Постмодернизм и массовая культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постмодернизм и массовая культура



В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда («модернизма» как эстетического феномена). Однако в отличие от авангарда, ряд течений которого не порывал с характерным для классики дидактически-профетическим пониманием искусства, постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания — между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем».

Постмодернизм окончательно зацепляет переход от «произведения» к «конструкции», от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности по поводу этой деятельности. Постмодернизм в этой связи есть реакция на изменение места культуры в обществе.

Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения «чистоты» такого феномена, как искусство. Условием его возможности выступает изначальное смыслопорождение, восходящее к созидающему началу (субъекту), оригинальному творческому деянию.

Если же эти условия нарушены — а именно это и происходит в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения — то существование искусства в его прежних (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом.

Другой стороной изменения статуса культуры является то, что сегодняшний художник никогда не имеет дело с «чистым» материалом – последний всегда тем или иным образом культурно освоен. Его «произведение» никогда не является первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит, как совокупность цитат.

Постмодернизм сознательно переориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания «оригинальных произведений» на коллаж.

При этом стратегия постмодернизма состоит не в утверждении деструкции в противовес творчеству, манипуляции и игры с цитатами — серьезному созиданию, а в дистанцировании от самих оппозиций «разрушение — созидание», «серьезность — игра».

Приметой выражаемой культурной ситуации становятся кавычки, то и дело расставляемые как указание на небезусловность любых сигнификаций.

Постмодернизм обязан своей популярностью не столько авторам, действительно инспирировавшим соответствующий сдвиг в культуре, сколько лавинообразной критической литературе, сформировавшей нечто вроде идеологии постмодернизма.

 

Постмодернизм в искусстве

В семидесятые годы появились новые веяния в архитектуре. Называют даже точную дату – 15 июля 1973 г.1 В этот день в американском городе Сент-Луисебыл взорван квартал новых благоустроенных домов, отмеченный в пятидесятые годы премией как образец воплощения самых прогрессивных строительных идеалов, в котором теперь никто не хотел жить: слишком стерильно и монотонно выглядело все. В опустевших домах стал гнездиться преступный элемент, и от «образцового» квартала решили избавиться.

Образец новейшей архитектуры - здание художественной галереи в Штуттгарте, выстроенное по проекту английского архитектора Дж. Стерлинга. Здесь сочетаются элементы самых различных архитектурных стилей и эпох. Фасад украшен разноцветными светильниками в виде длинных труб, идущих по всему контуру здания,— возникает ассоциация с промышленным строительством, где раскраска труб преследует сугубо утилитарные цели. Внутри здания светлые залы, стекло и сталь, и вдруг наталкиваешься на колонны, как бы заимствованные из египетского храма. Внутренний дворик выполнен под «античные руины», увитые плющом; здесь древние статуи, а несколько плит навалены Друг на друга — как бы «археологические раскопки».

Подобную архитектуру, в которой отразились недовольство безликой рациональностью и тяга к прошлому, к традиции, у нас принято называть постмодернизмом. В данном случае перевод термина неточен, ибо под стилем «модерн» мы привыкли понимать архитектурные принципы конца прошлого — начала нынешнего века, когда господствовала избыточная вычурность форм.

Эти принципы преодолела «современная», функционалистская архитектура, обнажившая конструкции, устранившая «излишества», подчинившая форму функции.

Поэтому новейшую архитектуру, пришедшую ей на смену, призванную удовлетворить тягу человека к зрелищности, уместнее именовать «постсовременной».

В книге английского архитектора Чарлза Дженкса«Язык архитектуры постмодернизма», содержится программа нового зодчества:

«Времена радикальной перестройки городских структур канули в прошлое, жилищные потребности населения полностью удовлетворены, отвечающий нуждам автотранспорта город давно перестал быть главной целью градостроителей. Начался период переоценки ценностей: новая городская архитектура перестает черпать творческие силы в футуристических видениях. Напротив, в своих помыслах она обращается к непреходящему - к истории» 1.

