Тема: Организация работы воспитателя в группе детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Организация работы воспитателя в группе детей



Тема: Организация работы воспитателя в группе детей

С заиканием

 

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. Оно характеризуется расстройством темпа, ритма и плавности устной речи.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц) в момент произношения. Заикание мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, осложняет положение ребенка в детском коллективе.

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпо-ритмической организации высказывания, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Интерес к лечению заикания имеет многовековую давность, однако только в XIX столетии началась научная разработка этой проблемы. Изучением, предупреждением и лечением заикания стали заниматься специалисты таких научных дисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и др.

Большая заслуга принадлежит ученым, доказавшим необходимость лечения заикания на ранних этапах его возникновения. По данным отечественных и зарубежных ученых, заикаются примерно 2-5% детей от их общего числа. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

По этиологическому признаку различают два вида заикания.

 

1. Эволюционное заикание, развивающееся в период становления развернутой фразовой речи в возрасте от 2 до 5 лет, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы (психиатр И. А. Сикорский назвал его «детской болезнью»).

2. Симптоматическое заикание (как правило, у взрослых), возникающее на фоне органического поражения центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях, поражениях сосудов и т. п.).

Большинство исследователей считают, что появление заикания обусловлено рядом факторов: биологических, психологических, социальных. Из них основные:

1. Биологические факторы:

общая предрасположенность к заиканию, обусловленная развитием ребенка;

особенности индивидуального развития центральной нервной системы, которые обусловливают особую ранимость речевой функции у детей 2-5 лет;

раннее речевое развитие с бурным накоплением словаря;

недоразвитие речи (при нехватке элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения своих мыслей);

перевоспитание леворукости (у 33 % детей с перевоспитанной леворукостью развивается заикание);

половой деморфизм (у мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек);

органические заболевания центральной нервной системы (поражение головного мозга может происходить в разные периоды развития);

патологическое течение беременности (механические, химические, эндокринные, инфекционно-воспалительные процессы, несовместимость крови матери и плода и другие факторы);

родовые травмы, асфиксия (удушье);

соматическое предрасположение (результат перенесенных инфекций, интоксикаций и травм при различных детских заболеваниях).

2. Психологические факторы:

До появления заикания родители часто отмечают у ребенка как нерешительность, робость, неуверенность в себе, пугливость, тревожность (например, страх за близких людей), так и противоположные качества: возбудимость, демонстративность со склонностью к бурным агрессивным вспышкам, негативизм.

3. Социальные факторы

Социальные условия развития ребенка могут играть положительную, выравнивающую роль, но могут оказывать и отрицательное, неблагоприятное воздействие.

Возникновению заикания способствуют условия воспитания, ведущие к избалованности ребенка, неровное воспитание, «воспитание примерного ребенка».

Избалованный ребенок, как правило, недостаточно активно вступает во взаимодействие с окружающими. Низкие требования, предъявляемые к нему со стороны окружающих, приводят к тому, что ребенок не может всесторонне проявить свои возможности и часто вынужден подчиняться другим детям. В таких случаях ребенок боязлив, не уверен в себе и скован.

При этом страдает формирование соответствующего возрасту поведения. Избалованные дети нередко подвергаются насмешкам со стороны товарищей по играм, что заставляет их сторониться сверстников. Нарушается социальный контакт с коллективом. Избалованные дети склонны удовлетворять свои желания, проявляя упрямство и агрессивность.

Если ребенок лишен родительской любви и понимания в противоположность избалованному, то он реагирует на принуждение, если оно очекбрезкое, сопротивлением и агрессией.

Довольно часто в семье складывается ситуация, когда у родителей отсутствует единство действий и требований по отношению к ребенку. То непомерно высокие, то заниженные требования к ребенку, излишняя строгость одного из родителей и полное попустительство со стороны другого вызывает у него двойственное состояние, возбуждение и торможение нервных процессов одновременно. Такое неровное воспитание часто приводит к страхам (фобиям), что является благотворной почвой для возникновения заикания.

