Тема 3. Особенности психодиагностического обследования и диагноза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Особенности психодиагностического обследования и диагноза.



Тема 3. Особенности психодиагностического обследования и диагноза.

План

1. Психодиагностическое обследование.

2. Психологический диагноз.

3. Сообщение результатов психодиагностического исследования клиенту

4. Требования к итоговому заключению

Психодиагностическое обследование

 

Психодиагностическое обследование – это деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз. Эта деятельность включает в себя следующие этапы:

1. Предварительная подготовка.

- Различение клиента и заказчика.

- Формулирование цели обследования. Сложности формулирования у заказчика.

- Заключение соглашения.

- Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки, размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп, отсутствие шумов, музыки, посторонних.

- Подбор методик. Обработка и хранение результатов.

Установление контакта и мотивация испытуемых.

- Атмосфера дружелюбия и деловитости, создание у испытуемого серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и не превращать дружелюбие в панибратство.

- Мотивация может быть разной, основная цель – заинтересовать испытуемых тестированием. Гарантия конфиденциальности при необходимости.

- Максимально полная инструкция. Писать на доске. Отсекать лишние вопросы («спросите потом»).

- Требование к личностно-профессиональным качествам психодиагноста: умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и добиваться искренности в ответах.

3. Сбор данных в соответствии с задачей исследование (собственно обследование).

Обработка, интерпретация и анализ данных. Диагноз и прогноз. Рекомендации.

5. Представление результата. Форма представления в соответствии с задачей исследования (от справки до отчета). Особенности написания заключения.

Любое психодиагностическое обследование не является для психолога самоцелью. Психологическая деятельность всегда включена в широкий круг профессиональных задач и поэтому знания, полученные в процессе диагностики не должны оказываться бесполезными или просто интересными. Основная проблема, с которой сталкивается психолог, заключается в правильном планировании этого обследования, причем планирование должно учитывать задачи и реальные условия их выполнения.

При планировании психодиагностического обследования необходимо ответить на ряд вопросов.

 

Вопросы, от решения которых зависит планирование обследования

1. Для чего нужно проводить обследование (что может дать это обследование).

2. Какое знание должно быть получено в результате проведенного обследования. Под словом «какое» скрывается глубина знания.

3. Как нужно диагностировать. Это вопрос о выборе средств и методов диагностики. Ответ на этот вопрос связан с факторами, определяющими включение методик в программу обследования.

 

Факторы, определяющие включение методик в программу обследования

1. Направленность методики на диагностику именно тех особенностей, в изучении которых заинтересован диагност (предмет диагностики).

Качество психометрических показателей: валидности и надежности.

Пригодность методики для работы с конкретным контингентом и в конкретных условиях.

4. Трудоемкость в плане затрат на подготовку, проведение, обработку и интерпретацию результатов.

Уровень квалификации исследователя и вспомогательного персонала.

 

Требования к программе психодиагностического обследования

1. Программа методик должна быть узкоспециализированной (т.е. направленной на решение конкретной задачи), но разносторонней, т.е. направленной на объективное измерение состояния индивида (или группы) в конкретный момент.

Требования к соотношению методик в программе обследования

Очень сложной проблемой является соотношение стандартизированных измерительных методик и экспертных (клинических) техник обследования. Для правильного решения этой проблемы нужно представлять себе преимущества или недостатки тех или иных техник в конкретной ситуации.

От соотношения методик в программе обследования зависит эффективность результатов обследования.

Планирование организационного обеспечения обследования

Завершающий этап планирования психодиагностического обследования связан с решением технических вопросов проведения обследования.

–какой инструментарий будет использован;

–есть ли он в наличии;

–можно ли его размножить (бланки);

–есть ли помещение и подходит ли оно;

–есть ли достаточно времени;

–подготовка выборки;

–составление четкой программы.

Таким образом, необходимо провести работу по размножению стимульного материала и бланков для обследования, подготовить помещение для проведения обследования, подготовить технические средства, оборудование, если они необходимы для проведения обследования, составить расписание проведения обследования. Оно должно быть удобным для клиента и для диагноста.

 

Психологический диагноз

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

При передаче психологической информации психодиагност стремится получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определяет отношение клиента к информации и к нему самому как источнику информации. С этой целью психодиагност может попросить клиента повторить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том, насколько понятна информация.

Одним из главных моментов передачи психодиагностической информации является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему различие задачи социальной или этической и задачи психологической, которую решает психодиагност.

Одной из форм сообщения результатов психодиагностического обследования являются психометрические данные, выраженные в определенных баллах, шкалах и других метрических величинах. В этом случае индивидуальные результаты клиента можно представить как точку на шкале возможных результатов. Т.о., клиент получает критерии оценки своих результатов, полученных психодиагностом по методике, оценочные действия он может провести сам.

В большинстве случаев пользователи психологической информации склонны к ее оценке. Для психолога важно сформировать адекватное восприятие информации. Например, можно ввести контекст возрастной или индивидуальной нормы психического развития. Сделать все, чтобы увести клиента от самостоятельной интерпретации психодиагностической информации. В ином случае необходимо узнать как он это делает. Особенно необходимо контролировать распространение психодиагностической информации среди детей и подростков и не распространять среди них оценочную психологическую информацию.

Итак, основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации:

- сообщать информацию, а не оценивать ее;

- сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом.

Требования к итоговому заключению

Примерный алгоритм заключения

1. Описание проблем, жалоб индивида (например, на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания, утомляемости).

2. Описание плана и программы диагностики.

3. Краткое описание специфики работы испытуемого с методиками (уровень сопротивления, защитные реакции, заинтересованность в исследовании, критичность в самооценке). Чем сохраннее личность, тем обычно глубже выражена эмоциональная реакция на диагностику в целом. Безучастное отношение к факту тестирования наблюдается при глубокой депрессии и существенных отклонениях от нормы.

4. Ответ на конкретный вопрос заказчика. Эта часть заключения излагается в виде отдельных положений, доказывающих или опровергающих исходную гипотезу, и иллюстрируется данными тестирования.

5. В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при тестировании. Резюме ни в коем случае не должносодержать суждение о диагнозе, т.к. психотерапевтический диагноз может быть лишь итогом общего клинического изучения субъекта.

 

Тема 3. Особенности психодиагностического обследования и диагноза.

План

1. Психодиагностическое обследование.

2. Психологический диагноз.

3. Сообщение результатов психодиагностического исследования клиенту

4. Требования к итоговому заключению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.009 с.)