В новейшей западной живописи и скульптуре также возникло ощущение тупика (из которого путь один — назад), но в отличие от архитектуры ситуация здесь безрадостная.

«Впервые понятие авангарда стало бесполезным»,- констатировал бюллетень «Dokvmenta-Press», выходивший на международной выставке изобразительного искусства в Касселе (август 1987 г.).

Философия постмодернизма призвана обосновать постмодернистские новации в искусстве, оправдать его самоистребление, но неспособна истолковать более серьезные позитивные явления нынешней духовной жизни, хотя бы ту же архитектуру. Постмодернизм ведет борьбу с целым, а для зодчего его творение всегда выступает как целое. Плюрализм, за который ратует постмодернизм, хорош, но в меру.

 

  Билет 8.

Вопрос1: Развитие стран Восточной Европы во второй половине xxв.

Ответ: После окончания Второй Мировой войны, многие восточноевропейские государства были полностью разрушены и абсолютно бессильны.

Советский Союз, который и одержал победу над гитлеровской Германией, видел это как отличную возможно расширить свое влияние. Поэтому в странах восточной Европы вскоре было установлено Советское управление.

Коммунистическое государственное устройство продержалось несколько лет, однако, когда умер Иосиф Сталин, в таких восточноевропейских странах как Венгрия, Польша, ГДР и Чехословакия начала появляться оппозиция, желающая ликвидировать коммунизм.

В итоге в Польше и в Венгрии коммунизм так и не был ликвидирован - он был просто немного изменен. Теперь люди могли иметь частную собственность и заниматься малым бизнесом.

Однако в Чехословакии оппозиция стала такой мощной, что почти была свержена коммунистическая партия. Тогда СССР отправил туда войска, и восстание демократов было полностью подавлено. Все прежние свободы и права народа были уничтожены.

Экономика стран Восточной Европы с 70-х годов была в полном упадке. У них не было собственного капитала, так как он весь состоял из займов от СССР и США, отплатить которых было просто невозможно. Народ был очень недоволен этим, поэтому опять началось противостояние СССР и советскому режиму.

В начале 90-х годов Советский Союз распался, в результате чего коммунистические партии потеряли свое влияние. Восточноевропейские страны стали демократическими государствами.

Вопрос2: Германо-американские отношения на современном этапе.

Ответ: После окончания биполярного противостояния характер взаимодействия Германии и США изменился. В период «холодной войны» ФРГ для Соединенных Штатов Америки представляла важнейший геополитический аванпост. ФРГ рассматривалась как ключевой рубеж по сдерживанию коммунизма и являлась стратегическим плацдармом для США в условиях потенциально возможного военного столкновения с «Восточным» блоком. В современных условиях Германия значима для США уже как геостратегический центр, принимающий растущее участие в европейской политике и экономике. Германия и США стали важнейшими «архитекторами» евроатлантического сообщества - географическое и политическое расширение НАТО проходило и проходит по германо-американскому «сценарию». США оказывают существенное воздействие на процессы европейской интеграции, в которых ключевую роль играет объединенная Германия

Билет 9

1. Социально-экономическое развитие Японии во второй половине ХХ в.

Развитие японской экономики в послевоенный период было исключительно успешным. За 15 лет (1958—1973) ВНП Японии увеличился в 6,5 раза, а объем промышленного производства — в 10 раз. В мире заговорили о «японском экономическом чуде». К концу 1960-х гг. страна заняла второе место в мире по объему промышленного производства, а в начале 1970-х — и по объему ВНП.Существовали десятки причин «экономического чуда» Японии. Важнейшей из них являлась регулирующая роль государства в социально-экономической сфере. Осуществлялись госконтроль над экспортом-импортом капитала; протекционизм в торговой сфере, всяческое поощрение импорта современных западных технологий; поддержка производителя; пресечение банковско-финансовых спекуляций; применение строгих санкций к японским фирмам, которые конкурировали между собой на мировом рынке. Вплоть до конца 1960-х гг. темпы роста экономики обеспечивались высокой степенью эксплуатации рабочей силы. Труд японца оплачивался в 3—5 раз меньше, чем труд американского рабочего. Япония широко использовала научно-технические достижения стран Запада.Однако современная японская экономика чрезвычайно уязвима. Только 17 % территории страны пригодно для сельскохозяйственного производства, поэтому существует продовольственная зависимость от США. Кроме того, на долю Соединенных Штатов приходится 20 % японского экспорта.

