Инновационная деятельность как фактор стратегического развития современной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационная деятельность как фактор стратегического развития современной



Инновационная деятельность как фактор стратегического развития современной

организации дополнительного образования

/ методические рекомендации /

 

 

Оренбург, 2019

 

 

 

                                                Автор-составитель:

 

Хисаметдинова Л.Х.,

методист научно-практической лаборатории «Поиск»                   ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко».

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

1. Инновационная деятельность в образовании………………………………………….. 4-8

1.1. Сущность инновационной педагогической деятельности…………………….. 4-6

1.2. Понятия «нововведение», «новизна», «новация», «инновация»……………….. 7

1.3. Инновационный потенциал организации дополнительного образования…… 7-8

1.4. Формы инновационной деятельности……………………………………………… 8

2. Инновационная деятельность и конкурентоспособность организации дополнительного образования……………………………………………………………. 8-10

3. Управление инновационной деятельностью………………………………………..... 10-11

4. Инновационная деятельность и стратегия развития организации дополнительного образования………………………………………………………………………………….. 11-14

4.1. Сопровождение нововведения…………………………… ………………………... 13

4.2. Инновационный передовой педагогический опыт……………………………..  13-14

4.3. Методическое обеспечение инновационной деятельности…………………. 14

5. Роль инновационной деятельности педагога в повышении профессионального мастерства педагогов…………………………………………………………………….. 14-15

6. Литература………………………………………………………………………………… 16-17

7. Глоссарий…………………………………………………………………………………… 18

8. Приложение. Инновационные методы………………………………………………. 18-21

 

Методические рекомендации адресованы руководителям, заместителям директоров, методистам организаций дополнительного образования. В рекомендациях дана характеристика инновационной деятельности в сфере образования, механизм инновационной деятельности; раскрыты понятия «инновация», «новация», «инновационный процесс» и др. Даны рекомендации по проектированию, осуществлению инновационной деятельности в организации дополнительного образования; управлению инновационной деятельностью и ее роли в стратегическом развитии организации. Приложение содержит практические рекомендации по организации инновационной деятельности, памятку, положения. При составлении методических рекомендаций были использованы материалы Ильенко Л.П., Лазарева В.С., Поташника М.М., Загвязинского В.И., В.И. Моисеевой, А. М., Ильиной Н. Ф., Шамовой Т. И. и др.

Пояснительная записка

 

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 г.    № 273-ФЗ) особое внимание уделено экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, которая осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

В Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) говорится о необходимости инновационной и опережающей системе путем использования лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик.

В данном пособии раскрыта суть инновационной деятельности в образовательных организациях: дана характеристика основных понятий, форм, направлений. Даны рекомендации по осуществлению инновационной деятельности в образовательных организациях; управлению инновационной деятельностью и ее роли в стратегическом развитии учреждения.

Развитие образовательных организаций в соответствии с грамотно выстроенной тактикой – необходимость современности. Способность к изменениям в образовании является одним из решающих факторов развития образовательной организации как конкурентоспособного на рынке образовательных услуг.

Данные рекомендации помогут в планировании инновационного развития и выборе инновационной стратегии образовательной организации.

 

 

1. Инновационная деятельность в образовании

Одной из тенденций модернизации образования в России является переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно отвечать потребностям социума. Цель модернизации – повышение качества и доступности образования. Инновационная деятельность выступает главным и основным механизмом в контексте обновления содержания образовательного процесса.

Образование как социальный институт является традиционной и инертной системой, функционирование которой в большей степени определяется преемственностью педагогического опыта. Однако, общественно-экономические преобразования, осуществляющиеся в России, не могут быть достаточно эффективными без организации соответствующих инновационных процессов в образовании. Процесс преобразования педагогической системы предполагает запуск и организацию инновационной деятельности в образовании.

Инновационная деятельность опирается на нормативно-правовую базу системы образования

федерального уровня:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.        № 273-ФЗ;

2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года);

3. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р);  

5. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение от 29.05.2015 г. № 996-р);

6. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

7. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы»;

8. Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»;

9. Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № ИР-352/09 «О направлении Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;

10. Приказ Министесртва просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

11. Письмо Минобрнауки России от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

12. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

13. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

15. Приказ Минобрнауки России от 5.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

16. Приказ Минтруда России от 8.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

регионального уровня:

17. Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» (от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ);

  1. План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области» на 2013–2018 годы (постановление Правительства Оренбургской области от 30.04.2013 № 348-п);

19. Региональная программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области (принята августовским педагогическим советом 15 августа 2014 года);

20. Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области на 2014-2020 годы» (Постановление Правительства Оренбургской области от 03.10.2014 № 737-пп «О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2013 года № 553-пп»).

