Темрюкский филиал поо чу «юридический техникум Г. Кропоткин» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темрюкский филиал поо чу «юридический техникум Г. Кропоткин»



Темрюкский филиал ПОО ЧУ «Юридический техникум г. Кропоткин»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО «ЛОГИКЕ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОЧНОЙ ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ

По   специальностям:

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» и

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

 

Преподаватель:   Гарькуша Клавдия Муратовна           

 

 

Темрюк

2020 г.

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение логики не сводится к усвоению теории. Главное - при­менять логические законы, приемы и операции на практике, в про­цессе рассуждения. Важную помощь в решении этой задачи окажут упражнения, помещенные в данном учебном пособии.

Пособие ориентировано на студентов юридических специально­стей, в него включены - кроме материалов из различных областей знания - материалы из области правовых наук, судебной и следст­венной практики1.

Упражнения даны по всем темам, предусмотренным программой курса (главы 1-6). Содержание главы 7-й, предназначенной для са­мостоятельной работы, составляют упражнения по темам «Основные принципы (законы) логики» и «Логика вопросов и ответов». Для за­крепления логической терминологии в главу включены чайнворд «33 логических термина», а также тексты для логического анализа.

Пособие построено в соответствии с учебником по логике для студентов юридических вузов: В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Логи­ка. Издание 5-е. М.: Юристъ, 1998 (или дополнительные тиражи этого издания). В учебном пособии в начале каждого раздела даны крат­кие теоретические сведения из этого учебника, указаны соответст­вующие параграфы и главы. В начале упражнений помещены образцы решения задач.

Задачи упражнений делятся на два уровня сложности. Более сложные задачи 11-15.

Упражнения следует выполнять не после усвоения всего курса, а в процессе последовательного изучения его разделов. Это избавит от механического заучивания определений и правил логики, поможет эффективному усвоению теории.

 

      СОДЕРЖАНИЕ

      СОДЕРЖАНИЕ

I. Цели и задачи дисциплины………………………………………..…...2

II. Содержание дисциплины:

2. Глава 1. Логика, ее предмет и роль в обществе………………………5

3. Глава 2. Понятие как форма логического мышления………………...9

4. Глава 3. Суждение и его виды………………………………………...23

5. Глава 4. Основные законы (принципы) правильного мышления…..30

6. Глава 5. Дедуктивные умозаключения……………………………….33

7. Глава 6. Индуктивные умозаключения……………………………….43

8. Глава 7. Аналогия и гипотеза………………………………………….47

9. Глава 8. Логические основы теории аргументации.……………...…52

 

III. Требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля……………………………………...…..59

IV. Примерные вопросы к зачету …………………………………….….60

V. Рекомендуемая литература………………………………………….….61

 

I. Цели и задачи дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Программа дисциплины «Логика» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования РФ с учетом современных требований к профессиональной подготовке специалистов, которая не может быть обеспечена без овладения соответствующей логической культурой. Логика – одна из древнейших наук, имеющая основополагающее значение для самых разнообразных сфер человеческой деятельности. Она широко применяется в психологии и лингвистике, теории управления и педагогике, юриспруденции и этике. Ее формальные разделы являются теоретической основой кибернетики, вычислительной математики и техники, теории информации. Без принципов и законов логики немыслима современная методология познания и общения.

       Первые три темы курса («Предмет и значение логики», «Основные законы (принципы) правильного мышления») посвящены введению в предмет, структуру, содержание логики как науки. В разделах «Понятие», «Суждение», «Умозаключение» рассматриваются основные логические формы как формы нормативного мышления, имеющие объективный общезначимый характер. Раздел «Логические основы теории аргументации» характеризует доказательство как важнейшее условие выработки и обеспечения истинного знания (структура и виды доказательства, правила и возможные ошибки), показывается его значение в научной профессиональной деятельности и общении.

 

1.1. Главная цель курса – вооружить студента знаниями, которые позволят ему:

1) грамотно, т.е. логически правильно, формулировать свои мысли; 2) эффективно использовать логические законы как средство познания, убеждения в различных коммуникативно-познавательных ситуациях; 3) выполнять такие логические процедуры как обобщение и ограничение, определение, деление понятий, преобразование суждений, установление их истинности (ложности) на основании знаний истинности (ложности) других суждений, аргументация, постановка вопросов и т.д.; 4) квалифицировать логические ошибки, противоречия, умышленно или неумышленно допущенные рассуждениях, препятствовать недозволенным приемам аргументации в дискуссиях и спорах.