Воспитание «примерного ребенка» характеризуется высокими требованиями, предъявляемыми к нему, и развитием чрезмерного тщеславия. Такие дети не считаются ни с чем, и поэтому их поведение может приобрести асоциальный характер. Реакция ребенка на любую неудачу может оказаться депрессивной или боязливой. Чрезмерные требования, предъявляемые к речи детей: понуждение к повторению непонятных и трудных слов, декламация стихов перед посторонними, перегрузки чтением, не соответствующим возрасту и развитию, — одна из самых распространенных причин возникновения заикания.

Отношение окружающих к дефекту имеет решающее значение для течения заикания. Родители могут помочь ребенку в момент появления заикания и оказать положительное влияние на его речь. Однако многие из них, пытаясь исправить речь ребенка самостоятельно, обращают внимание на каждую его ошибку и запинку, принуждают его к подражанию или правильному повторению слова. В результате чего ребенок еще более сосредоточивается на дефекте речи, а чем больше заикающийся фиксирует внимание на своих речевых неудачах, тем хуже становится его речь.

Иногда, заметив, что ребенок заикается, родители начинают обращаться с ним как с больным. Они выражают ему свое сочувствие, волнуются, идут на разнообразные уступки, чрезмерно за-ласкивают его. Ребенок быстро замечает, что симптомы заикания дают ему определенные преимущества, и не стремится избавиться от этого недостатка. Некоторые родители пытаются подавить заикание ребенка постоянными порицаниями, но это только усугубляет степень тяжести заикания. Ребенок в этом случае занимает или защитную, или агрессивную позицию.

Заикание также может быть следствием подражания.

Большую роль в возникновении заикания играют психические травмы, которые могут быть острыми и хроническими.

Острая травма — сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Обычно эта травма вызывается эмоциями страха или испуга, но также и чрезмерно радостными состояниями.

Хроническая психическая травма — длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье.

Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые, подвержены бурным эмоциональным реакциям.

Необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что если все перечисленные факторы действуют на ребенка в период формирования речи, характера и личности (4-5 лет), то функция речи, как самая хрупкая в этом возрасте, может пострадать в первую очередь.

Симптоматика и виды заикания

 

Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Судороги бывают различными по типу, локализации (месту возникновения) и силе выраженности.

Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические. Тонические судороги мышц проявляются в виде внезапного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего сразу несколько мышечных групп (язык, глотка, диафрагма). Весь речевой аппарат заикающегося как бы скован, рот часто полуоткрыт, либо, наоборот, губы плотно сомкнуты, все лицо резко напряжено и отражает физические усилия, которые прилагает заикающийся, чтобы произнести звук. В речи наблюдаются длительные остановки в начале или середине слова (к...роватъ, линей...ка, зм...ея).

Клонические судороги — насильственное, многократное, ритмичное сокращение мышц речевого аппарата. При этом заикающийся повторяет либо отдельный звук, либо слог (к-к-к-конфета, мо-мо-мо-локд).

Обычно и тонические и клонические судороги бывают у одного и того же заикающегося, тогда тип судорог определяется как смешанный — клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог).

Некоторые исследователи указывают, что в начальный период течения заикания преобладают клонические судороги, по мере утяжеления присоединяются тонические судороги.

Локализация судорог. Судорожные сокращения мышц в процессе общения могут преобладать в каком-либо отделе периферического речевого аппарата. Выделяют: артикуляционные, голосовые, дыхательные судороги. Обычно судороги бывают смешанные, но какой-либо вид преобладает (дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т. д.)

Тяжесть проявления речевых судорог. Различают три степени заикания: тяжелая степень, средняя степень, легкая степень. Заикание считается слабым, если оно едва заметно и не мешает речевому общению ребенка, сильным считается заикание, при котором в результате длительных судорог речевое общение становится практически невозможным. Итак, при легкой степени наблюдаются запинки в спонтанной связной речи; при средней степени - запинки в монологической и диалогической речи; при тяжелой - запинки во всех формах речи. Степень тяжести заикания зависит от многих причин и непостоянна у одного и того же человека. Кроме того, при сильной степени наблюдаются также сопутствующие движения и эмболофразия.

