Распад СССР—геополитическая катастрофа 20века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распад СССР—геополитическая катастрофа 20века.



 

Распа́д СССР — прекращение существования Союза СССР произошедшее в связи с процессами системной дезитеграции, имевшими место в социальной структуре, народном хозяйстве социальной структуре,общественно-политическом и государственном устройстве Советского Союза.

Процесс распада начался во второй половине 1980-х годов в ход перестройки когда Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985—1991) М. С. Горбачёвым инициировалпроведение реформ, направленных на экономическое ускорение, гласность идемократизацию государственной и общественно-политической деятельности.

Одним из главных признаков и проявлений распада СССР явилось стремление союзных республик к большей государственной и экономической независимости от союзного центра («Парад суверенитетов»); в сентябре 1991 года союзный центр и главы союзных республик признали независимость Латвии, Литвы и Эстонии. В течение последних лет существования СССР на его территории начались или получили новый импульс ряд межнациональных конфликтов (Карабахский конфликт, грузино-абхазский конфликт и грузино-южноосетинский конфликт, конфликт в Приднестровье и др.), произошёл экономический кризис.

Жертвами погромов и столкновений на национальной почве стали сотни людей, многие, спасаясь от расправ, были вынуждены перебираться в другие части СССР или эмигрировать.

В конце 1988 – начале 1989 годов в Эстонской, Литовской и Латвийской СССР были приняты законодательные акты, согласно которым местные языки обрели статус государственных. Сессия Верховного Совета Эстонии, кроме того, приняла «Декларацию о суверенитете». Вскоре её примеру последовали Литва и Латвия. 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы принял акт «О восстановлении независимого государства»: Литовская СССРпереименовывалась в Литовскую Республику, действие Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на её территории отменялось. 30 марта аналогичный акт был принят в Эстонии, а 4 мая – в Латвии.

 

С началом «Перестройки» в 1985 году в КПСС стали развиваться два подхода – ликвидаторский и прагматический. Приверженцы первого считали, что партию нужно не перестраивать, а ликвидировать. Этой точки зрения придерживался и М. С. Горбачёв. Сторонники другого подхода видели в КПСС единственную общесоюзную силу, отстранение которой от власти ввергнет страну в хаос. Поэтому, полагали они, партию необходимо реорганизовать.

 

Распад Союза СССР завершился подписанием Беловежских соглашений и Алма-Атинской декларации 8 и 21 декабря 1991 года соответственно, которые учредили конфедеративный союз большинства бывших советских республик Содружество Независимых Государств. 25 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв сложил свои полномочия, а на следующий день, 26 декабря 1991 года,Совет РеспубликВерховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.

 

Вот только основные последствия распада СССР:

 

-резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

-территория России сократилась на четверть;

-доступ к морским портам вновь осложнился;

-уменьшилось население России – фактически на половину;

-возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

-началась глобализация – постепенно набирали ход процессы,

превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

- мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Билет 16

1 Вопрос. Главными причинами терроризма на современном этапе являются следующие: − нерешенность социальных, национальных и религиозных проблем, но не любых, а только тех, которые имеют для определенной социальной, национальной или другой группы бытийное значение, которые связаны с ее самооценкой и самовосприятием, представлением о себе, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями;

война и военные столкновения, в рамках которых террористический акт выступает неотъемлемой частью военных действий; − наличие социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а также, в силу своей политической, экономической и военной мощи иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным группам; − существование тайных или полутайных закрытых сообществ и организаций, религиозного или сектантского характера, которые наделяют себя магическими и мессианскими способностями, у которых выработано «единственно верно» учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни или создания строя всеобщего добра, справедливости и достатка, вечного спасения души; − в российском обществе террористические методы борьбы традиционно применялись для решения, в первую очередь, задач чисто политического характера;