 1.2. Задачи курса:

1. Дать систематическое представление о принципах нормативного логически правильного мышления.

2. Раскрыть содержание основных законов и форм мышления.

3. Определить основные понятия, термины, правила и схемы выводов и доказательств.

 

1. 3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Современный уровень развития науки и практики предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалистов. Изучение логики способствует формированию логической грамотности, т.е., умению мыслить точно, последовательно, не допускать противоречий в рассуждениях, вскрывать логические ошибки. Без этих качеств немыслимо не только успешное освоение специальных знаний в области правоведения, но невозможно обеспечение должного уровня профессиональной коммуникации. Логическая культура образует фундамент и составляет важнейшее условие эффективности любого профессионального образования, а также основу человеческой культуры вообще.

                      

1. 4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

1) определения основных понятий и терминов,

2) формулировки логических операций и законов,

  3) содержание логических процедур и правил,

       4)символический аппарат логики высказываний и предикатов, таблицы истинности высказываний,

  5) доказательства правил и законов теории множеств, логики высказываний и силлогистики.

 Студент должен уметь:

       1) грамотно, т.е. логически правильно, формулировать свои мысли,

       2) эффективно использовать логические законы как средство познания, убеждения в различных коммуникативно-познавательных ситуациях,

Мышление как объект логики

Мышление в собственном смысле этого слова есть достоя­ние только человека. Даже высшие животные обладают лишь зачатками, проблесками мышления.

Объ­ективная же необходимость его возникновения связана с переходом предков человека от приспособления к природе к принципиально иному, более высокому типу деятельности — воздействию на нее, труду.

Мышление есть опосредованное и обобщенное от ражение действительности в мозгу ч еловека, осуществляющееся в процессе его практической деятельности.

Признаки мышления:

1. Мысль рождается в голове человека не самопроизвольно и существует не сама по себе, а имеет в качестве своей непременной предпо­сылки, реальный мир — действительность, за­висит от нее, определяется ею.

2.  Мышление —это универсальная отражательная система, в которой есть свои элементы, определенным образом связанные между собой и взаимодействующие друг с другом.

3. Способ от­ражения — не прямой, с помощью органов чувств, а опосре­дованный, на основе уже имеющихся знаний.

4. Основа мышления: ею служит не сама действительность как таковая, а ее изменение, преобразова­ние человеком во время труда — общественная практика.

С мышлением человека как отражательной системой не­разрывно связан язык. Вне мышления нет языка, как и наоборот — вне языка нет.мышления. Они находятся в органическом единстве.

Наиболее глубокая сущность языка сводится к тому, что это универсальная, знаковая система для выражения мыслей сначала в виде звуковых, а затем и графических комплексов.

Единство мышления и языка не исключает, однако, сущес­твенных различий между ними. Мышление носит общечело­веческий характер. На это обращал внимание еще аль-Фараби, выдающийся философ Востока (870 —950). Говоря о законах, изучаемых логикой и грамматикой, он подчеркивал, что «грамматика дает их для слов, свойственных только какому-либо народу, а логика дает общие правила, годные для слов всех народов»[1].

  Наряду с естественными языками и на их основе рождают­ся искусственные языки. Это особые знаковые системы, кото­рые не возникают стихийно, а создаются специально, напри­мер математикой.

Логика использует помимо обычного, естественного языка искусственный язык—в виде логических символов (формул, геометрических фигур, таблиц, буквенных и других знаков) для сокращенного и однозначного выражения мыслей, их многообразных связей и отношений.

Содержание и форма мышления

Выясним теперь, что такое «форма мышления», которую изучает логика и которую поэтому называют еще логической формой.

Из философии известно, что любой предмет или явление имеют содержание и форму, которые находятся в единстве и взаимодействуют между собой. Под содержанием вообще ра­зумеется совокупность элементов и процессов, определенным образом связанных между собой и образующих предмет или явление. А форма — способ связи элементов и процес­сов, составляющих содержание. Такова, например, форма — внешний вид, внутренняя организация — живого организма.

