Вопрос 1. Основные этапы развития права международных договоров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Основные этапы развития права международных договоров



Одной из отраслей международного права, в которой наибольшим образом, чем в других, необходимо учитывать исторический фактор, является право международных договоров. Это объяснятся несколькими причинами

Во-первых, это одна из древнейших отраслей международного права, нормы которой были уже достаточно серьезно разработаны в Древнем мире.

Во-вторых, основными источниками права международных договоров являются, как известно, Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями от 21 марта 1986 г. В обеих этих конвенциях обычай, как и раньше, считается источником права международных договоров, и вопросы, которые не нашли отражения в конвенциях, по-прежнему регулируются нормами международного обычного права.

В-третьих, не все государства являются участниками данных конвенций. Венская конвенция 1969 г. вступила в силу 27 января 1980 г. На сегодняшний день в ней участвуют более девяноста государств, в том числе Российская Федерация. Венская конвенция 1986 г. пока в силу не вступила. Согласно статье 85 это произойдет на тридцатый день с даты сдачи на хранение тридцать пятой ратификационной грамоты или документа о присоединении государств.

И, наконец, в-четвертых, серьезную роль в регламентации договорной деятельности государств играет их внутреннее законодательство. Например, в России вопросы международных договоров регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» и рядом других нормативно-правовых актов. В связи с этим, необходимо учитывать историко-правовой опыт страны, ее конституционно-правовые особенности и т.д.

Анализ истории права международных договоров позволяет выделить следующие этапы.

Первый этап относится к Древнему миру (до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

Данному этапу следует уделить достаточно большое внимание, т.к. именно в этот период формировались основные нормы, многие из которых являются действующими до сих пор. Нормы права международных договоров в этот период имели обычно-правовой характер. Как справедливо замечает О.И. Тиунов, «история международного права свидетельствует о том, что наиболее важные его положения сложились в виде норм обычного права. Это относится к нормам любой классической, т.е. прошедшей через века, отрасли международного права. Такие его принципы и нормы, как принцип «pacta sunt servanda», неприкосновенность дипломатических представителей, принцип свободы открытого моря, правила признания и правопреемства государств, право вооруженных конфликтов, международное гуманитарное право, международное право прав человека и т.д., первоначально сложились как обычно-правовые правила».

Самыми древними были международные договоры о заключении браков. Они являлись важнейшими политическими актами. Например, брак вавилонской царевны Шуммуримат (Семирамиды) с ассирийским царем Шамаши-Агади II привел к необычайному росту в Ассирии влияния вавилонской религии и культуры.

Около 3100 г. до н.э. правители месопотамских городов-государств Умма и Лагаш заключили договор, который подтверждал существующую государственную границу и провозгласил ее неприкосновенность, стороны обязались разрешать споры мирным путем на основе арбитража. Исполнение договора гарантировалось клятвами и обращением к богам.

Однако традиционно первым международным договором в истории считается договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хеттушилем III, заключенный в 1278 г. до н.э. С 1317 по 1251 г. до н.э. Египтом правил Рамзес II.В 1312 г. Рамзес с 20-тысячной армией пошел на город Кадеш, находившийся в руках хеттов, т.к. это давало контроль за всей территорией Сирии. Битва закончилась вничью и стала началом 14-летней войны между египтянами и хеттами.

Около 1278 г. до н.э. по инициативе Хеттушиля III был заключен мирный договор. Он был написан клинописью на серебряных таблицах. В удостоверение подлинности документа на передней стороне доски имелось изображение царя, стоящего рядом с богом ветра и молнии Тешубом. На оборотной стороне была изображена царица в сообществе солнечной богини Аринны.

Рамзес принял условия мирного договора и в знак согласия отправил Хеттушилю другую серебряную доску с начертанным на ней текстом мирного договора.

