Основы теории и методики физического воспитания: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы теории и методики физического воспитания:



О. А. Новоселова

 

ПРАКТИКУМ
ПО ОСНОВАМ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

для обучающихся направления подготовки
 49.03.01 «Физическая культура»

 

 

Студента _________ группы,

 

                                    

               учебный год

 

Челябинск

2021


УДК 796 ББК. 75.1      Рекомендовано к использованию  в образовательном процессе УралГУФК методическим советом УралГУФК

Рецензенты:

Заведующий кафедрой физического воспитания ЮУГМУ, доцент –  В.А. Колупаев

Проректор по учебно воспитательной работе УралГУФК, к.п.н., доцент – А.В. Окишор

Новоселова, О.А.

Основы теории и методики физического воспитания:

Практическое пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры. – Челябинск: УралГУФК, 2021. – 56 с.

 

Общие основы теории и методики физического воспитания являются важнейшей составной частью профилирующей дисциплины физкультурных учебных заведений – «Теория и методика физической культуры» и освоение этого предмета в значительной степени предопределяет уровень профессиональной подготовленности специалиста по физической культуре и спорту.

     Практикум содержит комплекс учебных заданий с профессиональной направленностью разработанных для выполнения в качестве домашних заданий, самостоятельных работ, проведения текущего, рубежного и итогового контроля знаний. Учебная деятельность студентов в процессе работы с практикумом строится в основном с расчетом на их самостоятельную работу.

     Учебное пособие предназначено студентам высших учебных заведений и факультетов физической культуры, аспирантам, преподавателям.

           При работе над пособием использовались основополагающие труды Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Н.Г. Озолина, М.М.Богена, Ю.Ф. Курамшина, В.К. Бальсевича и др. Данное пособие рекомендуется использовать совместно с существующей учебной литературой.

ISBN 5-93216-085-3

УДК 796
ББК. 75.1

© НовоселоваО.А. 2021

© УралГУФК, 2021


СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1. Введение в теорию физической культуры          4
1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры    4
1.2. Физическая культура как общественное явление, ее функции, формы и компоненты   6
Тема 2. Средства физического воспитания. 8
2.1. Физические упражнения как специфические средства физического воспитания                 8
2.2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты тренировочного процесса      12
Тема 3. Методы физического воспитания 14
Тема 4. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию 21
Тема 5. Основы обучения двигательным действиям     25
Тема 6. Характеристика двигательных способностей и методика их развития 30
6.1. Собственно силовые и скоростно-силовые способности   30
6.2. Скоростные способности       33
6.3. Выносливость 36
6.4. Координационные способности     39
6.5. Развитие гибкости, формирование осанки и методика регулирования массы тела       41
Тема 7. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания    49
Тема 8. Формы построения занятий в физическом воспитании 52
Тема 9. Планирование и контроль в процессе физического воспитания     54
Объемные требования по дисциплине «теория и методика физической культуры»           57
Используемая литература   60

 


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1.            Основные понятия теории и методики физической культуры.

План

1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина.

2. Дать определения исходным понятиям теории физической культуры («физическая культура», «физическое совершенство», «физическое воспитание», «физическое образование», «физическое развитие», «физкультурное движение», «спорт»).

Специфические задачи

Общепедагогические
задачи

Задачи по оптимизации физического развития человека Специальные образовательные задачи
1. 1. 1.
     
2.   2.
  2.  
3.   3.
     

3. Перечислите основы структуры системы физического воспитания в России

 

1.  мировоззренческие основы
 
 
2. научно-методические основы
 
 
3. программно-нормативные основы
 
 
 
 
4. организационные основы
 
 
 
 

Формы и компоненты

План:

1. Общие и специфические функции физической культуры.

2. Компоненты физической культуры (направленность использования каждого компонента в физкультурной практике; формы (разновидности) компонентов физической культуры).

Литература:

1. Матвеев Л.П.     Введение в теорию физической культуры. – М.: ФИС, 1983. – С. 52-73.

2. Матвеев Л.П.     Теория и методика физической культуры. – М.: ФИС, 1991. – С. 11-28.

3. Новоселова О.А., Шведкая И.А., Вандышева О.Д. Основы теории и методики физического воспитания: Учебное пособие. – Челябинск: УралГАФК, 2002. – С.8-10

4. Понамарев Н.И.        Социальные функции физической культуры и спорта. – М.: ФИС, 1974.

5. Теория и методика физической культуры (курс лекций):/Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1999. – С. 18-28.