 

2. Российско-германские отношения на современном этапе.

Дипломатические отношения между ФРГ и СССР были установлены 13 сентября 1955 года, 26 декабря 1991 года ФРГ признала РФ правопреемницей СССР. С начала 1990-х годов регулярный характер приобрели встречи российских президентов с германскими канцлерами (как в ходе взаимных визитов, так и в рамках международных мероприятий). В 1997-2010 годах Россию посещали президенты ФРГ Роман Херцог, Йоханнес Рау, Хорст Кёлер и Кристиан Вульф. В 2000 году Россия и Германия провозгласили курс на стратегическое партнерство, в последующие годы отношения развивались успешно во всех сферах, действовал ряд совместных структур и форматов. Так, с 1998 года ежегодно попеременно в РФ и ФРГ проводились межгосударственные консультации, направленные на расширение торгово-экономических и политических связей. В 2001 году по инициативе президента Владимира Путина и канцлера Герхарда Шрёдера с целью углубления взаимопонимания между странами был учрежден германо-российский общественный форум "Петербургский диалог". В 2014 году, после воссоединения Крыма с Россией и обострения украинского кризиса, отношения между ФРГ и РФ ухудшились. Меркель обвинила Россию в дестабилизации обстановки на Украине и заявила о возможности введения Евросоюзом 17 марта 2014 года антироссийских санкций, включающих "адресные меры в отношении лиц, ответственных за эскалацию ситуации". В 2016 году в новой "Белой книге" минобороны ФРГ, посвященной вопросам обеспечения национальной безопасности, Россия заняла третье место в списке из десяти самых серьезных угроз для Германии. 26 марта Германия в знак солидарности с Великобританией выслала четырех российских дипломатов. 29 марта Меркель и Мэй в телефонном разговоре договорились продолжать совместную работу "для противостояния возросшей российской агрессии". Несмотря на охлаждение отношений, двусторонние контакты не прекратились. Путин и Меркель неоднократно встречались в рамках международных мероприятий, канцлер посещала Россию в 2015, 2017 и 2018 годах. В октябре 2017 года в РФ приезжал президент Франк-Вальтер Штайнмайер. Германия и Россия продолжили сотрудничество по международным проблемам. Так, с июня 2014 года проводятся встречи в рамках "нормандской четверки" (Россия, Украина, Германия и Франция) по урегулированию украинского кризиса. В мае 2018 года на встрече в Сочи Путин и Меркель подчеркнули важность сохранения иранской ядерной сделки после объявления Дональдом Трампом об одностороннем выходе из нее США. Кроме того, РФ и ФРГ взаимодействуют в таких сферах, как борьба с финансированием терроризма, отмыванием денег, коррупцией, уклонением от налогов, в том числе в рамках G20.

        Билет 10

1. Новая экономическая политика президента США Р.Рейгана в 1980гг.

Рейганомика (англ. Reaganomics) — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики была экономика, ориентированная на предложение. Практическим выводом из неё явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать простор инвестиционным и инновационным процессам, снижению издержек, увеличению сбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.

Основными пунктами рейганомики были:

- Снижение темпов роста расходов правительства

- Уменьшение налоговой ставки.

- Уменьшение влияния государства на экономическое развитие

Ежегодный дефицит государственного бюджета при Рейгане составлял в среднем 4,2 % валового внутреннего продукта, в то время как в 1980 г. он составлял 2,7 %.

