Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных качеств волонтера и мотивации к добровольческой деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
2.1 Цель, объект, предмет, гипотезы, задачи, методы, методики и процедура исследования
Цель: исследовать взаимосвязь личностных качеств волонтера и особенности мотивации к добровольческой деятельности. Объект исследования: молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет состоящие в различных волонтерских организациях г. Ростова-на-Дону (Молодежный телефон доверия, «Молодой медик Дона», «Dance for life», «Маленький принц»). Предмет исследования: специфика взаимосвязи мотивации и личностных качеств волонтеров. Гипотезы исследования: 1. Особенности личности волонтеров и уровень эмпатии могут быть связаны с выраженностью различных компонентов их мотивационно-потребностной сферы; 2. Выраженность компонентов мотивации к добровольческой деятельности волонтеров, оказывающих разнонаправленную помощь, может различаться; 3. Ведущей потребностью волонтеров разной направленности может быть потребность в самореализации. Конкретизируя цель исследования и, исходя из его гипотез, были выдвинуты следующие задачи исследования:
Методические: 1. Выявить специфику взаимосвязи мотивации и личностных качеств волонтеров. 2. Подобрать адекватный диагностический инструментарий исследования. Эмпирические: 3. Провести эмпирическое исследование. 4. Произвести обработку собранного первичного материала. 5. Произвести статистический анализ полученных данных. 6. Обобщить полученные результаты для написания выводов. Этапы исследования: 1. На подготовительном этапе анализировалась научная литература по проблемам теории мотивации в русле зарубежных и отечественных подходов а также психологических предпосылок деятельности волонтера, были сформулированы гипотезы исследования и подобраны диагностические методики (ноябрь 2018 – май 2019). 2. На диагностическом этапе было проведено эмпирическое исследование, получены и проанализированы эмпирические данные (май -декабрь 2019 г.). 3. На заключительном этапе (была проведена статистическая обработка данных, обобщены полученные результаты, сформулированы итоговые выводы исследования (январь - сентябрь 2020 г.). Описание эмпирической выборки. В настоящем исследовании по желанию приняли участие 60 волонтеров, которые в последующем были разделены на 3 группы по специфике волонтерской деятельности.
Для практического выполнения поставленных целей и задач были использованы несколько групп методов исследования: 1. Анализ, синтез, обобщение, теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
2. Метод психологического тестирования: - пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае, П. Коста (Большая пятерка/ Big five). Данный опросник был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI в адаптации А.Б. Хромова. Текст опросника содержит 75 полярных утверждений. Ответ необходимо выбрать из пятиступенчатой оценочной шкалы Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность). - «Шкала оценки мотивации одобрения» Д. Марлоу, Д. Крауна. Даннный опросник, предназначен для оценки искренности ответов испытуемых. Методика разработана психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу (1960, 1964). Перевод и адаптация были осуществлены Ю.Л.Ханиным в 1974 году. Данная методика представляет собой шкалу, разработанную и апробированную как самостоятельную методику. Она может быть включена в комплекс любого психологического тестирования (особенно, если ни одна методика в себе не содержит такой шкалы), а может быть использована самостоятельно: ü мотивации одобрения (социальной желательности); ü для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах; ü при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний. Стимульный материал представлен 20 вопросами, на которые необходимо ответить «Да» или «Нет». - «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильман; Методика позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности. Методика позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности. Стимульный материал содержит 14 утверждений на которые даны несколько вариантов ответов (а, b, c, d, e, f, g, h), которые соответствуют следующим вариантам ответов: да, согласен, пожалуй, согласен, когда как, согласен в некоторой степени, нет, не согласен, не знаю.
