№
| Название этапа
| Ожидаемые результаты этапа
|
1.
| Подготовительный этап.
| Готовность разработчиков к началу работы над программой
|
1.1.
| Принятие решения о необходимости и сроках подготовки программы.
| Принятие решения, его оформление и доведение до всего коллектива.
|
1.2.
| Создание и запуск системы управления проектом по разработке программы.
| Определение и распределение ответственности за разработку программы, планирование работы.
|
1.3.
| Работа по выявлению, учету и вовлечению в работу возможных партнеров внутри и вне ОО.
| Расширение числа разработчиков программы и ее исполнителей.
|
1.4.
| Организация рабочих групп по разработке программы, их обучение и обеспечение ресурсами.
| Готовность разработчиков к действиям.
|
1.5.
| Подготовка необходимых ресурсов и материалов, создание условий для работы.
| Готовность условий и ресурсов.
|
1.6.
| Поиск дополнительных ресурсов.
| Полная готовность к работе.
|
2.
| Основной этап.
Этап разработки программы как документа.
| Готовность первого варианта программы.
|
2.1.
| Подготовка аннотации и Введения к программе.
| Аннотация и Введение к Программе
|
2.2.
| Описание объективных, «биографических» данных об истории образовательной организации и ее современном состоянии, констатация достигнутого уровня развития.
| Текст Информационной справки об ОО.
|
2.3.
| Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды.
| Данные анализа и прогноза.
Выводы об условиях жизнедеятельности и главных влияниях среды в будущем.
|
2.4.
| Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа образовательной организации.
| Данные анализа и прогноза.
Выводы об исходном социальном заказе.
|
2.5.
| Анализ состояния и прогноз тенденций изменения в ресурсном обеспечении.
| Данные анализа и прогноза. Соотнесение нового заказа и ресурсных возможностей организации по его выполнению.
Выводы о социальном заказе, принимаемом к исполнению.
|
2.6.
| Анализ и оценка достижений образовательной организации и их причин.
| Данные анализа и оценки. Вывод о главных достижениях за прошлые годы и достоинствах, лежащих в их основе
|
2.7.
| Анализ и оценка инновационной среды и потенциала организации.
| Данные анализа и оценки.
Выводы о возможностях развития организации, «точках роста», о силах поддержки изменений и силах сопротивления новому.
Действия руководителя по расширению сил поддержки нововведений. Расширение базы для успешного развития образовательной организации.
|
2.8.
| Проблемный анализ состояния дел.
| Система ключевых проблем школы и их причин в виде упорядоченного перечня.
|
2.9.
| Разработка образа желаемого будущего состояния организации и ее результатов.
| Концепция (концептуальный проект) нового состояния организации как общего желаемого результата инновационных процессов.
|
2.10
| Разработка и описание стратегии. перехода образовательной организации в новое состояние.
| Стратегия – области, направления, способы, этапы и задачи перехода организации в новое состояние.
|
2.11.
| Конкретизация целей ближайшего этапа развития.
| Формулировки целей ближайшего этапа для образовательной и других подсистем.
|
2.12.
| Разработка и описание плана действий по реализации идей программы.
| Конкретный, контролируемый план действий.
|
2.13.
| Сборка и первичное редактирование текста программы.
| Готовность первого варианта программы.
|
3.
| Этап экспертизы, подведения итогов и принятия решений.
| Утверждение программы и принятие решения о переходе к ее выполнению.
|
3.1.
| Оценка и первичная коррекция программы развития в ОО.
| Внесение изменений и поправок в первый вариант текста.
|
3.2.
| Передача программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка программы экспертами (при наличии возможности).
| Получение заключений независимых внешних экспертов и корректировка программы в случае необходимости по результатам этих заключений.
|
3.3.
| Информирование коллектива о ходе работы, организация обсуждения и утверждения программы (при необходимости повторяется несколько раз на разных этапах готовности программы).
| Согласованное понимание целей программы и работ, которые надо выполнить педагогическим коллективом. Согласование и утверждение программы развития уполномоченным органом государственно-общественного управления ОО. Принятие и утверждение программы развития педагогическим коллективом.
|
3.4.
| Передача программы развития на согласование и официальную экспертизу (в случае необходимости). Представление и защита программы руководством школы. Принятие решений по программе.
| Итоговое решение об утверждении программы и переходе к ее выполнению, о дополнительном финансировании и поддержке программы органами управления и т.п. (см. Общие ожидаемые результаты 3 этапа).
|
Приложение 2.