Наибольшим изменениям подверглась налоговая политика.Максимальная ставка подоходного налога была уменьшена с 70 % до 28 %. Доля налоговых сборов в валовом внутреннем продукте понизилась с 19,6 % в 1981 г. до 17,3 % в 1984 г., но к 1989 г. она снова выросла до 18,4 %. Если при Картере расходы федерального бюджета увеличивались примерно на 4 %, то при Рейгане — лишь на 2,5 %. Тем не менее, расходная часть бюджета за годы президентства Рейгана в среднем составляла 22,4 % валового внутреннего продукта, в то время как за весь период с 1971 по 2009 гг. эта цифра составляла лишь 20,6 %. Одновременно вырос государственный долг США, с 26,1 % валового внутреннего продукта в 1980 г. до 41 % к 1988 г., в абсолютных цифрах — примерно в три раза. Так, национальный долг США за этот период вырос с $930 млрд до $2,7 трлн долларов. В октябре 1987 г. случился крах финансовых рынков, и глава Федеральной резервной системы Алан Гринспен «запустил печатный станок». Экономика начала восстанавливаться, однако требовались все новые и новые займы, а частные инвестиции при этом сокращались.

 

2. Восстановление экономики Германии после второй мировой войны: ФРГ и «план Маршала».

Первым шагом к выходу Германии из этого кризиса стал общеизвестный «план Маршалла» - программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарём Джорджем К. Маршаллом и вступил в действие в апреле 1948 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию. План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 года, когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший четырёхлетнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951) составила около 13 млрд. долларов, причём основная доля пришлась на Великобританию (2,8 млрд), Францию (2,5 млрд), Италию (1,3 млрд), Западную Германию (1,3 млрд), Нидерланды (1 млрд).

Немецкое экономическое чудо — период быстрого восстановления экономики ФРГ после Второй мировой войны в период с 1948 до середины 1960-х годов, основанное на неолиберализме. Началом периода экономического чуда считается денежная реформа в Тризонии 1948 года, приведшая к замене рейхсмарки немецкой маркой в качестве законного средства платежа. Отличительными чертами периода были низкий уровень инфляции, сокращение количества безработных (до 0,7 %), высокие темпы роста ВВП (до 8 % в год) и значительный рост промышленного производства. «Отцом» политики, приведшей к «чуду», считается Людвиг Эрхард, занимавший пост министра экономики в правительстве канцлера Конрада Аденауэра. Результатами экономического чуда стали ликвидация товарного дефицита, быстрое восстановление разрушенной войной промышленности и инфраструктуры страны, возвращение её на мировые рынки, возрастание уровня жизни населения и превращение ФРГ уже к середине 1950-х годов в одну из наиболее развитых стран Европы. В период с конца 1950-х по начала 1960-х годов «чудо» было подкреплено также принятием нескольких законов, обеспечивавших социальные гарантии населению (в частности, Закон о социальной помощи 1961 года).

Билет 11

1. Образование ГДР. Оказание экономической помощи СССР для восстановления экономики ГДР.

Система образования в ГДР существовала с 1946 года в советской оккупационной зоне (SBZ) с законом о демократизации немецкой школы как единой школы. Дважды коренным образом реформировалась система образования. В 1959 год с законом о социалистическом развитии школьной системы, десять класс вообще политехническая средняя школа (POS) была введена в качестве единого типа школы для всех учащихся.Положения закона о единой социалистической системе образования 1965 г. до конца определили школьную систему ГДР. Государство имело монополию на образование в ГДР. Таким образом, централизованно организованная система образования подчинялась СЕПГ. Марго Хонеккер была министром образования много лет с 1963 по 1989 год. За одним исключением, не было одобренных государством частных школ. Основой государственного образовательного мандата было воспитание социалистической личности, определяемое «идеологически воспитанной педагогикой». Партия и Министерство государственной безопасности контролировали приверженность социалистической лояльности среди учителей и учеников или студентов в школах, колледжах и университетах. Режим взял на себя полный контроль над детьми, оставшимися без родителей, или социальными сиротами с самого раннего возраста через домашнее воспитание, контролируемое MfV. Среди прочего, молодые люди с поведенческими проблемами или те, кто критиковал режим, должны были опасаться мер перевоспитания в так называемых специальных домах или центрах работы с молодежью, управляемых службами защиты молодежи, в которых в некоторых случаях применялись крайне репрессивные методы обучения. использовал. Целью университетской системы ГДР было привлечение «лояльной партии элиты власти». Государство оказывало влияние на то, кому вообще разрешалось учиться, а также определяло карьерный выбор академиков через постановление штата об окончании учебы. Следовательно, не было гарантированной свободы выбора карьеры.