Согласно данной методике выделяются следующие типы мотивационного профиля: Прогрессивный, Регрессивный, Импульсивный, Экспрессивный, Уплощенный. В рамках эмоционального профиля – Стенический, Астенический, Смешанный стенический, Смешанный астенический. - «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова. Для выявления уровня эмпатии необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе «не знаю» — 0 баллов, «нет, никогда» — 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4, при ответе «да, всегда» — 5 баллов. - «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой. Данная методика позволяет выявить базовые потребности – мотиваторы (А.Маслоу) личности и группы. Ее основой является процедура парных сравнений. Стимульный материал представлен 10 утверждениями, на которые можно ответить в соответствии со шкалой от 1 до 5. В результате суммирования баллов можно получить личностный или групповой профиль в соответствии с распределения полученных баллов по следующим зонам: Зона неудовлетворенности; Зона частичной удовлетворенности; Зона удовлетворенности. - модифицированная методика "Неоконченные предложения" Сакса, Леви. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Данная методика предполагает количественный анализ и предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала: "+2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении; "+1" — положительное отношение; "0" — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций; "-1" — отрицательное отношение; "-2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении". 3. Методы математической статистики: для определения значимости различий в подгруппах были использованы R-критерий Cпирмена, а также Н-критерий Краскала-Уоллеса. 2.2 Анализ особенностей взаимосвязи личностных качеств волонтера и мотивации к добровольческой деятельности
Перейдем к описанию эмпирических данных, полученных нами в ходе исследования.
Группа респондентов (60 человек) была разделена нами на три подгруппы: 1. «Волонтёры – психологи» — это волонтёры, которые работают на телефоне доверия и помогают людям в сложных жизненных ситуациях. 2. «Волонтёры – медики» — это волонтёры, которые работают в сфере медицины и с трудными детьми. 3. «Волонтёры – организаторы» — это волонтёры, которые оказывают помощь в организации и проведении мероприятий. Волонтёры, которые помогают в наше время и доставляют еду тем, кому за 65+, помогают с домашними делами, ходят к ветеранам и людям пожилого возраста. Обработка результатов методики диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ), целью которой является описание психологического портрета личности. Данная методика отображает пять шкал основных факторов, которые определяют определённые черты личности. Основными факторами являются: «Экстраверсия – Интроверсия», «Привязанность – Обособленность», «Самоконтроль – Импульсивность», «Уровень эмоциональной устойчивости», «Экспрессивность – Практичность». Нами была проведена обработка полученных первичных данных по пятифакторному опроснику. Низкими считаются баллы от 15 до 40 баллов, средними – от 41 до 50 баллов и высокими – от 51 до 75 баллов. На сравнительной диаграмме, которая изображена на рисунке 1, изображены средние значения по каждому фактору каждой подгруппы испытуемых. Согласно данным, которые представлены на Рисунке 1, группы волонтёров-психологов и волонтёров-медиков в основном высокие баллы по четырём основным факторам из пяти. Таким образом, можно заключить следующее: волонтёры-психологи и волонтёры-медики являются экстравертированными личностями. Такие люди, как правило, являются душой компании, у них достаточно много знакомых и друзей, с которыми они могут находиться в положительных отношениях. Рисунок 1 - Средние показатели трех групп испытуемых по методике диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ) (в баллах)
Они нуждаются в общении с людьми, открыты к общению и оптимистичны к жизни, легки на подъем, способны поддержать любую авантюру. У таких людей слабый самоконтроль, из-за чего они способны вспылить, но быстро отходят. В работе они, как правило, быстры, способны моментально решить вопрос или ситуацию, любят находиться во всеобщем внимании. Говоря о волонтёрах-организаторах, из полученных среднестатистических данных, можно сказать, что данные люди в большей степени экстраверты. Им свойственны качества присущие экстравертам, но они могут не с такой отдачей и рвением выполнять работу, вероятнее всего – это зависит больше от того – получат они за выполнение той или иной деятельности что-то взамен. Речь не о материальном вознаграждении, а о поощрении и признания со стороны значимых руководителей.