 

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации»               (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, ст. 20) говорится: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования... Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Ключевые компетенции инновационного сообщества определены в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р):  «Инновационная Россия    2020 г. – это способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде…».

Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено: интенсивным развитием информационных технологий; обновлением содержания современного образования; необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности воспитанника, готовности к восприятию и активной деятельности в новых социально-экономических условиях. В связи с этим исключительно важное значение приобретает инновационная деятельность педагога.

 

Сопровождение нововведения

Факторы, способствующие нововведению Факторы, препятствующие нововведению
Наличие необходимых ресурсов Скудность ресурсов
Атмосфера, поддерживающая изменения Общее нежелание изменений
Осознание необходимости развития Хороший результат деятельности, достигавшийся в последнее время
Структурная готовность организации Воображаемая нехватка времени
Творческий подход к работе персонала организации Недостаточная квалификация персонала
Настроенный на реформы руководитель Результаты новшеств видны не сразу
Положительный пример Леность
Честолюбие Отсутствие творческого настроя
Демократический стиль руководства Авторитарный стиль руководства

Литература

1. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход. Тюнников, Ю. С. Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. –№ 5.

2. В поисках педагогической инноватики. Поляков С.Д.– М., 1993.

3. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/Под ред. Т.И. Шамовой - М., 1991.

4. Готовность педагога к инновационной деятельности. Сластенин В.А.,        Подымова Л.С. Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1.

5. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

6. Инновации в школе: характер и результаты / Народное образование. – 1993. – № 6.

7. Инновационная деятельность педагога Гуров В. Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2.

8. Инновационные модели школы: учеб.-метод. пособие: в 3-х кн..- СПб., 2003.

9. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. Загвязинский В.И. Сборник научных трудов. – Тюмень: 1990.

10. Критерии готовности педагога к инновационной деятельности. Ильина Н.Ф.  // Педагогика. 2012. № 7.

11. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в школе. Юсуфбекова Н. Р. - М: Педагогика, 1991.

12.  Особенности методического обеспечения инновационной педагогической деятельности.  Ильина Н.Ф. // Инновации в образовании. 2011. № 10.

13. Педагогика. Сластенин В.А. – М.: Школа-Пресс, 2000 г.

14. Педагогика: инновационная деятельность. Сластенин В.А., Подымова Л.С. М., 1997.

15. Программно-целевое управление развитием образования/ Под ред. А. М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

16. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. Разина Н.А. Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1.

17. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога. Гнездилова О.Н. Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4.

18. Развитие инновационного потенциала ОУ. Ильина Н. Ф. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 5.

19. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1994.

20. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.

21. Системное развитие школы. Лазарев B.C. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

22. Словарь русского языка/ Ожегов С.И. – М.: 1978.

23. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. Тодосийчук А.В. - М., 2005.

24. Теория и практика инновационной деятельности в образовании. Розов Н.Х. - М., 2007.

25. Управление инновационными процессами в образовании. Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. - М., 1994.

26. Управление инновациями: социально-образовательный аспект. Мазур З.Ф. - М., 2001.

27. Управление проектами в образовании./Н.И.Ерофеева//Народное образование.–2002.–№ 5.

28. Управление развитием инновационных процессов в школе/ Науч. ред.                     Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. - М., 1995.

29. Управление развитием школы. Поташник М.М., Лазарев В.С. – М.: Новая школа, 1995.

30. Основы инновационных процессов в образовательной деятельности. Горбачева В.Г. Cборник научных статей аспирантов и студентов,
выпуск 10. СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2011.

 

 

Глоссарий

Педагогическая инноватика – особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.(Современный словарь иностранных языков)

Инновационный процесс – это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.

Инновация – это не просто создание…. Распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. (А.И. Пригожин)

Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы образования компонента.

Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания.

Нововведение - это процесс введения «новшеств» - таких компонентов или связей, которых раньше не было в образовательной системы школы.

Инновации – радикальные новшества как специфическая форма передового педагогического опыта.

Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций.

Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации.