Прежде чем говорить о восстановлении, необходимо сказать о том, что вступление советских войск в Германию ознаменовалось массовыми «реквизициями». Вернувшись из Ялты, где союзники договорились лишь о создании межсоюзнической комиссии по репарациям, 21 февраля 1945 г. Сталин подписал под грифом «совершенно секретно» постановление Государственного Комитета Обороны № 7563 о порядке вывоза промышленного оборудования и материалов с территории Германии. Согласно ему было создано 5 специальных «демонтажных батальонов» по тысяче человек в каждом, 10 рабочих батальонов по 500 человек, 5 отдельных автобатальонов с тракторными взводами и т. д.

В качестве бесплатной рабочей силы использовались тысячи бывших граждан СССР, угнанных нацистами на принудительные работы в Германию, а теперь подлежащих репатриации. Освободившись от фашистской неволи, они попали на тяжелую подневольную работу по демонтажу, с полуголодным существованием, где подвергались многочисленным унижениям, а женщины — изнасилованиям. Всего к концу ноября 1945 г. на демонтаже в Германии и Австрии было занято свыше 300 тыс. советских граждан.

Включить звук

То есть СССР начал взимание репараций, по сути, в одностороннем порядке, еще до окончания войны, без согласования с союзниками, и в очень широких масштабах: только за 1945 г. трофейные войска отправили в СССР более 400 тыс. железнодорожных вагонов, груженных оборудованием, продовольствием, одеждой и т. д.

Восстановление экономики шло параллельно с радикальными социально-экономическими реформами. Так, уже в мае-июне 1945 г. в советской зоне были закрыты частные банки, распущены нацистские предпринимательские союзы и хозяйственные организации, а с 1 июля 1945 г. началась конфискация имущества активных нацистов. Уже осенью 1945 г. была конфискована вся государственная собственность бывшего Третьего рейха и собственность военных преступников типа концерна «Герман Геринг». С осени 1945 г. было начато и проведение радикальной аграрной реформы под лозунгом «Землю юнкеров — крестьянам!». Однако была учтена приверженность немецких крестьян к частной собственности на землю, поэтому в ходе реформы ее национализация не осуществлялась.

Безвозмездной конфискации подлежала земельная собственность размером свыше 100 га, а также владения военных преступников и активных нацистов. При распределении земли за основу был принят размер хозяйства в 5 га. Наделение землей проводилось, по сути, даром, с предоставлением кредитов, да еще в рассрочку до 20 лет.

Столь быстрое осуществление аграрной реформы, конечно, было невозможно без активного участия СВАГ. В основном реформа была завершена уже к январю 1946 г. Всего в ее ходе было конфисковано 3,3 млн га земли, из них 2,2 млн га были поделены между 330 тыс. новых хозяйств переселенцев и батраков или прирезаны к почти такому же числу старых крестьянских дворов. Остаток конфискованной земли примерно в 1 млн га был объявлен «общенародной собственностью», там создавались «народные имения», а позднее (с 1949 г.) и МПС — машинопрокатные станции. Юнкерство перестало существовать, главной фигурой на селе стал крестьянин-середняк. Таким образом, аграрная реформа коренным образом изменила социальное лицо деревни в Восточной Германии.

Восстановление промышленности сильно осложнялось четырьмя факторами: во-первых, она была сильно разрушена в ходе боевых действий (примерно на 45%); во-вторых, бесконтрольными репарационными изъятиями со стороны СССР; в-третьих, отсутствием опыта у новоиспеченных коммунистических управленцев; в-четвертых, восстановление промышленности шло параллельно с демонтажем и национализацией.