По шкале «Привязанность – обособленность» - волонтёры-психологи и волонтёры-медики снова показывают высокие значения по шкале. Это свидетельствует о том, что люди, которые находятся в этих двух волонтёрских движениях – истинные филантропы. Таким людям присуще быть благожелательными, отзывчивыми. Они прекрасные слушатели, могут всего помочь, поддержать и спокойно относятся к чужим недостаткам. В коллективной деятельности – поддерживают исключительно теплую и благоприятную атмосферу, конфликты – это не про них. Доверчивы, склонны к тому, чтобы быстро привязываться к людям и завоевывать их расположение и уважение. Волонтёры-организаторы являются чем-то средним между истинными филантропами и людьми, который отстранены и стремятся к самостоятельности. Они уважают как себя, так и других, больше склонны к сотрудничеству нежели к соперничеству. Доверчивы, но разборчивы в людях, их не получится обмануть. По шкале «Самоконтроль – импульсивность» волонтёры-психологи и волонтёры-медики являются людьми, которые способны к самоконтролю. Ответственные, аккуратные и добросовестные люди, которые достигают отличных результатов в работе. Для них их принципы очень много значат, они всегда следуют правилам и нормам поведения в обществе. Настойчивы и предусмотрительны. Волонтёры-организаторы снова оказались в «золотой середине» им присуще качества, что и предыдущим двум группам волонтёров, но они не так серьёзно могут относиться к каким-то нормам и правилам, более спокойны в этом отношении и к принципам. Вероятнее всего редко способны проявлять свои чувства и переживания на показ. По шкале «Уровень эмоциональной устойчивости» волонтёры-медики оказались эмоционально неустойчивыми. Им сложно выполнять работу, если они находятся в состоянии психологического напряжения. Они ранимые, тревожные и в большинстве своём обладают низкой самооценкой. Волонтёры-психологи и волонтёры-организаторы, наоборот, уверены в себе, уравновешены и спокойны. Они постоянны в любой сфере, независимо от того, будь это друзья или кафе, в которое они ходят. Чувствуют себя беззаботно, расслабленно, самодостаточно и комфортно. По шкале «Экспрессивность–практичность» волонтёры-психологи и волонтёры-медики снова представляют высокие значения. Такие люди являются беззаботными, громкими и эмоциональными личностями. Имеют разносторонние интересы, быстро учиться всему новому. Любознательны, артистичны, экспрессивны и сенситивны. Волонтёры-организаторы являются прагматичными людьми, способны быстро адаптироваться в любой среде, являются системными людьми, следовательно, могут достигать поставленных целей быстрее.
Таким образом, можно сказать о том, что волонтёры-психологи и волонтёры-медики – это экстраверты, которые любят находиться среди людей. Они снисходительны к недостаткам других людей и способы расположить к себе любого человека. Обладают самоконтролем и являются ответственными людьми. Волонтёры-психологи эмоционально устойчивы, а волонтёры-медики эмоционально неустойчивы и не могут выполнять работу, когда находятся в напряжении. Так как волонтёры-медики эмоциональны и направлены на людей и общение с ними, возможно, некоторым из группы волонтёров-медиков не всегда удаётся прорабатывать свое эмоциональное состояние, из-за чего средние показатели по этой шкале оказались высокими. Так же волонтёры-психологи и волонтёры-медики являются любознательными и артистичными людьми. Волонтёры-медики как беззаботны, так же и тревожны. Из этого следует, что предположительно какая-то часть людей, из данной группы волонтёров, находится в эмоциональном диссонансе. Волонтёры-организаторы являются личностями, обладающими балансом во всех сферах, которые были определены и описаны по данной методике. Это свидетельствует о том, что им удаётся выполнять деятельность волонтёра, находиться среди людей, общаться и оказывать помощь, но порой они могут искать вторичную выгоду для себя. Выгоду именно в том, чтобы получить одобрение или словесное поощрение от более значимого человека, занимающего руководящую должность.
2.3 Статистический анализ взаимосвязи личностных качеств волонтера и мотивации к добровольческой деятельности
С целью выявления вероятностной связи показателей был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмана (Rs); для определения значимости различий в подгруппах был использован H-критерий Краскела-Уоллиса; для определения значимости различий в выраженности потребностей был использован критерий Фридмана. Относительно гипотезы 1 о том, что особенности личности волонтеров и уровень эмпатии могут быть связаны с выраженностью различных компонентов их мотивационно-потребностной сферы был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмана (Rs). С целью выявления связи особенностей личности волонтеров с выраженностью различных компонентов мотивации к добровольческой деятельности. Предварительная проверка нормальности распределения показала, что большинство исследуемых показателей не отвечает нормальному закону, в связи с чем, были использованы непараметрические методы анализа. Результаты корреляционного анализа особенностей личности и мотивации волонтеров по выборке в целом представлены в Таблице 1.