− нерешенность важных экономических и финансовых вопросов, включая проблемы на законодательном уровне, а также конфликты при разделе собственности и в то же время слабая защищенность коммерсантов и финансистов со стороны правоохранительных органов. Главной особенностью современного терроризма является наличие международных и региональных руководящих органов для решения вопросов организации, планирования террористической деятельности, руководства ею, организации взаимодействия между отдельными группами и исполнителями акции. Создана разветвленная структура центров и баз по подготовке боевиков, организовано сеть фирм, кампаний, банков и фондов, которые используются для прикрытия деятельности террористов, их финансирования и всестороннего обеспечения. За счет сращивания с наркобизнесом и торговлей оружием в руках террористов концентрируются огромные ресурсы. Кроме того, международный терроризм опирается на поддержку разного рода экстремистских организаций, которые разбросаны по всему миру, а также на содействие некоторых государств, получает от них финансовую и материальную помощь, современное вооружение и средства связи, готовит боевиков. В связи с развитием общества причины совершения террористических атак трансформируются, с каждым годом появляются все новые и новые факторы. Вместе с этим в рамках международного сообщества создаются новые организации, направленные на борьбу с международным терроризмом. В первую очередь эта миссия возложена на Организации Объединенных Наций (ООН), в рамках которой выпускаются важные документы по противодействию терроризму, создаются антитеррористические центры.

ООН на сегодняшний день является единственным универсальным механизмом поддержания международного мира и глобальной безопасности за счет осуществления коллективного регулирования международных отношений и обеспечения устойчивого развития и стабильности. Устав ООН является основой и фундаментом всей международно-правовой системы современного миропорядка. Основными документами, направленными на борьбу с международным терроризмом, сегодня являются: − Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 года; − Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 года; − Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников о т 4 декабря 1989 года; − Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 года; − Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 года.

Кроме того, в наши дни в рамках международного сообщества предпринимаются некоторые действия, направленные на борьбу с международным терроризмом. Во-первых, нельзя не отметить заключение 12-ти международных договоров, призванных способствовать борьбе с терроризмом. Во-вторых, был принят ряд обязательных к исполнению всеми государствами — членами ООН резолюций Совета Безопасности ООН. В-третьих, в рамках борьбы с международным терроризмом был создан Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН (КТК). Сегодня существует, по меньшей мере, три концептуальные стратегии борьбы с терроризмом. Собственно насильственное противоборство в контексте борьбы за существование, результатом которого служит гибель наименее приспособленных к данным условиям жизни индивидуумов (социальных групп и систем) и выживание более приспособленных, то есть определенные эволюционные процессы. Вторая концепция — борьба как уничтожение противника (классового, экономического и т. п.) врага в ходе военных действий и антитеррористических операций, и третья — превентивное обеспечение невозможности полноценного функционирования терроризма т. н. информационная или «бескровная» борьба. В качестве гипотетического, можно рассматривать вариант гуманной войны с терроризмом, когда нейтрализация терророгенности производится путем недопущения терророгенных факторов, заключения договоренностей и осуществления взаимных уступок.

При этом следует отметить, что первые две стратегии уже утратили свои позиции, во всяком случае, в практике борьбы с международным терроризмом, подтвердив свою неэффективность и нецивилизованность. Представляется, что перспективными являются такие стратегии борьбы с терроризмом, в основе которых отсутствуют признаки физического насилия, а основной упор делается на разумный компромисс, учитывающий интересы конфликтующих сторон. Соблюдение их позволяет обществу, или социальной системе, определить оптимальный алгоритм социального управления, при котором терроризм невозможен как в настоящем, так и в будущем. Борьбу с терроризмом следует рассматривать как контролированный, сознательный процесс, в результате которого появляются хорошо продуманные, детально разработанные еще до начала формальной реализации стратегии мероприятия. Позиционирование стратегий борьбы с терроризмом повышает роль планирования специальных мероприятий по противодействию и профилактике терроризма на более высокую ступень, предполагая участие аналитики в процессе выработки стратегии, именно в выработке стратегии, а не в простом подборе ее составляющих из имеющегося арсенала доступных средств.

