;

в-третьих, суверенна, обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Она полновластна и самостоятельна. Но в условиях демократии государственному суверенитету предшествует суверенитет народа. Народный суверенитет первичен по отношению к государственному суверенитету. Что касается независимости государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные союзы, ассоциации, заключать ли какие-либо договоры, соглашения и др.;

в-четвертых, универсальна, она распространяется на всю территорию страны и все ее население;

в-пятых, обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемыми им нормами права;

в-шестых, призвана реализовать общественные интересы, консолидировать общество, соблюдать и защищать права и свободы человека.

Некоторые ученые проводят сравнение характерных черт государственной власти и власти при первобытном строе и выделяют следующие их особенности (проф. М. И. Байтин).

1. При родовом строе власть носила общественный характер, выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов.

Государственная же власть выражает интересы отдельных классов, социальных групп, слоев населения, которые занимают господствующее положение в обществе и в силу этого обладают и государственной властью.

2. Родовая власть не знала особого аппарата управления или слоя людей, исключительно занимающихся управленческой деятельностью на профессиональной основе. Старейшины и другие выборные лица были первыми среди равных и не имели каких-либо привилегий. Иначе обстоит дело в государственно организованном обществе: здесь появляется специальный аппарат управления и особый слой людей, занимающихся только управленческой деятельностью.

3. При первобытно-общинном строе, где в целом не существовало внутренних антагонизмов, главными способами принуждения были обычаи и общественное мнение. Государственная власть широко использует санкции, различные виды государственного принуждения, для чего создает специальный карательный аппарат.

4. Для содержания государственного аппарата и всей государственной власти требуются специальные средства, которые взимаются с населения, — налоги. Родовому строю они не были известны.

5. При родовом строе люди подразделяются по принципу кровного родства, государственная же власть управляет по территориальному принципу.

Кроме того, появились понятия «подданство» или «гражданство».

Таким образом, государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государственная власть должна проявлять определенное искусство управления, т. е. осуществлять политику.

Компоненты государственной власти

В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы: 1) субъект власти; 2) объект власти; 3) содержание властной деятельности (властеотношение); 4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти; 5) ресурсы власти.

Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д. Проф. А. Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.

Природа подчинения сложна и может основываться на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и др.

Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения. Интерес наиболее стабилен. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним применение карательных санкций. Подчинение государственной власти по убеждению с соблюдением определенных ценностных ориентаций имеет место ради целей более высоких, чем индивидуальный интерес. Это могут быть патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные цели. Авторитет государственной власти формируется на базе общей заинтересованности субъекта и объекта власти, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти.

Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом — резко разграничены.

Содержание властеотношений — один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений субъект власти воплощает свои потенциальные возможности и способности в действительность: властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло, осуществляет руководство объектом власти. Властные отношения реализуются в целях осуществления определенных потребностей общества, решения возникающих перед ним задач.

Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы — от достижения компромисса до принуждения.

Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные — это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.

Широко распространена классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества. По этим критериям выделяют экономические (материальные) ресурсы, социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.

К материальным ресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти.

Опираясь на экономические ресурсы, государственная власть добивается порядка, устойчивости в экономике, охраняет различные формы собственности. Кроме того, экономические ресурсы позволяют государственной власти осуществлять экономический контроль в стране. По словам Ф. Хайека, «экономический контроль — это контроль над средствами достижения всех наших целей».

Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты, организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения и гармонизировать их. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия к себе у населения, ищет у него поддержки. Помимо того, государственная власть способна распределять население по социальной лестнице путем установления различных статусов, привилегий и др.

Культурно-информационные ресурсы — это знания, информация, а также средства их получения и распространения. С их помощью государственная власть воздействует на людей. Особенно велика роль исторических, национально-культурных традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе. Не случайно в прошлом и сегодня государства бережно относятся к историческим, национальным и социально-культурным корням.

Среди ресурсов государственной власти особое место занимает идеология. Государственная власть объективно нуждается в системе идей, тесно связанных с интересами властвующих. С помощью идеологии власть оправдывает свои цели и способы их достижения, приобретает определенный авторитет у населения. Особенно велика роль идеологии в диктаторских режимах.

Силовые ресурсы составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применить его.

Если государственная власть располагает всеми перечисленными ресурсами, то это обеспечивает ее устойчивое равновесие, она способна выполнить свое назначение и эффективно функционировать. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного ресурса снижает качество государственной власти или делает ее нежизнеспособной.

7. Институты власти в первобытном обществе.
8. Социальные нормы в первобытном обществе.

Социальная организация первобытного общества

Cначала появилось общество, которое в проце



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.084 с.)