Методы административного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы административного права.



Метод административного права – совокупность приемов, средств и способов воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, составляющие предмет административного права.

В теории права выделяют 2 основных типа правового регулирования:

· Императивный – метод властных предписаний. Данный метод в основном характерен для публичных отраслей права, в частности административного.

· Диспозитивный – метод юридического равенства участников. Данный метод в основном характерен для частных отраслей права, в частности гражданского, трудового, семейного. Диспозитивный метод может использоваться в определенных случаях и в административном праве, например при заключении административных договоров о распределении функций между органами публичного управления.

Согласно другой классификации в системе административного права используются следующие методы правового регулирования:

· Предписание – предполагает возложение обязанностей совершения определенных действий

· Запрет – предполагает возложение обязанностей воздерживаться от совершения определенных действий

· Дозволение – представляет участникам правоотношений самим выбирать вариант поведения

 

Главные признаки метода административного права:

— юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой; оно может быть линейным («начальник — подчиненный») или функциональным («инспектор — контролируемый»);

— юридические факты: отношения в административном праве чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями;

— права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормы точно определяют права и обязанности сторон;

— защита прав и интересов субъектов правоотношений: главным образом, права участников, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти; права и интересы могут также защищаться в судебном порядке.

Метод науки « административное право » совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.

Методы науки «административное право» делятся на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке).

Общенаучные методы:

· диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;

· анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;

· синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое;

· аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;

· дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному;

· индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.

Частнонаучные методы:

· системный – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы;

· сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;

· формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т. д.);

· юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;

· правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.

Методика - совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.

 

 

5.Источники административного права.                                                                        Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. Виды юридических источников административного права:

• нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;

• административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

• административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;

• правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;

• административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.

Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

Основополагающий источник административного права – нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы к романо-германской правовой системе.

Виды нормативных правовых актов – источников административного права: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).

+Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

Источники административного права.

В юридической литературе под источником административного права понимают внешнюю форму выражения его норм. Известно, что по своему содержанию административно-правовая норма отличается от норм прочих отраслей права тем, что регулирует отношения управленческого характера. Нормами административного права определяются границы соответствующего поведения органов исполнительной власти, их служащих, граждан, а также общественных организаций (их органов) в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. С помощью административно-правовых норм органы управления, государственные служащие, граждане, общественные организации наделяются определенными полномочиями. В этих нормах устанавливаются также гарантии реализации прав и соблюдение обязанностей. Таким образом, благодаря действию административно-правовых норм создается определенный правовой режим управленческой деятельности.

Административно-правовые нормы содержатся непосредственно в Конституции, законодательных актах, нормативных приказах, постановлениях правительства, решениях местных рад, в других нормативных актах государственных органов. К источникам административного права принадлежат не только сами нормативные акты государственных органов, но и утвержденные этими актами кодексы, уставы, правила и т. п., регулирующие управленческую деятельность.

Таким образом, источник административного права — акт правотворчества органа государственной власти или управления, состоящий из административно-правовых норм либо даже из одного правила поведения и регулирующий исполнительно-распорядительную деятельность. Ясли акт охватывает наряду с нормами административного права нормы других отраслей права (финансового, гражданского и др.), то для административного права он будет являться источником лишь в части, которая как бы наполнена административно-правовыми нормами.

Каждый источник административного права отличается от других своими особенностями, обусловленными целевой направленностью и содержанием норм, его составляющих; их юридической силой, масштабом функционирования (действия). Он может быть общего и локального действия, обязательным для исполнения всеми органами управления и объектами, независимо от подчиненности либо только предприятиями, учреждениями, должностными лицами, подведомственными органу, издавшему акт. В систему источников административного права включены нормативные акты, действующие не только в пределах Украины, но и регулирующие работу украинских учреждений за границей. Относительно административно-территориального устройства республики могут существовать источники, действующие в рамках области, района, города и т. д.                                                                                                              Специфика источников административного права определяется и их упорядоченностью, отражающей, в свою очередь, действие принципа централизма, составной частью которого является обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих. Упорядоченность источников выражается в следующем:

а) все они основаны на нормах Конституции и законов, имеющих юридическую силу;

б) источники — нормативные акты органов государственной власти всех звеньев служат юридической базой для источников — нормативных актов, принимаемых нижестоящими органами исполнительной власти;

в) источники — нормативные акты высших органов исполнительной власти отличаются большим масштабом действия, чем аналогичные акты нижестоящих органов;

г) источники — нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера основываются на источниках общего характера.

Учитывая разнообразие источников административного права, целесообразно разделить их на такие виды:1. Конституция (Основной Закон).2. Законодательные акты:— законы Украины. — кодексы, положения, уставы и другие кодифицированные акты управленческого характера — Кодекс об административных правонарушениях и др.3. Постановления, содержащие административно-правовые нормы организационно-правового характера: Положение о паспорте гражданина.4. Указы и распоряжения Президента.5. Нормативные акты органов исполнительной власти:— нормативные постановления в распоряжения Кабинета Министров;— положения, уставы, правила, инструкции, другие акты, утвержденные Кабинетом Министров;— нормативные приказы, инструкции руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств.6. Нормативные приказы руководителей государственных предприятий, объединений, учреждений и организаций.7. Нормативные акты местных Рад, их исполнительных органов (решения, предусматривающие в случае их нарушения административную ответственность и др.).8. Распоряжения местных государственных администраций (их глав).                         9. Межправительственные соглашения с другими государствами и международно-правовые акты, ратифицированные и признанные нашим государством.                                                                                                                 10. Акты Конституционного Суда

Особое место в системе источников административного права занимают нормативные акты, регулирующие административную ответственность. Это — Кодекс об административных правонарушениях, законодательные акты. Данные акты в комплексе направлены на охрану государственного и общественного порядка, государственного и коллективного имущества, прав и свобод граждан, установленного порядка управления, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Их реализация обеспечивает укрепление законности, предотвращение правонарушений, воспитания граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов, уважения прав, чести и достоинства других граждан, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.012 с.)