Мышление тоже имеет содержание и формы. Будучи отражательной системой, оно черпает свое со­держание из внешнего мира.

Следовательно, содержание мышления есть все богатство наших мыслей об окружающем мире, конкретные знания о нем

Форма мышления, или, иначе, логическая форма,это структура мысли, способ связи_элементов.

Наиболее широкими и общими формами мышления, которые исследует логика, являются понятие, суждение, умоза­ключение, доказательство.

Начнем с наиболее простых мыслей, выраженных словами «планета», «дерево», «адвокат». Нетрудно установить, что они весьма различны по содержанию: одна отражает предметы неживой природы, другая — живой, третья — общественной жизни. Но в них заключено и нечто общее: каждый раз мыс­лится группа предметов, причем в их общих и существенных признаках. Это и есть их специфическая структура, или логи­ческая форма. Такая структура мысли, или логическая форма, называется понятием.

Приведем для примера еще несколько мыслей, но более сложных, чем предыдущие: «Все планеты вращаются с Запа­да на Восток»; «Всякое дерево — растение»; «Все адвокаты — юристы».

Эти мысли еще более различны по содержанию. Но и здесь налицо нечто общее: в каждой из них есть то, о чем высказана мысль, и то, что именно высказано. Подобное строение мысли, ее логическая форма именуется суждением.

Рассмотрим, далее, примеры еще более сложных мыслей. В логике для наглядности и удобства анализа они располагают­ся следующим образом:

Все планеты вращаются с Запада на Восток.

  Марс — планета.

Приведенные мысли еще более разнообразны и богаты по содержанию. Тем не менее, это также не исключает единства их строения. А состоит оно в том, что из двух высказываний, определенным образом связанных между собой, выводится новая мысль. Подобное строение, или логическая форма, мысли есть умозаключение.

Д оказательства, использу­ются в различных науках, и при всем их содержа­тельном различии они тоже имеют общность строения, т. е. логи­ческую форму. Они состоят из умозаключений, особым образом связанных с друг другом.

В реальном процессе мышления содержание мысли и ее логическая форма не существуют порознь. Они органически связаны между собой. Причем именно содержание определяет форму, а форма так или иначе зависит от содержания.

  Одно и то же содержание может принять разные логические формы. С другой стоны, одна и та же логическая форма может заключать в себе самое различное содержание.

Упражнение 1

Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие - нерегистрирующими; выделите собирательные понятия.

Образцы:

«Московская государственная юридическая академия» - единичное понятие.

«Высшее учебное заведение» - общее (нерегистрирующее) понятие.

«Свод законов» - общее (собирательное) понятие.

1. Правовая норма

2. Российская Федерация

3. Преступное деяние

4. Первый космонавт

5. Бригада морской пехоты.

6. Участник Сталинградской битвы

7. Рабочий класс.

8.  Коллектив

Упражнение 2.

Установите, в каком смысле - собирательном или разделитель­ном - употребляются выделенные понятия.

Образцы:

«Граждане Российской  Федерации имеют право на образование» - поня­тие употребляется в разделительном смысле.

«Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн. кв. км» - понятие употребляется в собирательном смысле.

 

1. Человек осваивает космос.

2. Человек имеет право на гражданство.

3. Сочинения Ф.М. Достоевского отличаются глубоким психоло­гизмом.

4. Сочинения Ф.М. Достоевского составляют несколько томов.

5. Развивающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек, являются регионом бедности.

6. Ничто не возвышает человека больше, чем знания.

7. Полноводны и могучи реки Сибири.

8. В странах Азии проживает более половины всего человечества.

9. Судьи и присяжные заседатели независимы и подчиняются только закону.

10. Глава правительства - руководитель высшего органа исполни­тельной государственной власти.

11. Наука - сложная система исследовательской деятельности, на­правленной на приобретение новых знаний.

12. Гласность судопроизводства - открытое разбирательство дел во всех судах.

13. Под культурой принято понимать все то, что создано человеком.

14. Юридический закон - основа системы права.

15. Голь на выдумки хитра.

Упражнение 3

Укажите конкретные и абстрактные понятия.

Образцы:

1. «Юридический закон» - конкретное понятие.

