Нормативно-правовые основы для разработки                                 программы развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовые основы для разработки                                 программы развития



СОДЕРЖАНИЕ

Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------3

 

1. Программы развития образовательной организации --------------------3-5

 

2. Нормативно-правовые основы для разработки                                     программы развития----------------------------------------------------------------------------5-6

 

3. структура и СОДЕРЖАНИЕ Программы -----------------------------------------------6

 

4. характеристика каждого раздела Программы-------------------------------7-15

4.1.Информационная справка--------------------------------------------------------------7-8

4.2. Анализ состояния работы образовательной организации----------8-11

4.3. Концепция развития новой образовательнойорганизации--------11-15

4.4.Стратегия и тактика перехода образовательной организации--15-16                   в новое состояние

4.5.План мероприятий по реализации программы развития-------------16-18

4.6.Этапы реализации программы развития---------------------------------------18

4.7. СМЕТА-------------------------------------------------------------------------------------------------18

4.8. Оценка Программы развития----------------------------------------------------------18

4.9. Управление и мониторинг процесса реализации программы

развития-------------------------------------------------------------------------------------------19

 

5. Требования к Программе -------------------------------------------------------------------19-21

 

6. Отличия Программы развития от других документов-------------------21-23

 

7. Список литературы ---------------------------------------------------------------------------23

 

ПриложениЕ 1. Алгоритм разработки Программы РАЗВИТИЯ --------------24-25

 

ПриложениЕ 2. Примерная структура и содержание Программы -----25-27

 

ПриложениЕ 3. ПЕРЕЧЕНЬ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ К СТРУКТУРЕ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ-----------------------------------------------------------------------------28

 

ПриложениЕ 3. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА (САМООЦЕНКА) ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ--------------------------------------------29-31

 

Введение

О программах развитияобразовательных систем сегодня знают все. Этот документ стал своеобразным символом нашего времени, принимается на всех уровнях управления и во всех сферах жизни. Каждая образовательная организация должна иметь этот нормативный правовой документ, определяющий тактику и содержание управления образованием на длительный период времени (3-5 лет), стратегию развития и инновационных процессов в нем.

Развитие образовательных организаций в соответствии с грамотно выстроенной тактикой – необходимость современности. Способность к изменениям в образовании является одним из решающих факторов развития образовательной организации как конкурентоспособного на рынке образовательных услуг.

В данном пособии даны общие сведения и раскрыта суть понятия «Программа развития», его содержании и структуре, алгоритме проектирования. Даны практические рекомендации по управлению коллективом, выстраиванию стратегии развития и перехода образовательной организации в качественно новое состояние.

Требования к разработке, содержанию и оформлению программ развития включены в приложении к рекомендациям.

При составлении рекомендаций использованы книги Ильенко Л.П., Лазарева В.С., Моисеева А.М., Моисеевой О.М., Поташника М.М.

 

1. Программа развития образовательной организации

Программа развития образовательной организации – долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований образовательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты. Программа развития организации представляет собой документ, где излагаются основные положения, цели, содержание и порядок деятельности по переходу в новое качественное состояние организации, а также сроки и способы его достижения.

Программа развития отражает такие механизмы развития, которых сегодня в организации нет и к чему коллектив стремится. Такая программа должна быть у тех, которые хотят качественно изменить систему своей работы, добиться более эффективных результатов, осуществить системные преобразования, не изменяя при этом прежнего статуса.

Программа развития – это документ, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования в организации, являющийся основным инструментом управления инновационной деятельностью и основным фактором успешности процесса его развития.

 В программе развития обосновываются перспективность и эффективность внедряемых инновационных программ и целевых изменений инновационного характера, обозначаются необходимые для этого возможности и условия: кадровые, научно-методические, материально-технические и др., раскрывается актуальность решаемых организацией проблем. Четко указываются в программе развития цели и детально прорабатываются планы их достижения, определяются надежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализацию программы: бюджетные средства, внебюджетные средства учредителя, средства от коммерческой деятельности организации, спонсорские средства родителей, социальных партнеров и др., целевое финансирование по грантам, проектам и др.

Программа по своему смыслу – это нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая:

1. исходное состояние некоторой системы

2. образ желаемого будущего состояния этой системы

состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему (Схема 1.)

 

 

 


Схема 1.

 

 

Наличие такой модели дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. Участники совместной деятельности понимают, для достижения какой общей цели они работают, какова роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.

