Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных качеств волонтера и мотивации к добровольческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных качеств волонтера и мотивации к добровольческой деятельности



2.1 Цель, объект, предмет, гипотезы, задачи, методы, методики и процедура исследования

 

 

 


Цель: исследовать взаимосвязь личностных качеств волонтера и особенности мотивации к добровольческой деятельности.

Объект исследования: молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет состоящие в различных волонтерских организациях г. Ростова-на-Дону (Молодежный телефон доверия, «Молодой медик Дона», «Dance for life», «Маленький принц»).

Предмет исследования: специфика взаимосвязи мотивации и личностных качеств волонтеров.

Гипотезы исследования:

1. Особенности личности волонтеров и уровень эмпатии могут быть связаны с выраженностью различных компонентов их мотивационно-потребностной сферы;

2. Выраженность компонентов мотивации к добровольческой деятельности волонтеров, оказывающих разнонаправленную помощь, может различаться;

3. Ведущей потребностью волонтеров разной направленности может быть потребность в самореализации.

Конкретизируя цель исследования и, исходя из его гипотез, были выдвинуты следующие задачи исследования:

 

 


Методические:

1. Выявить специфику взаимосвязи мотивации и личностных качеств волонтеров.

2. Подобрать адекватный диагностический инструментарий исследования.

Эмпирические:

3. Провести эмпирическое исследование.

4. Произвести обработку собранного первичного материала.

5. Произвести статистический анализ полученных данных.

6. Обобщить полученные результаты для написания выводов.

 


Этапы исследования:

1. На подготовительном этапе анализировалась научная литература по проблемам теории мотивации в русле зарубежных и отечественных подходов а также психологических предпосылок деятельности волонтера, были сформулированы гипотезы исследования и подобраны диагностические методики (ноябрь 2018 – май 2019).

2. На диагностическом этапе было проведено эмпирическое исследование, получены и проанализированы эмпирические данные (май -декабрь 2019 г.).

3. На заключительном этапе (была проведена статистическая обработка данных, обобщены полученные результаты, сформулированы итоговые выводы исследования (январь - сентябрь 2020 г.).

Описание эмпирической выборки. В настоящем исследовании по желанию приняли участие 60 волонтеров, которые в последующем были разделены на 3 группы по специфике волонтерской деятельности.

Для практического выполнения поставленных целей и задач были использованы несколько групп методов исследования:

1. Анализ, синтез, обобщение, теоретический анализ научной литературы по теме исследования.

     
 

 

 


2. Метод психологического тестирования:

- пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае, П. Коста (Большая пятерка/ Big five). Данный опросник был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI в адаптации А.Б. Хромова.

Текст опросника содержит 75 полярных утверждений. Ответ необходимо выбрать из пятиступенчатой оценочной шкалы Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).

- «Шкала оценки мотивации одобрения» Д. Марлоу, Д. Крауна. Даннный опросник, предназначен для оценки искренности ответов испытуемых. Методика разработана психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу (1960, 1964). Перевод и адаптация были осуществлены Ю.Л.Ханиным в 1974 году. Данная методика представляет собой шкалу, разработанную и апробированную как самостоятельную методику. Она может быть включена в комплекс любого психологического тестирования (особенно, если ни одна методика в себе не содержит такой шкалы), а может быть использована самостоятельно:

ü мотивации одобрения (социальной желательности);

ü для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах;

ü при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний.

Стимульный материал представлен 20 вопросами, на которые необходимо ответить «Да» или «Нет».  

- «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильман; Методика позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности. Методика позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности. Стимульный материал содержит 14 утверждений на которые даны несколько вариантов ответов (а, b, c, d, e, f, g, h), которые соответствуют следующим вариантам ответов: да, согласен, пожалуй, согласен, когда как, согласен в некоторой степени, нет, не согласен, не знаю.

Согласно данной методике выделяются следующие типы мотивационного профиля: Прогрессивный,   Регрессивный, Импульсивный, Экспрессивный, Уплощенный. В рамках эмоционального профиля – Стенический, Астенический, Смешанный стенический, Смешанный астенический.

- «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова. Для выявления уровня эмпатии необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе «не знаю» — 0 баллов, «нет, никогда» — 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4, при ответе «да, всегда» — 5 баллов.