2. «Невменяемость» - абстрактное понятие.

 

 

1. Политическая система.

2. Космический объект.

3. Противоправность. 

4. Бескорыстие.

Упражнение 4

Укажите положительные и отрицательные понятия.

Образцы:

1. «Законный» - положительное понятие.

2. «Незаконный» - отрицательное понятие.


3. Верность,

4. Безволие

5. Невежество

6. Гуманизм

7. Беспредел

8. Антифашист

9. Зазнайка

10.Анархия

11.Бездна

12.Антиквар


 

Упражнение 5.

Определите, являются ли данные понятия безотносительны или соотносительными.

Образцы:

«Суд» - безотносительное понятие.

«Начало» - соотносительное понятие.

1.Причина

2.Работодатель

3.Взяткодатель

4.Рабочее время

5.Усыновитель

6.Ведущий


7.Племянник

 

Упражнение 6.

Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Образец:

«Юрист»- понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.

 

1.Правительство

2.Невиновность

3.Учитель

4.Министерство юстиции

5.Невменяемость

6.Судимость

7.Содружество

8.Дезинформация

 

Отношение между понятиями.


По отношению к друг другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые. В логических отношениях могут находится только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.

Существуют три виды отношений совместимости: 1. Равнообъемность, 2. Пересечение (субконтрарность), 3. Подчинение (субординация) и три вида отношений несовместимости: 1. Соподчинение (координация), 2. Противоположность (контрарность) 3. Противоречие (контрадикторность).

 

Упражнение 7.

Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера.

Образцы:

1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). –Равнообъемность.

 

 

 

2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В)- Пересечение.

 

 

3. Наказание (А). Ограничение свободы (В).- Подчинение (Субординация)

 

 

1. Высшее учебное заведение. Университет

 

2. Юрист. Депутат парламента

 

3. Тайное хищение чужого имущества. Кража.

 

4. Орган государственного управления. Министерство.

 

5. Писатель. Русский писатель.

 

6. Военный корабль. Эсминенц.

 

7. Языкознание. Лингвистика

 

 

Упражнение 8.

К данным понятиям подберите равнообъемные понятия.

Образец:

Конституция – Основной закон государства.

 

Квадрат – прямоугольник с равными сторонами

 

1. Дорога

2. Компромисс

3. Авангард

4. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

5. Измена

6. Негативный

7. Стабильный

8. Криминальный.

Упражнение 9.

Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным:

Образец:

Судья – шахматист

Парк-заповедник

 

1. Военнослужащий

2. Учебное пособие

3. Академия

4. Кинотеатр

5. Прокурор

6. Радист

7. Отец.

 

Упражнение 10.

К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющиеся понятия:

Образец:

Поэма – «Руслан и Людмила» (подчиненное), Жанры художественной литературы (подчиняющее)

 

1. Живая природа

2. Озеро

3. Учебник

4. Дипломат

5. Писатель

6. Прокурор

7. Награда

8. Трудовой договор.

 

Упражнение 11.

Укажите, какие понятия выражают отношения рода и вида и какие- целое и части.

Образец:

Образное выражение, поговорка. Это выражение отношения рода и вида.

Институт, факультет. Это выражение отношения целого и части.

 

1. Элементарная частица, позитрон.

2. Военно- морской флот, эскадра.

3. Учебное заведение, лицей.

4. Галактика, созвездие.

5. Музыкальное произведение, опера.

6. Минарет, мечеть.

Упражнение 12.

Определите вид отношения между несовместимыми понятия изобразите его с помощью круговых схем.

Образцы:

1. Печать (А). Телевидение (В). Средства массовой информации (С). Соподчинение (координация) (схема 1).

2. Старый (Л). Молодой (В). Противоположность (контрарность) (схема 2).

3. Старый (А). Нестарый (В). Противоречие (контрарность) (схема 3).

Схема 1. Схема 2. Схема 3.

  1. Преступление. Преступление в сфере экономики. Преступление против военной службы.

2. Острый нож. Тупой нож.

3. Скромность. Зазнайство.

4. Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура.

5. Виновность. Невиновность.

6. Человек с сильным характером. Слабохарактерный человек.

7. Честь. Бесчестье.