СВАГ стремилась форсировать национализацию, и 30 июня 1946 г. в наиболее промышленно развитой земле Саксонии был проведен референдум по вопросу об «экспроприации собственности военных преступников». 77,6% населения, имеющего право голоса, высказалиось за безвозмездную экспроприацию предприятий, которые принадлежали военным преступникам и активным нацистам.

На основе саксонского референдума ландтагами других земель советской зоны были приняты соответствующие законы, и всего к весне 1948 г. было экспроприировано 9281 предприятие. Они переходили в собственность земли, на которой были расположены. В государственном секторе к этому времени было уже 97 % горной промышленности, более 60 % энергетики и около 47 % предприятий машиностроения; две трети оптовой торговли тоже было государственной.

Аналогичной была и судьба банков: в июле 1945 г. началась их национализация, а с 4 августа 1945 г. начинают создаваться «народные» финансово-кредитные учреждения. Из двухсот бывших военных предприятий, первоначально занесенных в списки на демонтаж, в 1946 г. были образованы «Советские акционерные общества» (САО). Они были перепрофилированы на выпуск мирной продукции, на них под руководством советских директоров работали немецкие рабочие. В 1954 г. последние САО, кроме «Висмута», были переданы ГДР.

Таким образом, с господством в экономике крупных предпринимателей, банкиров и юнкеров в Восточной Германии было быстро покончено. Но экономика продолжала оставаться смешанной, и это дает основания некоторым авторам писать о том, что СВАГ использовала (и отчасти повторила) опыт советского НЭПа начала 1920-х гг.

Если в 1947 г. объем валовой продукции промышленности в советской зоне по сравнению с 1936 г. составлял 53,7 %, то в 1949 г. — 87,2 %, а к лету 1950 г. — уже 100 %. Причем, в советской историографии и историографии ГДР всегда особо подчеркивалось, что восстановление разрушенного войной хозяйства и становление плановой экономики в Восточной Германии шло под непосредственным руководством со стороны СВАГ и при значительной помощи со стороны СССР.

В качестве иллюстрации этой помощи обычно приводились цифры о том, что за 1948-1949 гг. было ввезено из СССР более 200 тыс. т минеральных удобрений, почти 140 тыс. т зерна, более 230 тыс. т проката, более т1000 тракторов и 500 грузовых автомобилей. Но никогда не приводились цифры: а сколько же было вывезено из Германии в Советский Союз за тот же период аналогичной продукции в качестве репараций? Относительный свет на это могут пролить сведения из отчета Главного Трофейного управления Советской Армии в период войны, которые до начала 1990-х гг. хранились в фондах Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО, ф. 67, оп. 12020, д. 9) под грифом «Совершенно секретно». В Советский Союз по распоряжениям ГКО и Совнаркома за 1945 г. трофейными войсками было отправлено:

• 73 493 вагона строительных материалов и «квартирного имущества», в том числе: 60 149 роялей, пианино и фисгармоний, 458 612 радиоприемников, 188 071 ковер, 941 605 предметов мебели, 264 441 штука настенных и настольных часов;

• 3 338 348 пар различной гражданской обуви, 1 203 169 женских и мужских пальто, 2 546 919 платьев, 4 618 631 предмет белья, 1 052 503 головных убора; 154 вагона мехов, тканей и шерсти;

• 18 217 вагонов с сельскохозяйственным оборудованием в количестве 260 068 единиц;

• зернопродуктов — 2259 тыс. т, мясопродуктов — 430 тыс. т рыбопродуктов — 10 тыс. т, жиров — 30 тыс. т, сахара — 390 тыс. т, картофеля и овощей — 988 тыс. т.

П. Н. Кнышевский, который впервые обнародовал эти цифры, задается закономерным вопросом о том, как же оценивать известный из учебников факт спасения от голода победителями населения Берлина, Дрездена, Праги и др. городов? Было ли это высшим проявлением гуманности или такого не было вообще? Он отвечает на этот вопрос очень категорично: «Было, но весьма своеобразное. Сначала все продовольственные ресурсы на оккупированной территории Красная Армия изъяла, затем начался дележ. Ничтожный карточный минимум своих же запасов немцы получили в виде так называемой помощи, которой поделились с чехословаками и поляками». Очевидно, что здесь нужны дополнительные исследования.