Сопутствующие движения возникают при заикании не сразу, а, как правило, проявляются, когда дефект прогрессирует и принимает более тяжелые формы. Проявляются они в судорожных движениях различных групп внеречевой мускулатуры лица, шеи, туловища, конечностей. Различают непроизвольные, т. е. не зависящие от воли говорящего, сопутствующие движения, и произвольные.

Непроизвольные сопутствующие движения вызываются тем, что возникающие в различных отделах речевого аппарата спазмы иррадируют в мышцы лица и другие части тела. Так может возникнуть зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притоптывание ногами, разнообразные движения туловищем.

Произвольные сопутствующие движения возникают наряду с произвольными и вызываются тем, что заикающийся, стремясь побороть возникающие судороги речевого аппарата, сознательно прибегает к различным приемам: покашливает, переступает с ноги на ногу, трясет руками, крутит головой, трогает ухо, дергает пуговицу и т. п.

Иногда трудно различить произвольные сопутствующие движения и непроизвольные, так как один вид часто переходит в другой. Заметив однажды, что сопутствующее движение помогло в разговоре, заикающийся начинает применять его сознательно. У него появляется уверенность, что подобные приемы значительно ослабляют заикание. В дальнейшем, как правило, эти приемы не только не облегчают, но, напротив, еще больше затрудняют речь.

При  хроническом течении заикания практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания слова или звуки типа: «а», «э-э», «вот это», «это», «вот» и т. п. Такое явление называется эмбо-лофразией, а сами слова — эмболами.

Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми трудными звуками. Использование эмболов, как правило, не осознается заикающимися.

Еще одним характерным симптомом заикания является страх перед устной речью, боязнь тех звуков или слов, которые, по мнению заикающегося, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией или страхом речи. Под воздействием страха заикающийся не может произнести эти звуки и слова или особенно сильно запинается на них.

Страх речи (логофобия) приводит к тому, что заикающиеся начинают заменять при произнесении отдельные трудные для них звуки и слова другими. При этом смысл высказывания часто искажается, что не всегда осознается заикающимися.

Для заикающихся детей характерно двигательное беспокойство, проявляющееся в постоянных и беспорядочных движениях, например в приседании, подпрыгивании, подергивании тела или конечностей. Это беспокойство может проявляться и во сне: вздрагивание, сбрасывание одеяла, постоянное изменение позы.

Один из внешних признаков заикания - расстройство дыхания. Неречевое дыхание у заикающихся, как правило, поверхностное, ритм неустойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Нарушение же речевого дыхания у них настолько резко выражено, что некоторые исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции.

Появление судорожных запинок часто связано с фонетическими характеристиками звуков. К звукам, которые чаще других сопровождаются судорогами, относятся глухие и звонкие смычные согласные, особенно [п], [т], [к]. Судороги часто появляются на сочетаниях этих звуков с другими согласными. Судорожные запинки чаще встречаются при произнесении распространенных предложений, сложных по своей грамматической структуре.

На появление запинок влияет и ритмическая структура слов. Запинки чаще возникают на предударных и ударных слогах и практически не появляются на заударных слогах. Наиболее часто запинки возникают на первом слоге слова или фразы.

Все описанные симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Обычно без специального логопедического воздействия заикание усиливается. Однако у одного и того же ребенка степень тяжести заикания весьма изменчива, поскольку большую роль играют обстоятельства, в которых протекает речь. Например, наедине с собой, с игрушками, с мнимым собеседником он говорит без запинок, но присутствие других людей оказывает на его речь воздействие. Разговор с людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, может не вызвать затруднений, но беседа с малознакомыми людьми или с теми, кого ребенок боится или стесняется, сразу же вызывает усиление заикания.

Состояние речи тесно связано также с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, заикание обычно усиливается во время болезни, при переутомлении, при возбуждении от подвижных игр. Наблюдаются также колебания в проявлении заикания в связи с погодой, временем года, условиями жизни, питанием.