Таблица 1 - Результаты корреляционного анализа исследуемых показателей
Переменные |
Кол-во человек | Коэффициент корреляции (Rs) | Значимость (p-value) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Экстраверсия - интроверсия & С - Социальный статус | 60 | 0,265 | 0,040* | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Экстраверсия - интроверсия & ДР - Творческая активность | 60 | 0,310 | 0,016** | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Привязанность - Обособленность & III - Потребность в межличностных связях | 60 | 0,408 | 0,001*** | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоконтроль - Импульсивность & III - Потребность в межличностных связях | 60 | 0,320 | 0,013** | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоциональная устойчивость - | 60 | 0,398 | 0,002*** | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоциональная устойчивость - | 60 | -0,260 | 0,045* | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспрессивность - Практичность & ДР - Творческая активность | 60 | 0,285 | 0,027** | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспрессивность - Практичность & B - Мотивы расширения социальных контактов | 60 | 0,321 | 0,012*** | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспрессивность - Практичность & II - Потребность в безопасности | 60 | -0,317 | 0,014*** |
Полученные результаты позволяют заключить о наличии статистически значимой положительной корреляции показателя экстраверсии со значимостью социального статуса и творческой активности. Показатели привязанность и самоконтроль положительно коррелируют с выраженностью неудовлетворенности потребности в межличностных отношениях. Экспрессивность обнаруживает прямую связь мотивами расширения социальных контактов и значимостью творческой активности, а также обратную связь с удовлетворенностью потребности в безопасности. Также удалось установить значимую отрицательную связь показателя эмоциональной устойчивости с удовлетворенностью потребности в самореализации и положительную связь с выраженностью неудовлетворенности материальных потребностей.
Графически полученные результаты могут быть представлены следующим образом (Рисунок 10).
Рисунок 10. Результаты корреляционного анализа особенностей личности и мотивационно-потребностной сферы волонтеров
С целью выявления связи уровня эмпатии волонтеров с выраженностью различных компонентов мотивации к добровольческой деятельности был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмана (Rs).
Результаты корреляционного анализа особенностей личности и мотивации волонтеров по выборке в целом представлены в Таблице 2.
Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа исследуемых показателей
Переменные
Шкала уровня эмпатии & Шкала уровня мотивации одобрения
60
0,282
0,029
Шкала уровня эмпатии & К - Комфорт
60
0,314
0,015
Шкала уровня эмпатии & С - Социальный статус
60
0,468
0,000
Шкала уровня эмпатии & О - Общение
60
0,356
0,005
Шкала уровня эмпатии & ДР - Творческая активность
60
0,278
0,031
Шкала уровня эмпатии & ОД - Общественная полезность
60
0,489
0,000
Приведенные результаты позволяют заключить о наличии статистически значимой положительной корреляции уровня эмпатии со значимостью социального одобрения собственного поведения и такими компонентами мотивации к добровольческой деятельности как стремление к комфорту, значимость социального статуса, общения, творческой активности и общественной полезности.
Графически полученные результаты могут быть представлены следующим образом (Рисунок 11).
Таким образом, описанные данные свидетельствуют о том, что выраженность экстраверсии и экспрессивность волонтеров связаны с выраженностью социальных мотивов и мотивов творческой деятельности;
эмоциональная устойчивость - с неудовлетворенностью материальных потребностей; самоконтроль и привязанность с потребностью в межличностных связях. Уровень эмпатии также обнаруживает значимые связи со значимостью социального одобрения собственного поведения и такими компонентами мотивации к добровольческой деятельности как стремление к комфорту, значимость социального статуса, общения, творческой активности и общественной полезности.
Рисунок 11 - Результаты корреляционного анализа уровня эмпатии и мотивации к добровольческой деятельности
Относительно гипотезы 2 о том, что выраженность компонентов мотивации к добровольческой деятельности волонтеров, оказывающих разнонаправленную помощь, может различаться, нами был осуществлен анализ влияния направленности добровольческой деятельности на различия выраженности компонентов мотивации, вся выборка респондентов была разделена на три группы:
1. Группа 1 – 20 человек (14 женщин, 6 мужчин) – волонтеры-психологи телефона доверия;
2. Группа 2 – 20 человек (19 женщин, 1 мужчина) – волонтеры помогающей профессии: медики и работающие с трудными детьми;
3. Группа 3 – 20 человек (14 женщин, 6 мужчин) – волонтёры-организаторы, оказывающие помощь в проведении мероприятий, физическую помощь (доставка продуктов, какая-то помощь по дому, работа).
Анализ значимости различий был проведен при помощи одностороннего дисперсионного анализа по критерию Краскела-Уоллиса (Таблица 3).
Таблица 3 - Различия выраженности компонентов мотивации в зависимости от направленности добровольческой деятельности
Показатели
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.104 с.)