2. Кризис национальных культур в эпоху глобализации

Общемировая культура (кино, книги, фестивали, конференции, выставки и т.д.) ведет к усилению и углублению межэтнических контактов. При этом восприятие отдельных частей духовной и материальной общемировой культуры у различных в этническом отношении народов неодинаково. Это объясняется уровнем и особенностями социально-экономического развития общества, спецификой национальной культуры, традициями и религией. В культуре стран Западной Европы больший удельный вес имеет общемировая культура. В странах Восточной Европы и Азии народная культура имеет большее значение. Небольшой пример: в странах Западной Европы создаются музеи, посвященные истории человеческой цивилизации (европейской), а в странах Восточной Европы акцент делается на этнографических музеях, освящающих культуру одного или нескольких этносов, проживающих в едином государстве.

В настоящее время глобализация в области культуры (культурная глобализация) в той форме, в которой она существует, заключает в себе серьезную опасность. Она сводится к унификации национальных культур, на основе западных образцов (и в основном к американизации). Западная культура преподносится как общемировая и самая прогрессивная. В результате активной рекламы западных обычаев, праздников, ценностей, насаждаются праздники, имеющие католическое происхождение (день Св. Валентина), западный образ жизни, западная мораль, основанная на принципах индивидуализма, чуждых незападным народам. Односторонний характер культурного взаимодействия ведет к подавлению национальных культур, и, в конечном счете, может привести к потере национально-культурной самобытности не только малочисленными народами, но и довольно многочисленными.

Несмотря на усиление процесса глобализации, в большинстве стран мира сохраняется интерес к национальным традициям. Об этом свидетельствуют успешные гастроли народных песенных и танцевальных коллективов. Национальный элемент широко представлен в русских группах с участием Кадышевой, Н. Бабкиной, в белорусском вокально-инструментальном ансамбле "Песняры", в деятельности молдавской народной танцевальной группы "Жок", в творчестве современной молдавской группы "Сдоб ши сдуб" и др.

Взаимодействию культур способствуют также массовые переселения людей (миграции), межэтнические контакты, межнациональные (смешанные) браки. При правильном взаимодействии культур (без угрозы утраты культурного своеобразия для одной из них), будет происходить их гармоничное сочетание. Сохранение разнообразия культур и традиций является одним из наиболее эффективных путей достижения социальной интеграции.

Этнически специфические черты в большей степени сохраняются в сельской местности и в быту средних слоев. В городах преимущественно распространена общемировая этнически нейтральная культура. Поддержание этнической специфики в городах в большинстве случаев сводится к определенному сохранению особенностей приготовления традиционной пищи, что требует определенных материальных затрат или персонального участия женщины в приготовлении национальных приправ для блюд не производимых в промышленности. В определенной степени этническая специфика сохраняется во внутрисемейных отношениях, в распределении семейных обязанностей.

Вопрос о сохранении своей этничности непосредственно связан с вопросом об управлении в сфере культуры. Необходимо заинтересовать молодежь народной культурой (песнями, танцами), и поддерживать собственный язык и культуру, что в целом будет способствовать развитию национального самосознания. Целью действий, направленных на сохранение этнических особенностей, не является искусственное увеличение культурных различий между отдельными народами. Сохранение этнической специфики, национальных особенностей необходимо для дальнейшего гармоничного развития народа; при этом налицо и экономическая выгода (туристическая привлекательность, туристический бизнес, который также будет способствовать экономическому и культурному развитию государства и народов проживающих в нем). Необходимо возрождать многие внешние стороны традиционной духовной и материальной культуры, такие как праздничный костюм, архитектура, сельское жилище, календарные праздники и обряды, музыка, песни, танцы и т.д. и таким образом создавать необходимые условия для саморазвития национальной культуры.