- «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой. Данная методика позволяет выявить базовые потребности – мотиваторы (А.Маслоу) личности и группы. Ее основой является процедура парных сравнений. Стимульный материал представлен 10 утверждениями, на которые можно ответить в соответствии со шкалой от 1 до 5. В результате суммирования баллов можно получить личностный или групповой профиль в соответствии с распределения полученных баллов по следующим зонам: Зона неудовлетворенности; Зона частичной удовлетворенности; Зона удовлетворенности.

- модифицированная методика "Неоконченные предложения" Сакса, Леви. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Данная методика предполагает количественный анализ и предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала: "+2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении; "+1" — положительное отношение; "0" — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций; "-1" — отрицательное отношение; "-2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении".

3. Методы математической статистики: для определения значимости различий в подгруппах были использованы R-критерий Cпирмена, а также Н-критерий Краскала-Уоллеса.

2.2 Анализ особенностей взаимосвязи личностных качеств волонтера и мотивации к добровольческой деятельности

 

Перейдем к описанию эмпирических данных, полученных нами в ходе исследования.

Группа респондентов (60 человек) была разделена нами на три подгруппы:

1. «Волонтёры – психологи» — это волонтёры, которые работают на телефоне доверия и помогают людям в сложных жизненных ситуациях.

2. «Волонтёры – медики» — это волонтёры, которые работают в сфере медицины и с трудными детьми.

3. «Волонтёры – организаторы» — это волонтёры, которые оказывают помощь в организации и проведении мероприятий. Волонтёры, которые помогают в наше время и доставляют еду тем, кому за 65+, помогают с домашними делами, ходят к ветеранам и людям пожилого возраста.

Обработка результатов методики диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ), целью которой является описание психологического портрета личности.

Данная методика отображает пять шкал основных факторов, которые определяют определённые черты личности. Основными факторами являются: «Экстраверсия – Интроверсия», «Привязанность – Обособленность», «Самоконтроль – Импульсивность», «Уровень эмоциональной устойчивости», «Экспрессивность – Практичность». Нами была проведена обработка полученных первичных данных по пятифакторному опроснику. Низкими считаются баллы от 15 до 40 баллов, средними – от 41 до 50 баллов и высокими – от 51 до 75 баллов.

На сравнительной диаграмме, которая изображена на рисунке 1, изображены средние значения по каждому фактору каждой подгруппы испытуемых.

Согласно данным, которые представлены на Рисунке 1, группы волонтёров-психологов и волонтёров-медиков в основном высокие баллы по четырём основным факторам из пяти. Таким образом, можно заключить следующее: волонтёры-психологи и волонтёры-медики являются экстравертированными личностями. Такие люди, как правило, являются душой компании, у них достаточно много знакомых и друзей, с которыми они могут находиться в положительных отношениях.

Рисунок 1 - Средние показатели трех групп испытуемых по методике диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ) (в баллах)

 


Они нуждаются в общении с людьми, открыты к общению и оптимистичны к жизни, легки на подъем, способны поддержать любую авантюру. У таких людей слабый самоконтроль, из-за чего они способны вспылить, но быстро отходят. В работе они, как правило, быстры, способны моментально решить вопрос или ситуацию, любят находиться во всеобщем внимании. Говоря о волонтёрах-организаторах, из полученных среднестатистических данных, можно сказать, что данные люди в большей степени экстраверты. Им свойственны качества присущие экстравертам, но они могут не с такой отдачей и рвением выполнять работу, вероятнее всего – это зависит больше от того – получат они за выполнение той или иной деятельности что-то взамен. Речь не о материальном вознаграждении, а о поощрении и признания со стороны значимых руководителей.

По шкале «Привязанность – обособленность» - волонтёры-психологи и волонтёры-медики снова показывают высокие значения по шкале. Это свидетельствует о том, что люди, которые находятся в этих двух волонтёрских движениях – истинные филантропы. Таким людям присуще быть благожелательными, отзывчивыми. Они прекрасные слушатели, могут всего помочь, поддержать и спокойно относятся к чужим недостаткам. В коллективной деятельности – поддерживают исключительно теплую и благоприятную атмосферу, конфликты – это не про них. Доверчивы, склонны к тому, чтобы быстро привязываться к людям и завоевывать их расположение и уважение. Волонтёры-организаторы являются чем-то средним между истинными филантропами и людьми, который отстранены и стремятся к самостоятельности. Они уважают как себя, так и других, больше склонны к сотрудничеству нежели к соперничеству. Доверчивы, но разборчивы в людях, их не получится обмануть.