8. Дисциплинарное взыскание. Выговор. Замечание.

9. Зависимое государство. Независимое государство.

 

10. Субъект Российской Федерации. Республика Карелия. Крас­нодарский край.

11. Обвинительный приговор. Оправдательный приговор.

12. Истец. Ответчик.

13. Прямая линия. Кривая линия.

14. Истина. Заблуждение

 

Упражнение 13.

Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям.

 

Образец:

Ученое звание Магистр, бакалавр.

1. Учебное заведение.          

2. Наука.

3. Административное правонарушение      

4. Спортивная игра.             

5. Сделка.                              

6. Смычковый инструмент.

7. Художественная литература.

8. Право.

Упражнение 14.

Подберите понятия, противоположные и противоречащие дан­ным.

Образец:

Друг- враг (противоположность), недруг (противоречие).

1. Законный.

2. Научный.

3. Бедный.

4. Холодный климат.

5. Легкая работа.

6. Красивый поступок.

7. Гармоничный.

8. Смелый.



 


Упражнение 15.

Определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем.

Образец:

Ученый. Юрист. Общественный деятель.

А- ученый, В- юрист, С-общественный деятель.Это отношение пересечения- субконтрарности.

1. Наказание. Лишение свободы на определенный срок. Испра тельные работы. Обязательные работы. Ограничение свободы

15.3.Военнослужащий. Орденоносец. Танкист.

15.4.Верующий. Православный. Католик. Европеец.

15.5.Еженедельник. Периодическое издание. Газета.

15.6.Кража. Мошенничество. Разбой. Преступление против собственности. Грабеж.

15.7.Изобразительное искусство. Живопись. Графика. Скульптура.

 

15.9. Эрудиция. Невежество.

15.10.Метрополитен. Автобус. Городской транспорт.

15.11.Университет. Высшее учебное заведение. Академия.

15.12.Участник Великой Отечественной войны. Полковник. Генерал.

15.13.Отец. Сын. Внук.

15.14.Мать. Дочь. Сестра.

15.15.Автор романа «Война и мир». Писатель. Русский писател Классик.

Упражнение 16

Определите вид отношения между понятиями и схемы, соответ ствующие этим отношениям.

Образец:

Организатор (А). Пособник (В). Соучастник преступления (С). - Отношение соподчинения (схема 4).

1. Действие. Бездействие.

2. Древняя цивилизация. Цивилизация.

3. Судебный исполнитель. Шахматист.

4. Гуманный. Негуманный.

5. Воздушный флот. Авиация.

6. Обвиняемый, преданный суду, подсудимый.

7. Народный, антинародный

8. Артиллерист, сержант.

9. Глава государства, Президент, Монарх.

10. Автор романа «Война и мир». Писатель. Русский писатель Классик.

 

 

Упражнение 17.

Обобщить понятия

Образец:

Журнал Периодическое издание.

 

1. Криминология.

2. Дезертирство.

3. Прокуратура.

4. Повесть.

5. Антарктида.

6. Электрон

7. Нотариус.

8. Музей.

9. Мафия.

Упражнение 18

Ограничьте понятия.

Образец:

Периодическое издание - газета.

1. Осень.

2. Преступление.

3. Революция.

4. Закон.

5. Наказание.

6. Форма мышления

7. Культура.

8. Похищение.

Упражнение 19

Проверьте правильность обобщения понятий.

Образец:

Лето. Наиболее теплое время года. – Обобщение неверное, т.к. эти понятия находятся в отношении Равнозначности или равнообъемности.

 

1. Преступление. Правонарушение.

2. Месяц. Год.

3. Конституция России. Источник права.

4. Москва. Столица России.

5. Соучастник преступления. Подстрекатель.

6. Металлургический завод. Промышленное предприятие.

7. Преподаватель. Юрист.

8. Час. Сутки.

9. Малахит. Минерал.

10. Районный прокурор. Областной прокурор.

11. Кабинет министров. Правительство.

12. Акция. Ценная бумага.

13. Соучастник преступления. Подстрекатель. Автор. Соавтор.

Упражнение 20

Проверьте правильность ограничения понятий.

Образец:

Классовое общество. Общественный класс. - ограничение правильное, так как классовой общество делится на общественные классы.