Программа, как инструмент управления необходима:

· когда руководитель хочет получить максимально полезный результат при минимально необходимых затратах;

· когда достижение конечного результата зависит от согласованной, скоординированной работы многих людей;

· когда внутренние или внешние условия деятельности не стабильны и управление должно иметь высокую чувствительность к изменениям.

Необходимость разработки программы развития определяется организацией индивидуально: многие существуют и достаточно продуктивно работают в режиме функционирования, а ежегодный план работы ориентирует коллектив на выполнение конкретных задач.

Программа развития предполагает решение трех крупных задач:

1. Констатация достигнутого уровня жизнедеятельности организации, то есть определить точку отсчета для развития.

2. Определение желаемого будущего состояния образовательной организации, служащего потребностям населения, соответствующего ценностям и возможностям организации.

3. Определение стратегии и тактики перехода от настоящего к будущему состоянию организации.

Практически каждая программа – это прежде всего программный документ, в котором обязательно должны присутствовать:

- стратегическая идея или совокупность идей;

- анализ ситуации и обоснование целей;

- способы разрешения проблемных ситуаций, возникающих при достижении поставленных целей.

Отсутствие первого и второго превращает программный документ в фиктивно-демонстрационный продукт, а отсутствие 3-й позиции превращает этот документ либо в аналитический манифест, либо в справочник актуальных проблем.

Если в документе содержится только последовательность задач и мероприятий с указанием времени их проведения, то этот документ называется планом. Последний обычно включает еще и финансово-экономические расчеты.

 

Структура и СоДЕРЖАНИЕ Программы

Программа развития состоит из следующих частей:

• аналитическая часть (проблемно-ориентированный анализ образовательной ситуации в организации, выявление основных тенденций, источников и приоритетных направлений инновационных преобразований, динамику социальных и организационно-педагогических характеристик, сведения о результативности учебного процесса, проблемное поле анализа – противоречия, требования и ограничения внешней среды, перспективы развития);

• концептуально-прогностическая часть (описание замысла изменений, нового состояния образовательной организации, логики, этапов и сроков инновационных преобразований, конструирование профильно-дифференцированного содержания образования в образовательной организации, обновление требований к участникам образовательного процесса, развитие системы управления учреждения);

Необходимо также включить логическое обоснование инновационных преобразований:

ресурсная часть программы развития (смета, финансовое обеспечение и его источники: бюджетное, внебюджетное, смешанное финансирование);

• процессуально-технологическая часть ( механизм реализации, поэтапный план действий);

• контрольно-экспертная часть программы развития (характеристика сущностных звеньев системы контроля и экспертизы инновационных преобразований в образовательном учреждении).

Традиции программно-целевого управления и опыт разработки и реализации программ развития в образовательных организациях России говорят в пользу такой структуры Программы как документа, в которой представлены пять основных разделов (Ильенко Л.П.):

1. Информационная справка об образовательной организации.

2. Анализ состояния работы образовательной организации.

3. Концепция развития новой образовательной организации.

4. Стратегия и тактика перехода образовательной организации в новое состояние.

5. План действий на 3-5 лет.

План мероприятий по реализации программы развития

 

Следующий и завершающий раздел программы развития – план мероприятий по реализации программы развития. Это своеобразный пошаговый план действий для осуществления развития организации, дополнение к механизму реализации программы развития.

Планирование – это проекция деятельности в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и средствах. Результатом планирования является план – управленческое решение задачи достижения поставленной цели.

План представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения по следующим направлениям:

- организационное и нормативно-правовое обеспечение;

- материально-техническое и программно-методическое обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- управленческое обеспечение.

Чаще всего это таблица, включающая все направления развития и деятельности образовательной организации. В плане мероприятий указывается наименование действий, сроки, ответственные,

Данный раздел включает ответы на вопросы:

- Что будет осуществляться, как, где и когда?

- Кто будет выполнять то или иное действие, проводить мероприятие?

- Сколько средств необходимо затратить на эту работу?

 

По каждому направлению необходимо привести информацию о необходимых ресурсах и сроках, спрогнозировать ожидаемые результаты, определить ответственных. Необходимо отметить, что уровень и зона ответственности определяются функциональными обязанностями, должностными инструкциями. При необходимости издаются нормативные документы о делегировании полномочий. План действий призван облегчить разработчикам программы выполнение названных требований к плану.