 

1. Дайте определения следующих понятий:

Функции физической культуры – это                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Формы физической культуры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Литература

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФИС, 1991. – С. 298-321.

2. Новоселова О.А., Шведкая И.А., Вандышева О.Д. Основы теории и методики физического воспитания: Учебное пособие. – Челябинск: УралГАФК, 2002. – С.64

3. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. – Киев: «Олимпийская литература», - 1997. – С. 226-255.

4. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1999. – С. 177-184.

5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие. – Москва: Издательский центр Академия, 2000. – С. 20-31.

1. Заполните схему взаимосвязи физического воспитания с другими видами воспитания:

 

 

 

 

 


2. Заполните схему, классифицируя известные Вам методы воспитания:

 

 

 

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 

 

 

Методы
формирования личности

 

Методы организации
деятельности и формирования опыта общественного поведения

 

Методы стимулирования поведения и деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

   
 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 
                                                   

 

3. Перечислите основные личностные качества, которыми должен обладать специалист физического воспитания:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

4. Основные пути и формы самовоспитания:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

5. Признаки сформированности коллектива:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

6. Задачи нравственного воспитания в процессе физического воспитания:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

7. Задачи интеллектуального воспитания в процессе физического воспитания                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

8. Задачи эстетического воспитания в процессе физического воспитания                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

9. Роль физического воспитания в трудовом воспитании:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

10. Задачи по воспитанию воли в процессе физического воспитания:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


ТЕМА 3. ПРИНЦИПЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

План:

1. Иерархия принципов в системе физического воспитания.

2. Общие социальные принципы формирования и развития человека в обществе:
(принцип всестороннего гармонического развития личности; принцип связи с жизнедеятельностью человека; принцип оздоровительной направленности).

3. Методические (дидактические) принципы физического воспитания (принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуальности; принцип систематичности) и основные требования к их реализации.

4. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания: (принцип непрерывности; принцип системного чередования нагрузок и отдыха; принцип постепенного наращивания тренирующих воздействий и адаптивного сбалансирования их динамики; принцип цикличности построения системы занятий; принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания).

Литература:

1.  Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФИС, 1991.–С.85-113.

2. Новоселова О.А., Шведкая И.А., Вандышева О.Д. Основы теории и методики физического воспитания: Учебное пособие. – Челябинск: УралГАФК, 2002. – С.27-30.

3. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ./Под ред. А.А. Гужаловского. – М.: ФиС, 1986. – С. 48-55.

4. Теория и методика физического воспитания/ Под ред. Б.А.Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. - С. 42-75.

5. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1999. –С. 37-40, 80-88, 110-117.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие. – Москва: Издательский центр Академия, 2000. – С. 52-63.

1. Принцип (общее определение) -                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

2. Принципы физического воспитания (определение) -                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


3. Приведите примеры реализации общесоциальных принципов в физическом воспитании

 

Принципы Примеры реализации принциповв процессе физического воспитания
Всестороннего гармонического развития Ø Ø
Связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой Ø Ø Ø
Оздоровительной направленности физического воспитания Ø Ø Ø

 


4. Приведите примеры практической реализации методических (дидактических) принципов физического воспитания

Название принципа Примеры реализации методических принципов в процессе физического воспитания
Сознательности и активности Ø   Ø   Ø
Доступности и индивидуальности Ø   Ø   Ø
Наглядности Ø   Ø   Ø
Систематичности Ø   Ø   Ø  
Динамичности Ø   Ø   Ø

 


5. Приведите примеры практической реализации специфических принципов физического воспитания

 

Принцип Примеры реализации специфических принципов в процессе физического воспитания
Непрерывности тренировочного процесса  
Системного чередования нагрузки и отдыха  
Прогрессирования тренирующих воздействий  
Цикличности построения занятий  
Возрастной адекватности нагрузок  

6. Укажите критерии для определения доступности нагрузки (объективные и субъективные):                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

7. Перечислите, из каких составных частей (циклов) должен состоять тренировочный процесс?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

8. Определите оптимальный возраст для начала занятий Вашим избранным видом спорта (обоснуйте свой ответ с учетом сенситивных периодов развития двигательных качеств):                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

ТЕМА 4.         СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

4.1.                  Физические упражнения как специфическое средство
физического воспитания.

План:

1. Общая характеристика средств физического воспитания.

2. Физические упражнения как основное специфическое средство физического
воспитания.

3. Техника физических упражнений.

4. Основные характеристики техники движений (кинематические, динамические, ритмические).

5. Классификация физических упражнений.

Литература:

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФИС, 1991. – С. 28-50.