Таким образом, следует помнить, что терроризм является лишь методом, тактикой, а не политической программой или идеологией. Безусловно, уничтожать террористов можно и нужно, в обязательном порядке следует предпринимать меры по предупреждению терактов, однако, следует помнить, что для борьбы с международным терроризмом усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств недостаточно. Преодоление международного терроризма, как глобальной проблемы современного мира, требует коллективных и слаженных усилий большинства государств и народов всего мирового сообщества. Кроме того, следует акцентировать внимание на том, что в существующих стратегиях борьбы с терроризмом упор делается на террористическую деятельность как свершившийся факт, требующий применения силы, в тоже время недостаточно внимания уделяется технологиям первичной нейтрализации социальных конфликтов, которые выступают глубинными социальными причинами терроризма. Не вызывает сомнения факт перспективности социально-информационных технологий противодействия терроризму. Их сущность сводится к элементарному — проще устранить предпосылки террористической деятельности через конформные реформы и своевременную коррекцию алгоритма социального управления, чем нейтрализовать социальный конфликт, который может стоить стабильности власти, а народу спокойствия и безопасности.

Вопрос. Переход к рынку.

Период перестройки по праву считается наиважнейшим этапом в жизни государства. Опуская субъективные суждения историков об этом периоде, можно отметить, что в данной фазе (1985-1991) был положен переход планового ведения хозяйства к рыночной экономике. Необходимые условия для применения таких коренных изменений состоят во введении свободного предпринимательства, создания многообразия форм собственности, а также ограничения роли государства в хозяйственной деятельности индивидуумов.

С принятием доктрины «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» в 1990 году в практике стали использоваться такие понятия, как «аренда», «акционерное общество (АО)», «частный сектор экономики».

Развитие рыночной экономики, посредством реформирования, происходило медленно и непоследовательно. Результат таких действий был отражен торможением развития экономического сектора в государстве, а также являлся катализатором кризиса.

Экономическая ситуация в России 1990-х гг.

Необходимость проведения модернизации социалистической экономики руководством России было обусловлено внутриэкономической обстановкой в государстве. Единственным эффективным методом противодействия глубокому финансовому кризису, инфляции (обесценивание денежной массы) и истощенному золотовалютному запасу было применение политического рычага – «шоковой терапии». Использование такого радикального метода влияния было обусловлено мнением идеологов экономических реформ 1990-х гг. таких как Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс. Их позиция гласила, что постсоветская экономика не может быть модернизирована или усовершенствована, а подлежит лишь «демонтажу». Программа «демонтажа» включала, как ликвидацию командно-административной системы управления, так и ликвидацию старой экономической системы в целом.

Этапы реформы:

Базисом «шоковой терапии» послужили либерализация цен (2 янв. 1992 г.) и проведение тотальной приватизации (1 окт. 1992 г.). Применение именно таких методов, по мнению властных структур, предстояло снижение инфляции до здорового уровня, создание равновесия между спросом и предложением, а также увеличение доли частного сектора экономики, что в итоге создало бы должную перспективу для перехода всего хозяйства на путь совершенной рыночной экономики.

Следующим важным шагом был указ «О свободе торговли» (29 янв. 1992 г.). С подписанием этого документа в сфере торговых отношений все граждане Российской Федерации получали право на ведение предпринимательской деятельности. Последствия указа отразились на сокращении объемов производства. Такая корреляция произошла по причине того, что подписание документа побудило массы к смене рода занятий и переходу к торгово-посредническим операциям.

Следующей волной непредвиденных обстоятельств для реформаторов послужили проблемы наводнения рынка зарубежной продукцией, которая создавала высокую конкуренцию отечественным производителям. Сформированный военно-промышленный комплекс не остался не затронутым, в ходе сложившейся ситуации в стране претерпевает снижение производства, в частности и из-за высокого оттока квалифицированных кадров. Решение проблемы посредством вливания зарубежного капитала в молодую экономику не привело к успеху. Из оговоренного кредита в 24 миллиарда долларов от западных государств России выделили лишь половину. К тому же этот капитал по договору перетекал обратно к заёмщикам, так как Российская Федерация обязывалась осуществлять закупки у своих же кредиторов.