Таблица № 1. План действий

№/№ Наименование мероприятия Место проведения Сроки проведения Ответственный исполнитель (Объем финанси-рования)
           

 

Такая таблица составляется для каждой задачи. В таблицу заносятся действия, которые необходимо выполнить, чтобы создать необходимые условия для решения данной задачи.

Итак, алгоритм действий для составления этой части программы следующий:

1. фиксируем основные направления и задачи, подлежащие реализации на первом этапе программы;

2. определяем состав действий (перечень мероприятий) для реализации задач и их исполнителей;

3. согласовываем сроки всех мероприятий;

4. оцениваем сбалансированность плана действий по финансовым ресурсам, определяем стоимость каждой задачи и программы развития в целом.

 

Смета

 

Необходимо включить в программу развития раздел, в котором будут приведены экономические расчеты, в соответствии с которыми можно оценить стоимость программы (смета по реализации программы развития). Обычно это таблица, включающая: наименование приобретаемого товара или услуги и стоимость. В конце таблицы должна быть общая сумма сметы.

 

Итак, содержание программы развития образовательной организации должно:

- отражать современные тенденции развития страны в целом и образования, в частности;

- иметь инновационный характер;

- учитывать региональную специфику, традиции развития образования;

- быть преемственным предыдущей программе;

- обеспечивать решение проблемы (задач) в ходе мероприятий по разработке программы;

- отвечать специфике, традициям ОО и запросам участников образовательных отношений.

Оценка программы развития

 

Итак, разработка программы развития завершена. Программа является результатом коллективного труда, и этот документ необходимо оценить как внутри образовательной организации, так и за его пределами. В Приложении № 4 приведены рекомендации А.М. Моисеева «Как провести экспертную оценку (самооценку) программы развития образовательной организации».

Программу можно представить и рассмотреть на методическом совете, педагогическом совете, Управляющем совете ОО. После каждого этапа представления в программу могут вноситься корректировки.

После окончательного оформления программа развития представляется на согласование учредителю. До этого можно, по желанию коллектива и руководства ОО, получить внешнюю рецензию на программу развития. Только по завершении всех этих этапов программа готова к реализации.

Список литературы

1. Бакурадзе, А.Б. Консультация. Как написать программу развития школы? / Методист.-2007.- № 10.

2. Громовая И.Н. Некоторые подходы к созданию Программы развития. / Образование в современной школе.-2007.- № 2.

3. Золотарева А.В. Методические рекомендации  «Требования к Программе развития учреждения дополнительного образования детей, представляемой на конкурс «Арктур».

4. Ильенко Л.П. Программа развития школы: Структура, содержание, перспективное планирование работы. – М.: АРКТИ, 2001. – 128 с.

5. Как написать программу развития школы. Консультация. / Методист.-2007.- № 9.

6. Как составить программу развития? // Управление школой «ПС».-2009.- № 6.

7. Лазарев В.С., Системное развитие школы. Издание второе.–М.: Педагогическое общество России, 2003. – 304 с.

8. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы; под ред. А.М. Моисеева, Москва, 2001 г.

9. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Российское педагогическое агентство, 2002.

10. Лазарева М. Развитие по программе. / Управление школой «ПС».-2007.-№ 6.

11. Мачехина О.Н. Критерии проведения экспертизы программы развития ОУ. Форма экспертного заключения программы развития ОУ. Журнал «Справочник заместителя директора школы», №11–2010.

12. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Основы стратегического управления школой. – М.: изд-во Центр педагогического образования, 2008. –256 с.

13. Моисеев А. Пишем программу развития. / Управление школой «ПС».-2009.-  № 24.

14. Моисеев А. Пишем программу развития. / Управление школой «ПС».-2010.-   № 2.

15. Моисеев А. Стратегическое управление школой: логика процесса. / Управление школой «ПС».-2009.- № 22.

16. Моисеев А. Миссия образовательного учреждения. / Управление школой «ПС».-2009.- № 20.

17. Словарь терминов антикризисного управления. 2000 г.

18. Поташник М.М. Программы развития школ: новый уровень осмысления. / Народное образование.-2007.- № 8.

19. Программа развития образовательного учреждения. «Менеджер образования», вып. 2010 г.

20. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Под ред.          Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. – 638 с.

21. Сулима И. Что необходимо для написания программ развития? / Народное образование.-2009.- № 1.

 

Приложение 1

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

По А. Моисееву

1. Краткая аннотация (паспорт) документа.

2. Краткая информационная справка об образовательном учреждении.

3. Аналитическо-прогностическое обоснование.

4. Концептуальный проект желаемого будущего.