Договор состоял из трех частей. Видимо, с тех пор классическая форма международных договоров является трехчастной. Первая часть представляла собой введение, в котором говорилось, что испокон веков хетты и египтяне не были врагами, и отношения между ними испортились в правление брата Хеттушиля, сражавшегося с Рамзесом. Со дня подписания данного "прекрасного договора", между царями устанавливались "на вечные времена" мир, дружба и братство.

Вторая часть – это был текст договорных статей. Заключался дружественный наступательный и оборонительный союз, причем указывалась возможность поддержки друг друга при борьбе не только с внешними, но и внутренними врагами в случае восстаний и мятежей. Договор также предусматривал выдачу политических перебежчиков, их имущества и людей.

Третья часть содержала обращение к богам, клятвы и проклятия против нарушителей договора. Указывалось, что за честное выполнение этого договора боги даруют здоровье и благоденствие.

Позже этот договор был скреплен династическим браком Рамзеса II с дочерью Хеттушиля III. Косвенно этот договор был направлен против другого древневосточного государства - Ассирии, которое активно стало приобретать влияние на международной арене в этот период.

В важнейшем собрании политической мудрости Древней Индии – Артхашастре, принадлежавшей перу полулегендарного Каутильи (IV-III вв. до н.э.), говорилось о мирных договорах. Они должны заключаться только с равными или более сильными королями, на слабых же – необходимо нападать. Судя по всему, индийские правители пользовались этими советами, т.к. их внешняя политика была достаточно удачной. Основателю мощной державы Маурья – Чандрагупте, удалось заключить мир с преемником Александра Македонского Селевком. В I-II вв. н.э. индийские посольства были в Римской империи.

В XII в. до н.э. возникло большое Китайское царство, которое в VIII в. до н.э. распалось на мелкие царства. В связи с тем, что на них часто осуществлялись набеги в 546 г. до н.э. они заключили между собой соглашение об отказе от разрешения спорных вопрос с помощью военной силы и обращении к третейскому суду. Это был первый в истории договор о ненападении.

В Древней Греции заключение международных договоров, которые рассматривались как нечто магическое, считалось одной из главных задач послов. Существовало мнение, что нарушение договора влечет за собой кару. Поэтому заключение договоров сопровождалось клятвами в присутствии магистратов города, где подписывался договор, и проклятьями в адрес нарушителей. Если на почве договора возникали споры, их рассматривала третейская комиссия, которая могла налагать на нарушителей пени в пользу какого-либо божества в особо крупных размерах. В случае неподчинения, могла объявляться "священная война".

После принятия договора каждая сторона должна была вырезать его текст на каменном столбе и хранить в одном из главных храмов. Например, в Афинах – в храме Афины Паллады на Акрополе. Договоры писались на нескольких языках, по числу договаривающихся сторон. Один текст обязательно поступал в государственный архив. В случае объявления войны между ранее договорившимися городами, стела разбивалась.

На договорной основе строились и древнегреческие симмахии, напоминающие международные организации. Самыми значительными из них были Лакедемонская и Афинская (Делосская). У них были общие органы, принимавшие решения.

Лакедемонская симмахия образовалась в VI в. до н.э. как союз городов и общин Пелопонесса, во главе которого стояла Спарта. Высшим союзным органом было общее собрание (силлогос), созываемое Спартой один раз в год. Все города, входившие в союз, имели в нем по одному голосу, вне зависимости от их величины и значения. Дела решались большинством голосов.

Во главе Афинской или Делосской симмахии стояли Афины. Она образовалась во время греко-персидских войн для борьбы с персами. Входившие в нее союзники платили особый взнос (форос) в общественную казну на Делосе, и они гораздо больше, чем в Лакедемонской симмахии зависели от своего главного города. Постепенно Делосская симмахия превратилась в афинскую державу (архэ).