Тема: Организация работы воспитателя в группе детей

С заиканием

 

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. Оно характеризуется расстройством темпа, ритма и плавности устной речи.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц) в момент произношения. Заикание мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, осложняет положение ребенка в детском коллективе.

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпо-ритмической организации высказывания, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Интерес к лечению заикания имеет многовековую давность, однако только в XIX столетии началась научная разработка этой проблемы. Изучением, предупреждением и лечением заикания стали заниматься специалисты таких научных дисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и др.

Большая заслуга принадлежит ученым, доказавшим необходимость лечения заикания на ранних этапах его возникновения. По данным отечественных и зарубежных ученых, заикаются примерно 2-5% детей от их общего числа. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

По этиологическому признаку различают два вида заикания.

 

1. Эволюционное заикание, развивающееся в период становления развернутой фразовой речи в возрасте от 2 до 5 лет, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы (психиатр И. А. Сикорский назвал его «детской болезнью»).

2. Симптоматическое заикание (как правило, у взрослых), возникающее на фоне органического поражения центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях, поражениях сосудов и т. п.).

Большинство исследователей считают, что появление заикания обусловлено рядом факторов: биологических, психологических, социальных. Из них основные:

1. Биологические факторы:

общая предрасположенность к заиканию, обусловленная развитием ребенка;

особенности индивидуального развития центральной нервной системы, которые обусловливают особую ранимость речевой функции у детей 2-5 лет;

раннее речевое развитие с бурным накоплением словаря;

недоразвитие речи (при нехватке элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения своих мыслей);

перевоспитание леворукости (у 33 % детей с перевоспитанной леворукостью развивается заикание);

половой деморфизм (у мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек);

органические заболевания центральной нервной системы (поражение головного мозга может происходить в разные периоды развития);

патологическое течение беременности (механические, химические, эндокринные, инфекционно-воспалительные процессы, несовместимость крови матери и плода и другие факторы);

родовые травмы, асфиксия (удушье);

соматическое предрасположение (результат перенесенных инфекций, интоксикаций и травм при различных детских заболеваниях).

2. Психологические факторы:

До появления заикания родители часто отмечают у ребенка как нерешительность, робость, неуверенность в себе, пугливость, тревожность (например, страх за близких людей), так и противоположные качества: возбудимость, демонстративность со склонностью к бурным агрессивным вспышкам, негативизм.

3. Социальные факторы

Социальные условия развития ребенка могут играть положительную, выравнивающую роль, но могут оказывать и отрицательное, неблагоприятное воздействие.

Возникновению заикания способствуют условия воспитания, ведущие к избалованности ребенка, неровное воспитание, «воспитание примерного ребенка».

Избалованный ребенок, как правило, недостаточно активно вступает во взаимодействие с окружающими. Низкие требования, предъявляемые к нему со стороны окружающих, приводят к тому, что ребенок не может всесторонне проявить свои возможности и часто вынужден подчиняться другим детям. В таких случаях ребенок боязлив, не уверен в себе и скован.

При этом страдает формирование соответствующего возрасту поведения. Избалованные дети нередко подвергаются насмешкам со стороны товарищей по играм, что заставляет их сторониться сверстников. Нарушается социальный контакт с коллективом. Избалованные дети склонны удовлетворять свои желания, проявляя упрямство и агрессивность.

Если ребенок лишен родительской любви и понимания в противоположность избалованному, то он реагирует на принуждение, если оно очекбрезкое, сопротивлением и агрессией.

Довольно часто в семье складывается ситуация, когда у родителей отсутствует единство действий и требований по отношению к ребенку. То непомерно высокие, то заниженные требования к ребенку, излишняя строгость одного из родителей и полное попустительство со стороны другого вызывает у него двойственное состояние, возбуждение и торможение нервных процессов одновременно. Такое неровное воспитание часто приводит к страхам (фобиям), что является благотворной почвой для возникновения заикания.