5. Стратегия и тактика перехода учреждения в новое состояние.

6. Приложения.

По В. Серикову

1. Аналитическая часть (анализ состояния образования, характеристика достижений, характеристика затруднений и нерешенных проблем, обобщенная справка о состоянии образовательного учреждения).

2. Концептуально-прогностическая часть (концепция, планируемые нововведения, результаты, план действий).

3. Ресурсное обеспечение программы.

4. Приложение (диагностический инструментарий).

 

По В. Лазареву

1. Проблемы, на решение которых ориентирована программа.

2. Новшества, за счет которых решаются проблемы.

3. Проект желаемого будущего (совокупность новшеств).

4. Стратегия осуществления изменений.

5. Цель программы.

6. План действий.

7. Инновационные проекты осуществления частных изменений.

8. Ресурсное обеспечение программы.

9. Кадровое обеспечение программы.

10. Экспертиза программы.

 

По И. Сулима

1. Аналитическое обоснование.

2. Постановка целей.

3. Постановка задач.

4. Выбор средств достижения целей (методы).

5. Содержание и последовательность важных действий по реализации программы.

6. Определение сроков действий и получения результатов.

 

По М. Поташнику

1. Актуальность темы.

2. Новшества в управляющей системе школы.

3. Партисипативность (вовлечение работников в решение проблем, управление).

4. Анализ ресурсной базы.

5. Кадровые ресурсы.

6. Материальные ресурсы.

7. Финансовые ресурсы.

8. Научно-методические ресурсы.

9. Резервное время.

 

Приложение 4

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА (САМООЦЕНКА)

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Для самооценки программы развития образовательной организации предлагается использовать контрольный список вопросов (А.М. Моисеев). Экспертную оценку (самооценку) документа, представляемого в качестве программы развития, предлагается осуществлять в два этапа.

1. Оценка программы развития как стратегического документа (в форме вопроса это звучит так: «Является ли данный текст программой развития образовательной организации?»). Она позволяет квалифицировать его как собственно программу развития.

2. Оценка качества представленного документа (в форме вопроса это звучит так: «В какой мере программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам развития, потребностям и возможностям школы, детского сада, трендам развития общего образования в стране?»).

Вопросы для оценки программы развития как стратегического документа:

1. Представлен ли в документе комплекс мероприятий, действий, акций, реализация которых гипотетически может привести к системным изменениям в образовательной организации, к её развитию?

Если нет, документ не является программой развития.

2. Являются ли мероприятия новшествами?

Если нет, документ не является программой развития.

3. Является ли представленный документ стратегическим документом?

Если нет, документ не является программой развития.

4. Зафиксирован ли в документе нынешний уровень состояния образовательной организации как объекта управления?

Если нет, документ не является программой развития.

5. Реально ли проведение описанных в документе изменений при зафиксированном стартовом уровне?

Если нет, документ не является программой развития.

6. Обозначено ли в документе желаемое (целевое) состояние образовательной организации в результате осуществления комплекса запланированных мероприятий?

Если нет, документ не является программой развития.

7. Какова вероятность того, что осуществление комплекса запланированных мероприятий приведет к желаемому целевому состоянию образовательной организации?

Если вероятность крайне низка, документ не является программой развития.

Вопросы для оценки качества представленной программы развития:

1. Представлено ли аналитико-прогностическое обоснование состава мероприятий, действий, акций, реализация которых гипотетически может привести к системным изменениям в образовательной организации, её развитию?

2. Представлена ли в документе полная логическая структура программы развития (введение, информационная справка, аналитико-прогностическое обоснование, концептуальный проект желаемого будущего состояния образовательной организации, стратегия и тактика перехода (перевода) образовательной организации в желаемое состояние)?

3. Обеспечены ли логические связи между указанными компонентами программы?

4. Соответствуют ли компоненты программы своему предназначению?

5. Соотнесен ли прилагаемый набор программных мероприятий с образом желаемого будущего состояния образовательной организации? Обоснованы ли необходимость и достаточность этого набора?

6. Указаны ли в документе заинтересованные стороны и описаны ли их интересы? Обеспечен ли учет этих интересов?

7. Осуществлены ли анализ состояния и прогнозирование тенденций изменений социального заказа, адресуемого образовательной организации? Представлены ли результаты такого анализа?

8. Осуществлены ли анализ состояния и прогнозирование тенденций изменений широкой внешней среды образовательной организации, выявлены ли ключевые возможности и угрозы для реализации программы развития?