Итоги за год реформирования не могут обнадёживать. Произошел значительный рост цен (~ 20 раз), обесценивание вкладов граждан, а также кризис «неплатежей» охватил большую часть предприятий во всем государстве. Следствием этих проблем является порождение новых, а именно удержание или невыплата заработной платы, пенсии и стипендий. Проблема безработицы и нерешенность вопроса касательно жилья граждан приобрели новый виток. Нестабильная ситуация дала возможность развитию таким финансовым мошенничеством, как «МММ», «Хопёр-инвест» и др.

Недооценка проблем при политике приватизации привело к концентрации предприятий в руках малой группы лиц, цель которых была достичь максимальной прибыли от производства, а не его ведение.

По оценкам аналитиков от 35 до 65% людей проживающих в России находились за чертой бедности. Так в сравнении в 1994 году средний уровень жизни снился в 2 раза по отношению с 1990.

Аграрный сектор не остался в стороне, примененные в нем нововведения в виде новых форм собственности (акционерное общество АО, общество с ограниченной ответственностью ООО и др.) не привели к успеху. В сельской местности все также наблюдался постоянный отток граждан в город, причинами тому послужили дефицит агротехники, минеральных удобрений и т. п.

 

Изображая данные в цифрах можно отметить, что по состоянию на начало 1996 год 13% угодий принадлежало государству; 61% – коллективным хозяйствам; 11% – находилось в личной собственности, а 14% вовсе не использовалось.

Отдельную проблему при построении новой экономической модели историки выделяют, как «разгул криминалитета». С укоренением антиобщественных групп происходит передел собственности, все более открытую форму приобретает коррупция. В историю России 1990-е вошли, как период криминальных войн, цель которых передел государственной собственности и контроль над частными предприятиями.

На смену команде реформатора Гайдара пришло правительство В. Черномырдина. Так в период его работы над российской экономикой (1993-1998 гг.) в России отмечается некоторая стабильность во всех сферах жизни общества. За счет экспорта сырья удается приостановить инфляцию, что также положительно повлияло на замедление падения производства. Происходит снижение безработицы и темпов потребительских цен. Но все же ситуация в государстве не принимает стабильный облик, и вскоре происходит финансово-экономический кризис.

1998 г. для России характеризуется годом, в период которого в стране произошел дефолт (невыполнение обещанных обязательств по кредитам, как следствие банкротство). Аналитики отмечаю, что причиной этому послужил завышенный курс валюты. Также в 1998 году происходит масштабное падение производства (в пределах ~ 50%), курс валюты падет, большее количество предприятий оказались на грани существования.

Проведенные реформы в период 1990-х не стабилизировали обстановку в государстве, что привело к значительному росту напряженности в массах. Усугубляло ситуацию и огромное количество безработных, которых насчитывалось близко 9 миллионов человек. Итог таких реформ не заставил себя долго ждать. В стране прокатилась волна массовых забастовок и митингов в знак протеста к властным органам. Взять под контроль весь экономический крах системы смогло правительство Е. Примакова (1999 г.). При новом руле власти социально-экономическая ситуация начинает постепенно налаживаться, преодолена проблема бюджетного дефицита. Нельзя не отметить и факт удорожания сырья на мировом рынке, что лишь помогло России в сложной экономической конъюнктуре. По-прежнему уровень жизни граждан страны оставался на сравнительно невысоком рубеже.

Билет 17

1.Происхождение глобальных проблем современности.

2.Конец «холодной войны» и его влияния на международные отношения.

Ответ

1. Глоба́льные пробле́мы современности — это комплекс проблем существования и развития человечества в целом. Проблемы имеют планетарный масштаб, от решения которых зависит судьба человечества в целом. Они взаимосвязаны, охватывают разные стороны жизни людей и касаются всех стран и народов современного мира, независимо от уровня их социального, экономического и культурного развития.

 

Причины возникновения глобальных проблем

Главные причины и предпосылки глобальных проблем:

• ускорение темпов общественного развития;

• постоянно возрастающее антропогенное воздействие на биосферу;

• увеличение численности населения;

• усиление взаимосвязи и взаимозависимости между разными странами и регионами.