Воспитание «примерного ребенка» характеризуется высокими требованиями, предъявляемыми к нему, и развитием чрезмерного тщеславия. Такие дети не считаются ни с чем, и поэтому их поведение может приобрести асоциальный характер. Реакция ребенка на любую неудачу может оказаться депрессивной или боязливой. Чрезмерные требования, предъявляемые к речи детей: понуждение к повторению непонятных и трудных слов, декламация стихов перед посторонними, перегрузки чтением, не соответствующим возрасту и развитию, — одна из самых распространенных причин возникновения заикания.

Отношение окружающих к дефекту имеет решающее значение для течения заикания. Родители могут помочь ребенку в момент появления заикания и оказать положительное влияние на его речь. Однако многие из них, пытаясь исправить речь ребенка самостоятельно, обращают внимание на каждую его ошибку и запинку, принуждают его к подражанию или правильному повторению слова. В результате чего ребенок еще более сосредоточивается на дефекте речи, а чем больше заикающийся фиксирует внимание на своих речевых неудачах, тем хуже становится его речь.

Иногда, заметив, что ребенок заикается, родители начинают обращаться с ним как с больным. Они выражают ему свое сочувствие, волнуются, идут на разнообразные уступки, чрезмерно за-ласкивают его. Ребенок быстро замечает, что симптомы заикания дают ему определенные преимущества, и не стремится избавиться от этого недостатка. Некоторые родители пытаются подавить заикание ребенка постоянными порицаниями, но это только усугубляет степень тяжести заикания. Ребенок в этом случае занимает или защитную, или агрессивную позицию.

Заикание также может быть следствием подражания.

Большую роль в возникновении заикания играют психические травмы, которые могут быть острыми и хроническими.

Острая травма — сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Обычно эта травма вызывается эмоциями страха или испуга, но также и чрезмерно радостными состояниями.

Хроническая психическая травма — длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье.

Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые, подвержены бурным эмоциональным реакциям.

Необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что если все перечисленные факторы действуют на ребенка в период формирования речи, характера и личности (4-5 лет), то функция речи, как самая хрупкая в этом возрасте, может пострадать в первую очередь.

Симптоматика и виды заикания

 

Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Судороги бывают различными по типу, локализации (месту возникновения) и силе выраженности.

Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические. Тонические судороги мышц проявляются в виде внезапного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего сразу несколько мышечных групп (язык, глотка, диафрагма). Весь речевой аппарат заикающегося как бы скован, рот часто полуоткрыт, либо, наоборот, губы плотно сомкнуты, все лицо резко напряжено и отражает физические усилия, которые прилагает заикающийся, чтобы произнести звук. В речи наблюдаются длительные остановки в начале или середине слова (к...роватъ, линей...ка, зм...ея).

Клонические судороги — насильственное, многократное, ритмичное сокращение мышц речевого аппарата. При этом заикающийся повторяет либо отдельный звук, либо слог (к-к-к-конфета, мо-мо-мо-локд).

Обычно и тонические и клонические судороги бывают у одного и того же заикающегося, тогда тип судорог определяется как смешанный — клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог).

Некоторые исследователи указывают, что в начальный период течения заикания преобладают клонические судороги, по мере утяжеления присоединяются тонические судороги.

Локализация судорог. Судорожные сокращения мышц в процессе общения могут преобладать в каком-либо отделе периферического речевого аппарата. Выделяют: артикуляционные, голосовые, дыхательные судороги. Обычно судороги бывают смешанные, но какой-либо вид преобладает (дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т. д.)

Тяжесть проявления речевых судорог. Различают три степени заикания: тяжелая степень, средняя степень, легкая степень. Заикание считается слабым, если оно едва заметно и не мешает речевому общению ребенка, сильным считается заикание, при котором в результате длительных судорог речевое общение становится практически невозможным. Итак, при легкой степени наблюдаются запинки в спонтанной связной речи; при средней степени - запинки в монологической и диалогической речи; при тяжелой - запинки во всех формах речи. Степень тяжести заикания зависит от многих причин и непостоянна у одного и того же человека. Кроме того, при сильной степени наблюдаются также сопутствующие движения и эмболофразия.