По шкале «Самоконтроль – импульсивность» волонтёры-психологи и волонтёры-медики являются людьми, которые способны к самоконтролю. Ответственные, аккуратные и добросовестные люди, которые достигают отличных результатов в работе. Для них их принципы очень много значат, они всегда следуют правилам и нормам поведения в обществе. Настойчивы и предусмотрительны. Волонтёры-организаторы снова оказались в «золотой середине» им присуще качества, что и предыдущим двум группам волонтёров, но они не так серьёзно могут относиться к каким-то нормам и правилам, более спокойны в этом отношении и к принципам. Вероятнее всего редко способны проявлять свои чувства и переживания на показ.

По шкале «Уровень эмоциональной устойчивости» волонтёры-медики оказались эмоционально неустойчивыми. Им сложно выполнять работу, если они находятся в состоянии психологического напряжения. Они ранимые, тревожные и в большинстве своём обладают низкой самооценкой. Волонтёры-психологи и волонтёры-организаторы, наоборот, уверены в себе, уравновешены и спокойны. Они постоянны в любой сфере, независимо от того, будь это друзья или кафе, в которое они ходят. Чувствуют себя беззаботно, расслабленно, самодостаточно и комфортно.

По шкале «Экспрессивность–практичность» волонтёры-психологи и волонтёры-медики снова представляют высокие значения. Такие люди являются беззаботными, громкими и эмоциональными личностями. Имеют разносторонние интересы, быстро учиться всему новому. Любознательны, артистичны, экспрессивны и сенситивны. Волонтёры-организаторы являются прагматичными людьми, способны быстро адаптироваться в любой среде, являются системными людьми, следовательно, могут достигать поставленных целей быстрее.

Таким образом, можно сказать о том, что волонтёры-психологи и волонтёры-медики – это экстраверты, которые любят находиться среди людей. Они снисходительны к недостаткам других людей и способы расположить к себе любого человека. Обладают самоконтролем и являются ответственными людьми. Волонтёры-психологи эмоционально устойчивы, а волонтёры-медики эмоционально неустойчивы и не могут выполнять работу, когда находятся в напряжении. Так как волонтёры-медики эмоциональны и направлены на людей и общение с ними, возможно, некоторым из группы волонтёров-медиков не всегда удаётся прорабатывать свое эмоциональное состояние, из-за чего средние показатели по этой шкале оказались высокими. Так же волонтёры-психологи и волонтёры-медики являются любознательными и артистичными людьми. Волонтёры-медики как беззаботны, так же и тревожны. Из этого следует, что предположительно какая-то часть людей, из данной группы волонтёров, находится в эмоциональном диссонансе.

Волонтёры-организаторы являются личностями, обладающими балансом во всех сферах, которые были определены и описаны по данной методике. Это свидетельствует о том, что им удаётся выполнять деятельность волонтёра, находиться среди людей, общаться и оказывать помощь, но порой они могут искать вторичную выгоду для себя. Выгоду именно в том, чтобы получить одобрение или словесное поощрение от более значимого человека, занимающего руководящую должность.

 

2.3 Статистический анализ взаимосвязи личностных качеств волонтера и мотивации к добровольческой деятельности

 

С целью выявления вероятностной связи показателей был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмана (Rs); для определения значимости различий в подгруппах был использован H-критерий Краскела-Уоллиса; для определения значимости различий в выраженности потребностей был использован критерий Фридмана.

Относительно гипотезы 1 о том, что особенности личности волонтеров и уровень эмпатии могут быть связаны с выраженностью различных компонентов их мотивационно-потребностной сферы был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмана (Rs). С целью выявления связи особенностей личности волонтеров с выраженностью различных компонентов мотивации к добровольческой деятельности.

Предварительная проверка нормальности распределения показала, что большинство исследуемых показателей не отвечает нормальному закону, в связи с чем, были использованы непараметрические методы анализа.

Результаты корреляционного анализа особенностей личности и мотивации волонтеров по выборке в целом представлены в Таблице 1.