Отношения между обеими симмахиями были враждебными, Во второй половине V в. до н.э. это привело к общегреческой Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н.э.). Во время этой войны заключалось огромное количество разнообразных международных договоров. Ученые насчитали их около двадцати типов: о мире, о союзе, о границах, об арбитраже, о взаимной помощи, о ненападении, о торговле, о праве вступать в брак с иностранцами, о праве участвовать в общеэллинских играх и другие.

Древний Рим знал уже более тридцати видов международных договоров, которые делились на: 1) равные, заключаемые с независимыми государствами, 2) неравные, устанавливавшие покровительство и защиту со стороны римского народа.

Второй этап в развитии права международных договоров охватывает период с V до середины XVII вв. Именно в этот период на основе обычаев впервые сложились некоторые международные правила, которых государства стали придерживаться в своих взаимоотношениях. Таких правил можно насчитать три: договоры должны соблюдаться, послы являются неприкосновенными, государство, заявившее о своем нейтралитете в войне, не должно оказывать воюющим никакой помощи.

Огромное влияние на становление этих правил оказала религия, благодаря которой обычай «договоры должны соблюдаться» приобрел подкрепление в религиозных источниках. Этот факт никогда не отрицался юристами-международниками. Однако следует отметить работу Ю.Я. Баскина, который первым в постсоветский период написал работу по данному вопросу. Позже об этом труде Ю.С. Безбородов напишет: «… Ю.Я. Баскин анализирует также соотношение принципа сотрудничества и принципа pacta sunt servanda в религии и международном праве. И здесь также опережающим значением отличается религиозное знание, а именно Новый Завет, где для всего христианского мира эти принципы были закреплены впервые».

В этот период впервые на международную арену вышло Древнерусское государство. Как отмечал И.И. Лукашук, «начиная со своего образования в IX веке, Киевская Русь поддерживала активные связи с Византией. Заключались мирные и союзные договоры. При помощи договоров решался сложный вопрос о статусе русских дипломатов и купцов во время пребывания в Византии. Договоры скреплялись религиозной клятвой. Русы клялись Перуном и Велесом, «скотьим богом». Представители Византии по христианскому обычаю целовали крест».

Кроме известных трех договоров киевских князей с греками 911, 945 и 971 гг., сохранились международные торговые договоры периода раздробленности. Анализ данных договоров, проведенный Ф.И. Кожевниковым, показал, что «в этом отношении наибольшее значение имеют договоры Новгорода 1195, 1257 и 1270 гг. и Смоленска 1229 г.».

При французском короле Филиппе IV Красивом (1285-1314) появилось новое правило: международные договоры преимущественно были письменными, они составлялись на латинском языке. Международные же переговоры стали вестись на французском.

В XVI - первой половине XVII вв. началось становление науки международного права. Гуго Гроций, считающийся «отцом науки международного права», написавший в годы Тридцатилетней войны в Европе трактат «О праве войны и мира», отнес обязательность соблюдения любых договоров, в том числе и международных, к естественному праву.

Третий этап в развитии права международных договоров приходится на вторую половину XVII - первую половину XX вв. Тридцатилетняя война закончилась подписанием Вестфальского мира в 1648 г. и установлением так называемой Вестфальской системы, которая, как считают многие юристы-международники, сохранятся до сих пор. Государства договорились о незыблемости принципов государственного суверенитета и территориальной целостности. Это оказало существенное влияние на право международных договоров: теперь ни один международный договор не мог посягать на суверенитет государства, на государственную территорию. Даже оккупация не могла приводить к аннексии.

Вестфальская система сегодня вызывает абсолютно противоположную оценку специалистов. Так, директор Исследовательского института Германского общества внешней политики К. Кайзер утверждает, что «Вестфальский договор закрепил суверенитет государства в сфере внутренней и внешней политики и тем самым – принцип невмешательства во внутренние дела государств. «Вестфальская система» – это система уважающих суверенитет друг друга и в принципе равных между собой государств, которые сами определяют свою внутреннюю политику и свободны в своих внешних действиях». В то же время высказываются и противоположные точки зрения: Вестфальская система в современном мире не работает, т.к. отдельные государства уже не в состоянии справиться с проблемами в условиях глобализации.