Приложение 1.

Инновационные методы

Инновационные методы – методы, основанные на использова­нии современных достижений науки и информационных техно­логий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способно­стей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения.

Метод портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assess­ment) – современная образовательная технология, в основе кото­рой используется метод аутентичного оценивания результа­тов образовательной и профессиональной деятельности. Данный метод чаще всего соотносят со сферой образования, хотя в широком смысле этого понятия он применим для любой практико-результативной деятельности. В переводе с итальянского «портфолио» - портфель. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода - технология сбора и анализа информации о про­цессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфо­лио - систематический и специально организованный сбор до­казательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в од­ной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. По видам практико-результативной деятельности в вузе раз­личают портфолио образовательное и портфолио профессио­нальное.

Метод проблемного изложения – метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познава­тельную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает спо­соб решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и вы­полнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и прак­тические методы обучения, интерпретированные в ключе по­становки и разрешения проблемной ситуации.

Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс – такие работы выполняются в соответст­вии с учебными планами и программами учебных дисцип­лин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится само­стоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руко­водством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, анали­тических работ, переводы статей и т.п.; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); резуль­таты всех видов научно-исследовательской деятельности сту­дентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.

Проблемное обучение – 1) технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и препо­давателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя; 2) активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими ре­альных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование про­блемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоре­тический или практический интерес). Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, час­тично-поисковый и исследовательский уровни.

Практико-ориентированные проекты – особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чётко­го, значимого для студента, имеющего практическое значе­ние результата, выраженного в материальной форме: подго­товка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компью­терной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработ­ка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны коорди­натора и автора проекта.

Творческие проекты – их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (ко­ординатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируе­мого результата, значимого для студентов. Специфика тако­го проекта предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Твор­ческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффек­тивной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Лекция-визуализация – при чтении лекции-визуализации со­блюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подго­товке к лекции содержание должно быть перекодировано в ви­зуальную форму. Наглядность может быть выражена в разных формах: нату­ральные материалы, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать: визуаль­ную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль обще­ния.

Научная основа преподавания – это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем – профессиональную самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результаты качественного высшего образования – это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования.

Как следует из сказанного, инновации – это прямой путь интеграции образования, науки и производства, адекватный экономике знаний. Одновременно инновации во всех аспектах: организационном, методическом и прикладном – это основной инструментарий улучшения качества образования.

Приложение 2.

Информационная карта

Инновационной деятельности

_______________________________________________

  1. Разработчик ФИО, возраст, образование, специальность, стаж, квалификационная категория, контактный телефон, адрес электронной почты
  2. Количество участников инновационной деятельности (педагогов, обучающихся)
  3. Сроки инновационной деятельности
  4. Вид инновации: локальные (частные, единичные), не связанные между собой; модульные (блочные), связанные между собой.
  5. Область применения инновации (дидактика, психология, частные методики, технологии, апробация новых учебно-методических комплектов, другое …) ________________________________________________________
  6. Проблема (тема)__________________________________________
  7. Цель____________________________________________________
  8. Задачи__________________________________________________
  9. Сущность инновации______________________________________
  10. Прогнозируемый результат________________________________

11. Стадии развития инновации. Инновация прошла стадии (подчеркнуть):

‒ разработка (определение темы, проблемы, задач, разработка путей реализации);

‒ осуществление инновационной деятельности (освоение и реализация на стадии апробации);

‒ распространение созданного инновационным путем опыта (новой практики)

  1. Представление результатов (подчеркнуть) мастер-класс, выступление на МО, педсовете, конференции, проблемный круглый стол, творческие отчеты, публикации, открытые занятия, методические рекомендации, разработки программ, конспектов занятий, обобщение опыта работы.
  2. Прогнозируемые трудности, которые могут встретиться в процессе осуществления инновационной деятельности__________________
  3. Публикации в рамках инновационной деятельности___________
  4. Партнерство в рамках инновационной деятельности___________
  5. Особые заметки по значению инновации в развитии образовательной организации ________________________________________

Инновационная деятельность как фактор стратегического развития современной

организации дополнительного образования

/ методические рекомендации /

 

 

Оренбург, 2019

 

 

 

                                                Автор-составитель:

 

Хисаметдинова Л.Х.,

методист научно-практической лаборатории «Поиск»                   ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко».