Основные глобальные проблемы современности

 

Исследователи предлагают несколько вариантов классификации глобальных проблем. Задачи, которые стоят перед человечеством на современном этапе развития, относятся к военно-политической, экономической, технической, экологической и нравственной сферам.

К числу основных глобальных проблем современности можно отнести:

• угрозу всемирной или локальной термоядерной войны

• необходимость согласованных действий мирового сообщества по недопущению несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

• международный терроризм;

• насилие и организованная преступность;

• катастрофическое загрязнение окружающей среды, атмосферы, морей, океанов, а также связанное с ними снижение биоразнообразия;

• парниковый эффект и глобальное потепление

• демографические проблемы человечества, демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых);

• обеспечение человечества природными ресурсами, продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии, риски исчерпания запасов нефти, природного газа, угля, древесины, цветных металлов, дефицит водных ресурсов;

• возможный массовый голод и существующее массовое недоедание;

• бесконтрольное использование ресурсов Мирового океана;

• освоение космического пространства с целью размещения средств противоракетной обороны и ударных систем;

• увеличение разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, нищета, голод и неграмотность, растущая безработица;

• растущее социальное неравенство — увеличение разрыва между 1 % самых богатых и остальным человечеством;

• проблема роста сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;

• глобальное распространение вирусных инфекций и угроза возникновения пандемий.

Основные способы решения глобальных проблем:

1. Формирование гуманистического сознания, чувства ответственности всех людей за свои действия;

• 2. Всестороннее изучение причин и предпосылок, ведущих к возникновению и обострению конфликтов и противоречий в человеческом обществе и его взаимодействии с природой, информирование населения о глобальных проблемах, наблюдение за глобальными процессами, их контроль и прогнозирование;

• 3. Развитие новейших технологий и способов взаимодействия с окружающей средой: безотходного производства, ресурсосберегающих технологий, альтернативных источников энергии (солнца, ветра и т. п.);

• 4. Активное международное сотрудничество для обеспечения мирного и устойчивого развития, обмен опытом решения проблем, создание международных центров по обмену информацией и координации совместных усилий.

 

2. Последний этап «холодной войны» связан с серьезными изменениями, произошедшими в СССР после прихода к власти нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым, проводившим политику «нового политического мышления» во внешней политике. Настоящим прорывом стали Женевские переговоры на высшем уровне между СССР и США в ноябре 1985 г., стороны пришли к единому мнению, что «ядерная война не должна быть развязана, в ней не может быть победителей», а их целью является «предотвращение гонки вооружений в космосе и прекращение ее на Земле». В декабре 1987 г. в Вашингтоне состоялась новая советско-американская встреча, закончившаяся подписанием Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 500 до 5,5 тыс. км.) в ядерном и неядерном оснащении. Эти меры включили регулярный взаимный контроль за исполнением договоренностей, таким образом впервые в истории уничтожался целый класс новейших вооружений. В 1988 г. в СССР была сформулирована концепция «свободы выбора» в качестве универсального принципа международных отношений, Советский Союз начал вывод своих войск из Восточной Европы.

 

В ноябре 1989 г. в ходе стихийных выступлений был разрушен символ «холодной войны» - бетонная стена, разделявшая Западный и Восточный Берлин. В Восточной Европе происходит череда «бархатный революций», компартии теряют власть. 2-3 декабря 1989 г. на Мальте состоялась встреча между новым президентом США Дж. Бушем и М.С. Горбачевым, на которой последний подтвердил «свободу выбора» для стран Восточной Европы, был провозглашен курс на 50 % сокращение стратегических наступательных вооружений. Советский Союз отказывался от своей зоны влияния в Восточной Европе. По итогам встречи М.С. Горбачев заявил, что «мир выходит из эпохи «холодной войны» и вступает в новую эру». Со своей стороны Дж. Буш подчеркивал, что «Запад не будет пытаться извлечь какие-либо преимущества из необычных перемен, происходящих на Востоке». В марте 1991 г. официально состоялся роспуск ОВД, в декабре произошел распад Советского Союза.

 

Главные последствия войны следующие:

• распад СССР;

• объединение Германии после падения Берлинской стены;

• запрет на распространение ядерного оружия;

• распад колониальной системы мира.