2. Новоселова О.А., Шведкая И.А., Вандышева О.Д. Основы теории и методики физического воспитания: Учебное пособие. – Челябинск: УралГАФК, 2002. – С.11-19.

3. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1999. – С. 40-56.

4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие. – Москва: Издательский центр Академия, 2000. – С. 32-40.

1. Составьте схему средств физического воспитания:

 

Основное средство                    Дополнительные средства

     
 

 

 


2. Физические упражнения – (определение)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

3. Что определяет содержание физических упражнений:

Внешнее содержание упражнения Внутреннее содержание упражнения

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

4. В чем проявляется форма физических упражнений?

  Внешняя форма упражнений:          Внутренняя форма упражнений:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

5. Техника физических упражнений (определение) -                                                                                                                                                                                                                                                                             

 

6. Укажите структуру техники одного из перечисленных упражнений:

       а) прыжок в длину с разбега;

       б) опорный прыжок через коня с разбега;

       в) упражнение из избранного вида спорта (по выбору):

Основа техники движений Главное звено техники Детали техники
     
Подготовительная фаза Основная фаза Заключительная фаза
     

7. Перечислите основные характеристики техники двигательного действия:

КИНЕМАТИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
 ДВИЖЕНИЯ

 

1. Пространственные характеристики 1.   2. а) б) в)  
2. Временные характеристики 1. 2.  
3. Пространственно-временные характеристики 1. 2.  

ДИНАМИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ДВИЖЕНИЯ

 

1. Внутренние силы 1. 2. 3.  
2. Внешние силы: 1. 2. 3. 4. 5.  
РИТМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ    
КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ    

8. Приведите примеры классификации физических упражнений по следующим признакам:

1) По преимущественной целевой направленности:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

2) По преимущественному воздействию на развитие двигательных способностей:                                                                                                                                                                                                                                                                                             

3) По преимущественному проявлению двигательных умений и навыков:                                                                                                                                                                                                                                         

4) По особенностям режима работы мышц:                                                                                                                                                                     

5) По анатомическому признаку:                                                                                                                                                                                              

6) По режиму энергообеспечения:                                                                                                                                                                                              

7) По преимущественному воздействию на системы и функции организма:                                                                                                                                                                                                                                                 

 

8) По интенсивности работы:                                                                                                                                                                                            

9) По отношению к спортивной специализации:                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

9. Для чего нужны классификации физических упражнений?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            


Тренировочного процесса.

План:

1. Эффекты упражнения (ближайший, следовой, кумулятивный).

2. Нагрузка при выполнении физических упражнений.

3. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнений:

а) в процессе одного занятия (между повторениями упражнения);

б) между занятиями в процессе физического воспитания.

4. Взаимосвязь нагрузки и отдыха в процессе физического воспитания:

а) обусловленность отдыха предшествующей нагрузкой;

б) зависимость эффекта упражнения от отдыха.

Литература:

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФИС, 1991. –
С. 50-62.

2. Новоселова О.А., Шведкая И.А., Вандышева О.Д. Основы теории и методики физического воспитания: Учебное пособие. – Челябинск: УралГАФК, 2002. – С.14-18.

3. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. – Киев: «Олимпийская литература», - 1997. – С. 112-140.

1. Выберите упражнение (                           ) и перечислите показатели его а) ближайшего эффекта -                                                                                                                                                                                             
б) следового эффекта -                                                                                                                                                                                                                  
в) кумулятивного эффекта системы упражнений                                                                                                                                                                

2. Дайте характеристику нагрузок, различной величины (по В.Н.Платонову):

 

Величина нагрузки: % от предельной Фаза утомления: Назначение нагрузки:
Большая        
Значительная        
Средняя        
Малая        

 


3. Укажите «внешние» и «внутренние» показатели объема и интенсивности нагрузки:

 

«внешняя» сторона нагрузки «внутренняя» сторона нагрузки

Показатели объема:

   

Показатели интенсивности

   

 

4. Основные характеристики интервалов отдыха

 

  Интервал отдыха между отдельными упражнениями Интервал отдыха между тренировками
До восстановления Ординарный Ординарный
Неполное восстановление Напряженный Жесткий
До наступления сверхвосстановления «Минимакс» Суперкомпенсаторный

 


5. Подпишите названия фаз развития процесса утомления и восстановления. Укажите, на какую фазу придется очередная нагрузка при а) ординарном интервале отдыха; б) «минимакс» интервале; в) напряженном интервале отдыха.

 

 

ТЕМА 5         ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

План:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.14 с.)