 

1. Освободительная война. Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

2. Памятник. Произведение искусства.

3. Майор. Старший офицер.

4. Форма правления. Президентская республика.

5. Звезда. Созвездие.

6. Олигархия. Монархия.

7. Оркестр. Квартет.

 

Определение понятий.

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением, или дефиницией.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендумом); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, - определяющим (дефиниенсом).

Различают явные и неявные, номинальные и реальные определе­ния. Основным видом явного определения является определение че­рез род и видовое отличие, которое состоит из определяемого понятия (А) и определяющего понятия; в последнем различают родовое поня­тие, или род (В), и видовой признак (с). Разновидностью определения через род и видовое отличие является генетическое определение.

Определение подчиняется следующим правилам.

1. Определение должно быть соразмерным (А = Вс). Нарушение этого правила ведет к логическим ошибкам: а) слишком широкое определение (А< Вс) и б) слишком узкое определение (А > Вс).

2. Определение не должно заключать в себе круга. Разновидно­стью круга в определении является тавтология.

3. Определение должно быть ясным. Нарушение этого правила ве­дет к логической ошибке, которая называется определением неиз­вестного через неизвестное через у).

4. Определение не должно быть отрицательным.

Упражнение 21                                                                            

Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или

неявное; выделите определение через род и видовое отличие, а также
приемы, заменяющие определение.                                        

Образцы: Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и означает согла­сие, общее мнение. - Номинальное определение.

1. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направлен­ные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей. - Реальное, явное определение - через род и видовое отли­чие.

2. S-P- это схема атрибутивного суждения. - Остенсивное определение. (Еще одна интересная разновидность не явных определений – это так называемые остенсивные определения, или определения путем показа. Например, нас просят объяснить, что представляет собой жираф. Мы, затрудняясь сделать это, ведем спрашивающего в зоопарк, подводим его к клетке с жирафом и показываем: «Это и есть жираф».

 

1. Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их су­щественных признаках.  

2. Газета - печатное периодическое издание, в котором публику­ются материалы о текущих событиях.                                                                                              

3. Этот знак (V) - квантор общности; символизирует выражения: все, каждый, всегда и т. п.          

4. Работник - физическое лицо, вступающее в трудовые отношения с работодателем.

5. Нормативный акт - это правовой акт государства, в котором содержатся предписания - нормы права, регулирующие общест­венные отношения определенного вида.

6. Кассационная жалоба - это жалоба на приговор или решение суда, не вступившие в законную силу.

7. Концерн - форма монополистического объединения с очень вы­соким уровнем концентрации и централизации капитала и производства.

8. Инкриминирование - предъявление обвинения в совершении   какого-либо преступления.

9. Философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой.

10. Цилиндр - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны.

 

Упражнение 22

Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).

Образец:

Студент- это учащийся.- Неправильное определение. Ошибка слишком широкого определения.

 (А < Вс).

Правильное определение: Студент- учащийся высшего или среднего специального учебного заведения.

 

1. Дееспособность- способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершение правонарушения.

2. Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.

3.  Грабеж - преступление против собственности.

4. Иск - юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

5. Мошенник - человек, занимающийся мошенничеством.

6. Наказание - мера государственного принуждения, применяемая         по приговору суда к лицу, признанному виновным в соверше­нии преступления в сфере экономики.

7.  Физика не гуманитарная наука.

8. Народ - автор и актер собственной жизненной драмы.

9. Правоспособность - способность иметь права; 24.10. Истина - дочь разума, мать мудрости.

10. Оговор - показание свидетеля, ложно изобличающее другое, лицо в совершении преступления.

11. Сезонными признаются работы, которые выполняются в течение сезона.

12. Саботаж - преднамеренный срыв работы путем сознательно плохого ее исполнения.

13. Банда - это преступное сообщество.

14.  Банда - устойчивая вооруженная группа

 

2.5. Деление понятий

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Различают деление по видообразующему признаку и дихо­томическое деление.

При делении по видообразующему признаку предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам, которые на­зываются членами деления. Признак, по которому производится деле­ние, называется основанием деления. Деление должно подчиняться следующим правилам:

1. Деление должно быть соразмерным. Нарушение этого правила ведет к логическим ошибкам: а) неполного деления (некоторые чле­ны деления не указываются) и б) деления с лишними членами (ука­зываются члены деления, не входящие в объем делимого понятия).