Билет 18

1. Проблемы развития стран Латинской Америки во второй половине XX в.

Страны Латинской Америки, долгое время находившиеся в негласной политической орбите США, во второй половине ХХ века стали всё чаще заявлять о себе, как о самостоятельных, независимых государствах. После Второй мировой войны во многих странах Латинской Америки усилилась борьба против диктаторских режимов и империалистической зависимости.

К концу войны в Латинской Америке можно было встретить две группы государств: государства с конституционными режимами и развитой партийной системой (Мексика, Колумбия, Уругвай) и государства с диктаторскими режимами (Гватемала, Куба, Парагвай, Гаити).


В середине ХХ века страны Латинской Америки находились не только в политической, но и в экономической зависимости от США. Основу экономики этих государств составляло аграрное производство. США «выкачивали» всё, что только можно, из обедневших стран, положение которых было фактически колониальным. Президенты и премьеры стран Латинской Америки были, по сути, крупными землевладельцами, сотрудничавшими с Вашингтоном.

Первыми, кто попытался разрушить такое положение вещей, стали кубинцы. В 1959 году революционные отряды («барбудос») кубинского лидера Фиделя Кастро и революционера Эрнесто Че Гевары свергли режим проамериканского лидера Батисты и установили свою власть (см. Рис. 1). Куба – стала «островом свободы», первым государством в Латинской Америке, которое скинуло с себя гнёт США. Все попытки Вашингтона выбить революционеров с острова закончились неудачей. После победы Кубинской революции Кастро стал строить социализм советского образца, опираясь на всестороннюю поддержку Советского Союза: финансовую, промышленную, военную, культурную и проч.В 1962 году на Кубе были размещены ядерные ракеты, что чуть не привело мир к началу Третьей ядерной мировой войны – т.н. «Карибский кризис». На протяжении 1960-1980-х гг. Куба оставалась в постоянной орбите СССР. С началом нового тысячелетия российско-кубинские связи стали опять крепнуть. Бессменный лидер Кубы – Фидель Кастро – в силу возраста в 2008 году уступил место правления своему младшему брату – Раулю. Сегодня Куба является страной Латинской Америки, всецело продолжающей борьбу против США.

В 1960 – 1970-х гг. революционные изменения произошли в государствах Центральной Америки, где власть перешла либо в руки генералов – военной хунты, либо просоциалистическим силам.

На юге Латинской Америки капиталистические и индустриальные отношения развивались несколько быстрее. В 1970 году на выборах президента Чили победил кандидат от левого блока Сальвадор Альенде (см. Рис. 2). Он начал проводить преобразования в духе социализма: национализация крупной промышленности, в том числе и зарубежной, аграрная реформа и проч. Национализация промышленных объектов Запада привела к оттоку капитала, что вызвало резкое недовольство многих слоёв населения. Безработица стала расти. Инфляция съедала все прибавки к выплатам рабочих и служащих. В стране был объявлен дефолт – государство не могло платить по внешним долгам.

Заключение

В 1960-е гг. на территории Латинской Америки шел процесс деколонизации (независимость получила Ямайка, Тринидад, Тобаго и др.). В 1980–1990-е гг. многие диктаторские режимы Латинской Америки пали. При этом оставалась нерешенной задача освобождения от экономически зависимого положения в качестве поставщика аграрно-сырьевых товаров для развитых стран.

2. Перестройка СССР (1985-1990) причины, особенности развития этого процесса и его последствия.

В марте 1985 года после смерти Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С.Горбачев.

Новое советское руководство осознавало необходимость реформ с целью оздоровления экономики, преодоления кризисных явлений в стране, однако у него не было заранее разработанной научно обоснованной программы проведения таких реформ. Реформы начали без всесторонней подготовки. Горбачевские реформы получили название «перестройка» Советского общества.

Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 г.Причины перестройки:

1. Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада.

2. Низкий уровень жизни населения: постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

3. Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

4. Негативные явления в духовной сфере общества. Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции).