 

 

 

 


Таблица 1 - Результаты корреляционного анализа исследуемых показателей

 

Переменные

Кол-во человек Коэффициент корреляции (Rs) Значимость (p-value)

Экстраверсия - интроверсия & С - Социальный статус

60

0,265

0,040*

Экстраверсия - интроверсия & ДР - Творческая активность

60

0,310

0,016**

Привязанность - Обособленность & III - Потребность в межличностных связях

60

0,408

0,001***

Самоконтроль - Импульсивность & III - Потребность в межличностных связях

60

0,320

0,013**

Эмоциональная устойчивость -
Эмоциональная неустойчивость & I - Материальное положение

60

0,398

0,002***

Эмоциональная устойчивость -
Эмоциональная неустойчивость & V - Потребность в самореализации

60

-0,260

0,045*

Экспрессивность - Практичность & ДР - Творческая активность

60

0,285

0,027**

Экспрессивность - Практичность & B - Мотивы расширения социальных контактов

60

0,321

0,012***

Экспрессивность - Практичность & II - Потребность в безопасности

60

-0,317

0,014***

 

 


Полученные результаты позволяют заключить о наличии статистически значимой положительной корреляции показателя экстраверсии со значимостью социального статуса и творческой активности. Показатели привязанность и самоконтроль положительно коррелируют с выраженностью неудовлетворенности потребности в межличностных отношениях. Экспрессивность обнаруживает прямую связь мотивами расширения социальных контактов и значимостью творческой активности, а также обратную связь с удовлетворенностью потребности в безопасности. Также удалось установить значимую отрицательную связь показателя эмоциональной устойчивости с удовлетворенностью потребности в самореализации и положительную связь с выраженностью неудовлетворенности материальных потребностей.

Графически полученные результаты могут быть представлены следующим образом (Рисунок 10).

 

Рисунок 10. Результаты корреляционного анализа особенностей личности и мотивационно-потребностной сферы волонтеров

 

С целью выявления связи уровня эмпатии волонтеров с выраженностью различных компонентов мотивации к добровольческой деятельности был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмана (Rs).

Результаты корреляционного анализа особенностей личности и мотивации волонтеров по выборке в целом представлены в Таблице 2.

Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа исследуемых показателей

 

Переменные

Кол-во человек Коэффициент корреляции (Rs) Значимость (p-value)

Шкала уровня эмпатии & Шкала уровня мотивации одобрения

60

0,282

0,029

Шкала уровня эмпатии & К - Комфорт

60

0,314

0,015

Шкала уровня эмпатии & С - Социальный статус

60

0,468

0,000

Шкала уровня эмпатии & О - Общение

60

0,356

0,005

Шкала уровня эмпатии & ДР - Творческая активность

60

0,278

0,031

Шкала уровня эмпатии & ОД - Общественная полезность

60

0,489

0,000

 

Приведенные результаты позволяют заключить о наличии статистически значимой положительной корреляции уровня эмпатии со значимостью социального одобрения собственного поведения и такими компонентами мотивации к добровольческой деятельности как стремление к комфорту, значимость социального статуса, общения, творческой активности и общественной полезности.

Графически полученные результаты могут быть представлены следующим образом (Рисунок 11).

Таким образом, описанные данные свидетельствуют о том, что выраженность экстраверсии и экспрессивность волонтеров связаны с выраженностью социальных мотивов и мотивов творческой деятельности;

эмоциональная устойчивость - с неудовлетворенностью материальных потребностей; самоконтроль и привязанность с потребностью в межличностных связях. Уровень эмпатии также обнаруживает значимые связи со значимостью социального одобрения собственного поведения и такими компонентами мотивации к добровольческой деятельности как стремление к комфорту, значимость социального статуса, общения, творческой активности и общественной полезности.

 

Рисунок 11 - Результаты корреляционного анализа уровня эмпатии и мотивации к добровольческой деятельности

 

 

Относительно гипотезы 2 о том, что выраженность компонентов мотивации к добровольческой деятельности волонтеров, оказывающих разнонаправленную помощь, может различаться, нами был осуществлен анализ влияния направленности добровольческой деятельности на различия выраженности компонентов мотивации, вся выборка респондентов была разделена на три группы:

1.  Группа 1 – 20 человек (14 женщин, 6 мужчин) – волонтеры-психологи телефона доверия;

2.  Группа 2 – 20 человек (19 женщин, 1 мужчина) – волонтеры помогающей профессии: медики и работающие с трудными детьми;

3.  Группа 3 – 20 человек (14 женщин, 6 мужчин) – волонтёры-организаторы, оказывающие помощь в проведении мероприятий, физическую помощь (доставка продуктов, какая-то помощь по дому, работа).

Анализ значимости различий был проведен при помощи одностороннего дисперсионного анализа по критерию Краскела-Уоллиса (Таблица 3).

 

Таблица 3 - Различия выраженности компонентов мотивации в зависимости от направленности добровольческой деятельности

 

Показатели



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.104 с.)