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

1. Инновационная деятельность в образовании………………………………………….. 4-8

1.1. Сущность инновационной педагогической деятельности…………………….. 4-6

1.2. Понятия «нововведение», «новизна», «новация», «инновация»……………….. 7

1.3. Инновационный потенциал организации дополнительного образования…… 7-8

1.4. Формы инновационной деятельности……………………………………………… 8

2. Инновационная деятельность и конкурентоспособность организации дополнительного образования……………………………………………………………. 8-10

3. Управление инновационной деятельностью………………………………………..... 10-11

4. Инновационная деятельность и стратегия развития организации дополнительного образования………………………………………………………………………………….. 11-14

4.1. Сопровождение нововведения…………………………… ………………………... 13

4.2. Инновационный передовой педагогический опыт……………………………..  13-14

4.3. Методическое обеспечение инновационной деятельности…………………. 14

5. Роль инновационной деятельности педагога в повышении профессионального мастерства педагогов…………………………………………………………………….. 14-15

6. Литература………………………………………………………………………………… 16-17

7. Глоссарий…………………………………………………………………………………… 18

8. Приложение. Инновационные методы………………………………………………. 18-21

 

Методические рекомендации адресованы руководителям, заместителям директоров, методистам организаций дополнительного образования. В рекомендациях дана характеристика инновационной деятельности в сфере образования, механизм инновационной деятельности; раскрыты понятия «инновация», «новация», «инновационный процесс» и др. Даны рекомендации по проектированию, осуществлению инновационной деятельности в организации дополнительного образования; управлению инновационной деятельностью и ее роли в стратегическом развитии организации. Приложение содержит практические рекомендации по организации инновационной деятельности, памятку, положения. При составлении методических рекомендаций были использованы материалы Ильенко Л.П., Лазарева В.С., Поташника М.М., Загвязинского В.И., В.И. Моисеевой, А. М., Ильиной Н. Ф., Шамовой Т. И. и др.

Пояснительная записка

 

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 г.    № 273-ФЗ) особое внимание уделено экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, которая осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

В Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) говорится о необходимости инновационной и опережающей системе путем использования лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик.

В данном пособии раскрыта суть инновационной деятельности в образовательных организациях: дана характеристика основных понятий, форм, направлений. Даны рекомендации по осуществлению инновационной деятельности в образовательных организациях; управлению инновационной деятельностью и ее роли в стратегическом развитии учреждения.

Развитие образовательных организаций в соответствии с грамотно выстроенной тактикой – необходимость современности. Способность к изменениям в образовании является одним из решающих факторов развития образовательной организации как конкурентоспособного на рынке образовательных услуг.

Данные рекомендации помогут в планировании инновационного развития и выборе инновационной стратегии образовательной организации.

 

 

1. Инновационная деятельность в образовании

Одной из тенденций модернизации образования в России является переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно отвечать потребностям социума. Цель модернизации – повышение качества и доступности образования. Инновационная деятельность выступает главным и основным механизмом в контексте обновления содержания образовательного процесса.

Образование как социальный институт является традиционной и инертной системой, функционирование которой в большей степени определяется преемственностью педагогического опыта. Однако, общественно-экономические преобразования, осуществляющиеся в России, не могут быть достаточно эффективными без организации соответствующих инновационных процессов в образовании. Процесс преобразования педагогической системы предполагает запуск и организацию инновационной деятельности в образовании.

Инновационная деятельность опирается на нормативно-правовую базу системы образования

федерального уровня:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.        № 273-ФЗ;

2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года);

3. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р);  

5. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение от 29.05.2015 г. № 996-р);

6. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

7. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы»;

8. Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»;

9. Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № ИР-352/09 «О направлении Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;

10. Приказ Министесртва просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

11. Письмо Минобрнауки России от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

12. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

13. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

15. Приказ Минобрнауки России от 5.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

16. Приказ Минтруда России от 8.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

регионального уровня:

17. Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» (от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ);

  1. План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области» на 2013–2018 годы (постановление Правительства Оренбургской области от 30.04.2013 № 348-п);

19. Региональная программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области (принята августовским педагогическим советом 15 августа 2014 года);

20. Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области на 2014-2020 годы» (Постановление Правительства Оренбургской области от 03.10.2014 № 737-пп «О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2013 года № 553-пп»).

 

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации»               (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, ст. 20) говорится: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования... Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.102 с.)