Возврат к национальной культуре, по мнению русского ученого В.К. Соколовой, должен происходить не только с помощью более успешного овладения своим родным языком, но и сохранением и изучением своих национальных традиций, сконцентрированных в том числе в календарных и семейных обрядах и обычаях. Религиозные верования и народные обряды занимают важное место в обычаях календарного цикла. В них содержится частица истории народа. В настоящее время в первую очередь необходимо сохранить то, что не было уничтожено временем.

Как мы уже отмечали, этническая специфика обусловлена природными условиями и историческими традициями (общественно-экономическими условиями данной страны или региона). Однако этническая специфика не остается неизменной, а постоянно меняется, развивается по-своему у каждого народа, но при этом сохраняются ее основополагающие элементы. Таким образом, пространственные и культурные различия в перспективе будут сохраняться. Продолжает также сохраняться и действовать тенденция к культурной дифференциации. Сохранение различий в культурах разных народов является благоприятным условием для их дальнейшего развития и будет способствовать межнациональным контактам.

Мир состоит из различных народов, входящих в ту или иную цивилизацию. Основу культур этих народов составляют различные системы ценностей и приоритетов. Поэтому говорить о том, что недалеком будущем можно будет объединить все человечество в единое сообщество с единой культурой, которое будет представлять собой суперэтнос, преждевременно и вряд ли возможно. Культурные различия между Западом и Востоком настолько значительны, что речь должна идти не об объединении культур, а об их взаимодействии. Невозможно представить себе человека вне определенного этноса и цивилизации, к которой он относится. Пользуясь всеми достижениями современной науки и культуры (машинами, самолетами, ножами, вилками и т.п.), представители различных народов не перестают осознавать свою принадлежность к определенному этносу, религии цивилизации.

На примере Японии можно говорить о том, что глобализация способствует взаимодействию и взаимообогащению национальных культур, но она не в состоянии устранить многообразия культур, в основе которых лежат цивилизационные различия. Таким образом, несмотря на усиление и углубление межнациональных контактов, этнокультурные различия будут сохраняться и в будущем. Отношения в сфере политики, экономики и культуры должны развиваться с учетом этнического и цивилизационного многообразия нашего мира.

Безусловно, глобализация ведет к разрушению национальных культур. Стремление развивающихся стран достичь уровня развитых стран автоматически ведет за собой импорт культуры развитых стран. Культура развитых стран более унифицированная, более свободна и терпима, несет в себе простые и легко доступные ценности, взывающие в основном к личному обогащению и процветанию. Такая культура аппелирует к личным приоритета вместо привычно более традиционным культурам приоритета коллектива. Естественно для большинства слабо образованного населения развивающихся стран такая культура становиться более привлекательной, чем их собственная. К тому же они имеют перед собой пример лучшей жизни в развитых странах, что формирует у них ассоциативные связи между культурой и уровнем жизни (в качестве примера из отечественной истории достаточно вспомнить Петра I). Таким образом, инородная культура развитых стран постепенно интегрируется в национальные культуры и разрушает их. В рамках общемирового процесса это ведет к формированию единого глобального общества с единой культурой. Теоретически такое общество будет относительно безконфликтным на культурной почве, но реально старые конфликты скорее всего обретут новые обоснования. Верно ли что глобализация подрывает политический суверенитет государства. Процесс глобализации постепенно подрывает политический суверенитет государств. В политическом плане формирование различных политических и экономических объединений постепенно уменьшает роль отдельных государств на политической арене. В экономическом же плане государства все больше становятся лоббистами различных транс - национальных корпораций.

Список источников и литературы:

1.История России ХХ век. Деградация тоталитарного государства и движение к новой России (1953 - 2008). Том III / Под ред. Зубова А.Б..- М.: Эксмо, 2016. - 192 c.

2. История России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2016. - 687 c.

3. Аверченко, А.К. История органов следствия России. Хрестоматия / А.К. Аверченко и др. - М.: Юнити, 2017. - 127 c.

 

Билет 12

1)Смерть Сталина в 1953 г. не привела к каким-либо существенным изменениям в странах региона. В то же время копирование сталинской модели социализма привело к ее кризису, который наиболее отчетливо проявился в Польше и Венгрии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.053 с.)