9. Осуществлен ли анализ сильных и слабых сторон образовательной организации и их соотнесение с возможностями и угрозами внешней среды?

10. Осуществлен ли анализ достижений и конкурентных преимуществ образовательной организации?

11. Осуществлено ли прогнозирование инновационного потенциала образовательной организации, точек роста и точек сопротивления изменениям?

12. Выявлены ли проблемы образовательной организации и её ключевых областей как разрывы между результатами, требуемыми в обозримом будущем, и нынешними результатами?

13. Являются ли выявленные проблемы актуальными?

14. Приведет ли решение, таким образом, сформулированных проблем к развитию образовательной организации и ее ключевых областей?

15. Выявлены ли причины проблем образовательной организации как дефекты, изъяны, недостатки в процессах жизнедеятельности, ее ресурсном обеспечении, управлении?

16. Опирается ли целеполагание в программе на выявленные проблемы и их причины?

17. Сформулированы ли в программе стратегические основания жизнедеятельности образовательной организации: система ценностей, миссия и социальные обязательства, видение ее будущего?

18. Сформулированы ли в программе стратегические цели образовательной организации, в частности цели в области качества образования, позиции образовательной организации в образовательной системе и др.?

19. Являются ли сформулированные цели реалистичными, измеримыми?

20. Описан ли в программе образ обновленной образовательной системы, образовательных процессов и среды?

21. Показаны ли отличия нового образа образовательной системы от существующего ее состояния?

22. Описано ли в программе желаемое состояние уклада жизни образовательной организации?

23. Описано ли в программе желаемое состояние ресурсной базы образовательной организации и ресурсообеспечивающей деятельности?

24. Описано ли в программе желаемое состояние внешних связей образовательной организации?

25. Описано ли в программе желаемое состояние управляющей системы и управленческой деятельности в образовательной организации?

26. Описаны ли в программе ключевые стратегии функционирования обновленной образовательной организации?

27. Описаны ли в программе ключевые стратегии дальнейшего развития обновленной образовательной организации?

28. Описаны ли в программе эффективные стратегии перехода образовательной организации в новое состояние?

29. Обоснована ли в программе планируемая продолжительность ее реализации?

30. Описаны ли в программе промежуточные цели по годам реализации?

31. Описан ли в программе оперативно-тактический план действий по реализации ее целей и программных мероприятий?

32. Описано ли в программе управленческое сопровождение ее реализации?

33. Обеспечивается ли прогностический характер программы, ее ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа?

34. Обеспечивается ли достаточная напряженность реализации программы, нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов?

35. Обеспечивается ли реалистичность и реализуемость программы, соответствие требуемых и имеющихся (в том числе возникающих в процессе выполнения программы) возможностей?

36. Обеспечивается ли системность программы?

37. Обеспечивается ли целеустремленность программы?

38. Обеспечивается ли стратегичность программы, движение от общего и концептуального к конкретике?

39. Обеспечивается ли полнота и целостность программы?

40. Обеспечивается ли проработанность программы?

41. Обеспечивается ли ресурсная обеспеченность программы?

42. Обеспечивается ли достаточная управляемость программы?

43. Обеспечивается ли контролируемость программы?

44. Обеспечивается ли чувствительность программы к сбоям, ее гибкость и профилактическая направленность?

45. Обеспечивается ли открытость программы?

46. Обеспечивается ли привлекательность программы для ее исполнителей и партнеров образовательной организации?

47. Обеспечивается ли интегрирующая, консолидирующая направленность программы (по отношению к образовательной организации и ее социальным партнерам)?

48. Обеспечивается ли уникальность программы, авторский характер ее соответствие специфике образовательной организации и коллектива?

49. Обеспечивается ли информативность текста программы?

50. Обеспечивается ли логичность построения программы, ее обозримость, понятность для читателя?

51. Обеспечивается ли культура оформления программы, единство содержания и формы?

52. Соответствует ли язык программы задачам документа, удается ли избежать ненужного наукообразия?

53. Обеспечено ли участие в разработке, согласовании и утверждении программы представителей разных групп участников образовательных отношений, органа государ-ственно-общественного управления образовательной организации?

54. Представлена ли информация о ходе подготовки и обсуждения программы?

55. Представлена ли информация о составе авторского коллектива программы?

56. Соответствует ли программа потребностям и возможностям данной образовательной организации?

57. Соответствуют ли цели и содержание представленной программы трендам образовательной политики, закономерностям развития детей, общей ситуации социального развития детства?