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

3. Члены деления должны исключать друг друга. Это правило на­рушается при нарушении второго правила.

4. Деление должно быть непрерывным. Нарушение данного пра­вила ведет к логической ошибке, которая называется скачком в делении. При дихотомическом делении (дихотомии) объем делимого понятия делится на два противоречащих понятия

Упражнение 23

Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.

Образцы:

1. Сложные суждения делятся на соединительные, разделительные, условные и эквивалентные. Деление по видообразующему признаку. «Сложные суждения» - делимое понятие. «Соединительные», «разделительные», «условные, «эквивалентные» - члены деления. Основание деления - функции логических связок.

2. Созвучия бывают гармоничными и дисгармоничными. Дихотомическое деление. Основание деления - наличие или отсутствие признака гармонии.

1. Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.

2. Политические партии разделяются на правящие или оппозиционные.

3. Различают суды первой, кассационной и надзорной инстанции

4. Государства бывают унитарными и федеративными.

5. Науки можно разделить на фундаментальные и прикладные

6. Преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

7. Трудовые договоры могут заключаться на неопределенный и на определенный срок.

8. Политическая деятельность может быть конструктивной деструктивной.

9. Государственные налоги делятся на прямые и косвенные.

 

10. Общественная опасность деяния в конкретных условиях рассматривается законодателем или как преступление, как правонарушение административное, гражданско-npaвовое, трудовое.

11. Гражданский иск может быть направлен на возврат имущества, возмещение убытков, уплату неустойки, устранение препятствий к пользованию имуществом, уплату алиментов.

 

Упражнение 24.

Разделите объемы данных понятий по избранному вами основанию.

 

Образец:

Приговор: Обвинительный, оправдательный.

 

Доверенность: генеральная, негенеральная.

 

1. Государство.

2. Право.

3. Спортивная игра

4. Климат.

5. Юрист.

6. Труд.

7. Рынок.

8. Теория.

9. Закон.

10. Ответственность.

Тест по теме

«Понятие как форма логического мышления»

1. В каком отношении находятся содержание и объем понятия?

А) Взаимно исключают друг друга. Б) Взаимосвязаны прямо пропорционально. В) Не зависят друг от друга. Г) Взаимосвязаны обратно пропорционально.

2. Какие понятия называют общими?

А) Это понятия, объемы которых не включают ни одного предмета. Б) Это понятия, в объемах которых число мыслимых предметов поддается реальному учету. В) Это понятия, объемы которых включают два или более однородных предметов. Г) Это понятия, объемы которых представлены  одним предметом.

3. Как называются понятия, в которых отражаются присущие предмету признаки?

А) Абстрактными. Б) Конкретными. В) Отрицательными. Г) Положительными.

4. В каком отношении находятся понятия «кит» и «рыба»?

А) В пересечении. Б) В совпадении. В) В подчинении.                      Г) В соподчинении.

5. Какое из следующих понятий является пустым?

А) Президент США. Б) Президент Франции. В) Президент России.

Г) Президент Великобритании.

6. Что такое тавтология в определении?

А) Это определение неизвестного через неизвестное.

Б) Это разновидность круга в определении.

В) Это отрицательное определение.

Г) Это когда объем определяемого понятия совпадает с объемом

определяющего понятия.

7. Как называется переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом?

А) Делением. Б) Обобщением. В) Ограничением. Г) Определением.

8. В каком случае правильно дана оценка определению «Индивидуальное средство защиты - это газовые баллончики»?

А) Это соразмерное определение.

Б) Слишком широкое.

В) Слишком узкое.

Г) С одной стороны, слишком широкое, а с другой, - слишком узкое.

9. В каком случае правильно дана оценка делению «Университеты бывают государственными, частными или международными»?

А) Это соразмерное деление.

Б) Неполное деление.

В) Деление с лишними членами.

Г) Скачок в делении.

10. В каком случае неправильно обобщено понятие?

А) Семейное право - гражданское право - юриспруденция.

Б) Москвич - житель столицы - горожанин.

В) Мухомор - ядовитый гриб - живое вещество.

Г)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.369 с.)