№
| Элемент Программы развития
| Содержание и требуемая информация
|
1.
| Паспорт Программы (объем 1-2 с.)
| · Цель, задачи…;
· Заказчик…;
· Научно-методические основания…;
· Разработчики программы…;
· Консультант…;
· Срок реализации Программы (по этапам)…;
· Программа принята (кем? когда? на каком уровне?)…;
· Предполагаемые результаты и показатели.
|
2.
| Информационная справка об ОО (объем 8-10 с.)
| · краткая информация об ОО в целом со всей необходимой статистикой;
· место и роль ОО в районе (опорная, базовая, эксперим.);
· характеристика образовательного учреждения, его типа, вида, контингента учащихся, кадрового состава педагогов и других работников образования (без оценки качества работы);
· номенклатура оказываемых образовательных услуг, потоки учащихся;
· характеристика бюджета, материальной базы, оборудования;
· характеристика программно-методического обеспечения (какие используются программы, планы, учебники, обеспеченность ОО этими ресурсами);
· характеристика основных результатов ОО (олимпиады, поступления, итоговая аттестация и т.д.);
· характеристика образовательного сообщества;
· характеристика инновационных процессов (без оценки качества), основные направления;
· внешние связи ОО, включая связи с наукой;
· характеристика системы управления ОО;
|
3.
| Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды ОО (3-4 с.)
| · характеристика влияния на ОО важнейших социально–экономических и социокультурных факторов;
· портрет заинтересованных групп-Клиентов, Заказчиков, Поставщиков, Ресурсов, Помощников, Потребителей продукции, производимой ОО;
· как может измениться ситуация во внешней среде ОО;
· как это может повлиять на развитие ОО (несколько вариантов возможных сценариев);
|
4.
| Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа на образование (3-4 с.)
| · каков был социальный заказ на образование у разных заказчиков?
· в какой мере этот заказ был выполнен, а Заказчики – удовлетворены?
· из какого образа будущего социального заказа исходят разработчики Программы, на какой исследовательский материал они при этом опираются?
|
5.
| Анализ достижений ОО, ее потенциала с точки зрения развития (5 с.)
| · Какие результаты образования в ОО заслуживают высокой оценки, закрепления, распространения?
· что из этих результатов говорит о наличии передового опыта, уникальных конкурентных преимуществ?
· какие сильные стороны, достоинства образовательных процессов привели к таким достижениям?
· какие условия, ресурсы, факторы сделали возможными нужные свойства образовательных процессов (сеть, финансы, кадры, программы и т.п.)?
· какие подходы в управлении ОО сделали возможными отмеченные успехи?
· где можно ожидать сопротивления нововведениям и как его преодолеть?
· насколько высок инновационный потенциал ОО и как его можно повысить?
|
6.
| Анализ проблем ОО и их причины (5-10 с.)
| · какие результаты ОО (продукты, суммарные результаты, социальные последствия) не удовлетворяют нас и Заказчика в свете нового социального заказа и должны быть изменены?
· какие образовательные услуги не оказываются?
· какие услуги недоступны или малодоступны?
· какие недостатки образовательных процессов стали причиной неудачных результатов?
· какие недостатки условий приводят к недостаткам в образовательном процессе?
· какие недостатки управления приводят к недостаточным результатам ОО?
· какие проблемы являются приоритетными и требуют решения в первую очередь?
· какие из этих проблем наиболее реально решить в обозримом будущем?
· на решение каких проблем будет сосредоточена Программа развития ОО?
|
7.
| Концепция желаемого состояния ОО (10-15с.)
| · важнейшие ценностные основания нового ОО?
· видение ОО, общий образ его будущего желаемого состояния;
· миссия ОО и ее подразделений;
· образовательные маршруты и траектории;
· модели выпускников;
· общие показатели суммарных достижений;
· номенклатура услуг по всем уровням от начального – до среднего;
· характеристика контингента;
· программы, содержание образования;
· образовательные технологии;
· организация образования;
· состояние всех необходимых ресурсов;
· сообщество;
· внешние связи;
· состояние систем управления.
|
8.
| Стратегия, этапы, основные направления и задачи перехода к новому состоянию ОО (15-20 с.)
| · каковы основные этапы развития ОО;
· каковы основные направления инноваций;
· какие важнейшие нововведения необходимо произвести во всех звеньях ОО;
· какие ресурсы требуются для их осуществления и как их предполагается получить;
· цели ближайшего этапа Программы по всем подсистемам образования и критерии их самооценки;
· конкретные мероприятия по реализации важнейших нововведений (в форме таблицы).
|
9.
| Приложения
| Материал иллюстрированного характера.
|