Так или иначе, необходимо признать, что закрепление Вестфальской системой принципа государственного суверенитета позволило придать международным договорам значение основной формы межгосударственного общения. Не зря поэтому, в дальнейшем началась эпоха международных конгрессов, на которых посредством переговоров решались все важнейшие вопросы мировой политики. Так, например, на Венском конгрессе 1814-1815 гг. на основании международного соглашения была закреплена раздробленность Германии, представлявшей к тому времени 38 самостоятельных немецких княжеств.

В XIX веке право международных договоров активно развивалось и юристами-международниками. Например, учрежденный в 1873 г. Институт международного права, продолжающий функционировать до сих пор как неофициальное научное общество, состоящее из 132 членов и членов корреспондентов, сыграл выдающуюся роль в разработке принципов и норм международного права. В конце XIX века он фактически выполнял функции, которые теперь принадлежат Комиссии международного права ООН, Генеральной Ассамблее, а также другим комитетам и комиссиям ООН. В 1892 г. Институтом была разработана резолюция о международном учреждении для опубликования договоров. И хотя эта идея была реализована только в ХХ веке, ученые серьезно обогнали политиков в этом вопросе.

    Серьезный вклад в развитие права международных договоров также был внесен на I (1899 г.) и II (1907 г.) Гаагских конференциях мира. Обычно принято считать, что данные конференции имели огромную роль в развитии международного гуманитарного права. Однако впервые в истории государства, находящиеся накануне Мировой войны, путем заключения международных договоров попытались ограничить ужасы предстоящей войны.

После Первой мировой войны был сделан новый шаг в понимании важности развития права международных договоров. В Уставе Лиги Наций 1919 г. нормы о международных договорах были отнесены к разряду норм, способствующих поддержанию мира косвенным образом. Они касались обязательств государств не заключать секретных договоров, пересмотра договоров, ставших неактуальными или оказавшихся невыполнимыми, обязательств содействовать разоружению и обязательств о мирном переходе к независимости колониальных стран.

К 1928 г. относится первая попытка кодифицировать право договоров. Была разработана Гаванская конвенция о международных договорах, но в силу она не вступила, т.к. не набрала необходимого числа ратификаций.

Четвертый этап начался после 1945 г. Его главное содержание определяется тем, что впервые принцип добросовестного выполнения международных обязательств был возведен в ранг общепризнанного принципа международного права. В статье 38 Статута Международного Суда ООН 1945 г. международные конвенции были поставлены на первое место среди источников, которыми руководствуется Суд при разрешении международных споров.

Начался новый этап кодификации права международных договоров. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями от 21 марта 1986 г. были задуманы и приняты как универсальные. Как отмечает С.А. Егоров, говоря о конвенции 1969 г., «отечественные доктрина и практика международного права исходили и исходят из того, что благодаря принятию этой конвенции впервые в истории международных отношений удалось привести в порядок разнообразную и часто противоречивую мировую договорную практику государств, сократить до известной меры различия в понимании того, как должны действовать международные договоры между государствами. С вступлением в 1980 г. Венской конвенции 1969 г. в силу можно утверждать, что право международных договоров в отношениях между государствами, до этого бывшее почти полностью обычно-правовым, приобрело договорно-правовой характер».

Несмотря на это, развитие права международных договоров продолжается.

До сих пор не вступила в силу Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями от 21 марта 1986 г.

С сентября 2000 г., когда проходил Саммит тысячелетия, стало практиковаться ежегодное проведение в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций дней международных договоров.

Таким образом, человечество проделало огромный путь, прежде чем международный договор стал основным источником международного права и позволил государствам общаться друг с другом не с точки зрения силы, а с позиции равных суверенных субъектов. Развитие данной отрасли международного права далеко не исчерпано.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.016 с.)