Сопутствующие движения возникают при заикании не сразу, а, как правило, проявляются, когда дефект прогрессирует и принимает более тяжелые формы. Проявляются они в судорожных движениях различных групп внеречевой мускулатуры лица, шеи, туловища, конечностей. Различают непроизвольные, т. е. не зависящие от воли говорящего, сопутствующие движения, и произвольные.

Непроизвольные сопутствующие движения вызываются тем, что возникающие в различных отделах речевого аппарата спазмы иррадируют в мышцы лица и другие части тела. Так может возникнуть зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притоптывание ногами, разнообразные движения туловищем.

Произвольные сопутствующие движения возникают наряду с произвольными и вызываются тем, что заикающийся, стремясь побороть возникающие судороги речевого аппарата, сознательно прибегает к различным приемам: покашливает, переступает с ноги на ногу, трясет руками, крутит головой, трогает ухо, дергает пуговицу и т. п.

Иногда трудно различить произвольные сопутствующие движения и непроизвольные, так как один вид часто переходит в другой. Заметив однажды, что сопутствующее движение помогло в разговоре, заикающийся начинает применять его сознательно. У него появляется уверенность, что подобные приемы значительно ослабляют заикание. В дальнейшем, как правило, эти приемы не только не облегчают, но, напротив, еще больше затрудняют речь.

При  хроническом течении заикания практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания слова или звуки типа: «а», «э-э», «вот это», «это», «вот» и т. п. Такое явление называется эмбо-лофразией, а сами слова — эмболами.

Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми трудными звуками. Использование эмболов, как правило, не осознается заикающимися.

Еще одним характерным симптомом заикания является страх перед устной речью, боязнь тех звуков или слов, которые, по мнению заикающегося, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией или страхом речи. Под воздействием страха заикающийся не может произнести эти звуки и слова или особенно сильно запинается на них.

Страх речи (логофобия) приводит к тому, что заикающиеся начинают заменять при произнесении отдельные трудные для них звуки и слова другими. При этом смысл высказывания часто искажается, что не всегда осознается заикающимися.

Для заикающихся детей характерно двигательное беспокойство, проявляющееся в постоянных и беспорядочных движениях, например в приседании, подпрыгивании, подергивании тела или конечностей. Это беспокойство может проявляться и во сне: вздрагивание, сбрасывание одеяла, постоянное изменение позы.

Один из внешних признаков заикания - расстройство дыхания. Неречевое дыхание у заикающихся, как правило, поверхностное, ритм неустойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Нарушение же речевого дыхания у них настолько резко выражено, что некоторые исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции.

Появление судорожных запинок часто связано с фонетическими характеристиками звуков. К звукам, которые чаще других сопровождаются судорогами, относятся глухие и звонкие смычные согласные, особенно [п], [т], [к]. Судороги часто появляются на сочетаниях этих звуков с другими согласными. Судорожные запинки чаще встречаются при произнесении распространенных предложений, сложных по своей грамматической структуре.

На появление запинок влияет и ритмическая структура слов. Запинки чаще возникают на предударных и ударных слогах и практически не появляются на заударных слогах. Наиболее часто запинки возникают на первом слоге слова или фразы.

Все описанные симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Обычно без специального логопедического воздействия заикание усиливается. Однако у одного и того же ребенка степень тяжести заикания весьма изменчива, поскольку большую роль играют обстоятельства, в которых протекает речь. Например, наедине с собой, с игрушками, с мнимым собеседником он говорит без запинок, но присутствие других людей оказывает на его речь воздействие. Разговор с людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, может не вызвать затруднений, но беседа с малознакомыми людьми или с теми, кого ребенок боится или стесняется, сразу же вызывает усиление заикания.

Состояние речи тесно связано также с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, заикание обычно усиливается во время болезни, при переутомлении, при возбуждении от подвижных игр. Наблюдаются также колебания в проявлении заикания в связи с погодой, временем года, условиями жизни, питанием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.057 с.)