5. Гонка вооружений. К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

Цель перестройки: оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М.С.Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму. Они только хотели совершенствования социализма. Итак, реформы начались под руководством правящей партии КПСС.

К переосмыслению существующих порядков подтолкнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года.

После катастрофы на Чернобыльской атомной станции правительство решило, что нужно перестраиваться и начинать экономические реформы. Программа экономических реформ разрабатывалась целый год. Известные экономисты: Абалкин, Аганбегян, Заславскаяпредставили хороший проект реформ в экономике, одобренный летом 1987 года. Проект реформ предусматривал следующее:

1. Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.

2. Постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально – путем развития кооперативного движения).

3. Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

4. Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств.

5. Отказ от монополии внешней торговли.

6. Более глубокую интеграцию в мировой рынок.

Теперь необходимо было под эти экономические реформы разработать и принять законы.

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии». Этот закон должен был вступить в силу с 1 января 1989 г. Предусматривалось, что предприятия будут наделяться широкими правами. Однако, министерства не дали предприятиям хозяйственной самостоятельности.

Итоги перестройки неоднозначны. Михаил Горбачев и его сподвижники не достигли тех целей, которые они ставили перед собой в 1985 году. Им не удалось построить демократический социализм «с человеческим лицом» и эффективной экономикой. Эта неудача, конечно, не доказывает, что такое общество в принципе невозможно, но на практике советская система оказалась не реформируемой в духе демократического социализма.

Теоретически нельзя исключить, что советская экономика (как это случилось с российской) пережила бы период низких цен на нефть в конце 80-х и в 90-е годы и дождалась бы их подъема в 2000-е годы. Социализм продолжал бы существовать, несмотря на коррупцию и неэффективность номенклатуры, понижение уровня жизни населения и рост его недовольства общественным и государственным строем.

Билет 19

 1)

Российско-американские отношения, являющиеся системообразующим фактором обеспечения глобальной безопасности и стабильности

 

С нашей стороны принимаются необходимые меры – как зеркальные, так и асимметричные – по защите национальных интересов в связи с недружественными действиями Вашингтона.

 

С нашей стороны принимаются необходимые меры – как зеркальные, так и асимметричные – по защите национальных интересов в связи с недружественными действиями Вашингтона.

 

Тем не менее, возможности для сотрудничества остаются ограниченными из-за общей неблагоприятной ситуации в отношениях. Сказывается также агрессивность поведения США на мировой арене в погоне за глобальным доминированием.

 

Несмотря на сложности в межгосударственных отношениях, фиксируется положительная динамика российско-американской торговли

 

2)

 

Перед началом Перестройки Советский Союз уже переживал глубочайший экономический кризис, к которому также присоединились еще и политический, и социальный кризисы.

 

Ситуация в огромном государстве сложилась очень трудная – народ требовал изменений.

 

Несмотря на то, что Перестройка не смогла изменить ситуацию в Союзе, дабы тот продолжал существовать, ряд важных изменений все же случились и их следует отметить.

•Жертвы сталинизма были полностью реабилитированы;

•В стране появилась свобода слова и политических взглядов, была убрана жесткая цензура, в том числе и на литературу;

•Была отброшена однопартийная система;

•Появилась возможность свободного выезда/въезда со страны/в страну;

•Студенты больше не служат в армии, пока находятся на обучении;

•Женщин перестали сажать в тюрьмы, за то, что изменяют своим мужьям;

•Государство дало разрешение на рок в стране;

•Прекратилась «холодная война»

Билет 20

1. Диссидент - это гражданин, не разделяющий господствующую в обществе официальную идеологию. Диссидентство - это движение советских граждан, оппозиционно настроенных по отношению к политике властей и ставивших целью либерализацию политического режима в СССР. Инакомыслие имело место в советском обществе на протяжении всей истории существования СССР. В е гг. существовала критически мыслящая русская дореволюционная интеллигенция и не разделявшие сталинскую политику старые большевики, которые были уничтожены в ходе массовых политических репрессий. В е гг. охватившее часть творческой интеллигенции и молодежи инакомыслие, также было подавлено репрессивно-карательными органами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.114 с.)