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------3

 

1. Программы развития образовательной организации --------------------3-5

 

2. Нормативно-правовые основы для разработки                                     программы развития----------------------------------------------------------------------------5-6

 

3. структура и СОДЕРЖАНИЕ Программы -----------------------------------------------6

 

4. характеристика каждого раздела Программы-------------------------------7-15

4.1.Информационная справка--------------------------------------------------------------7-8

4.2. Анализ состояния работы образовательной организации----------8-11

4.3. Концепция развития новой образовательнойорганизации--------11-15

4.4.Стратегия и тактика перехода образовательной организации--15-16                   в новое состояние

4.5.План мероприятий по реализации программы развития-------------16-18

4.6.Этапы реализации программы развития---------------------------------------18

4.7. СМЕТА-------------------------------------------------------------------------------------------------18

4.8. Оценка Программы развития----------------------------------------------------------18

4.9. Управление и мониторинг процесса реализации программы

развития-------------------------------------------------------------------------------------------19

 

5. Требования к Программе -------------------------------------------------------------------19-21

 

6. Отличия Программы развития от других документов-------------------21-23

 

7. Список литературы ---------------------------------------------------------------------------23

 

ПриложениЕ 1. Алгоритм разработки Программы РАЗВИТИЯ --------------24-25

 

ПриложениЕ 2. Примерная структура и содержание Программы -----25-27

 

ПриложениЕ 3. ПЕРЕЧЕНЬ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ К СТРУКТУРЕ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ-----------------------------------------------------------------------------28

 

ПриложениЕ 3. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА (САМООЦЕНКА) ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ--------------------------------------------29-31

 

Введение

О программах развитияобразовательных систем сегодня знают все. Этот документ стал своеобразным символом нашего времени, принимается на всех уровнях управления и во всех сферах жизни. Каждая образовательная организация должна иметь этот нормативный правовой документ, определяющий тактику и содержание управления образованием на длительный период времени (3-5 лет), стратегию развития и инновационных процессов в нем.

Развитие образовательных организаций в соответствии с грамотно выстроенной тактикой – необходимость современности. Способность к изменениям в образовании является одним из решающих факторов развития образовательной организации как конкурентоспособного на рынке образовательных услуг.

В данном пособии даны общие сведения и раскрыта суть понятия «Программа развития», его содержании и структуре, алгоритме проектирования. Даны практические рекомендации по управлению коллективом, выстраиванию стратегии развития и перехода образовательной организации в качественно новое состояние.

Требования к разработке, содержанию и оформлению программ развития включены в приложении к рекомендациям.

При составлении рекомендаций использованы книги Ильенко Л.П., Лазарева В.С., Моисеева А.М., Моисеевой О.М., Поташника М.М.

 

1. Программа развития образовательной организации

Программа развития образовательной организации – долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований образовательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты. Программа развития организации представляет собой документ, где излагаются основные положения, цели, содержание и порядок деятельности по переходу в новое качественное состояние организации, а также сроки и способы его достижения.

Программа развития отражает такие механизмы развития, которых сегодня в организации нет и к чему коллектив стремится. Такая программа должна быть у тех, которые хотят качественно изменить систему своей работы, добиться более эффективных результатов, осуществить системные преобразования, не изменяя при этом прежнего статуса.

Программа развития – это документ, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования в организации, являющийся основным инструментом управления инновационной деятельностью и основным фактором успешности процесса его развития.

 В программе развития обосновываются перспективность и эффективность внедряемых инновационных программ и целевых изменений инновационного характера, обозначаются необходимые для этого возможности и условия: кадровые, научно-методические, материально-технические и др., раскрывается актуальность решаемых организацией проблем. Четко указываются в программе развития цели и детально прорабатываются планы их достижения, определяются надежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализацию программы: бюджетные средства, внебюджетные средства учредителя, средства от коммерческой деятельности организации, спонсорские средства родителей, социальных партнеров и др., целевое финансирование по грантам, проектам и др.

Программа по своему смыслу – это нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая:

1. исходное состояние некоторой системы

2. образ желаемого будущего состояния этой системы

состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему (Схема 1.)

 

 

 


Схема 1.

 

 

Наличие такой модели дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. Участники совместной деятельности понимают, для достижения какой общей цели они работают, какова роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.

Программа, как инструмент управления необходима:

· когда руководитель хочет получить максимально полезный результат при минимально необходимых затратах;

· когда достижение конечного результата за



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.269 с.)